Лабораторные работы для учащихся 10 -11 классов
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Данильченко Наталья Юрьевна

Лабораторные работы были составлены в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_rabota_10_klass.docx22.35 КБ
Файл laboratornaya_rabota.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.

Задание №1.

А) Определите тип подчинительной связи в словосочетании.

Её пальто, по-осеннему дождливо, тот дом, построенный из дерева, дом из кирпичей, вся планета, шёл не оглядываясь.

Б) Выпишите из предложения словосочетания.

Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».

Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.

Из предложения 22 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(22)В любовь все верят одинаково.

Задание №2. Определите виды придаточных предложений.

  1. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.
  2. От страха и волнения сердце моё билось так, что трудно было дышать.
  3. Пусть моря в бурунах белых, не боится их матрос.
  4. Он повернулся, чтобы снова бежать в трюм.
  5. Увидите настоящие горы, если повезёт с погодой.
  6. Солнце уже было близко, когда я проснулся и вышел.
  7. Вспоминаю маленькую улицу, где сейчас лежит глубокий снег.
  8. Знаешь, я читала, что бессмертны души.
  9. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  10. Он засобирался домой, потому что было уже поздно.
  11. Хотя он еще мал, он весьма рассудителен.
  12. Мы любим дом, где любят нас.

Задание №3.

А18

В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь — мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать.

4) Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.

3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

4) Наречия — (не)изменяемые слова.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Воды прилива шумели (не)умолкая.

2) Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

3) Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

4) Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

2) После ремонта комната ещё (не)приведена в порядок.

3) (Не)помня зла, за благо воздадим.

4) (Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.

Задание №4.

А6

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.

2) Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

3) Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.

4) Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.

2) В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.

3) Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойко­стью.

4) Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Кораблям удалось избежать бурь, которым не могли бы противостоять изнуренные долгим плаваньем матросы.

2) Их путь пролегал мимо многочисленных островов Полинезии, которые утопали в зелени.

3) Моряки еще не успели оправиться от потрясения, которое вызвала смерть Магеллана, как пришла новая беда.

4) После 20 лет поисков был наконец открыт пролив, который был позже назван именем Магеллана.

Задание №5.

А24

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Речевое поведение — зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола-связки.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

 

Эта операция нелегко далась генералу: он был немолод, потрёпан жизнью и сильно утомлён последними днями боёв.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

С утра полил дождь – экскурсию пришлось отменить.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны. 

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Не раны, не больное лёгкое мучило его – раздражало сознание ненужности. 

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №2.

Задание №1.         В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

 В 1844 году за выдающиеся заслуги в живописи художнику Айвазовскому было присужде(1)о звание академика и поруче(2)о написать все русские вое(3)ые порты на Балтийском море.

               1)1,2                       2)2                         3)3                         4)2,3

В мезонине было прибра(1)о, на обеде(2)ом столе, обычно захламлё(3)ом, аккуратно разложе(4)ы общие тетради, папки.

                1) 1,4              2) 2, 3                   3)3                         4) 1, 2, 3, 4

        Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы запасы водя(2)ого льда на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.

                1)1                 2) 2                      3) 1,2                    4) 1,3

        Старший лесник, дли)1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.

               1) 1                 2) 2,3                    3) 3                      4) 1,2,3      

Задание №2. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы.

      (В) следстви... сильного снегопада, делать (на) перекор желанию, (по) прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на) счет фирмы, (в) следстви... по делу, (в) виду приближения осени, иметь (в) виду, (в)связи с собранием, (в) продолжени... романа известного автора, (в) продолжени... утра, идти, (не) смотря по сторонам, (не) смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в) течени... пяти лет, узнать (в) последстви..., (не) что (в) роде шара, (в)связи с изменением расписания, (как) будто, (от) того далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, (в) начале августа, не знаю, (от) чего затихли мои товарищи; работы было много, (за) то теперь на город было любо-дорого посмотреть; присутствовали (при) том разговоре многие; (и) так, баллада Пушкина исторически достоверна; надо было срочно спрятаться, что (бы) не попасться ему в лапы; отец так (же) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын то (же) был азартным болельщиком; (в) отличие от других поэтов.

Задание №3. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

(Не)готов, (не)должен, (не)нужно, (не)раз, (не)забудка, (не)лепый, (не)ярче, (не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, (не)заклеенный конверт, (не) знающий усталости путник, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, (не)громкий, а тихий звук; (не)строгий судья,  (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, вовсе (не)здоровый человек, (не)широкая, но глубокая речка, никем (не)проверенный путь, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, тропинка была (не)широка.

Задание №4.

Из предложений 23–24 выпишите наречие в форме превосходной степени.

(23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет.

Из предложений 2–4 выпишите производный предлог. (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так.

Из предложения 43 выпишите существительное, образованное путём перехода из другой части речи. (43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека.

Из предложения 20 выпишите все предлоги.

(20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах.

Из предложений 30–31 выпишите имя прилагательное в форме сравнительной степени.

(30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других.

Из предложений 9–11 выпишите все союзы.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям.

Задание №5. Знаки препинания в сложном предложении.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:

        Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.

         1)1,4           2)2,4          3)1,3      4)1,2,4    

        Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

                      1) 1,2,3                2) 2. 4         3) 1,2,3,4             4) 1, 3, 4

        Хотя кометы (1) точно так же, как и планеты (2) вращаются вокруг Солнца (3) планетами (4) они не являются,

                      1) 1,2,4                2)2               3)3                       4) 2, 3

         О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотворению(1) потому (2) что (3) как бы оно ни было совершенно (4)  его смысл полностью раскрывается только в контексте той обладающей внутренним единством книги (5) которая вмещает в себя всю лирику поэта.

                1)1,2,3,5                2) 2, 4, 5                3) 1, 3, 4, 5            4) 1, 2, 3, 4, 5

       Собакевич в четверть часа с небольшим доел всего осетра (1) так что (2) когда полицеймейстер вспомнил было о нём (3) то увидел (4) что от произведения природы оставался всего один хвост.

                1)1, 2, 3                    2)2, 3, 4                 3)1, 3, 4                 4) 1, 4

    Когда ко мне приходит (1) то (2) что называют вдохновением (3) и я с необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппарата (4) и с необыкновенной быстротой делаю необходимые вычисления (5) разве я не понимаю, что в меня влилась некая сила, не принадлежащая мне?

                  1)1,3,5                    2) 2, 3, 5               3)1,3,4                  4) 2, 3, 4, 5

     Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае,

                 1} 1,2,3,4,5             2) 2, 4, 5                3)1,3,4                 4) 1, 2, 3, 5

Задание №6.

 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. неулыбч...вык   Б. расклан..ться В. сирен..вый Г. подмарг..вать

1) А, Б, Г        2) А, Б, В                3) В, Г                     4) А. Г

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. выдерг..вать Б. сбивч..вый В. откле..ваться Г. стержн.. вой

I) А, Б, Г        2) А, Б, В                3) В, Г                     4) А. В, Г

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. успока..вающее Б. отрасл..вой В. корч..вать Г. запасл..вый

1) А, Б, В        2) Б, В                     3) В, Г                     4) А, В, Г

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. диагонал...вый Б. перелиц..вать В. уродл..вый Г. перекра..вать

I) А, Б, Г        2) А. Б                     3) В, Г                     4) А, В, Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ для учащихся НПО для всех специальностей

В работе приведены основные правила и приемы безопасной работы в химической лаборатории, описание методик выполнения лабораторных работ по неорганической химии, список рекомендуемой литературы.Издание...

Урок-лабораторная работа для учащихся 5 класса

Данная разработка позволяет закрепить изученный материал 5-го класса по темам "Прямоугольный параллелепипед" и "Площади", а также помочь учащимся решать задачи практического содержания....

Лабораторный практикум для учащихся 6 класса

Лабораторный практикум можно использовать на уроках биологии в 6 классе по программе  И.Н.Пономаревой. В него включены основные лаборатрные задания которые используются на уроках биологии....

Модель урока русского языка "Лабораторная работа для учащихся 6 А класса "Учись определять способ образования слова"

Представляю вашему вниманию модель урока русского языка "Лабораторная работа дляучащихся 6 А класса "Учись определять способ словообразования слова". Материал может быть полезен учителям ру...

тесты 8 класс и лабораторные работы 6 и 9 класс

В кабинете биологии не всегда, к сожалению , достаточно раздаточного материала для лабораторных работ. Поэтому приходится разрабатывать инструктивные карточки. Некоторые из них я предлагаю вашему вним...

Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые

Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...