Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"
статья (русский язык, 10 класс) по теме
Педагогика встречных усилий на уроках русского языка
Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы
МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное учреждение, проводящее целенаправленную работу по развитию личности ребенка, его природных способностей и склонностей. В таких условиях очевидна необходимость пересмотра педагогического багажа: от учителя-словесника требуется поиск и реализация -новых моделей педагогического взаимодействия, способов развития у учащихся чувства любви и уважения к русскому языку и литературе, т.е. одной из основных задач становится формирование привлекательности учения по предметам гуманитарного цикла, способности ученика воспринимать учебный процесс как интересную, занимательную деятельность. Ученики должны попадать в ситуации, в которых вынуждены действовать, проявлять активность, быть внимательными.
При таком подходе развивается новая педагогика — «педагогика встречных усилий», в которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих сторон - и учителя, и ученика, создаются условия для проявления индивидуальности каждого ученика в разнообразных формах учебной деятельности, формируются навыки сознательного участия школьников в учебном процессе, повышается авторитет знаний.
Педагогика встречных усилий предполагает постоянные «шаги» навстречу от учителя к ученикам и наоборот.
Существенно меняется методика проведения каждого урока и появляется новый этап - мобилизующий, который предполагается в начале урока, на нем происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы занятия, актуализация и углубление знаний по конкретной теме, а также совершенствование важнейших коммуникативных умений.
Урок, выстроенный по технологии встречных усилий, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Одаренных учащихся особенно привлекает возможность открытия, творческой деятельности. Творческое взаимодействие учителя и учащихся строится на основе проблемно-поисковых форм работа на уроке. Еще Г. Спенсер утверждал, что «учение должно начинаться с конкретного и кончаться отвлеченным». Творческое взаимодействие предполагает именно такой путь. Постановка учителем проблемной задачи, ее анализ, поиски решения вызывают интерес учащихся к заданию, его проблемно-творческому характеру, помогают уйти от клишированно-абстрактного изложения материала.
Реализации творческого взаимодействия учителя и учащихся на уроке способствует применение эффективных приемов формирования познавательного интереса учащихся (отсроченная отгадка, «погружение», «лови ошибку», «согласен — не согласен», опрос-кроссворд, «машина времени», «колонка редактора» и т. д.
Благодаря использованию этих приемов на уроке создается эмоциональный комфорт, развивается интерес к предмету и творческое мышление учащихся, реализуются индивидуальные склонности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)
Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...
Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка
Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...
Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....
Технология встречных усилий на уроках русского языка
В предложеном материале подробно реализуется используемая технология....
Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...