нетрадиционный урок "Где прячутся лопы?" в 5 классе по программе М.М.Разумовской
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Этимология слова и правописание. Почему нужно писать лОпата, кОшелёк. Раскрыть секреты правописания поможет этимология. Поговорим об этом на уроке, составленном мною в рамках ФГОС.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по учебнику под ред. М.М.Разумовской, Львова

Тема урока:   Где прячутся «лопы »?

Тип урока :    урок усвоения и закрепления новых знаний

Форма урока: нестандартный урок с игровыми технологиями

Цель : введение в мир слова через этимологический анализ(историю слова), осознание важность понимания этимологии слова  для орфографической грамотности, формирование  У Д Д в соответствии с типом урока

Задачи : 1) формировать умение «проникать» в тайну слова, его происхождения, видеть связь этимологии слова с его правописанием и употреблением;

                2)развивать познавательный интерес  учащихся к слову, творческие способности, развивать умение              использовать  научные методы  познания (наблюдения,сравнения,анализа)                                  

                3) воспитывать бережное и вдумчивое отношение к слову.  

                                                                                                 Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Технологии методы, формы

Формирование

У Д Д

1.организа

ционный

Психологическая

подготовка к диалогу

Задачи : создать условия для возникновения проблемной ситуации, предложить противоречивую информацию

Задумывались ли вы когда-нибудь над  тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Поиском ответов на эти вопросы занимается наука – Этимология. А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно. Приятно разговаривать с человеком , речь которого образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. Русская пословица гласит: «Хромое слово – хромая речь».Чтобы речь не была «хромой»,  надо знать много слов. Что значит «знать слово»? Речь надо развивать. Как? Просто надо прислушиваться к слову, приглядываться к нему, проникать в его тайны. И поможет в этом  этимология.

Задачи: осуществляют вживание в ситуацию .Записывают слово в тетрадях

Вступают в диалог.

Выдвигают свои предположения.

Технология деятельностного

подхода

Личностные(

смысло-

образование),регулятивные

(волевая саморегуля

ция)

коммуникативные

2.Актуализация

знаний

Создание ситуации, когда учащиеся осознают нехватку информа

ции для решения проблемы и показ значимости решения данной проблемы для учащихся.

Задачи: предложить слова, значения которых учащиеся не могут объяснить, создать ситуацию удивления, организовать диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.

-Прочитайте тему урока. Запишите в тетради.

-О чём задача? Как разгадаете слово «лопы»? Что оно напоминает по звучанию? Запишите ассоциативные цепочки. Вам может помочь решить задачу рисунок.

-С чем можно сравнить большие уши? Большие уши –как что? (лопух, листья, локаторы).Человека с большими, оттопыренными ушами так и называют –лопоухий, а мама ласково – лопушок.

-Какая морфема в словах лопоухий и лопух совпадает?

Справка. В современном русском языке такого слова нет, это только часть других слов, а в Древней Руси было слово «лоп».

-

Проблемный вопрос: Как вы думаете, что оно могло значить? Свои предположения запишите в тетради.

Аналогии: - На что похож   лопух  по форме? ( лапа, ладонь).Проверим ваши гипотезы. Сравните со своими предположениями. Совпадают?

Решите задачу: где спрятались лопы?

Объясните: почему в этих словах нужно писать букву О?

Игра «Четвёртый лишний». Почему исключили слово?

Задачи для уч-ся: осуществляют личностное присвоение проблемы, участвуют в диалоге и выдвижении гипотез.

Читают название темы на доске и записывают в тетради. 

Записывают цепочки слов : лопух, лопасть, локаторы, лопоухий.

Работа проводится на маршрутных листах

Лоп – это ……….

Ученик читает словарную статью из этимологического словаря: «Слово значило: «плоское расширение, лист».

Индивидуальная работа на карточках:

Ручное орудие для копания с плоским расширением на конце.

 Растение с широкими листьями.

На доске : лопата, хлопушка, лопух, лопасть.

Работа в парах

Игровая техноло

гия

Личностные: проявлять уважительность к слову.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, решают проблему поискового характера. 

Познавательные добывают новые знания из разных источников.

Коммуникатив

ные: доносят  свою позицию, аргументируя её, подтверждают фактами.

3.Определе

ние совместной цели деятельности

Организо

вать деятельность по определе

нию целей урока

Задача учителя: побуждает к формулированию цели урока, предлагает источник новых знаний.

Древнее слово «лоп» сегодня вам поможет без ошибок написать какие слова? Поэтому  какую бы вы поставили цель на уроке?

Задача учеников: самостоятельно сформулировать цели урока, принятия её. Знание этимологии слова помогает в грамотном написании.

Личностные: осознать важность познания нового.

Регулятивные: решают проблему поискового характера.

4.Первичное применение нового

Организо

вать решение типовых заданий на новый способ действий, работа со словом.

Задача учителя: даёт новые знания, помогает выбрать критерии для сравнения, выстроить причинно- следственные связи, построить логические доказательства.

Решите задачу: какие слова произошли от древнего слова «коло». Что оно значило? Запишите слова.(12 слов)

А какие слова произошли от слова «око,очи»? Древнее слово «кошь» значило «корзина».Какие слова произошли от него?

А как образованы слова « медведь, земляника»? 

Задача учеников: самостоятельно строят логические доказательства выдвинутых гипотез, в ходе этого «добывают » недостающие знания.

«Коло»- круг. Колесо, кольчуга,   колобок, колея.

«Око»- глаз. Окно, очки.

Кошелёк, кошёлка

Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…

Сначала выясняется лексическое значение слов КОЛЕСО и КОЛЕЯ.

Работа в парах. Взаимопро

верка

Работа с текстом

Регулятивные: решают проблему поискового  характера.

Познавательные: самостоятельно предполагают , какая информация нужна для решения проблемы, извлекают информацию и ориентируются в системе новых знаний.

5.Контроль и самопроверка знаний

Выявить качество усвоения материа

ла

Задача учителя: создать условия для обобщения и представления результатов.

На Земле есть два царства: царство животных –фауна и царство растений –флора. Они никогда не воюют, одно без другого не может обойтись. Мы, люди, тоже должны уважительно к ним относиться и поэтому нужно побольше  о них узнать, разберёмся в этимологии некоторых слов.

Проблемный вопрос:

ак вы думаете почему птицу называют «зорянка»?  А почему «зяблик»? Потому что зябнет? Оказывается, птица эта не зябнет,  не боится холода, прилетает ранней весной и улетает поздней осенью, в холодное, зяблое, как говорят в народе, время. О том, почему первый цветок назвали « подснежник»  пишет И.С.Соколов-Микитов.   Слайд

Учёные – лингвисты изучают происхождение слов, а мы попробуем выяснить происхождение слов, которые вам понятны, но это будут  слова из царства Флоры и Фауны.

-Подумайте и о том, каким способом они  образованы.  

Физкультминутка «Собери слово»

Задача учащихся: демонстрируют понимание целей урока и умение строить речевое высказывание.

Зорянка песней встречает утренние и вечерние зори.

Работа с текстом, который на карточке у каждого: « Ещё не раста..л в глубоких оврагах сне…, а уже цв..тут (под)деревьями , белым и голубым к..вром расстилаются (под)снежники».

Задание к тексту: вставьте пропущенные орфограммы.

Под-берёз-ов-ик –приставочно- суффиксальный способ, по-дорож-ник –

Кузнеч-ик –

Колоколь-чик –

Ряб-ин-а

Один от группы рассказывает о строении слова и его происхождении

Технология проблемногообучения.

Работа в группе.

Коммуникатив

ные: доносят свою точку зрения , отстаивают её.

Познавательные моделирование, синтез, анализ.

Регулятивные: самоконтроль,

коррекция.

6.Рефлексия

Выяснить, насколько новый материал понятен и интересен был учащимся, достигнуты  ли цели урока

Задача учителя: выявить степень усвоения нового всеми учащимися.

-Что нового узнали на уроке? Какое правило вы самостоятельно вывели для себя? О каком слове вам бы хотелось узнать? О каком вы бы нам рассказали? Главная мысль нашего урока заключается в словах лингвиста В.Ш.Шереметьевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но выразительно повествующая о происхождении слов». Подчеркните важные ключевые слова в этом высказывании.

Задача учащихся: по аналогии рассказать о слове

Рассказ (устно)о каком-либо слове.

Оценивают свою работу в течение урока на маршрутных листах  и сдают учителю для проверки

самоконтроль

Познавательныеоценка процесса деятельности и результатов.

Регулятивные:

прогнозирование

Коммуникатив

ные:

умение выражать свои мысли.

7.Диффере

нцированное домашнее задание

Проверить уровень усвоения изученной темы

Мини-сочинение «Я хочу рассказать о слове…» - задание для слабых и средних учеников, мини- сочинение по цитате В.Шереметьевского –для сильных 


маршрутный лист              

1.Лопы – это ………………

2. Работа на карточках:

Ручное орудие для копания с плоским расширением на конце.

 Растение с широкими листьями.

3. «четвёртый лишний»:  лопата, хлопушка, лопух, лопасть.

4.Коло – это ….

Око, очи-……….«кошь» -корзина,……………….

5. Ещё не раста..л в глубоких оврагах сне…, а уже цв..тут

(под)деревьями , белым и голубым к..вром  расстилаются (под)снежники.

6. Главная мысль нашего урока заключается в словах лингвиста

 В.Ш.Шереметьевского: «Орфография слова есть биография слова,

кратко, но выразительно повествующая о происхождении слов».

Подчеркните  ключевые слова в этом высказывании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс.Программа М.Разумовской.

Рабочая программа по русскому языку составлена на базе авторской программы М.Разумовской....

ФГОС Русский язык 6 класс Рабочая программа (по программе М. Разумовской) КТП на 1 четверть

Документ, включающий в себя 5 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки уч-ся; перечень учебно-методического обеспечения....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (по программе М.Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса рассчитана на 210 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе М. Разумовской (ФГОС)

Представлена рабочая программа по русскому языку 6 класс с (программа М. Разумовская, ФГОС) с подробным календарно - тематическим  планированием....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе по программе М.Разумовской

В данном материале представлено поурочное планирование уроков русского языка в 8 классе к учебнику М. Разумовской...

Рабочая программа по русскому языку для 9-го класса 3 часа по программа М.Разумовской

Данная рабочая программа на 3 часа,один из которых шк,позволит учителю грамотно спланировать подачу нового материала за курс 9-го класса.Здесь запланированы уроки подготовки к ОГЭ....