Рабочая программа по русскому языку, 6 класс.Программа М.Разумовской.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Куделина Инна Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку составлена на базе авторской программы М.Разумовской. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

2011- 2012 учебный год

(5часов   в неделю, 170 часов в год)

№ п\п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

Дата проведения

план

факт

1.

Слово – основная единица языка.

Урок обобщения ранее полученных ЗУН

Язык, речь, лексика, лексический запас, лингвистика, эпиграф

Понимать сущность социальную  языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации

Ответы на вопросы, анализ текста, выявление главного, существенного.

Правописание  (17часов)

2

Орфография и пунктуация.

Урок повторения и закрепления изученного

Орфограмма, орфография, опознавательные признаки орфограмм, пунктуация, знаки препинания

Знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в разных морфемах

Осложнённое списывание

(по видам орфограмм0

3

Употребление прописных букв

Урок повторения и закрепления изученного

4

Буквы ъ и ь

Урок повторения и обобщения

изученного

Части слова (морфемы)

Знать основные функции ъ,ь знаков, определять выбор, уметь мотивировать

Распределительные упражнения

5

Стили речи.

Р.р 1

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, речевая ситуация, разговорный и художественный стили речи

Определять стили речи на основе анализа речевой ситуации, находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей.

Анализ текста, определение стилей речи, ответы на вопросы упр 11,13,18

6

Орфограммы корня. Проверяемые гласные и согласные в корне.

Повторительно-обобщающий урок

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных

Знать определение однокоренных слов, основные способы проверки гласных и согласных.

Самостоятельная работа, словарный диктант.

7

Орфограммы корня. О\Ё после шипящих

Повторительно-обобщающий урок

Морфема, часть речи, ударение, исключения

Знать основные моменты правописания о, ё после шипящих в разных морфемах и словах разных частей речи.

Распределительные упражнения.

8

Орфограммы корня. Правописание корней с чередование гласных

Повторительно-обобщающий урок

Чередование, типы чередований

корень, суффикс, ударение

Знать корни с чередованием гласных и согласных, уметь их выделять, знать  основные случаи правописания слов с чередованием а\о,е\и

Осложнённое списывание

9

Орфограммы корня. Правописание И, Ы в корне после Ц

Повторительно-обобщающий урок

Морфема, слова-исключения

Знать условия выбора И,Ы после Ц в разных морфемах, уметь обосновать этот выбор

Проверочная работа. Взаимопроверка.

10

Типы речи.

Р.р2

Повествование, описание, рассуждение,

Определять тип речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения.

Творческая работа упр.25, Анализ текста, определение типа речи

11

Правописание окончаний слов

Повторительно-обобщающий урок

Часть речи, вопрос, склонение, падеж, спряжение, исключения

Знать способы определения гласной в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах, знать спряжение глагола

Составление опорного конспекта спряжение глагола.

12

Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи

Повторительно-обобщающий урок

Часть речи, союз А, слова-синонимы.

Алгоритм определения слитно-раздельного написания не со словами разных частей речи

Самостоятельная работа.

13

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. Запятая при однородных членах.

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Знаки препинания, однородные члены.

Знать понятие однородности, уметь находить в тексте предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания

Работа с текстами

14

Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении.

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Знаки препинания, простое и сложное предложение, грамматическая основа.

Знать понятие сложного предложения, уметь безошибочно находить сложные предложения, доказывать его структуру

Работа с текстами

15

Текст. Основные признаки текста

Р.р3

понятие текста, его основные признаки, деление текста на абзацы

Определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, составлять план текста.

Сбор и систематизация материала к сочинению

16

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Тире, двоеточие, обобщающее слово, однородные члены

Чётко определять структуру предложения с однородными членами, находить обобщающие слова.

Коллективная работа.

17

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Тире, двоеточие, обобщающее слово, однородные члены

Чётко определять структуру предложения с однородными членами, находить обобщающие слова.

Самостоятельная работа

18






19

Пунктуационное оформление прямой речи.





Тире между подлежащим и сказуемым. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Предложение с прямой речью, прямая речь, слова автора, косвенная речь


Способы выражения подлежащего и сказуемого

Уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире

Самостоятельная работа, взаимопроверка

20

Тире между подлежащим и сказуемым. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и закрепления ранее изученного материала

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире.

Взаимодиктант

21

Контрольная работа по разделу «Правописание». Диктант с грамматическим заданием

К.р.№ 1

Орфография, пунктуация.

Знать: основные правила правописания слов, пунктуационное оформление предложений на письме.

Диктант с грамматическим заданием по вариантам

22


Анализ контрольной работы.


Урок повторения и закрепления

Орфография, пунктуация

Знать: основные правила правописания слов, пунктуационное оформление предложений на письме.

Коллективная работа

ГРАММАТИКА (3 часа)

23

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Урок усвоения новых знаний

Морфология,  синтаксис, грамматика, значение слова

Знать, что изучает грамматика, синтаксис, лексическое и грамматическое значение слова

Составление  опорного конспекта, работа с учебником

24

Сочинение по картине (устно).  Развитие устной речи.

Р.р4

Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу». Упр.81

Отталкиваясь от данной мысли («Что можно делать в лесу?»),  уточнить тему, подобрать заголовок, написать сочинение

Сбор материала, соблюдение абзацев, использование языковых средств.

25

Словосочетание  и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое и сложное предложение.

Урок усвоения новых знаний на основе изученного ранее.

Словосочетание, основные признаки, виды предложений по структуре

Знать основные признаки словосочетаний, предложений по структуре

Выборочный диктант, самостоятельная работа с тексом


26

Урок- практикум по теме: «Словосочетание и предложение»

Урок повторения и закрепления ранее изученного


Словосочетание, основные признаки, виды предложений по структуре


Знать основные признаки словосочетаний, предложений по структуре


Самостоятельная работа





ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 часов)

Словообразование, правописание и употребление в речи имён существительных, прилагательных, глаголов


27

Морфологические признаки имени существительного

Урок повторения и закрепления ранее изученного

Морфологические признаки, род, число, падеж, склонение.

Знать основные характеристики имени существительного

Работа с учебником, составление опорного конспекта.

28

Словообразование имён существительных

Урок усвоения новых знаний

Морфема, способ словообразования, производная ,производящая основа

Знать основные способы образования существительных (морфологические и неморфологические)

Работа с учебником, таблицами, опорным конспектом.

29

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи.

Р.р5

Научный стиль, его характеристика, стилевые черты, характерные языковые средства.

Научить разграничивать научный и деловой стиль речи, учитывая характер информации. Определять стиль речи. Осознанно читать текст учебника, анализировать структуру научных определений.

Анализ  стр.77, пар 16, упр.175-177

30

Словообразование имён существительных

Урок закрепления ЗУН

 Способы словообразования,

Уметь чётко определять основные способы образования имён существительных.

Работа с текстом, упражнения учебника, самостоятельная работа

31

Правописание сложных имен существительных

Урок усвоения новых знаний

Сложные слова, сложносокращённые слова, способы образования сложных слов.

Знать основные способы образования сложных слов, уметь чётко определять их структуру.

Работа с текстом, упражнения учебника, самостоятельная работа

32

Правописание сложных имен существительных

Урок закрепления ЗУН

Сложные слова, сложносокращённые слова, способы образования сложных слов.

Уметь определять способы образования сложных слов.

Работа с текстом, упражнения учебника, самостоятельная работа в  парах.

33

Определение научного понятия.

Р.р 6

Понятия. Родовые и видовые понятия, ,логическое определение

Научить разграничивать родовые и видовые понятия.

Построение определений лингвистических понятий .Упр.181,182, 186-188

34

Употребление имён существительных в речи

Урок усвоения новых знаний

Сравнение, метафора, фразеологизмы.

Исследовательская мини- работа: попробуем жить без существительного.

Наблюдения учащихся.

35

Произношение имён существительных

Урок усвоения новых знаний

Ударение, смягчение, отвердение

Знать основные орфоэпические нормы произношения существительных

Работа с орфоэпическим словарем

36

Научное рассуждение.

Р.р7

Рассуждение-доказательство, выведение следствия из понятия

Использовать в ответах две разновидности рассуждения-доказательств

Составление устного высказывания

37

Проверочная работа по теме «Имя существительное». Тестовые задания.

ПР. р №1

Орфографические, орфоэпические  нормы имени существительного

Выявит степень овладения учащимися орфографическими, орфоэпическими  нормами имени существительного

Тестовые задания по вариантам

38

Урок-практикум по теме: «Правописание имён существительных»

Урок закрепления ЗУН

Основные понятия по теме

Выявит степень овладения учащимися орфографическими, орфоэпическими  нормами имени существительного

Самостоятельная работа

39

Анализ проверочной работы.

Урок закрепления ЗУН


Коллективная работа

40

Имя прилагательное. Морфологические признаки.

Урок усвоения новых знаний на основе ранее изученного

Согласование, качественные, относительные, притяжательные, род, число, падеж, склонение.

Знать основные характеристики имени прилагательного, различать прилагательные по разрядам.  

Ответы на вопросы УПР 200, составление опорной таблицы.

41

Словообразование имен прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Способы образования, морфологичес-

кие , неморфологические, чередование

Знать основные способы образования прилагательных (морфологические и неморфологические)

Самостоятельная работа

42

Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»

Р.р8

Микротема, абзац, изложение,

Излагать близко к тексту научное рассуждение.

Работа с текстом стр.200 мет рекоменд к учебнику.

Создание текста изложения.

43

Правописание сложных имён прилагательных

Урок  усвоения новых знаний

Сложное слово, морфема, соединительная гласная

Знать правописание сложных имен прилагательных: слитно, через дефис

Коллективная работа, работа по карточкам.

44

 Правописание сложных имён прилагательных

Закрепление и обобщение материала

Сложное слово, морфема, соединительная гласная

Уметь быстро определять  правописание сложных имен прилагательных

Самостоятельная работа

Упр.224

45

Анализ изложения текста. Рассуждение-объяснение.

Р.р9

Общий вопрос к тексту: что это такое?

Анализировать и пересказывать научные тексты типа сочинения-объяснения

Упр.191,192, работа с текстом упр.190

46

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

Урок усвоения новых знаний

Суффикс, слова-исключения, слова для запоминания.

Уметь определять суффиксы ан, ян, ин в прилагательных.

Коллективная работа

47

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

Урок усвоения новых знаний

Суффикс, слова-исключения, слова для запоминания

Уметь определять суффиксы онн, енн,  н  в прилагательных, знать слова –исключения типа: ветреный, безветренный.

Коллективная работа

48

Употребление прилагательных в речи

Урок усвоения новых знаний

Метафора, сравнение, эпитеты, выразительность художественной речи.

Понимать  важность и уместность употребления прилагательных в речи

Учимся читать и анализировать лингвистический текст

49

Официально-деловой стиль

Р.р10

Условия общения, задача речи, стилевые черты, характерные языковые средства.

Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства, создавать тексты делового стиля: объявления, инструкции

Работа с текстом упр. 194,195, 197,

50

Произношение имён прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Ударение: устойчивое, разноместное, подвижное

Знать постановку ударения в словах-прилигательных,  развитие умения работать с орфоэпическим словарём

Работа с орфоэпическим словарём.

51

Проверочная работа по теме «Правописание имён прилагательных»

Урок контроля

ПР 2

Тема «Имя прилагательное»

Знать основные моменты правописания, произношения, употребления имён прилагательных.

Самостоятельная работа.

52

Анализ проверочной работы.

Урок закрепления ЗУН






Коллективная рабоат

53

 Морфологические признаки глагола.

Урок усвоения новых знаний с применением ранее изученного

Действие, вид, спряжение, переходность, время, наклонение и др.

Знать основные морфологические признаки глагола как части речи.

Коллективная работа. Составление опорного конспекта.

54

Текст. Способы связи предложений в тексте.

Р.р.11

«данное», «новое»,  последовательный и параллельный способ связи предложений в тексте.

Находить «данное» и «новое» в предложениях текста, определять способ связи предложений в тексте.

Работа с текстом.

55

Словообразование глаголов.

Урок усвоения новых знаний с применением ранее изученного

Способы образования слов, морфема, значение морфем.

Определять основные способы словообразования глаголов.

Работа с текстами упражнений

56

Правописание приставок пре, при

Урок усвоения новых знаний с применением ранее изученного

Значение приставок пре, при, слова для запоминания.

Знать значение приставок пре ,при. Развитие умения пользоваться толковым  словарём.

Коллективная работа.

57

Правописание приставок пре, при

Закрепление и обобщение материала

Значение приставок пре, при, слова для запоминания

Знать значение приставок пре, при. Развитие умения пользоваться толковым  словарём.

Самостоятельная работа.

58

Урок-практикум по теме: «Правописание приставок пре-, при-

Закрепление и обобщение материала



Индивидуальная работа

59


Средства связи предложений в тексте.


Р.р12

Средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимение, синоним, повторяющиеся слова.

Находить в текстах делового, научного  стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля – с повтором и местоимением.


Работа с  упр.271 – 272., устранение  неточности в упр276

60

Буквы Ы, И в корне после приставок

Урок усвоения новых знаний

Начальная гласная корня, слова иноязычного происхождения

Знать  правописание и,ы после приставок.

Коллективная работа.

61

Буквы Ы, И в корне после приставок

Закрепление и обобщение материала

Начальная гласная корня, слова иноязычного происхождения

Уметь определять правописание слов с изученной орфограммой, объяснять правописание.

Самостоятельная работа с текстом.

62

Употребление  глаголов в речи. Произношение глаголов. Подготовка к проверочной  работе

Урок усвоения новых знаний

Глаголы-синонимы, антонимы.

Уметь определять основную функцию  глагола в речи.

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст упр. 341

63

Употребление параллельной связи с повтором в тексте.

Р.р.13

Параллельное строение, повтор

Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении текстов художественного стиля языковые и речевые средства, параллельная связь с повтором

Работа с текстом

64

Проверочная  работа  по теме «Глагол»

Урок контроля

Пр 3

Глагол как часть речи

Уметь  верно  определять основные признаки глагола как части речи, ставить ударение в глаголах, понимать способ образования глагола

Самостоятельная работа

65

Анализ проверочной работы

Закрепление и обобщение материала




Коллективная работа

66


Как исправить  текст с неудачным повтором.


Р.р.14

Повтор: норма, стилистический приём, недочёт, способы предупреждения повтора-недочёта.

Редактирование текстов с повтором-недочётом.

Подготовка к изложению текста, работа с упр. 285.

67

Урок-практикум по разделу «Язык, правописание. Культура речи». Подготовка к контрольной работе

Закрепление и обобщение материала

Основные сведения по разделу.

Уметь верно определять правописание существительных, прилагательных, глаголов

Самостоятельная работа

Упр.№ 378, 382  

68

Контрольная работа по разделу «Язык, правописание. Культура речи». Тестовые задания.

Урок контроля

2

Основные сведения по разделу

Проверка навыка  верно определять правописание существительных, прилагательных, глаголов

 

Тестовая работа.

69


Анализ контрольной работы.

Закрепление и обобщение материала






коллективная работа





Морфология. Орфография.

Причастие и деепричастие (44часа)

70

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Урок усвоения новых знаний

Морфологические признаки глагола и прилагательного, причастие.

Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного.


Подбор существительных к прилагательным и причастиям.

71

Суффиксы причастий

Урок усвоения новых знаний

Суффиксы причастий

Уметь выделять суффиксы причастий и определять причастие в тексте

Выборочный диктант

72

Суффиксы причастий

Закрепление и обобщение материала

Суффиксы причастий

Уметь выделять суффиксы причастий и определять причастие в тексте

Самостоятельная  работа

73

Изложение текста художественного стиля «Тоска по Москве»

Р.р.15

План, заголовок, микротема, повтор,

Использование в тексте приёмов лексического повтора.

Изложение текста художественного стиля.

74

Опознавание причастий в тексте.

Урок усвоения новых знаний

Суффиксы причастий

Уметь выделять суффиксы причастий и определять причастие в тексте

Самостоятельная работа

75

Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Урок усвоения новых знаний

Причастный оборот – определение. Зависимые слова.

Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми.

Объяснительный диктант

76

Знаки препинания предложениях с причастным оборотом

Закрепление и обобщение материала

Текстообразующая роль причастий. Синтаксическая синонимия.

Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, определять место причастного оборота, графически обозначать причастный оборот

 Работа с текстом упражнений.

77

Знаки препинания предложениях с причастным оборотом

Закрепление и обобщение материала

Определять место причастного оборота, графически обозначать причастный оборот

Работа с текстом упражнений

78

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Урок усвоения новых знаний

Понятие «действительные» и «страдательные» причастия, суффиксы.

Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению.

Распределительный диктант

79

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

Закрепление и обобщение материала

Суффиксы причастий


Уметь определять разряд причастий по значению

Самостоятельная работа

80

Анализ изложения текста. Повествование художественного и разговорного стилей.

Р.р.16

Повествование, строение повествования

Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты, анализировать способы выражения действий, создавать и совершенствовать повествовательные тексты.

Работа с упр. 460,467,468

81

Образование действительных причастий.

Урок усвоения новых знаний

Образование действительных причастий,  правописание гласных в суффиксах действительных причастий

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах ущ, ющ, ащ, ящ

Объяснительный диктант

82

Образование страдательных причастий.

Урок усвоения новых знаний

Образование страдательных причастий,  правописание гласных в суффиксах страдательных причастий

Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах Ом, ем, им.

Составление таблицы «Суффиксы причастий»

83

Урок-практикум по теме: «Образование действительных и страдательных причастий».

Закрепление и обобщение материала

Образование причастий

 Уметь определять в тексте разряд причастий, объяснять правописание

Самостоятельная работа

84

Урок-практикум по теме: «Образование действительных и страдательных причастий».

Закрепление и обобщение материала

Образование причастий

Уметь определять в тексте разряд причастий, объяснять правописание

Самостоятельная работа

85

Полные и краткие причастия

Урок усвоения новых знаний

Краткие причастия, их роль в предложении

Знать морфологические признаки ,синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных .

Текст. Выборочный диктант.

86

Полные и краткие причастия

Закрепление и обобщение материала

Краткие причастия, их роль в предложении

Знать морфологические признаки ,синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных

Самостоятельная работа

87

Буквы Н и НН в причастиях

Урок усвоения новых знаний

Правописание н и нн в суффиксах причастий

Знать способы разграничения причастий и прилагательных, образованных от глаголов

Распределительный диктант

88

Буквы Н и НН в причастиях

Закрепление и обобщение материала

Правописание н и нн в суффиксах причастий

Знать способы разграничения причастий и прилагательных, образованных от глаголов

Самостоятельная работа

89

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

Закрепление и обобщение материала

Суффиксы причастий

Знать правописание суффиксов полных и кратких причастий

Самостоятельная работа.

90

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок усвоения новых знаний

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу.

Составление таблицы «Не с причастиями»

91

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Закрепление и обобщение материала

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу.

Самостоятельная работа

92

Рассказ как один из жанров художественного повествования. Повествование в рассказе.

Р.р.17

Рассказ, структура рассказа, композиция.

Уметь проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа.

Работа с упр.472,473

93

Урок-практикум по теме: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Закрепление и обобщение материала

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу, обозначать условия выбора орфограмм.

Графический диктант

94

Урок-практикум по теме: «Правописание причастий»

Закрепление и обобщение материала

Правописание суффиксов причастий, не с причастиями

Уметь правильно делать выбор относительно правописания причастий.

Самостоятельная работа

95

Склонение причастий

Урок усвоения новых знаний

Изменение причастий по падежам и родам, правописание падежных окончаний.

Уметь правильно изменять причастия по родам, верно выбирая гласную в окончании.

Коллективная работа

96

Склонение причастий

Закрепление и обобщение материала

Изменение причастий по падежам и родам, правописание падежных окончаний.

Уметь правильно изменять причастия по родам, верно выбирая гласную в окончании

Самостоятельная работа

97

Творческая работа. Сочинение рассказов о животных, людях, природе.

Р.р.18

Рассказ, сюжет, композиция, художественное творчество, повествование.

Уметь творчески  осмысливать тему, придерживаясь основных требований к построению рассказа.

Создание творческой иллюстрированной   работы

98

Правописание окончаний причастий.


Урок усвоения новых знаний

Падежные окончания причастий

Уметь верно изменять причастие по падежам

Коллективная работа

99

Правописание окончаний причастий


обобщение и повторение изученного

Падежные окончания причастий

Уметь верно изменять причастие по падежам

Самостоятельная работа

100

Употребление причастий в текстах разных стилей. Подготовка к контрольной работе.

Урок усвоения новых знаний +

обобщение и повторение изученного

Употребление причастий в текстах

Уметь правильно употреблять причастия

Работа с упр.518, 519

101

Контрольная работа по теме «Причастие»

Урок контроля

3

Причастие как часть речи. Правописание. Значение. Употребление.

Проверка  ЗУН по теме «Причастие»

Тестовые задания.

102

Анализ контрольной работы.

обобщение и повторение


Закрепление  ЗУН по теме «Причастие


Коллективная работа

103

 Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.  Суффиксы деепричастий

Урок усвоения новых знаний

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастий.

Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать добавочное действие и основное, отличать деепричастие от слов других частей речи.

Объяснительный диктант

104

Суффиксы деепричастий.

Урок усвоения новых знаний

Уметь разграничивать добавочное действие и основное, отличать деепричастие от слов других частей речи. Знать суффиксы деепричастий

 коллективная, индивидуальная работа

105

Деепричастный оборот. Знаки препинания.

Урок усвоения новых знаний

ДО, знаки препинания при ДО, выделение одиночного деепричастия запятыми.

Знать определение ДО, уметь его находить в предложении.

Комментированная работа.

106

Деепричастный оборот. Знаки препинания

Урок обобщения и систематизации знаний

 ДО, знаки препинания при ДО, выделение одиночного деепричастия запятыми.

Знать определение ДО, уметь его находить в предложении.

Коллективная работа

107

Деепричастный оборот и причастный обороты. Знаки препинания

Урок обобщения и систематизации знаний

ДО, знаки препинания при ДО, выделение одиночного деепричастия запятыми.

Знать определение ДО, уметь его находить в предложении.

Самостоятельная работа

108

Правописание НЕ с деепричастиями.

Урок усвоения новых знаний

Не с деепричастиями

Знать правила правописания НЕ с деепричастиями, уметь обосновывать выбор написания.

Комментированная работа

109

Изложение текста художественного стиля «Как спасали крысу»

Р.р19

. План,

композиция, микротема

Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа, писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для худ. Текста языковые средства

Самостоятельно изложить текст  Стр.210 сборн. Мет рекомендаций

110

Образование деепричастий.

Урок усвоения новых знаний

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование

Знать способы образования деепричастий, уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид ,употреблять в речи.

111

Образование деепричастий

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование

Знать способы образования деепричастий, уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид ,употреблять в речи.

Комментированная работа

112

Употребление причастий и деепричастий в речи. Произношение причастий и деепричастий.

Урок усвоения новых знаний

Употребление деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия

Уметь использовать полученные знания: определять роли деепричастий в художественном тексте.

Комплексная работа с текстом.

113



Анализ текста изложения.

Повествование делового и научного стилей

Р.р.20

Анализ глагольных форм, пересказ (устный и письменный) повествовательного текста типа деловой инструкции с заменой глагола

Трансформационные упражнения (замена худ. повествования  деловым), создание инструктивных текстов. Упр. 484,485,488

114

Урок-практикум по теме: «Правописание причастий и деепричастий»

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Самостоятельная работа

115

Урок-практикум по теме: «Правописание причастий и деепричастий»

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь использовать полученные знания: определять роли деепричастий в художественном тексте

116

Проверочная работа по теме «Правописание причастий и деепричастий»

Урок контроля

4

Грамматические признаки причастий и деепричастий. Правописание

Проверка ЗУН по теме: «Правописание причастий и деепричастий»

Самостоятельная работа

117

Анализ проверочной работы

Урок обобщения и систематизации знаний

Коллективная работа


118


Орфоэпические особенности причастий и деепричастий.


Урок усвоения новых знаний


Орфоэпические нормы произношений деепричастий


Уметь правильно ставить ударение в деепричастиях, изменяя их


Работа со словарём

119

Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами

Уметь правильно образовывать предложения с ПО и ДО

Самостоятельна работа

120

Описание места

Р.р21

 Строение текста этого типа речи: где? что?

Способы связи предложений: последовательный и параллельный.

Уметь строить фрагменты  текста типа «описание»

Работа с учебником

121

Урок-практикум по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольной работе

Закрепление и обобщение материала

Грамматические особенности деепричастий. Правописание.

Проверка ЗУН по теме «Деепричастие .Правописание».

Самостоятельная работа

122

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Урок контроля

5

Грамматические особенности деепричастий. Правописание

Проверка ЗУН по теме «Деепричастие. Правописание».

Диктант с грамматическим заданием.

123

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Коллективная работа

124

Описание места

Р.р22

Предупреждение нежелательного повтора глаголов стоит, находится. Способы правки неудачно построенного текста.

Редактирование текста с повтором-недочётом. Создание фрагментов текста со значением описания места.

Работа с текстом. Правка

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (13часов)

125

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Урок усвоения новых знаний

Вопрос о числительном в системе частей речи. Числительное как часть речи

Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи, знать его общее морфологическое значение, находить числительное в тексте.

Наблюдение за частотностью употребления числительных в речи

126

Простые, сложные и составные числительные, их правописание.

Урок усвоения новых знаний

Строение  числительных

Знать признаки простых и составных числительных. Уметь различать  простые и составные числительные

Осложнённое списывание, составление таблицы.

127

Количественные и порядковые числительные, их разряды, склонение, правописание.

Урок усвоения новых знаний

 Разряды количественных числительных, особенности склонения.

Знать признаки количественных и порядковых числительных, уметь склонять

Работа с текстом

128

Количественные и порядковые числительные, их разряды, склонение, правописание.

Закрепление и обобщение материала

Разряды количественных числительных, особенности склонения.

Знать признаки количественных и порядковых числительных, уметь склонять

Работа с  упр. учебника

129

Урок-практикум по теме:

« Правописание количественных числительных»

Закрепление и обобщение материала

.

Знать особенности склонения


Работа с  упр. учебника

130

Соединение в тексте описания предмета с описанием места

Р.р23

Анализ фрагментов текста со значением  состояния окружающей среды

Работа над ошибками, совершенствование текста.

Подготовка к сочинению по картине.

131

Правописание дробных и собирательных числительных.


Урок усвоения новых знаний

Дробные и собирательные числительные

Знать правописание дробных и собирательных числительных.

Работа с упр. учебника

132

Правописание дробных и собирательных числительных

Закрепление и обобщение материала

Дробные и собирательные числительные

Знать правописание дробных и собирательных числительных

Работа с упр. учебника

133

Изменение порядковых числительных.

Урок усвоения новых знаний

Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными.

Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Разграничение порядковых и количественных числительных .

Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных порядковые.

134

Изменение порядковых числительных

Закрепление и обобщение материала

Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными.

Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Разграничение порядковых и количественных числительных

Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных порядковые.

135

Правильное  употребление в речи имён числительных в косвенных падежах, верное согласование собирательных числительных с именами существительными.

Урок усвоения новых знаний

Согласование существительного и числительного. Правила употребления в речи.

Уметь правильно употреблять в речи имена числительные.

Работа с предложениями, текстом.

136

Урок-практикум по теме «Правописание числительных»

Закрепление и обобщение материала

 Морфологиче-

ские признаки числительного. Морфологичес-

кий разбор.

Знать морфологические признаки числительного, верно определять их.

Коллективная работа.

137

Урок-практикум по теме «Правописание числительных»

Закрепление и обобщение материала

Морфологиче-

ские признаки числительного. Морфологичес-

кий разбор

Знать морфологические признаки числительного, верно определять их.

Самостоятельная работа

138

Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкин (или Лермонтова)

Р.р24

Передний план,

Краски, сюжет, композиция

Создание творческой работы

Индивидуальная работа

139

Контрольная работа по теме «Числительное»

Урок контроля

6

Морфологические признаки числительного

Проверка ЗУН по теме «Числительное. Правописание».

Диктант, тестовые задания.

140

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







МЕСТОИМЕНИЕ (17часов)+ 5 часов повторение

141

Анализ сочинения по картине. Описание состояния окружающей среды

Р.р25

Строение текста этого типа: что? В каком состоянии? Способы выражения состояния: личные и безличные глаголы, особые слова на –о. Параллельный способ связи предложений

. Анализ фрагментов текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста, создание этюдов, лирических зарисовок.

Работа с текстом.

142

Местоимение как часть речи: особенности значение, морфологических и синтаксических признаков

Урок усвоения новых знаний

Местоимение как часть речи, роль местоимений как средства связи предложений в тексте.

Знать особенности местоимений как части речи, особенности лексико-грамматического значения.

Наблюдение над текстом, замена местоимений существительными.  Редактирование текста.

143

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.

Урок усвоения новых знаний

Разряды местоимений

Знать разряды местоимений

 Распределительный диктант.

144

Личные местоимения. Склонение личных местоимений

Урок усвоения новых знаний

Особенности склонения личных местоимений, правильное употребление личных местоимений в речи

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений, правописание местоимений с предлогом. речевой этикет: ты и вы

. Выборочный  диктант

145

Возвратное местоимение СЕБЯ

Урок усвоения новых знаний

. Лексическое значение местоимения себя, употребление местоимения в нужной форме.

Знать особенности склонения местоимения себя, лексическое значение.

Осложнённое списывание

146

Описание состояния окружающей среды

Р.р26

Строение текста этого типа: что? В каком состоянии? Способы выражения состояния: личные и безличные глаголы, особые слова на –о. Параллельный способ связи предложений

Анализ фрагментов текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста, создание этюдов, лирических зарисовок.

Работа с текстами.

147

Притяжательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Склонение притяжательных местоимений. Различие личных и притяжательных местоимений.

Знать признаки притяжательных местоимений,  различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения.  

Самостоятельная работа

148

Указательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Указательные местоимения, их значение, употребление в речи

Знать значение указательных местоимений, уметь находить указательные местоимения в тексте

Терминологический диктант

149

Определительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Определитель

ные местоимения, их значение, употребление в речи

Знать значение определительных местоимений, уметь находить определительные местоимения в тексте

Терминологический диктант

150

Вопросительно-относительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Вопросительно-относительные местоимения, их роль и назначение в речи. Употребление.

Знать назначение вопросительно-относительных местоимений, особенности их склонения.

Коллективная работа

151

Отрицательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

 Образование и изменение отрицательных местоимений, Приставки не и ни в отрицательных местоимениях.

Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их, правильно писать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.

Творческое списывание

152

Неопределённые местоимения

Урок усвоения новых знаний

Образование, написание неопределённых местоимений, синтаксическая роль в предложении

Знать признаки неопределённых местоимений, особенности их склонения.

Выборочный диктант с грамматическим заданием

153

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Урок усвоения новых знаний

Условия выбора дефисного написания не

Уметь находить в тексте и правильно писать  неопределённые и отрицательные местоимения.

Диктант «Проверяю себя»

154

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Урок усвоения новых знаний

Написание местоимений с предлогами

Знать правило написания отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами

Коллективная работа

155

Урок-практикум по теме: «Опознавание в тексте разрядов местоимений»

Закрепление и обобщение материала

Разряды местоимений.

Уметь находить и  определять разряды местоимений в тексте.

Работа с текстом.

156

Урок-практикум по теме: «Опознавание в тексте разрядов местоимений»

Закрепление и обобщение материала

Разряды местоимений

Уметь находить и  определять разряды местоимений в тексте

Работа с текстом.

157

Употребление местоимений в речи. Верное образование и произношение местоимений

Урок усвоения новых знаний

Разряды местоимений.

Уметь правильно употреблять местоимения в речи.

Работа с текстом.

158

Употребление местоимений в речи. Верное образование и произношение местоимений

Закрепление и обобщение материала

Разряды местоимений

Уметь правильно употреблять местоимения в речи

Работа с текстом

159

Сочинение по картине  И.И.Левитана «Лесной берег»

Р.р27

Языковые средства

Уметь подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы, систематизировать рабочие материалы и использовать их в сочинении.

Творческая работа

160

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Урок контроля

7

Морфологичес-

кие признаки местоимения

Проверка ЗУН по теме «Местоимение. Разряды, правописание»

Диктант, тестовые задания.

161



Анализ  контрольной работы. Работа над ошибками





Проверка ЗУН по теме



Самостоятельная работа


162

Изложение текста «Речкино имя» (подготовительный этап)

Р.р28

Уметь отбирать необходимый для изложения материал, составлять план


Самостоятельная работа

163

Изложение текста «Речкино имя».

Р.р29

Уметь отбирать необходимый для изложения материал, составлять план, соблюдать абзацное членение.

Самостоятельная работа

164

Урок-практикум по разделу «Морфология». Подготовка к итоговой контрольной работе.

Закрепление и обобщение материала

Обладать определёнными ЗУН по разделу «Морфология»

Коллективная работа

165

Урок-практикум по разделу «Морфология». Подготовка к итоговой контрольной работе.

Закрепление и обобщение материала

Обладать определёнными ЗУН по разделу «Морфология»

Самостоятельная работа

166

Итоговая контрольная работа по курсу

Урок контроля

8

Самостоятельная работа

167

Итоговая контрольная работа по курсу

Урок контроля

9

Самостоятельная работа

168

Анализ итоговой контрольной работы.


Закрепление и обобщение материала

169



Подведение итогов обучения. Комплексное повторение изученного материала


170


Подготовка к переводным экзаменам. Комплексное повторение изученного материала

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

п\п

Содержание раздела

Количество часов

примечание

1

Введение. Слово – основная единица языка.

1 час

2

Правописание

17 часов

3

Грамматика

3 часа

4

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словообразование, правописание и употребление в речи имён существительных, прилагательных, глаголов

29 часа

5

Морфология. Орфография.

Причастие и деепричастие

44 часов

6

Имя числительное

13 часов

7

Местоимение

17 часов

8

Повторение

5 часов

9

Уроки развития речи

29 часов

10

Уроки контроля

12 часов

ИТОГО

170 часов

Выполнение практической части по русскому  языку в 6 классе:

№ п\п

Содержание практической части

Количество часов

примечание

1

Уроки развития речи:


Изложения-


Сочинения-

29 ч


5 ч


4 ч

2

Уроки контроля

9 ч

3

Проверочные работы

3 ч

График проведения контрольных  и проверочных работа

Содержание контрольной работы

Дата проведения по плану

Дата проведения фактическая

примечание

1

Контрольная работа по разделу «Правописание». Диктант с грамматическим заданием

2

Проверочная работа по теме «Имя существительное». Тестовые задания.

3

Проверочная работа по теме «Правописание имён прилагательных

4

Проверочная работа по теме «Правописание причастий и деепричастий»

5

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

6

Контрольная работа по теме «Числительное»

7

Контрольная работа по теме «Местоимение»

8

Итоговая контрольная работа по курсу (ч1)

9

Итоговая контрольная работа по курсу (ч.2)

 .



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССА

2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 68 ЧАСОВ В ГОД)

№ п\п

Содержание урока

Вид урока, основные виды деятельности учащихся, учителя

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои

беседа

Устное народное творчество (3 часа)

2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Урок внеклассного чтения 1

3.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора.  Афористичность загадок.

Рассказ учителя, беседа

4.

Урок - посиделки. Русский фольклор.

Урок развития речи 1

Древняя русская литература(1 час)

5.

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописи.

Рассказ учителя, обучение чтению

Из литературы 18 века(3 часа)

6

Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени. Аллегория и мораль в басне.

Рассказ учителя, беседа

7.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца».

Рассказ учителя, беседа

8

И.А.Крылов. «Осёл и соловей». Критическое изображение «знатока2, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

Обучение чтению, беседа

Из литературы 19 века (26 часов)

9

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению  

Рассказ учителя, обучение чтению

М\медийная установка.

презентация

наизусть

10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции.

Урок развития речи. 2

11

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов.

Обучение чтению, практикум.

М\медийная установка.

презентация

12

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции.  

беседа

13.

А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

Обучение чтению, беседа

14.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Беседа, практикум

15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятий о композиции художественного произведения. 

Обучение устному рассказу, беседа

16

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.Пушкина «Дубровский»-1

Урок развития речи 3

17

Контрольная работа. Тестирование по творчеству А.Пушкина

Урок контроля

1

18.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение  и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Рассказ учителя, обучение чтению

19.

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум

20

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека  с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

(Подготовка к домашнему сочинению – Анализ стихотворения Лермонтова)

Беседа, практикум

21

Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»

Урок внеклассного чтения 2

22

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Рассказ учителя

беседа

23.

Роль картины природы в рассказе  «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.Тургенев – мастер пейзажа.

практикум

24

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

Рассказ учителя.

25

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

практикум

26.

А.А.Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне..». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Рассказ учителя, обучение чтению

М\медийная установка.

презентация

27.

А.А.Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истины  и красоты, как мерило человеческой нравственности

Беседа, практикум

28

Психологизм, гармоничность, музыкальность поэтической речи Тютчева, Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

(Подготовка к домашнему сочинению по лирике Тютчева и Фета)

Урок развития речи 4

29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

Рассказ учителя, обучение чтению

30

Своеобразие композиции стихотворения. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа.

Беседа, практикум

31

Н.А.Некрасов историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве  Некрасова

Урок внеклассного чтения 3

32




33

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова


Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести

Урок контроля

2



Рассказ учителя, беседа

34

Особенности языка повести Н.Лескова «Левша». Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.Лескова «Левша»

Урок развития речи  5

35

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Урок внеклассного чтения 4

36

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

практикум

РОДНАЯ  ПРИРОДА  В РУСКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА (1 час)

37

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла». Художественные средства, передающие состояние человека и природы в пейзажной лирике.

Е.Баратынский «Весна, весна», «Чудный град». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы».

Развитие понятий о лирике. 

Урок-концерт

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА(  5 часов)

38.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои А.Платонова.

Рассказ учителя, обучение чтению

39.

А.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги. Авторская позиция в произведении.

Урок внеклассного чтения 5

40

М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Рассказ учителя, обучение чтению

41.

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

Беседа, практикум

42

Особенности композиции и названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению

Рассказ учителя, обучение чтению

43

Классное сочинение. «Человек и природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок контроля 3


Произведения о Великой Отечественной войне (9 часов)



44


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.Симонов «Ты помнишь, Алёша», Д.С.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли  о Родине и о  войне. Обучение выразительному чтению



Урок развития речи 6

45

А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

 Урок внеклассного чтения 6

46

В.П.Астафьев. Слово писателе. «Конь с розовой гривой»  Картины быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы.

Рассказ учителя, обучение чтению

47

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.  7

48

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки  французского» герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Рассказ учителя, обучение чтению.

49

Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению

беседа

50

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Распутина и В.Астафьева»

Урок развития речи 8

51

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой «лирике.

Рассказ учителя, беседа

52

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского  характера. Юмор и его роль в  рассказе.

Рассказ учителя, беседа

53

Контрольная работа (тестирование) по творчеству Н.Лескова, А.Чехова, М.Пришвина, литературе о ВОв

Урок контроля

4




Родная природа в русской поэзии ХХ века (2 часа)

54

Родная природа  в русской поэзии ХХ века. А.Блок. Слово о поэте. «летний вечер», «О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А.Есенин. Слово  о поэте. «Мелколесье. Степь и дали». «Пороша». Чувство любви к Родине и родной природе. Способы выражения чувств в лирике С.Есенина. Обучение выразительному чтению.

Рассказ  учителя, обучение чтению

55

А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие.» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. 

Практикум.



56

Писатели улыбаются(1 час)

В.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Рассказ учителя, беседа

Из литературы народов России (1 час)

57

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малым мой народ». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине ,верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

Урок внеклассного чтения 7

Из зарубежной литературы( 9 часов)

1.Мифы народов мира(3 часа)

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двора царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие  о мифе.

Рассказ учителя, беседа

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Рассказ учителя, беседа

60

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея»  как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Урок внеклассного   чтения. 8

2.Произведения зарубежных писателей( 6 часов)

61

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.

Урок внеклассного чтения 9

62

Ф.Шиллер. Слово описателе. «перчатка». Проблемы благородства, достоинства, чести.

Рассказ учителя, беседа

63

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Урок внеклассного чтения 10

64

М.Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

Урок внеклассного чтения 11

65

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Урок внеклассного чтения 12

66

А. де Сент- Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.  Маленький принц и его друзья, враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Урок внеклассного чтения 13

67

«Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

Урок контроля

5

68

«Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Урок развития речи.  9

Пояснительная записка по литературе

6 класс

Планирование уроков по литературе составлено  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (автор. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин и др. под ред. В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008). Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:  басни И.Дмитриева «Муха», И.Крылова «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма Н.Некрасова «Дедушка», стихотворения Я.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри, какая мгла», А.Толстого «Где гнуться над омутом лозы», А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном», стихотворения о воине К.Симонова, рассказ В.Шукшина «Критики».

    Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в  условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в планировании выделены часы на уроки развития речи, уроки внеклассного чтения и уроки контроля.  

      Данное планирование ориентировано на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения

Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;

- итоговый:  тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных  произведений;

-основные теоретические понятии, предусмотренные программой: фольклор, УНТ, жанры фольклора, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы: эпос, лирика, драма, жанры литературные, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись и аллитерация, фантастика, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция, автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (живопись, музыка);

-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

-использовать различные формы пересказа;

-создавать творческие работы, которые  связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П.   Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина [1] составлена   на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы [2].

                Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

                Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных

пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и  различной справочной литературой.

 С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта   в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  3. устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  4.  свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  5. научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  6.  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  7.  способами свободного владения письменной речью;
  8. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями. 

Таким  образом,  компетентностный подход к  созданию  календарно-тематического     планирования     обеспечивает     взаимосвязанное     развитие     и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Данная рабочая  программа  является адаптированной.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

                *авторов и содержание изученных художественных произведений;

                     *основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:


        * выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

        *сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и  определять их художественное своеобразие;

        *сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

        *переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

        *видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

        *определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

        *сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

        *сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

        *использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

        *писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

        *отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Использовать приобретённые знания и умения в повседневной деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений. 

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


[1] Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.

[2] Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс

Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (Разумовская М.М..)

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

Изменения в рабочую программу по русскому языку 7 класс по Разумовской М.М.

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( Разумовская М.М.)

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку (программа М.М. Разумовской)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематический план, перечень учебной и методической литературы, календарно - тематическое планирование, в котор...

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс учебник Разумовской М.М.

Рабочая программа по русскому языку составлена к учебнику Разумовской М.М 5 класс...