Звонкие и глухие согласные
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_sayt_3.docx | 30.43 КБ |
na_sayt_3.pptx | 175.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Звонкие и глухие согласные»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городецкая СОШ»
Моисеева Т. А.
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные»
Цель деятельности учителя | Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение различать звонкие и глухие согласные, дать понятие о звукозаписи как об изобразительно-выразительном средстве языка; отработать умение подбирать проверочное слово. |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукозапись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных в словах. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке. |
Оборудование | Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстраци-онный материал | Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Учебные пособия | Учебник «Русский язык» 5 класс, С. И. Львова, В. В. Львов 1 и 3 части. |
Основные понятия | Парные и непарные звонкие и глухие согласные. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодей ствия | Формируемые умения (УУД) | Проме-жуточ-ный конт- роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: Вот если б получить мне «пять». - Перед уроком ко мне в кабинет заходил один мальчик, сделал кое-какие записи на доске. Лёня сарвал фурашку, побижал вниз с крутова абрыва. Блиско пад крылом бежала зимля. Неслись дароги, грятки, колодцы-журавли. Давайте, ребята, проверим работу Ошибкина, поможем ему получить «пятёрку». (Слайд 1) | Слушают учите- ля, участвуют в диалоге с учите- лем. Размещают учебные мате- риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь ная | Познаватель ные: понимают познавательную зада- чу. Регулятивные: Планируют не- обходимые действия, опе- рации. | Листы обратной связи. |
2.Актуа лизация и пробное учебное действие | Воспроизве дение ранее изученного, установление преемствен- ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. эвристическая беседа. | -Работа с записью на доске - Сколько букв и звуков слове НЕСЛИСЬ? (7 б., 6 зв.) - Сколько гласных звуков в русском языке? (10 гласных звуков) - Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем) - Из чего состоят согласные звуки? (Согласные звуки состоят из голоса и шума) | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная, индиви-дуальная | Познаватель-ные: выполняяют учебнопоз-навательные действия в материализо-ванной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получе-ния необходи-мой для реше-ния проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения. | Устные ответы. Выполнение заданий. |
3.Выявле ние проб лемы | Обсуждение результатов работы. Создание проблемной ситуации, | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) - Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что согласные звуки могут состоять только из шума или из голоса и шума) - Как называются такие согласные? (глухие и звонкие) Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. | Вопросы для уточнения информации |
4.Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником. | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдёт сегодня разговор. Запишите тему урока. (Слайд 2). Согласные, при образовании которых струя воздуха преодолевает препятствие без участия голоса, называются глухими. Если же голос участвует в образовании звука, то есть он состоит из голоса и шума, то согласные называются звонкими. - Большинство согласных образуют пары по глухости-звонкости. Они называются парными, потому что способ их образования одинаков, но при произношении одних звуков голос участвует, а при произношении других – нет. (§ 2 чтение текста) - Вы уже знакомы с парами по глухости-звонкости. Давайте их назовём при помощи нашего учебника. (схема с. 9) Организует и сопровождает деятельность учащихся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении, способы адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении связывая с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Задают вопросы для уточнения информации. |
Физкульт-минутка | Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек И – направо! И ещё Через левое плечо! | Выполняют движения в соответствии с текстом | Фронтальная | Выполняют упражнения | ||
5.Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности но-вых понятий, усвоение новых спосо-бов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. | - Предлагаю немного поиграть. Например, в зоопарк. Представьте себе необычный зоопарк, в котором живут такие животные, чьи названия состоят только из глухих согласных. Выберите из двух животных то, которое находится в этом зоопарке. На слайде 3: Баран или кот? Зебра или щука? Пёс или выдра? Утка или гагара? Олень или кит? | Принимают участие в обучающей игре, применяют правило. | Групповая, индивиду-альная | Познаватель-ные: читают и слушают, изв-лекая нужную информацию, а также самосто-ятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы. |
6.Первич-ное закрепление с комментированием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника. | -Непарные согласные вам нужно запомнить, поэтому их мы запишем в нашу тетрадь для правил. (§ 2 с. 8-9) - А теперь попробуем охарактеризовать некоторые согласные звуки. (упр 5) - Наш мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приёмники, телевизоры, слышен звон колоколов, тиканье часов, птичьи голоса. Люди при помощи звуков речи умеют передавать эти звуковые ощущения. Такое художественное средство называют «звукописью». - Послушайте, как звучит отрывок из стихотворения К. Д. Бальмота Камыши Полночной порою в болотной глуши О чём они шепчут? О чём говорят? - Какой звук несколько раз повторяется? (звук [Ш]). - Действительно, в этом отрывке система звуковых повторов подобрана с расчетом на звукоподражание шороху. - Давайте и мы с вами попробуем применить свои фонетические знания. -Представьте, что у железной платформы мы вдруг увидели настоящий старинный паровоз, подъезжающий к станции. Вас удивит подробное зрелище? (Несомненно) -Какие звуки может издавать такая машина? (Свист и шум) - Какие звуки помогут нам передать движение паровоза? (Свистящие и шипящие глухие согласные) - Попробуйте передать это предложение, заменив в нем некоторые слова другими с подходящим звуковым составом так, чтобы мы услышали звуки паровоза. К платформе подъезжал большой паровоз. (К станции с шумом и свистом приближался тяжёлый паровоз) 1) Задание: попробуйте самостоятельно в 2-3 предложениях описать: -шорох опадающих листьев; - грохот строительной техники; - звон колоколов; - стрекот насекомых. | Записывают в тетрадь для правил непарные глухие и звонкие согласные. Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Групповая, индивидуальная. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции аннализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. Письменная работа. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым материалом непосредственно на уроке. 2) Выполнение упр. 27 | Работают с заданием. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение в учебнике. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Листы обратной связи. |
8.Вклю-чение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы. | Проверка и обсуждение работ учащихся. - Подчеркните в составленных вами предложениях непарные звонкие и глухие согласные. - Сделайте вывод о роли звонких и глухих согласных в художественном тексте. Д/з § 2 Упр. 23 Упр. 28 (по желанию) | Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Оценивание работы учащихся на уроке. |
9.Рефле-ксия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока:
Баран или кот? Зебра или щука? Пёс или выдра? Утка или гагара? Олень или кит?
Задание: попробуйте описать: -шорох опадающих листьев; - грохот строительной техники; - звон колоколов; - стрекот насекомых.
Д/ з § 2 Упр. 23 Упр. 28 (по желанию) д – т з-с б-п л г-к в-ф ж-ш р
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....
План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»
План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...
Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"
Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...
Звонкие и глухие согласные. Озвончение и оглушение согласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС...