Сложноподчиненные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Цель урока: учить находить(определять) в тексте СПП с придаточными определительными, руководствуясь признаками этой группы СПП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok9b.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 9-б класс. Супрун И.В.
Сложноподчиненные предложения.
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Форма урока: урок комбинированного типа
Цель урока: учить находить(определять) в тексте СПП с придаточными определительными, руководствуясь признаками этой группы СПП
Планируемые результаты урока.
Метапредметные:
Развить у учащихся:
-знаково-символическое моделирование
- умение обращаться с разными источниками информации
- навыки работы в группе
- умения принимать и учитывать разные точки зрения
- навыки проводить аналогии, обобщать, сопоставлять, делать выводы
- умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Предметные:
Развитие у учащихся умения:
- дифференцировать СПП с придаточными определительными
- показывать взаимосвязь главного и придаточного определительного в составе СПП посредством смыслового вопроса
- предупреждать и редактировать ошибки в построении СПП с придаточными определительными и различать их и простые осложнённые обособленным определением, выраженным причастным оборотом
- работать со словарями различной лингвистической направленности
Личностные: формировать мотивацию изучения русского языка; создание возможностей самореализации средствами русского языка.
Оборудование: слайд-презентация картин М.Лермонтова, отрывок из произведения «Герой нашего времени» М.Лермонтова, учебник, словари, ноутбук, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
А К Т У А Л И З А Ц И Я | Учитель включает слайд- презентацию картин М.Ю.Лермонтова на фоне музыки из романса на его слова. У: Все эти картины принадлежат кисти одного человека. Можете предположить, кто их автор? - Мы его знаем как художника слова. Как вы думаете, кому принадлежат эти картины? У: Предположите, почему я вдруг решила использовать их на уроке русского языка? На доску проецируется текст , дублируется распечатанным вариантом.(Знаки препинания расставлены частично) У: Можете определить, из какого произведения Лермонтова отрывок? -Давайте прочитаем его. - (К ученику) Скажи, с какими трудностями тебе пришлось столкнуться при чтении? (ЧЕМ они были вызваны?) - Назовите номера этих предложений - Почему были выбраны именно эти предложения? Что их объединяет? - Правильно ли я понимаю, что во всех этих предложениях присутствует только подчинительная связь? У: Какое впечатление произвёл на вас текст? -Чем удивил? -Что показалось непонятным? У: Какие вы видите способы определения их лексического значения? (Одному учащемуся из каждой группы предлагается прибегнуть к услугам Интернета) - Всем предлагается из перечня словарей, лежащих на партах выбрать те, которые они сочтут нужными и в них найти значения слов. _Скажите, какие из словарей вы выбрали? (интересуется учитель, обращаясь в группы) После обсуждения: Какой из способов поиска оптимальнее? У: Что вам даёт знание значения этих слов. _РЕБЯТА, работу с текстом мы продолжим позже. | Восприятие, осмысление М.Ю.Лермонтову Что-то связано с именем поэта. Будем использовать тексты, отрывки из его произведений «Герой нашего времени»
Один из учащихся читает текст При чтении мы руководствуемся знаками препинания, а они здесь не везде расставлены. №№ 2, 4, 5, 10 Все они СПП. Нет, в 10 предложении СПП с сочинительной И подчинительной Связью. Соотносится с картинами. Изобразительно-выразительными средствами, используемыми автором. Осложнённые оборотами предложения (7) Непонятными показались слова: купы чинар, духан, промоина… Словарь, Интернет Толковый, этимологический, Даля, синонимов Более осмысленную картину. Понимание текста. |
Постановка проблемы Построение проекта Выхода Из затрудн. | У: Обращаю внимание на тему сегодняшнего урока. - Предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока - Вернёмся к тексту. Найдите предложение с придаточным определительным -Чем вы руководствовались? - Как вы думаете, это единственный признак СПП с придаточным определительным? (Продолжаем работать с предложением №2) Это известная для вас информация. -Попытаемся вместе привести и другие доводы Наводящие вопросы: ( ПРЕДЛОЖЕНИЕ №2 из текста) -Что в себе содержит придаточное определительное в смысловом отношении? - От чего задаёте вопрос к придаточному определительному? -Что является средством связи? (называем часть речи) Вам предстоит сейчас осмыслить услышанное и ,познакомившись со статьёй учебника на стр.69-70, дополнить полученную информацию и сделать определённые выводы. | -находить придаточные определительные в тексте - определять средства связи в СПП с придат.определит. №2 - слово который Наверное, нет. Характеризует предмет От сущ. или слова его заменяющего Союзные слова |
Реализация |
У: Предлагаю вам сейчас в течение 5-7 минут поработать в группах. 1 группа составит ПАМЯТКУ «Признаки СПП с придаточным определительным» 2 группа составляет кластер (схему, алгоритм) «СПП с придаточными определительными» 3 группа Ребята выбирают СПП с придаточными определительными. Из соответствующих этим предложениям букв сложите кодовое слово. ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ: --Что вы узнали нового, выполняя это задание? | Работа в группах В примечании ПОБЕДА -Союзные слова, которые могут связывать простые предложения в составе СПП с придаточными определительными; -определяемым словом может быть не только существительное, но и слова в значении существительного; - для выявления определяемого слова могут использоваться указательные слова; |
Первичное Закрепление Во внешн. речи | Теперь предлагаю вернуться к отрывку из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». У: По данному тексту ученик написал сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского (ПРОЧИТАТЬ его- на листочках у ребят). Отрывок из этого сочинения предлагается вашему вниманию. - Прочитайте его. Один из учащихся читает. Скажите, какой из частей (в рамках структуры сочинения-рассуждения) он соответствует? - Что вы можете сказать об этой работе? -Какие у вас замечания? -По структуре предложений? - Вспомните, как мы с вами определяли ошибки в СПП с придаточными изъяснительными. Осуществите правку этих предложений. - Какие ещё особенности текста в качестве аргументов вы можете привести? (Какой тип речи преобладает? Чем осложнены простые предложения?) - Каким образом мы сможем использовать их в качестве аргументов? - Как считаете – вы достаточно подготовлены к написанию дома сочинения-рассуждения по данному тексту? - Хотите ли вы меня о чём-то спросить? -напомните, какую мы преследовали цель на уроке? -Мы добились поставленной цели? -Было ли что-то выполнено сверх задачи? | Знакомство с текстом сочинения. Доказательства, аргументы. Ошибки и недочёты в построении предложений. Ученики осуществляют правку предложений. Тип речи – описание преобладает. Обособленные обстоятельства. Вводные слова. Правка предложений; работа по лексике со словарями; увидели картины, написанные Лермонтовым. |
Домашнее задание | Написать сочинение-рассуждение, используя в своей работе, где это возможно, СПП с придаточными определительными. | Записывают задание |
Оценка собственной деятельности | У: Спасибо за урок. - К сегодняшнему уроку я попросила наших учителей из худ.школы нарисовать горку. Она вам ничего не напоминает? -А с учётом связи с литературой? Попрошу вас на импровизированной горке показать, на каком уровне каждый из вас достиг поставленных на уроке задач. | -Похоже на утёс (У Лермонтова стихотворение «УТЁС» Прикрепляют магнитики на импровизированной горке успеха. |
Текст.
(1)Я ехал на перекладных из Тифлиса.(2) Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана который до половины был набит путевыми записками о Грузии. (3) Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.
(4) Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет когда я въехал в Койшаурскую долину. (5) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во всё горло распевал песни.
(6) Славное место эта долина! (7) Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.
(8) Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана.(9) Тут толпились шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега.(10) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица, - а эта гора имеет около двух вёрст длины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»
Презентация по русскому языку...
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)
Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....
Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"
Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...