Лабораторные работы по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть распечатан в виде тетради для лабораторных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_po_biologii_9kl_soninni.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.
Биология.
Общие закономерности
9 класс
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1
Изучение результатов искусственного отбора
Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Ход работы:
- Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
- Заполните таблицу
Сравниваемые признаки | Название сорта яблок | |||
Антоновка | Белый налив | Пепин шафранный | Дикая яблоня | |
Окраска плодов | ||||
Окраска мякоти | ||||
Вкус | ||||
Размер | ||||
Сроки созревания |
- Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер
Ход работы:
- Рассмотрите гербарные растения.
- Определите среду обитания каждого из образцов.
- Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
- Заполните таблицу
№ | Название вида | Среда обитания | Черты приспособленности к условиям среды |
1 | |||
2 | |||
3 |
- Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений
Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарные растения.
- Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.
№ | Название вида | Особенности строения | Ароморфоз |
1 | Мох - | ||
2 | Хвощ - | ||
3 | Папоротник - |
- Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу
№ | Название вида | Особенности строения | Идиоадаптации |
1 | |||
2 | |||
3 |
- Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4
Каталитическая активность ферментов в живых клетках
Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках
Ход работы:
- В две пробирки налейте перекись водорода.
- В первую пробирку поместите сырой картофель.
- Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
- Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
перекись водорода и сырой картофель | перекись водорода и вареный картофель |
- Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом
Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток
Ход работы:
- Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
- Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
- Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Особенности строения клетки | Растительная клетка | Животная клетка |
Рисунок | ||
Черты сходства | ||
Черты отличия |
4. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Митоз в клетках корешков лука
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
- Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
- Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
- Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Название стадии | Особенности стадии | Рисунок |
4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7
Способы бесполого размножения организмов
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
- Предложите способы бесполого размножения этих растений.
- Заполните таблицу.
№ | Название растения | способы бесполого размножения |
1 | Земляника | |
2 | Лук репчатый | |
3 | Традесканция | |
4 | Фиалка | |
5 | Пырей ползучий | |
6 | Картофель | |
7 | Георгин |
4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
Строение половых клеток
Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.
Ход работы:
- Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
- Заполните сравнительную таблицу.
Признаки | Сперматозоид | Яйцеклетка |
Строение и форма | ||
Подвижность | ||
Запас питательных веществ | ||
Размер | ||
Численность | ||
Набор хромосом |
3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Решение генетических задач. Составление родословной.
Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.
Ход работы:
1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.
2. Составьте свою родословную.
3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 10
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.
Ход работы:
- Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
- Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.
V | ||||||||||||||
P |
3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.
P
V
4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 11
Изучение фенотипов местных сортов растений
Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.
Ход работы:
1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.
2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.
Особенности сорта | № 1 | № 2 |
Фенотипические признаки | ||
Требования к почве | ||
Сроки созревания | ||
Агротехника | ||
Вкусовые качества | ||
Урожайность | ||
Сохранность и транспортабельность | ||
Устойчивость к болезням |
3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12
Составление цепи питания
Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок 126 и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа для 9 класса
Лабораторные работы к учебнику физики 9 класса...
лабораторная работа в 6 классе "Плоды"
Лабораторная работаТема: Сухие и сочные плодыЗадачи: определить взаимосвязь строения плодов со строением цветка и способом их распространения. Дать определение понятию «плод».Оборудование: коллекция п...
лабораторная работа №1 10 класс
Лабораторная работа № 1 по физике "Изучение равномерного движения"...
Лабораторная работа для 8 класса "Исследование температуры".
Составлена в связи с изменением перечня лабораторный работ по программе. Раздаю на столы распечатки....
Лабораторная работа 1, 10 класс. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Презентация в программе CourseLab и инструкция к просмотруПоэтапное комментирование работыРабота состоит из трех частей: подготовительный этап, основной и контрольный....
Лабораторные работы.Физика. 9 класс
Материал для проведения лабораторных работ по физике в 9 классе....
лабораторная работа в 10 классе
лабораторная работа по практикуму "Основы гигиены и санитарии"...