Буквы з и с на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжить формирование умений воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; воспитание любви к литературе родного края.
Оборудование: таблицы, текст М.И.Ростовцева, сигнальные карточки(з-с), контрольно-измерительные материалы для 5 класса, словари строенияслов (З.А.Потиха, В.Тихонов), наглядные пособия, зимние пейзажные зарисовки И.Э.Грабаря и фотографии из журналов, музыка «Времена года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kombinirovannogo_tipa.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС. СЕМИНАР.
Урок комбинированного типа.
Учитель: Супрун И.В.
5-б класс, МОУ «СОШ №12»
2009- 2010 уч. год.
Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок».
Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжить формирование умений воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; воспитание любви к литературе родного края.
Оборудование: таблицы, текст М.И.Ростовцева, сигнальные карточки(з-с), контрольно-измерительные материалы для 5 класса, словари строенияслов (З.А.Потиха, В.Тихонов), наглядные пособия, зимние пейзажные зарисовки И.Э.Грабаря и фотографии из журналов, музыка «Времена года».
Методы и приёмы: словесный, наглядный, поисковый; практическая работа, индивидуальная, групповая работа, работа по вариантам, частичный анализ текста, дигностика результатов обучения, взаимопроверка.
Этапы урока.
1. | Рефлексия. «Подари улыбку» Учитель: Доброе утро! Ребята, начнём сегодняшний урок с улыбки, и тогда, я убеждена, он будет плодотворным и принесёт много положительных эмоций нам всем. | |
2. | Вступление. Слово учителю. Наши весёлые друзья (человечки) сегодня снова с нами. И прячутся за ними, как и на предшествующем уроке, приставки. Вчера мы познакомились с приставками первой группы. А сегодня наши друзья просят помочь им добрать из одного домика в другой, используя приставки этой группы. --Как вы думаете, слова какой части речи мы будем создавать сейчас?(Глаголы) --А что вы можете сказать о форме этих глаголов? (Этот вопрос может быть задан как в этот момент , так и после того, как глаголы будут названы. Обратить внимание, что это могут быть глаголы прошедшего времени с корнем –ш- и суффиксом –л-, окончание –и.) Думаю, наши друзья остались довольны вами. | На доске наглядное пособие. Вышли,пошли, перешли, подошли, обошли, дошли, зашли. |
3. | Проверка домашнего задания. --Все ли приставки первой группы вы сейчас использовали?(нет)Приведите примеры с другими приставками этой группы из домашней работы. Подведём итог: в чем же заключается секрет приставок первой группы? У кого есть ответ в стихотворной форме?( Читают сочинённые ими четверостишия.) Например: Они просты и многолики, В них вряд ли сделаешь ошибки. Им пару средь приставок не ищите, А лучше их на память заучите. | Из текста М.И. Ростовцева примеры: необычайно, пробормочет, невнятно, смолкнет, впечатление, уснуло, направлялся, убегал, враз, сбить, вокруг |
4. | Изучение новой темы. Сегодня мы будем узнавать секреты приставок второй группы. И вновь поможет нам текст нашего земляка Михаила Ивановича Ростовцева. Ученица выразительно читает текст. Звучит музыка «У камина» Вы уже знакомились с этим текстом, выполняя домашнее задание. Но мне очень хотелось, чтоб вы услышали его на фоне музыки. --Скажите, изменилось ли восприятие текста? Почему это произошло?(более живо предстали описываемые картины). --Как вы сами представили описанное автором? Я просила вас поискать фотографии или репродукции картин, близких к содержанию текста. (Показывают. Учитель обращает внимание на иллюстративный материал.) Д-З:Дома вы о своих впечатлениях от прогулок по зимнему лесу(используя личные наблюдения или иллюстративный материал) напишете сочинение-миниатюру. --А как сам автор добивается того, чтоб мы представили всё описанное им? --Объясните название текста «Белая «книга». Почему оно взято в кавычки? Какие ещё слова взяты в кавычки? Объясните значение этих слов. (Слова: «читать», «грамотеев», «почерк».) --Что ещё добавляет волшебства этому тексту? ( 7 предложение-олицетворение). -- Как связаны предложения 10 и 11(личное местоимение), 9 и 10 (сочинительный союз)? -- Недавно мы изучали лексические особенности русского языка. Чем в этом смысле для нас интересно 13 предложение? (синонимы, антонимы контекстуальные). --А чем оно интересно применительно к новой теме урока?( слово с приставкой – расскажут). Задание: выпишите из текста слова с приставками 2 группы. Напоминаю, что на столе у вас есть таблицы-помощники и алгоритм работы с приставками. Два из записанных вами слов отличаются от других. Назовите их.(Расскажут, рассеяны).В чём их особенность?(две буквы –с- на стыке приставки и корня). -- Но таких слов в русском языке много, и некоторые из них нам для запоминания предлагают авторы учебника. Вывод: В чём же секрет приставок второй группы? | Записываем число, тему. Пороша* Д. Слово почерк – индив работа со словарём. Таблицы на партах. Слова(ответ): изредка, расскажут, возвращаются, раздвигаться, рассеяны, расписывается). Учебник: Рассвет, Рассчитать, НО: расчёт, расчётливый.
|
5. | Физкультминутка. Учитель: На дворе зима, а у нас тепло и солнечно. Пришёл добрый садовник, выкопал лунки, разбросал по ним семена цветов. Пригрело солнышко, расплескало свои лучи, проклюнулись росточки, взглянули друг на друга, потянулись к солнышку, вдохнули свежего воздуха, расправили листики, выкинули бутончики, осмотрелись. Подул ветерок, наклонились цветочки влево, вправо, закружились, показали свои ладошки солнышку и распустились, сказав: «А вот и мы!» --Проверим вашу память. Запомнили ли вы слова с приставками 2 группы? (разбросал, расплескало, взглянули, расправили, распустились) | |
6. | Закрепление материала. А) работа с контрольно-измерительными материалами. С. 48-49. Тест№19, задание А1 по вариантам. Б)Замените существительные с предлогами прилагательными: 1вар. 2вар. Без конца -- без звёзд – Без границы -- без сил – Без следа -- без славы – Без звука -- без страха – Без связи -- без души – Проверка с помощью сигнальных карт- з-с Индивидуальное задание: «Приставки играют в прятки». З: выделите приставки 2 группы в словах: Водоразборная(колонка), перераспределение, нераспустившийся, невосполнимый, безрассудно. | Время выполнения -1 минута. Взаимопроверка. Ответ: 1вар-«4» 2вар-»3» В это время индивидуально «Приставки играют в прятки». Проверка Индив задания |
7. | Выводы. Маленькие человечки ищут друзей. Каждому ученику даны карточки со словами, уч-ся вставляют мысленно пропущенную букву , встают и подходят к одному из весёлых человечков. В результате(если ребята правильно выбрали букву в приставке) должна получиться радуга( карточки семи цветов). | Двое ребят в роли весёлых человечков держат наглядное пособие—на человечке указаны приставки з-с. |
8. | Учитель подводит итоги. Радуга – это радость, хорошее настроение. Оценки. Если останется время, в подарок детям стихотворение из «Радионяни»:
«Секреты приставок на з-с» Чтоб было меньше случаев неясных И чтоб отметок не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Живут на свете, людям помогая, Приставки через-, из-, воз- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. |
«Секреты приставок на з-с»
Чтоб было меньше случаев неясных
И чтоб отметок не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки через-, из-, воз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
«Секреты приставок на з-с»
Чтоб было меньше случаев неясных
И чтоб отметок не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки через-, из-, воз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
«Секреты приставок на з-с»
Чтоб было меньше случаев неясных
И чтоб отметок не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки через-, из-, воз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Правописание букв З и С на конце приставок.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....
«Буквы з, с на конце приставок»
Урок русского языка...
Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...
Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...
« Буквы З - С на конце приставок».
Урок-путешествие по теме "Буквы З и С на конце приставок"....
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....