Сложноподчиненные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Супрун Ирина Викторовна

 Цель урока: учить находить(определять) в тексте СПП с придаточными определительными, руководствуясь признаками этой группы СПП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok9b.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 9-б класс. Супрун И.В.

Сложноподчиненные предложения.

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Форма урока: урок комбинированного типа

 Цель урока: учить находить(определять) в тексте СПП с придаточными определительными, руководствуясь признаками этой группы СПП

Планируемые результаты урока.

Метапредметные:

Развить у учащихся:

-знаково-символическое моделирование

- умение обращаться с разными источниками информации

- навыки работы в группе

- умения принимать и учитывать разные точки зрения

- навыки проводить аналогии, обобщать, сопоставлять, делать выводы

- умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Предметные:

Развитие у учащихся умения:

- дифференцировать  СПП с придаточными определительными

- показывать взаимосвязь главного и придаточного определительного в составе СПП  посредством смыслового вопроса

- предупреждать и редактировать  ошибки в построении СПП с придаточными определительными и различать их и простые осложнённые обособленным определением, выраженным причастным оборотом

- работать со словарями различной лингвистической направленности

Личностные: формировать мотивацию изучения русского языка; создание возможностей самореализации средствами русского языка.

Оборудование: слайд-презентация картин М.Лермонтова, отрывок из произведения «Герой нашего времени» М.Лермонтова, учебник, словари, ноутбук, мультимедийный проектор.

                                                        ХОД   УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А

К

Т

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

Учитель включает слайд- презентацию картин М.Ю.Лермонтова на фоне музыки из романса на его слова.

У: Все эти картины принадлежат кисти одного человека. Можете предположить, кто их автор?

- Мы его знаем как художника слова. Как вы думаете, кому принадлежат эти картины?

У: Предположите, почему я вдруг решила использовать их на уроке русского языка?

На доску проецируется текст , дублируется распечатанным вариантом.(Знаки препинания расставлены частично)

У: Можете определить, из какого произведения Лермонтова отрывок?

-Давайте прочитаем его.

- (К ученику) Скажи, с какими трудностями тебе пришлось столкнуться при чтении?

(ЧЕМ они были вызваны?)

- Назовите номера этих предложений

- Почему были выбраны именно эти предложения? Что их объединяет?

- Правильно ли я понимаю, что во всех  этих предложениях присутствует только подчинительная связь?

У: Какое впечатление произвёл на вас текст?

-Чем удивил?

-Что показалось непонятным?

У: Какие вы видите способы определения их лексического значения?

(Одному учащемуся из каждой группы предлагается прибегнуть к услугам Интернета)

- Всем предлагается  из перечня словарей, лежащих на партах выбрать те, которые они сочтут нужными и в них найти значения слов.

_Скажите, какие из словарей вы выбрали? (интересуется учитель, обращаясь в группы)

После обсуждения: Какой из способов поиска оптимальнее?

У: Что вам даёт знание значения этих слов.

_РЕБЯТА, работу с текстом мы продолжим позже.

Восприятие, осмысление

М.Ю.Лермонтову

Что-то связано  с именем поэта.

Будем использовать тексты, отрывки  из его произведений

«Герой нашего времени»

 

Один из учащихся читает текст

При чтении мы руководствуемся знаками препинания, а они здесь не везде расставлены.

№№ 2, 4, 5, 10

Все они СПП.

Нет, в 10 предложении СПП с сочинительной  И подчинительной Связью.

Соотносится с картинами.

Изобразительно-выразительными средствами, используемыми автором.

Осложнённые оборотами предложения (7)

Непонятными показались слова: купы чинар, духан, промоина…

Словарь, Интернет

Толковый, этимологический, Даля, синонимов

Более осмысленную картину. Понимание текста.

Постановка

проблемы

Построение проекта

Выхода

Из затрудн.

У: Обращаю внимание на тему сегодняшнего урока.

- Предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока

- Вернёмся к тексту. Найдите предложение с придаточным определительным

-Чем вы руководствовались?

- Как вы думаете, это единственный  признак СПП с придаточным определительным?

(Продолжаем работать с предложением №2)

Это известная для вас информация.

-Попытаемся вместе привести  и  другие доводы

Наводящие вопросы:

( ПРЕДЛОЖЕНИЕ №2 из текста)

-Что в себе содержит придаточное определительное в смысловом отношении?

- От чего задаёте вопрос к придаточному определительному?

-Что является средством связи?

(называем часть речи)

Вам предстоит сейчас осмыслить услышанное и ,познакомившись со статьёй учебника на стр.69-70, дополнить полученную информацию и сделать определённые выводы.

-находить придаточные определительные в тексте

- определять средства связи в СПП с придат.определит.

№2

- слово который

Наверное, нет.

Характеризует предмет

От сущ. или  слова его заменяющего

Союзные слова

Реализация

 

У: Предлагаю вам сейчас в течение 5-7 минут

поработать в группах.

1 группа составит ПАМЯТКУ «Признаки СПП с придаточным определительным»

2 группа составляет кластер (схему, алгоритм) «СПП с придаточными определительными»

3 группа

 Ребята выбирают  СПП с придаточными определительными. Из соответствующих этим предложениям букв сложите кодовое слово.

ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ:

--Что вы узнали нового, выполняя это задание?

Работа в группах

В примечании

ПОБЕДА

-Союзные слова, которые могут связывать простые предложения  в составе СПП с придаточными определительными; -определяемым словом может быть не только существительное, но и слова в значении существительного;

- для выявления определяемого слова могут использоваться указательные слова;

Первичное

Закрепление

Во внешн.

речи

Теперь предлагаю вернуться к отрывку из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

 У: По данному тексту ученик написал сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского (ПРОЧИТАТЬ его- на листочках у ребят). Отрывок из этого сочинения предлагается вашему вниманию.

- Прочитайте его. Один из учащихся читает.

 Скажите, какой из частей (в рамках структуры сочинения-рассуждения) он соответствует?

- Что вы можете сказать об  этой работе?

-Какие у вас замечания?

-По структуре предложений?

- Вспомните, как мы с вами определяли ошибки в СПП с придаточными изъяснительными. Осуществите правку этих предложений.

- Какие ещё особенности текста в качестве аргументов  вы можете привести?

(Какой тип речи преобладает? Чем осложнены простые предложения?)

- Каким образом мы сможем использовать их в  качестве аргументов?

- Как  считаете – вы  достаточно подготовлены к написанию дома сочинения-рассуждения по данному тексту?

- Хотите ли вы меня о чём-то спросить?

-напомните, какую мы  преследовали цель на уроке?

-Мы добились поставленной цели?

-Было ли что-то выполнено сверх задачи?

Знакомство с текстом сочинения.

Доказательства, аргументы.

Ошибки и недочёты в построении предложений.

Ученики осуществляют правку предложений.

Тип речи – описание преобладает.

Обособленные обстоятельства.

Вводные слова.

Правка предложений; работа по лексике со словарями; увидели картины, написанные Лермонтовым.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение, используя в своей работе, где это возможно, СПП с придаточными определительными.

Записывают задание

Оценка собственной деятельности

У: Спасибо за урок.

- К сегодняшнему уроку я попросила наших учителей из худ.школы нарисовать горку.

Она вам ничего не напоминает?

-А с учётом связи с литературой?

Попрошу вас на импровизированной горке показать, на каком уровне каждый из вас достиг поставленных на уроке задач.

-Похоже на утёс (У Лермонтова стихотворение «УТЁС»

Прикрепляют магнитики на импровизированной горке успеха.

                                                        Текст.

(1)Я ехал на перекладных из Тифлиса.(2) Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана  который до половины был набит путевыми записками о Грузии. (3) Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.

    (4) Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет  когда я въехал в Койшаурскую  долину. (5) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору  и во всё горло распевал песни.

    (6) Славное место эта долина! (7) Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая  бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью  и сверкает, как змея своею чешуёю.

     (8) Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана.(9) Тут толпились  шумно десятка два грузин  и горцев; поблизости караван верблюдов остановился  для ночлега.(10) Я должен был нанять  быков  чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору  потому что была уже осень и гололедица, - а эта гора имеет около двух вёрст длины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"

Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями  СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...