Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Технологии методы, формы | Формирование У Д Д |
1.организа ционный | Психологическая подготовка к диалогу | Задачи : создать условия для возникновения проблемной ситуации, предложить противоречивую информацию Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Поиском ответов на эти вопросы занимается наука – Этимология. А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно. Приятно разговаривать с человеком , речь которого образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. Русская пословица гласит: «Хромое слово – хромая речь».Чтобы речь не была «хромой», надо знать много слов. Что значит «знать слово»? Речь надо развивать. Как? Просто надо прислушиваться к слову, приглядываться к нему, проникать в его тайны. И поможет в этом этимология. | Задачи: осуществляют вживание в ситуацию .Записывают слово в тетрадях
Вступают в диалог. Выдвигают свои предположения. | Технология деятельностного подхода | Личностные( смысло- образование),регулятивные (волевая саморегуля ция)
коммуникативные |
2.Актуализация знаний | Создание ситуации, когда учащиеся осознают нехватку информа ции для решения проблемы и показ значимости решения данной проблемы для учащихся. | Задачи: предложить слова, значения которых учащиеся не могут объяснить, создать ситуацию удивления, организовать диалог, побуждающий к выдвижению гипотез. -Прочитайте тему урока. Запишите в тетради. -О чём задача? Как разгадаете слово «лопы»? Что оно напоминает по звучанию? Запишите ассоциативные цепочки. Вам может помочь решить задачу рисунок. -С чем можно сравнить большие уши? Большие уши –как что? (лопух, листья, локаторы).Человека с большими, оттопыренными ушами так и называют –лопоухий, а мама ласково – лопушок. -Какая морфема в словах лопоухий и лопух совпадает? Справка. В современном русском языке такого слова нет, это только часть других слов, а в Древней Руси было слово «лоп». - Проблемный вопрос: Как вы думаете, что оно могло значить? Свои предположения запишите в тетради. Аналогии: - На что похож лопух по форме? ( лапа, ладонь).Проверим ваши гипотезы. Сравните со своими предположениями. Совпадают? Решите задачу: где спрятались лопы? Объясните: почему в этих словах нужно писать букву О? Игра «Четвёртый лишний». Почему исключили слово? | Задачи для уч-ся: осуществляют личностное присвоение проблемы, участвуют в диалоге и выдвижении гипотез. Читают название темы на доске и записывают в тетради. Записывают цепочки слов : лопух, лопасть, локаторы, лопоухий.
Работа проводится на маршрутных листах
Лоп – это ………. Ученик читает словарную статью из этимологического словаря: «Слово значило: «плоское расширение, лист». Индивидуальная работа на карточках: Ручное орудие для копания с плоским расширением на конце. Растение с широкими листьями. На доске : лопата, хлопушка, лопух, лопасть. |
Работа в парах Игровая техноло гия | Личностные: проявлять уважительность к слову. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, решают проблему поискового характера. Познавательные добывают новые знания из разных источников. Коммуникатив ные: доносят свою позицию, аргументируя её, подтверждают фактами. |
3.Определе ние совместной цели деятельности | Организо вать деятельность по определе нию целей урока | Задача учителя: побуждает к формулированию цели урока, предлагает источник новых знаний. Древнее слово «лоп» сегодня вам поможет без ошибок написать какие слова? Поэтому какую бы вы поставили цель на уроке? | Задача учеников: самостоятельно сформулировать цели урока, принятия её. Знание этимологии слова помогает в грамотном написании. |
| Личностные: осознать важность познания нового. Регулятивные: решают проблему поискового характера. |
4.Первичное применение нового | Организо вать решение типовых заданий на новый способ действий, работа со словом. | Задача учителя: даёт новые знания, помогает выбрать критерии для сравнения, выстроить причинно- следственные связи, построить логические доказательства. Решите задачу: какие слова произошли от древнего слова «коло». Что оно значило? Запишите слова.(12 слов) А какие слова произошли от слова «око,очи»? Древнее слово «кошь» значило «корзина».Какие слова произошли от него? А как образованы слова « медведь, земляника»? | Задача учеников: самостоятельно строят логические доказательства выдвинутых гипотез, в ходе этого «добывают » недостающие знания. «Коло»- круг. Колесо, кольчуга, колобок, колея. «Око»- глаз. Окно, очки. Кошелёк, кошёлка Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи… Сначала выясняется лексическое значение слов КОЛЕСО и КОЛЕЯ.
| Работа в парах. Взаимопро верка
Работа с текстом | Регулятивные: решают проблему поискового характера. Познавательные: самостоятельно предполагают , какая информация нужна для решения проблемы, извлекают информацию и ориентируются в системе новых знаний.
|
5.Контроль и самопроверка знаний | Выявить качество усвоения материа ла | Задача учителя: создать условия для обобщения и представления результатов. На Земле есть два царства: царство животных –фауна и царство растений –флора. Они никогда не воюют, одно без другого не может обойтись. Мы, люди, тоже должны уважительно к ним относиться и поэтому нужно побольше о них узнать, разберёмся в этимологии некоторых слов. Проблемный вопрос: -Как вы думаете почему птицу называют «зорянка»? А почему «зяблик»? Потому что зябнет? Оказывается, птица эта не зябнет, не боится холода, прилетает ранней весной и улетает поздней осенью, в холодное, зяблое, как говорят в народе, время. О том, почему первый цветок назвали « подснежник» пишет И.С.Соколов-Микитов. Слайд Учёные – лингвисты изучают происхождение слов, а мы попробуем выяснить происхождение слов, которые вам понятны, но это будут слова из царства Флоры и Фауны. -Подумайте и о том, каким способом они образованы. Физкультминутка «Собери слово» | Задача учащихся: демонстрируют понимание целей урока и умение строить речевое высказывание.
Зорянка песней встречает утренние и вечерние зори. Работа с текстом, который на карточке у каждого: « Ещё не раста..л в глубоких оврагах сне…, а уже цв..тут (под)деревьями , белым и голубым к..вром расстилаются (под)снежники». Задание к тексту: вставьте пропущенные орфограммы. Под-берёз-ов-ик –приставочно- суффиксальный способ, по-дорож-ник – Кузнеч-ик – Колоколь-чик – Ряб-ин-а Один от группы рассказывает о строении слова и его происхождении | Технология проблемногообучения.
Работа в группе. | Коммуникатив ные: доносят свою точку зрения , отстаивают её. Познавательные моделирование, синтез, анализ. Регулятивные: самоконтроль, коррекция. |
6.Рефлексия | Выяснить, насколько новый материал понятен и интересен был учащимся, достигнуты ли цели урока | Задача учителя: выявить степень усвоения нового всеми учащимися. -Что нового узнали на уроке? Какое правило вы самостоятельно вывели для себя? О каком слове вам бы хотелось узнать? О каком вы бы нам рассказали? Главная мысль нашего урока заключается в словах лингвиста В.Ш.Шереметьевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но выразительно повествующая о происхождении слов». Подчеркните важные ключевые слова в этом высказывании. | Задача учащихся: по аналогии рассказать о слове Рассказ (устно)о каком-либо слове. Оценивают свою работу в течение урока на маршрутных листах и сдают учителю для проверки | самоконтроль | Познавательныеоценка процесса деятельности и результатов. Регулятивные: прогнозирование Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли. |
7.Диффере нцированное домашнее задание | Проверить уровень усвоения изученной темы |
| Мини-сочинение «Я хочу рассказать о слове…» - задание для слабых и средних учеников, мини- сочинение по цитате В.Шереметьевского –для сильных |
|
|