Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные е-и в суффиксах существительных ек-ик"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок изучения новой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_e-i_v_suffiksakh_sushchestvitelnykh_ek-ik.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
по теме
«Гласные е-и в суффиксах существительных ек-ик»
Подготовила : Гайворонская Марина Николаевна
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Проверка домашнего задания
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На прошлом уроке мы познакомились с правилами правописания ч и щ в суффиксах имен существительных –чик- и –щик-. Давайте еще раз проговорим правило…
А теперь посмотрим, как вы усвоили это правило и сможете ли вы применить его на практике.
Индивидуальные задания
1. На доске записаны слова, спишите их, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограмму (2 ученика)
развед…ик
переплет…ик
камен…ик
завод…ик
разнос…ик
наборщ…ик
перебеж…ик
учет…ик
2. Допишите предложения, добавляя существительные с суффиксами - ЧИК, -ЩИК. 1) Человек, подписывающийся на газеты, журналы, - …. 2) Музыкальные инструменты настраивает …. 3) Дрова распиливает …. 4)Движение регулирует …. 5)На войне в разведку ходит …. 7) Солдат, обслуживающий пулемёт, - …. 8) За исправностью бакенов следит ….
III. Работа над новым:
1. Формулирование темы и цели урока через постановку проблемного вопроса
Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений.
- Каким способом образованы данные слова( суффиксальным)
-А при помощи какого суффикса образовались эти слова?
-Какая возникла проблема при решении этого вопроса?( Мы не знаем правописание этих суффиксов)
-Какова же тема сегодняшнего урока?
Определим цели урока, с чем должны познакомиться, чему должны научиться?(Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -. Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик)
Как мы можем узнать об этом?( Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?( Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)
2.А поможет нам в этом Витя Перестукин герой мультфильма, снятого по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».( просмотр фрагмент мультфильма)
Как же решил проблему Витя Перестукин?
Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить какой суффикс надо написать ек или ик?
Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?(Надо прочитать правило в учебнике.
– Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?
3.Вывод – проговаривание правила.
Опорная таблица на доске
IV. Закрепление
1. Объяснительный диктант (на доске записать слова, объяснить написание орфограммы)
Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к
2.Работа с текстом (Читает учитель)
1.Только что прошел дождич..к. 2.Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей.3. Солнечный луч..к коснулся колокольчика и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)
- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
Индивидуальное задание у доски– выписать третье предложение, расставить знаки препинания, построить схему этого предложения.
- Проверим, что получилось.
лучик дождичек ручеёчек
кузнечик цветочек
бутончик
3. Физминутка
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
А чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
4. Поработаем корректором. ( слова на доске)
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
– Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.
5. Работа в парах
Задание вставить правильный суффикс,и отметить в таблице: Если –ек-1
Если- ик-0
ШАР..КИ,СУХАР..КИ,ГОРШОЧ..К,СОВОЧ..К,ПРОВОДОЧ..К,КУЛИЧ..К,КИРПИЧ..К,ОВРАЖ..К,БАРАШ..К,ПЛАТОЧ..К,ШНУРОЧ..К
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Самопроверка
6. Самостоятельная работа – тестирование
Тест на тему: гласные в суффиксах -ек, -ик.
1)Отметьте неправильный ответ:
1.Горошек 3.Ключик
2.Овражик 4.Звоночек
2)Отметьте правильный ответ:
1.Дворник 3.Кирпичек
2.Орешик 4.Пузыречик
3)Отметьте слово с ошибкой:
1.Любимчик 3. Футлярчик
2.Дождик 4.Барашик
4)Найдите слова с буквой е в суффиксе:
1. Гном..к 3. Платоч..к
2.Станоч..к 4.Огурч..к
5)Найдите слова с буквой и в суффиксе:
1.Замоч..к 3.Фонар..к
2.Подароч..к 4.Словар..к
Ответы(2, 1, 4, 2и 3, 3 и4)
7. Работа с сигнальными карточками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...