Подчинительные союзы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Лазарева Ирина Александровна

Данный урок предусмотрен в тематическом планировании по программе Ладыженской Т.Ф. в 7 классе.

Материал урока дает возможность уяснить   значения подчинительных союзов, научить конструировать предложения с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podchinitelnye_soyuzy.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: «Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов».

 

Методическое обоснование урока:

Данный урок предусмотрен в тематическом планировании по программе Ладыженской Т.Ф. в 7 классе.

Материал урока дает возможность уяснить   значения подчинительных союзов, научить конструировать предложения с ними.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер,  Интернет, проектор, презентация, раздаточный материал.

Цель урока: познакомиться   с типами подчинительных союзов; сформировать умение разграничивать типы союзов.

Задачи:

Образовательные:  

- выявление различий между сочинительными и подчинительными союзами;

- изучение типов подчинительных союзов;

 Развивающие:

- развитие внимания,   пунктуационной грамотности учащихся, логического мышления.

Воспитательные:

-воспитание нравственности через понятия: любовь, доброта.

Образовательные технологии: технология критического мышления, ИКТ.

План урока:

 Орг. момент (1 мин)

 2. Вызов. Постановка учебной задачи (3 мин)

 4. Осмысление (10 мин)

 5. Динамическая минутка (1мин)

 6. Закрепление изученного материала (10 мин)

 7. Рефлексия (3 мин)

 8. Домашнее задание (1 мин)  

Формы учебно-познавательной деятельности: работа в группах, фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, работа с текстом.

Тип урока:   изучение нового материала

Методы обучения: 

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

По степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, групповая работа

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, исследовательский.

Приемы учебной деятельности: анализ и синтез, обобщение, классификация.

Принципы обучения: логичность, последовательность, практическая направленность, индивидуализация.

Средства обучения:

- визуальные – мультимедиа, текст, учебник, Интернет.

- аудиальные – рассказ учителя, ответы учащихся.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Вызов:  постановка учебной проблемы

4. Осмысление: поиск решения учебной проблемы,

    работа в группах по составлению кластера.

5. Динамическая минутка.

6 Обсуждение полученных результатов.

7. Рефлексия: закончите предложение, прием «Паруса»

8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов.

Ход урока:

Орг момент

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания!

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Мне хочется сегодня получить удовольствие от общения с вами.

 Сегодня на уроке у нас  небольшой символ - символ корабля. Это символ движения вперед. Но пока он у нас без парусов. В конце нашего урока вы прикрепите паруса к нашему кораблю знаний.

Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня мы еще что-то узнаем, чему-то научимся. Но чем мы сегодня будем заниматься? Зачем мы сюда пришли? Чтобы это понять, давайте выполним небольшое задание:

Вызов. Постановка учебной задачи.

Каждая группа получает задания, на выполнение 3 минуты.

Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Если вам встретились сложные предложения, то установите взаимосвязь между частями данных предложений. Охарактеризуйте эту взаимосвязь. (можно составить схему)

  1. Небо потемнело, и пошел снег. ССП
  2. Небо потемнело, потому что пошел снег. СПП
  3. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. СПП

4) Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. ССП

Проверка. Первая группа отвечает устно, а остальные группы выбирают эксперта, и отвечает только он. Он будет дополнять ответ первой группы или исправлять  от лица всей вашей группы.

2.Осмысление.

Задание. Ребята, попробуйте сейчас определить цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке, используя ваши знания и выполненную работу по карточкам ?

(одну группу союзов мы знаем, а некоторые союзы нам были непонятны?)

Запись темы урока: «Подчинительные союзы»

- Правильно, ребята, мы познакомимся еще с одной группой союзов – подчинительными союзами.

- Что мы уже о них знаем, анализируя предложения в карточках? ( что они связывают 2 простых предложения в составе СПП).

   - Где мы можем добыть остальную информацию? ( правильно: или в учебнике или в Интернете)

   - У вас на столе учебник и компьютер. Изучите материал (параграф 59) Материал на портале Интернета  и составьте кластер под названием «Подчинительные союзы». Спикер группы отчитается за вашу совместную работу.    

Ссылка на портал «Ярус» http://yarus.aspu.ru/?id=527

Время (8 мин)

(выступают спикеры от каждой группы. )

Учитель: Верно, мы рассказали, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Послушайте текст:

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Динамическая минутка:

Ребята, а давайте и мы дотянемся до такого высокого чувства, как доброта. Закройте глаза, потянитесь к доброте, но перед нами преграда: злость, равнодушие, зависть, оттолкните их от себя, возьмите эту доброту и прижмите к сердцу. Теплее вам стало? Я хочу, чтобы у вас всегда было такое теплое доброе сердце.

 

Работа с текстом:

Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

- Верно. Назовите союзы и их   признаки. (Называют союзы)

Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: «Трудный выбор» “Подружка”...) Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)

Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

- Распределите все союзы в 2 колонки, сочинительные и подчинительные.

- Работа в группах: заполните последнюю  колонку  значение подчинительных союзов

 

 

 

Предложение

союз

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, …… началась гроза.

 

Потому что

причина

2.

Я влез на лавку и открыл окно, ….. в лицо мне хлынула прохлада.

Чтобы

 

Цель

3.

…… грохот резко обрывался, я замирал.

Когда

 

время

4.

В этот момент мне показалось, …. земля и небо живые.

Что

изъяснительное

5.

Всюду волнуются деревья, …… рокочет гул голосов.

Словно

 

Сравнение

6.

….. бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз

условие

 Выводы.

- Что мы сегодня узнали на уроке? ( значения подчинительных союзов)

 

- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?

( причинны, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)

Рефлексия:

 Продолжите высказывания по уроку, но с использованием подчинительных союзов: Сегодня   я почувствовал….

        ….у меня получилось…

        ….я понял, что теперь могу…

                                …. меня удивило…

                                   ….мне захотелось….

                           ….урок мне дал для жизни.

Но ребята. Что мы забыли? Наш корабль знаний без парусов, значит, он не движется. Мы должны прикрепить паруса. Какие, это зависит от вас.

(прикрепляем)

Домашнее задание:    Сочините загадку с использованием подчинительного союза на тему «Весна»


Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:        

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Не знаю, кого выбрать, потому что они все прекрасны, - сказала Любовь.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

___________________________________________________________________

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:        

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Не знаю, кого выбрать, потому что они все прекрасны, - сказала Любовь.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь

 

Предложение

союз

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, …… началась гроза.

 

2.

Я влез на лавку и открыл окно, ….. в лицо мне хлынула прохлада.

 

3.

…… грохот резко обрывался, я замирал.

4.

В этот момент мне показалось, …. земля и небо живые.

5.

Всюду волнуются деревья, …… рокочет гул голосов.

6.

….. бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

        

 

Предложение

союз

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, …… началась гроза.

 

Потому что

причина

2.

Я влез на лавку, открыл окно, ….. в лицо мне хлынула прохлада.

Чтобы

 

Цель

3.

…… грохот резко обрывался, я замирал.

Когда

 

время

4.

В этот момент мне показалось, …. земля и небо живые.

Что

изъяснительное

5.

Всюду волнуются деревья, …… рокочет гул голосов.

Словно

 

Сравнение

6.

….. бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз

условие

  1. Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.
  2. Небо потемнело, и пошел снег.  
  3. Небо потемнело, потому что пошел снег.  
  4. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.  
  5.  Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.  

  1. Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.
  2. Небо потемнело, и пошел снег.  
  3. Небо потемнело, потому что пошел снег.  
  4. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.  
  5.  Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.  

  1. Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.
  2. Небо потемнело, и пошел снег.  
  3. Небо потемнело, потому что пошел снег.  
  4. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.  
  5.  Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.  

  1. Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.
  2. Небо потемнело, и пошел снег.  
  3. Небо потемнело, потому что пошел снег.  
  4. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.  
  5.  Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.  

  1. Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.
  2. Небо потемнело, и пошел снег.  
  3. Небо потемнело, потому что пошел снег.  
  4. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.  
  5.  Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Подчинительные союзы и союзные слова

Презентация к уроку русского языка "Подчинительные союзы и союзные слова"....

презентация к уроку "Сочинительные и подчинительные союзы"

Изучение темы"Сочинительные и подчинительные союзы" на уроках русского языка в 7 классе может пройти интересно и познавательно, если обратиться к биографии М.В.Ломоносова.Именно  Михаил Вас...

Сочинительные и подчинительные союзы

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Сочинительные и подчинительные союзы"...

Сочинительные и подчинительные союзы.

Урок русского языка в 7 классе по ФГОС. Учебник Ладыженской....