Буквы з и с на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Супрун Ирина Викторовна

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжить формирование умений воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; воспитание любви к литературе родного края.

Оборудование: таблицы, текст М.И.Ростовцева, сигнальные карточки(з-с), контрольно-измерительные материалы для 5 класса, словари строенияслов (З.А.Потиха, В.Тихонов), наглядные пособия, зимние пейзажные зарисовки И.Э.Грабаря и фотографии из журналов, музыка «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kombinirovannogo_tipa.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МАСТЕР – КЛАСС. СЕМИНАР.                                                           

                                                                                    Урок комбинированного типа.

                                                                                           Учитель: Супрун И.В.

                                                                                            5-б класс, МОУ «СОШ №12»

                                                                                             2009- 2010 уч. год.

Тема урока: «Буквы з  и  с на конце приставок».

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжить формирование умений воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; воспитание любви к литературе родного края.

Оборудование: таблицы, текст М.И.Ростовцева, сигнальные карточки(з-с), контрольно-измерительные материалы для 5 класса, словари строенияслов (З.А.Потиха, В.Тихонов), наглядные пособия, зимние пейзажные зарисовки И.Э.Грабаря и фотографии из журналов, музыка «Времена года».

Методы и приёмы: словесный, наглядный, поисковый; практическая работа, индивидуальная, групповая работа, работа по вариантам, частичный анализ текста, дигностика результатов обучения, взаимопроверка.

 

                                                Этапы урока.

1.

Рефлексия. «Подари улыбку»

Учитель: Доброе утро! Ребята, начнём сегодняшний урок с улыбки, и тогда, я убеждена, он будет плодотворным  и принесёт много положительных эмоций нам всем.

2.

Вступление. Слово учителю.

Наши весёлые друзья (человечки) сегодня снова с нами. И прячутся за ними, как и на предшествующем уроке, приставки. Вчера мы познакомились с приставками первой группы. А сегодня наши друзья просят помочь им добрать из одного домика в другой, используя приставки этой группы.

--Как вы думаете, слова какой части речи мы будем создавать сейчас?(Глаголы)

--А что вы можете сказать о форме этих глаголов?

(Этот вопрос может быть задан как в этот момент , так и после того, как глаголы будут названы. Обратить внимание, что это могут быть глаголы прошедшего времени с корнем –ш- и суффиксом –л-, окончание –и.)

Думаю, наши друзья остались довольны вами.

На доске наглядное

пособие.

Вышли,пошли, перешли, подошли, обошли, дошли, зашли.

3.

Проверка домашнего задания.

--Все ли приставки первой группы вы сейчас использовали?(нет)Приведите примеры с другими приставками этой группы из домашней работы.

Подведём итог: в чем же заключается секрет приставок первой группы? У кого есть ответ в стихотворной форме?( Читают сочинённые ими четверостишия.)

Например: Они просты и многолики,

                  В них вряд ли сделаешь ошибки.

                  Им пару средь приставок не ищите,

                  А лучше их на память заучите.

Из текста М.И. Ростовцева примеры: необычайно, пробормочет, невнятно, смолкнет, впечатление, уснуло, направлялся, убегал, враз, сбить, вокруг

4.

Изучение новой темы.

Сегодня мы будем узнавать секреты приставок второй группы. И вновь  поможет нам текст нашего земляка Михаила Ивановича Ростовцева.

Ученица выразительно  читает текст. Звучит музыка «У камина»

Вы уже знакомились с этим текстом, выполняя домашнее задание. Но мне очень хотелось, чтоб вы услышали его на фоне музыки.

--Скажите, изменилось ли восприятие текста?

Почему это произошло?(более живо предстали описываемые картины).

--Как вы сами представили описанное автором? Я просила вас поискать фотографии или репродукции картин, близких к содержанию текста. (Показывают. Учитель обращает внимание на иллюстративный материал.)

Д-З:Дома вы о своих впечатлениях от прогулок по зимнему лесу(используя личные наблюдения или иллюстративный материал) напишете сочинение-миниатюру.

--А  как сам автор добивается того, чтоб мы представили всё описанное им?

--Объясните название текста «Белая «книга». Почему оно взято в кавычки? Какие ещё слова взяты в кавычки? Объясните значение этих слов.

(Слова: «читать», «грамотеев», «почерк».)

--Что ещё  добавляет волшебства этому тексту?

( 7 предложение-олицетворение).

-- Как связаны предложения 10 и 11(личное местоимение), 9 и 10 (сочинительный союз)?

-- Недавно мы изучали лексические особенности русского языка. Чем в этом смысле для нас  интересно 13 предложение? (синонимы, антонимы контекстуальные).

--А чем оно интересно применительно к новой теме урока?( слово с приставкой – расскажут).

Задание: выпишите из текста слова с приставками 2 группы.  Напоминаю, что на столе у вас есть таблицы-помощники и алгоритм работы с приставками.

Два из записанных вами слов отличаются от других. Назовите их.(Расскажут, рассеяны).В чём их особенность?(две буквы –с- на стыке приставки и корня).

-- Но таких слов в русском языке много, и некоторые из них нам для запоминания предлагают авторы учебника.

Вывод: В чём же секрет приставок второй группы?

Записываем число, тему.

Пороша*

Д. Слово почерк – индив работа со словарём.

Таблицы на партах.

Слова(ответ): изредка, расскажут, возвращаются, раздвигаться, рассеяны, расписывается).

Учебник:

Рассвет,

Рассчитать,

НО: расчёт,

 расчётливый.

 

5.

Физкультминутка.

Учитель: На дворе зима, а у нас тепло и солнечно.

Пришёл добрый садовник, выкопал лунки, разбросал по  ним семена цветов. Пригрело солнышко, расплескало свои лучи, проклюнулись росточки, взглянули друг на друга, потянулись к солнышку, вдохнули свежего воздуха, расправили листики, выкинули бутончики, осмотрелись. Подул ветерок, наклонились цветочки влево, вправо, закружились, показали свои ладошки солнышку  и распустились, сказав: «А вот и мы!»

--Проверим вашу память. Запомнили ли вы слова с приставками 2 группы? (разбросал, расплескало, взглянули, расправили, распустились)  

6.

Закрепление материала.

А) работа с контрольно-измерительными материалами.

  С. 48-49. Тест№19, задание А1 по вариантам.

Б)Замените существительные с предлогами прилагательными:

        1вар.                                     2вар.

Без конца --                            без  звёзд –

Без границы --                        без сил –

Без следа --                              без славы –

Без звука --                               без страха –

Без связи --                               без души –

Проверка с помощью сигнальных карт- з-с

Индивидуальное задание:

«Приставки играют в прятки». З: выделите приставки 2 группы в словах:

Водоразборная(колонка), перераспределение, нераспустившийся, невосполнимый, безрассудно.

Время выполнения -1 минута.

Взаимопроверка.

Ответ: 1вар-«4»

            2вар-»3»

В это время индивидуально «Приставки играют в прятки».

Проверка

Индив задания

7.

Выводы. Маленькие человечки ищут друзей.

Каждому ученику даны карточки со словами, уч-ся вставляют мысленно пропущенную букву , встают и подходят к одному из весёлых человечков.

В результате(если ребята правильно выбрали букву в приставке) должна получиться радуга( карточки семи цветов).

 Двое ребят в роли весёлых человечков держат наглядное пособие—на  человечке указаны приставки з-с.

8.

Учитель подводит итоги.

 Радуга – это радость, хорошее настроение.

Оценки.

Если останется время, в подарок детям стихотворение из «Радионяни»:

   

 «Секреты приставок на з-с»

Чтоб было меньше случаев неясных

И чтоб отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой  С.

Глухие звуки – это непоседы,

 Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

«Секреты приставок на з-с»

Чтоб было меньше случаев неясных                              

И чтоб отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой  С.

Глухие звуки – это непоседы,

 Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

«Секреты приставок на з-с»                          

Чтоб было меньше случаев неясных

И чтоб отметок не было плохих,                  

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой  С.

Глухие звуки – это непоседы,

 Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

«Секреты приставок на з-с»                          

Чтоб было меньше случаев неясных

И чтоб отметок не было плохих,                  

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой  С.

Глухие звуки – это непоседы,

 Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

«Буквы з, с на конце приставок»

Урок русского языка...

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...

Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...

« Буквы З - С на конце приставок».

Урок-путешествие по теме "Буквы З и С на конце приставок"....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....