Рабочая программа по русскому языку, 6 класс.Программа М.Разумовской.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку составлена на базе авторской программы М.Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_pralnirovanie_urokov_rus_v_6_kla._novoe_5_chas.doc | 434.5 КБ |
kalendarno.6_litdoc.doc | 144 КБ |
poyasnitelnaya_6_lit-ra.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
2011- 2012 учебный год
(5часов в неделю, 170 часов в год)
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. | Слово – основная единица языка. | Урок обобщения ранее полученных ЗУН | Язык, речь, лексика, лексический запас, лингвистика, эпиграф | Понимать сущность социальную языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации | Ответы на вопросы, анализ текста, выявление главного, существенного. | ||
Правописание (17часов) | |||||||
2 | Орфография и пунктуация. | Урок повторения и закрепления изученного | Орфограмма, орфография, опознавательные признаки орфограмм, пунктуация, знаки препинания | Знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в разных морфемах | Осложнённое списывание (по видам орфограмм0 | ||
3 | Употребление прописных букв | Урок повторения и закрепления изученного | |||||
4 | Буквы ъ и ь | Урок повторения и обобщения изученного | Части слова (морфемы) | Знать основные функции ъ,ь знаков, определять выбор, уметь мотивировать | Распределительные упражнения | ||
5 | Стили речи. | Р.р 1 | Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, речевая ситуация, разговорный и художественный стили речи | Определять стили речи на основе анализа речевой ситуации, находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей. | Анализ текста, определение стилей речи, ответы на вопросы упр 11,13,18 | ||
6 | Орфограммы корня. Проверяемые гласные и согласные в корне. | Повторительно-обобщающий урок | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных | Знать определение однокоренных слов, основные способы проверки гласных и согласных. | Самостоятельная работа, словарный диктант. | ||
7 | Орфограммы корня. О\Ё после шипящих | Повторительно-обобщающий урок | Морфема, часть речи, ударение, исключения | Знать основные моменты правописания о, ё после шипящих в разных морфемах и словах разных частей речи. | Распределительные упражнения. | ||
8 | Орфограммы корня. Правописание корней с чередование гласных | Повторительно-обобщающий урок | Чередование, типы чередований корень, суффикс, ударение | Знать корни с чередованием гласных и согласных, уметь их выделять, знать основные случаи правописания слов с чередованием а\о,е\и | Осложнённое списывание | ||
9 | Орфограммы корня. Правописание И, Ы в корне после Ц | Повторительно-обобщающий урок | Морфема, слова-исключения | Знать условия выбора И,Ы после Ц в разных морфемах, уметь обосновать этот выбор | Проверочная работа. Взаимопроверка. | ||
10 | Типы речи. | Р.р2 | Повествование, описание, рассуждение, | Определять тип речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения. | Творческая работа упр.25, Анализ текста, определение типа речи | ||
11 | Правописание окончаний слов | Повторительно-обобщающий урок | Часть речи, вопрос, склонение, падеж, спряжение, исключения | Знать способы определения гласной в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах, знать спряжение глагола | Составление опорного конспекта спряжение глагола. | ||
12 | Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи | Повторительно-обобщающий урок | Часть речи, союз А, слова-синонимы. | Алгоритм определения слитно-раздельного написания не со словами разных частей речи | Самостоятельная работа. | ||
13 | Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. Запятая при однородных членах. | Урок повторения и закрепления ранее изученного материала | Знаки препинания, однородные члены. | Знать понятие однородности, уметь находить в тексте предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания | Работа с текстами | ||
14 | Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении. | Урок повторения и закрепления ранее изученного материала | Знаки препинания, простое и сложное предложение, грамматическая основа. | Знать понятие сложного предложения, уметь безошибочно находить сложные предложения, доказывать его структуру | Работа с текстами | ||
15 | Текст. Основные признаки текста | Р.р3 | понятие текста, его основные признаки, деление текста на абзацы | Определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, составлять план текста. | Сбор и систематизация материала к сочинению | ||
16 | Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. | Урок повторения и закрепления ранее изученного материала | Тире, двоеточие, обобщающее слово, однородные члены | Чётко определять структуру предложения с однородными членами, находить обобщающие слова. | Коллективная работа. | ||
17 | Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. | Урок повторения и закрепления ранее изученного материала | Тире, двоеточие, обобщающее слово, однородные члены | Чётко определять структуру предложения с однородными членами, находить обобщающие слова. | Самостоятельная работа | ||
18 19 | Пунктуационное оформление прямой речи. Тире между подлежащим и сказуемым. Подготовка к контрольной работе | Урок повторения и закрепления ранее изученного материала Урок повторения и закрепления ранее изученного материала | Предложение с прямой речью, прямая речь, слова автора, косвенная речь Способы выражения подлежащего и сказуемого | Уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире | Самостоятельная работа, взаимопроверка | ||
20 | Тире между подлежащим и сказуемым. Подготовка к контрольной работе | Урок повторения и закрепления ранее изученного материала | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире. | Взаимодиктант | ||
21 | Контрольная работа по разделу «Правописание». Диктант с грамматическим заданием | К.р.№ 1 | Орфография, пунктуация. | Знать: основные правила правописания слов, пунктуационное оформление предложений на письме. | Диктант с грамматическим заданием по вариантам | ||
22 | Анализ контрольной работы. | Урок повторения и закрепления | Орфография, пунктуация | Знать: основные правила правописания слов, пунктуационное оформление предложений на письме. | Коллективная работа | ||
ГРАММАТИКА (3 часа) | |||||||
23 | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. | Урок усвоения новых знаний | Морфология, синтаксис, грамматика, значение слова | Знать, что изучает грамматика, синтаксис, лексическое и грамматическое значение слова | Составление опорного конспекта, работа с учебником | ||
24 | Сочинение по картине (устно). Развитие устной речи. | Р.р4 | Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу». Упр.81 | Отталкиваясь от данной мысли («Что можно делать в лесу?»), уточнить тему, подобрать заголовок, написать сочинение | Сбор материала, соблюдение абзацев, использование языковых средств. | ||
25 | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое и сложное предложение. | Урок усвоения новых знаний на основе изученного ранее. | Словосочетание, основные признаки, виды предложений по структуре | Знать основные признаки словосочетаний, предложений по структуре | Выборочный диктант, самостоятельная работа с тексом | ||
26 | Урок- практикум по теме: «Словосочетание и предложение» | Урок повторения и закрепления ранее изученного | Словосочетание, основные признаки, виды предложений по структуре | Знать основные признаки словосочетаний, предложений по структуре | Самостоятельная работа | ||
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 часов) Словообразование, правописание и употребление в речи имён существительных, прилагательных, глаголов | |||||||
27 | Морфологические признаки имени существительного | Урок повторения и закрепления ранее изученного | Морфологические признаки, род, число, падеж, склонение. | Знать основные характеристики имени существительного | Работа с учебником, составление опорного конспекта. | ||
28 | Словообразование имён существительных | Урок усвоения новых знаний | Морфема, способ словообразования, производная ,производящая основа | Знать основные способы образования существительных (морфологические и неморфологические) | Работа с учебником, таблицами, опорным конспектом. | ||
29 | Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. | Р.р5 | Научный стиль, его характеристика, стилевые черты, характерные языковые средства. | Научить разграничивать научный и деловой стиль речи, учитывая характер информации. Определять стиль речи. Осознанно читать текст учебника, анализировать структуру научных определений. | Анализ стр.77, пар 16, упр.175-177 | ||
30 | Словообразование имён существительных | Урок закрепления ЗУН | Способы словообразования, | Уметь чётко определять основные способы образования имён существительных. | Работа с текстом, упражнения учебника, самостоятельная работа | ||
31 | Правописание сложных имен существительных | Урок усвоения новых знаний | Сложные слова, сложносокращённые слова, способы образования сложных слов. | Знать основные способы образования сложных слов, уметь чётко определять их структуру. | Работа с текстом, упражнения учебника, самостоятельная работа | ||
32 | Правописание сложных имен существительных | Урок закрепления ЗУН | Сложные слова, сложносокращённые слова, способы образования сложных слов. | Уметь определять способы образования сложных слов. | Работа с текстом, упражнения учебника, самостоятельная работа в парах. | ||
33 | Определение научного понятия. | Р.р 6 | Понятия. Родовые и видовые понятия, ,логическое определение | Научить разграничивать родовые и видовые понятия. | Построение определений лингвистических понятий .Упр.181,182, 186-188 | ||
34 | Употребление имён существительных в речи | Урок усвоения новых знаний | Сравнение, метафора, фразеологизмы. | Исследовательская мини- работа: попробуем жить без существительного. | Наблюдения учащихся. | ||
35 | Произношение имён существительных | Урок усвоения новых знаний | Ударение, смягчение, отвердение | Знать основные орфоэпические нормы произношения существительных | Работа с орфоэпическим словарем | ||
36 | Научное рассуждение. | Р.р7 | Рассуждение-доказательство, выведение следствия из понятия | Использовать в ответах две разновидности рассуждения-доказательств | Составление устного высказывания | ||
37 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». Тестовые задания. | ПР. р №1 | Орфографические, орфоэпические нормы имени существительного | Выявит степень овладения учащимися орфографическими, орфоэпическими нормами имени существительного | Тестовые задания по вариантам | ||
38 | Урок-практикум по теме: «Правописание имён существительных» | Урок закрепления ЗУН | Основные понятия по теме | Выявит степень овладения учащимися орфографическими, орфоэпическими нормами имени существительного | Самостоятельная работа | ||
39 | Анализ проверочной работы. | Урок закрепления ЗУН | Коллективная работа | ||||
40 | Имя прилагательное. Морфологические признаки. | Урок усвоения новых знаний на основе ранее изученного | Согласование, качественные, относительные, притяжательные, род, число, падеж, склонение. | Знать основные характеристики имени прилагательного, различать прилагательные по разрядам. | Ответы на вопросы УПР 200, составление опорной таблицы. | ||
41 | Словообразование имен прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Способы образования, морфологичес- кие , неморфологические, чередование | Знать основные способы образования прилагательных (морфологические и неморфологические) | Самостоятельная работа | ||
42 | Изложение учебно-научного текста «Связанные корни» | Р.р8 | Микротема, абзац, изложение, | Излагать близко к тексту научное рассуждение. | Работа с текстом стр.200 мет рекоменд к учебнику. Создание текста изложения. | ||
43 | Правописание сложных имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Сложное слово, морфема, соединительная гласная | Знать правописание сложных имен прилагательных: слитно, через дефис | Коллективная работа, работа по карточкам. | ||
44 | Правописание сложных имён прилагательных | Закрепление и обобщение материала | Сложное слово, морфема, соединительная гласная | Уметь быстро определять правописание сложных имен прилагательных | Самостоятельная работа Упр.224 | ||
45 | Анализ изложения текста. Рассуждение-объяснение. | Р.р9 | Общий вопрос к тексту: что это такое? | Анализировать и пересказывать научные тексты типа сочинения-объяснения | Упр.191,192, работа с текстом упр.190 | ||
46 | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | Урок усвоения новых знаний | Суффикс, слова-исключения, слова для запоминания. | Уметь определять суффиксы ан, ян, ин в прилагательных. | Коллективная работа | ||
47 | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | Урок усвоения новых знаний | Суффикс, слова-исключения, слова для запоминания | Уметь определять суффиксы онн, енн, н в прилагательных, знать слова –исключения типа: ветреный, безветренный. | Коллективная работа | ||
48 | Употребление прилагательных в речи | Урок усвоения новых знаний | Метафора, сравнение, эпитеты, выразительность художественной речи. | Понимать важность и уместность употребления прилагательных в речи | Учимся читать и анализировать лингвистический текст | ||
49 | Официально-деловой стиль | Р.р10 | Условия общения, задача речи, стилевые черты, характерные языковые средства. | Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства, создавать тексты делового стиля: объявления, инструкции | Работа с текстом упр. 194,195, 197, | ||
50 | Произношение имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Ударение: устойчивое, разноместное, подвижное | Знать постановку ударения в словах-прилигательных, развитие умения работать с орфоэпическим словарём | Работа с орфоэпическим словарём. | ||
51 | Проверочная работа по теме «Правописание имён прилагательных» | Урок контроля ПР 2 | Тема «Имя прилагательное» | Знать основные моменты правописания, произношения, употребления имён прилагательных. | Самостоятельная работа. | ||
52 | Анализ проверочной работы. | Урок закрепления ЗУН | Коллективная рабоат | ||||
53 | Морфологические признаки глагола. | Урок усвоения новых знаний с применением ранее изученного | Действие, вид, спряжение, переходность, время, наклонение и др. | Знать основные морфологические признаки глагола как части речи. | Коллективная работа. Составление опорного конспекта. | ||
54 | Текст. Способы связи предложений в тексте. | Р.р.11 | «данное», «новое», последовательный и параллельный способ связи предложений в тексте. | Находить «данное» и «новое» в предложениях текста, определять способ связи предложений в тексте. | Работа с текстом. | ||
55 | Словообразование глаголов. | Урок усвоения новых знаний с применением ранее изученного | Способы образования слов, морфема, значение морфем. | Определять основные способы словообразования глаголов. | Работа с текстами упражнений | ||
56 | Правописание приставок пре, при | Урок усвоения новых знаний с применением ранее изученного | Значение приставок пре, при, слова для запоминания. | Знать значение приставок пре ,при. Развитие умения пользоваться толковым словарём. | Коллективная работа. | ||
57 | Правописание приставок пре, при | Закрепление и обобщение материала | Значение приставок пре, при, слова для запоминания | Знать значение приставок пре, при. Развитие умения пользоваться толковым словарём. | Самостоятельная работа. | ||
58 | Урок-практикум по теме: «Правописание приставок пре-, при- | Закрепление и обобщение материала | Индивидуальная работа | ||||
59 | Средства связи предложений в тексте. | Р.р12 | Средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимение, синоним, повторяющиеся слова. | Находить в текстах делового, научного стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля – с повтором и местоимением. | Работа с упр.271 – 272., устранение неточности в упр276 | ||
60 | Буквы Ы, И в корне после приставок | Урок усвоения новых знаний | Начальная гласная корня, слова иноязычного происхождения | Знать правописание и,ы после приставок. | Коллективная работа. | ||
61 | Буквы Ы, И в корне после приставок | Закрепление и обобщение материала | Начальная гласная корня, слова иноязычного происхождения | Уметь определять правописание слов с изученной орфограммой, объяснять правописание. | Самостоятельная работа с текстом. | ||
62 | Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов. Подготовка к проверочной работе | Урок усвоения новых знаний | Глаголы-синонимы, антонимы. | Уметь определять основную функцию глагола в речи. | Учимся читать и пересказывать лингвистический текст упр. 341 | ||
63 | Употребление параллельной связи с повтором в тексте. | Р.р.13 | Параллельное строение, повтор | Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении текстов художественного стиля языковые и речевые средства, параллельная связь с повтором | Работа с текстом | ||
64 | Проверочная работа по теме «Глагол» | Урок контроля Пр 3 | Глагол как часть речи | Уметь верно определять основные признаки глагола как части речи, ставить ударение в глаголах, понимать способ образования глагола | Самостоятельная работа | ||
65 | Анализ проверочной работы | Закрепление и обобщение материала | Коллективная работа | ||||
66 | Как исправить текст с неудачным повтором. | Р.р.14 | Повтор: норма, стилистический приём, недочёт, способы предупреждения повтора-недочёта. | Редактирование текстов с повтором-недочётом. | Подготовка к изложению текста, работа с упр. 285. | ||
67 | Урок-практикум по разделу «Язык, правописание. Культура речи». Подготовка к контрольной работе | Закрепление и обобщение материала | Основные сведения по разделу. | Уметь верно определять правописание существительных, прилагательных, глаголов | Самостоятельная работа Упр.№ 378, 382 | ||
68 | Контрольная работа по разделу «Язык, правописание. Культура речи». Тестовые задания. | Урок контроля 2 | Основные сведения по разделу | Проверка навыка верно определять правописание существительных, прилагательных, глаголов
| Тестовая работа. | ||
69 | Анализ контрольной работы. | Закрепление и обобщение материала | коллективная работа | ||||
Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие (44часа) | |||||||
70 | Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | Урок усвоения новых знаний | Морфологические признаки глагола и прилагательного, причастие. | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного. | Подбор существительных к прилагательным и причастиям. | ||
71 | Суффиксы причастий | Урок усвоения новых знаний | Суффиксы причастий | Уметь выделять суффиксы причастий и определять причастие в тексте | Выборочный диктант | ||
72 | Суффиксы причастий | Закрепление и обобщение материала | Суффиксы причастий | Уметь выделять суффиксы причастий и определять причастие в тексте | Самостоятельная работа | ||
73 | Изложение текста художественного стиля «Тоска по Москве» | Р.р.15 | План, заголовок, микротема, повтор, | Использование в тексте приёмов лексического повтора. | Изложение текста художественного стиля. | ||
74 | Опознавание причастий в тексте. | Урок усвоения новых знаний | Суффиксы причастий | Уметь выделять суффиксы причастий и определять причастие в тексте | Самостоятельная работа | ||
75 | Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. | Урок усвоения новых знаний | Причастный оборот – определение. Зависимые слова. | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми. | Объяснительный диктант | ||
76 | Знаки препинания предложениях с причастным оборотом | Закрепление и обобщение материала | Текстообразующая роль причастий. Синтаксическая синонимия. | Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, определять место причастного оборота, графически обозначать причастный оборот | Работа с текстом упражнений. | ||
77 | Знаки препинания предложениях с причастным оборотом | Закрепление и обобщение материала | Определять место причастного оборота, графически обозначать причастный оборот | Работа с текстом упражнений | |||
78 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | Урок усвоения новых знаний | Понятие «действительные» и «страдательные» причастия, суффиксы. | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению. | Распределительный диктант | ||
79 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | Закрепление и обобщение материала | Суффиксы причастий | Уметь определять разряд причастий по значению | Самостоятельная работа | ||
80 | Анализ изложения текста. Повествование художественного и разговорного стилей. | Р.р.16 | Повествование, строение повествования | Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты, анализировать способы выражения действий, создавать и совершенствовать повествовательные тексты. | Работа с упр. 460,467,468 | ||
81 | Образование действительных причастий. | Урок усвоения новых знаний | Образование действительных причастий, правописание гласных в суффиксах действительных причастий | Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах ущ, ющ, ащ, ящ | Объяснительный диктант | ||
82 | Образование страдательных причастий. | Урок усвоения новых знаний | Образование страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах страдательных причастий | Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах Ом, ем, им. | Составление таблицы «Суффиксы причастий» | ||
83 | Урок-практикум по теме: «Образование действительных и страдательных причастий». | Закрепление и обобщение материала | Образование причастий | Уметь определять в тексте разряд причастий, объяснять правописание | Самостоятельная работа | ||
84 | Урок-практикум по теме: «Образование действительных и страдательных причастий». | Закрепление и обобщение материала | Образование причастий | Уметь определять в тексте разряд причастий, объяснять правописание | Самостоятельная работа | ||
85 | Полные и краткие причастия | Урок усвоения новых знаний | Краткие причастия, их роль в предложении | Знать морфологические признаки ,синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных . | Текст. Выборочный диктант. | ||
86 | Полные и краткие причастия | Закрепление и обобщение материала | Краткие причастия, их роль в предложении | Знать морфологические признаки ,синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных | Самостоятельная работа | ||
87 | Буквы Н и НН в причастиях | Урок усвоения новых знаний | Правописание н и нн в суффиксах причастий | Знать способы разграничения причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Распределительный диктант | ||
88 | Буквы Н и НН в причастиях | Закрепление и обобщение материала | Правописание н и нн в суффиксах причастий | Знать способы разграничения причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Самостоятельная работа | ||
89 | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. | Закрепление и обобщение материала | Суффиксы причастий | Знать правописание суффиксов полных и кратких причастий | Самостоятельная работа. | ||
90 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу. | Составление таблицы «Не с причастиями» | ||
91 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Закрепление и обобщение материала | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу. | Самостоятельная работа | ||
92 | Рассказ как один из жанров художественного повествования. Повествование в рассказе. | Р.р.17 | Рассказ, структура рассказа, композиция. | Уметь проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа. | Работа с упр.472,473 | ||
93 | Урок-практикум по теме: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Закрепление и обобщение материала | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу, обозначать условия выбора орфограмм. | Графический диктант | ||
94 | Урок-практикум по теме: «Правописание причастий» | Закрепление и обобщение материала | Правописание суффиксов причастий, не с причастиями | Уметь правильно делать выбор относительно правописания причастий. | Самостоятельная работа | ||
95 | Склонение причастий | Урок усвоения новых знаний | Изменение причастий по падежам и родам, правописание падежных окончаний. | Уметь правильно изменять причастия по родам, верно выбирая гласную в окончании. | Коллективная работа | ||
96 | Склонение причастий | Закрепление и обобщение материала | Изменение причастий по падежам и родам, правописание падежных окончаний. | Уметь правильно изменять причастия по родам, верно выбирая гласную в окончании | Самостоятельная работа | ||
97 | Творческая работа. Сочинение рассказов о животных, людях, природе. | Р.р.18 | Рассказ, сюжет, композиция, художественное творчество, повествование. | Уметь творчески осмысливать тему, придерживаясь основных требований к построению рассказа. | Создание творческой иллюстрированной работы | ||
98 | Правописание окончаний причастий. | Урок усвоения новых знаний | Падежные окончания причастий | Уметь верно изменять причастие по падежам | Коллективная работа | ||
99 | Правописание окончаний причастий | обобщение и повторение изученного | Падежные окончания причастий | Уметь верно изменять причастие по падежам | Самостоятельная работа | ||
100 | Употребление причастий в текстах разных стилей. Подготовка к контрольной работе. | Урок усвоения новых знаний + обобщение и повторение изученного | Употребление причастий в текстах | Уметь правильно употреблять причастия | Работа с упр.518, 519 | ||
101 | Контрольная работа по теме «Причастие» | Урок контроля 3 | Причастие как часть речи. Правописание. Значение. Употребление. | Проверка ЗУН по теме «Причастие» | Тестовые задания. | ||
102 | Анализ контрольной работы. | обобщение и повторение | Закрепление ЗУН по теме «Причастие | Коллективная работа | |||
103 | Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастий. | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать добавочное действие и основное, отличать деепричастие от слов других частей речи. | Объяснительный диктант | ||
104 | Суффиксы деепричастий. | Урок усвоения новых знаний | Уметь разграничивать добавочное действие и основное, отличать деепричастие от слов других частей речи. Знать суффиксы деепричастий | коллективная, индивидуальная работа | |||
105 | Деепричастный оборот. Знаки препинания. | Урок усвоения новых знаний | ДО, знаки препинания при ДО, выделение одиночного деепричастия запятыми. | Знать определение ДО, уметь его находить в предложении. | Комментированная работа. | ||
106 | Деепричастный оборот. Знаки препинания | Урок обобщения и систематизации знаний | ДО, знаки препинания при ДО, выделение одиночного деепричастия запятыми. | Знать определение ДО, уметь его находить в предложении. | Коллективная работа | ||
107 | Деепричастный оборот и причастный обороты. Знаки препинания | Урок обобщения и систематизации знаний | ДО, знаки препинания при ДО, выделение одиночного деепричастия запятыми. | Знать определение ДО, уметь его находить в предложении. | Самостоятельная работа | ||
108 | Правописание НЕ с деепричастиями. | Урок усвоения новых знаний | Не с деепричастиями | Знать правила правописания НЕ с деепричастиями, уметь обосновывать выбор написания. | Комментированная работа | ||
109 | Изложение текста художественного стиля «Как спасали крысу» | Р.р19 | . План, композиция, микротема | Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа, писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для худ. Текста языковые средства | Самостоятельно изложить текст Стр.210 сборн. Мет рекомендаций | ||
110 | Образование деепричастий. | Урок усвоения новых знаний | Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование | Знать способы образования деепричастий, уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид ,употреблять в речи. | |||
111 | Образование деепричастий | Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование | Знать способы образования деепричастий, уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид ,употреблять в речи. | Комментированная работа | |||
112 | Употребление причастий и деепричастий в речи. Произношение причастий и деепричастий. | Урок усвоения новых знаний | Употребление деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия | Уметь использовать полученные знания: определять роли деепричастий в художественном тексте. | Комплексная работа с текстом. | ||
113 | Анализ текста изложения. Повествование делового и научного стилей | Р.р.20 | Анализ глагольных форм, пересказ (устный и письменный) повествовательного текста типа деловой инструкции с заменой глагола | Трансформационные упражнения (замена худ. повествования деловым), создание инструктивных текстов. Упр. 484,485,488 | |||
114 | Урок-практикум по теме: «Правописание причастий и деепричастий» | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Самостоятельная работа | |||
115 | Урок-практикум по теме: «Правописание причастий и деепричастий» | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь использовать полученные знания: определять роли деепричастий в художественном тексте | ||||
116 | Проверочная работа по теме «Правописание причастий и деепричастий» | Урок контроля 4 | Грамматические признаки причастий и деепричастий. Правописание | Проверка ЗУН по теме: «Правописание причастий и деепричастий» | Самостоятельная работа | ||
117 | Анализ проверочной работы | Урок обобщения и систематизации знаний | Коллективная работа | ||||
118 | Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. | Урок усвоения новых знаний | Орфоэпические нормы произношений деепричастий | Уметь правильно ставить ударение в деепричастиях, изменяя их | Работа со словарём | ||
119 | Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами | Уметь правильно образовывать предложения с ПО и ДО | Самостоятельна работа | ||||
120 | Описание места | Р.р21 | Строение текста этого типа речи: где? что? Способы связи предложений: последовательный и параллельный. | Уметь строить фрагменты текста типа «описание» | Работа с учебником | ||
121 | Урок-практикум по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольной работе | Закрепление и обобщение материала | Грамматические особенности деепричастий. Правописание. | Проверка ЗУН по теме «Деепричастие .Правописание». | Самостоятельная работа | ||
122 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | Урок контроля 5 | Грамматические особенности деепричастий. Правописание | Проверка ЗУН по теме «Деепричастие. Правописание». | Диктант с грамматическим заданием. | ||
123 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Коллективная работа | |||||
124 | Описание места | Р.р22 | Предупреждение нежелательного повтора глаголов стоит, находится. Способы правки неудачно построенного текста. | Редактирование текста с повтором-недочётом. Создание фрагментов текста со значением описания места. | Работа с текстом. Правка | ||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (13часов) | |||||||
125 | Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о числительном в системе частей речи. Числительное как часть речи | Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи, знать его общее морфологическое значение, находить числительное в тексте. | Наблюдение за частотностью употребления числительных в речи | ||
126 | Простые, сложные и составные числительные, их правописание. | Урок усвоения новых знаний | Строение числительных | Знать признаки простых и составных числительных. Уметь различать простые и составные числительные | Осложнённое списывание, составление таблицы. | ||
127 | Количественные и порядковые числительные, их разряды, склонение, правописание. | Урок усвоения новых знаний | Разряды количественных числительных, особенности склонения. | Знать признаки количественных и порядковых числительных, уметь склонять | Работа с текстом | ||
128 | Количественные и порядковые числительные, их разряды, склонение, правописание. | Закрепление и обобщение материала | Разряды количественных числительных, особенности склонения. | Знать признаки количественных и порядковых числительных, уметь склонять | Работа с упр. учебника | ||
129 | Урок-практикум по теме: « Правописание количественных числительных» | Закрепление и обобщение материала | . | Знать особенности склонения | Работа с упр. учебника | ||
130 | Соединение в тексте описания предмета с описанием места | Р.р23 | Анализ фрагментов текста со значением состояния окружающей среды | Работа над ошибками, совершенствование текста. | Подготовка к сочинению по картине. | ||
131 | Правописание дробных и собирательных числительных. | Урок усвоения новых знаний | Дробные и собирательные числительные | Знать правописание дробных и собирательных числительных. | Работа с упр. учебника | ||
132 | Правописание дробных и собирательных числительных | Закрепление и обобщение материала | Дробные и собирательные числительные | Знать правописание дробных и собирательных числительных | Работа с упр. учебника | ||
133 | Изменение порядковых числительных. | Урок усвоения новых знаний | Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными. | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Разграничение порядковых и количественных числительных . | Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных порядковые. | ||
134 | Изменение порядковых числительных | Закрепление и обобщение материала | Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными. | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Разграничение порядковых и количественных числительных | Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных порядковые. | ||
135 | Правильное употребление в речи имён числительных в косвенных падежах, верное согласование собирательных числительных с именами существительными. | Урок усвоения новых знаний | Согласование существительного и числительного. Правила употребления в речи. | Уметь правильно употреблять в речи имена числительные. | Работа с предложениями, текстом. | ||
136 | Урок-практикум по теме «Правописание числительных» | Закрепление и обобщение материала | Морфологиче- ские признаки числительного. Морфологичес- кий разбор. | Знать морфологические признаки числительного, верно определять их. | Коллективная работа. | ||
137 | Урок-практикум по теме «Правописание числительных» | Закрепление и обобщение материала | Морфологиче- ские признаки числительного. Морфологичес- кий разбор | Знать морфологические признаки числительного, верно определять их. | Самостоятельная работа | ||
138 | Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкин (или Лермонтова) | Р.р24 | Передний план, Краски, сюжет, композиция | Создание творческой работы | Индивидуальная работа | ||
139 | Контрольная работа по теме «Числительное» | Урок контроля 6 | Морфологические признаки числительного | Проверка ЗУН по теме «Числительное. Правописание». | Диктант, тестовые задания. | ||
140 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||||
МЕСТОИМЕНИЕ (17часов)+ 5 часов повторение | |||||||
141 | Анализ сочинения по картине. Описание состояния окружающей среды | Р.р25 | Строение текста этого типа: что? В каком состоянии? Способы выражения состояния: личные и безличные глаголы, особые слова на –о. Параллельный способ связи предложений | . Анализ фрагментов текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста, создание этюдов, лирических зарисовок. | Работа с текстом. | ||
142 | Местоимение как часть речи: особенности значение, морфологических и синтаксических признаков | Урок усвоения новых знаний | Местоимение как часть речи, роль местоимений как средства связи предложений в тексте. | Знать особенности местоимений как части речи, особенности лексико-грамматического значения. | Наблюдение над текстом, замена местоимений существительными. Редактирование текста. | ||
143 | Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. | Урок усвоения новых знаний | Разряды местоимений | Знать разряды местоимений | Распределительный диктант. | ||
144 | Личные местоимения. Склонение личных местоимений | Урок усвоения новых знаний | Особенности склонения личных местоимений, правильное употребление личных местоимений в речи | Знать признаки и особенности склонения личных местоимений, правописание местоимений с предлогом. речевой этикет: ты и вы | . Выборочный диктант | ||
145 | Возвратное местоимение СЕБЯ | Урок усвоения новых знаний | . Лексическое значение местоимения себя, употребление местоимения в нужной форме. | Знать особенности склонения местоимения себя, лексическое значение. | Осложнённое списывание | ||
146 | Описание состояния окружающей среды | Р.р26 | Строение текста этого типа: что? В каком состоянии? Способы выражения состояния: личные и безличные глаголы, особые слова на –о. Параллельный способ связи предложений | Анализ фрагментов текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста, создание этюдов, лирических зарисовок. | Работа с текстами. | ||
147 | Притяжательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Склонение притяжательных местоимений. Различие личных и притяжательных местоимений. | Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения. | Самостоятельная работа | ||
148 | Указательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи | Знать значение указательных местоимений, уметь находить указательные местоимения в тексте | Терминологический диктант | ||
149 | Определительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Определитель ные местоимения, их значение, употребление в речи | Знать значение определительных местоимений, уметь находить определительные местоимения в тексте | Терминологический диктант | ||
150 | Вопросительно-относительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Вопросительно-относительные местоимения, их роль и назначение в речи. Употребление. | Знать назначение вопросительно-относительных местоимений, особенности их склонения. | Коллективная работа | ||
151 | Отрицательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Образование и изменение отрицательных местоимений, Приставки не и ни в отрицательных местоимениях. | Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их, правильно писать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. | Творческое списывание | ||
152 | Неопределённые местоимения | Урок усвоения новых знаний | Образование, написание неопределённых местоимений, синтаксическая роль в предложении | Знать признаки неопределённых местоимений, особенности их склонения. | Выборочный диктант с грамматическим заданием | ||
153 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора дефисного написания не | Уметь находить в тексте и правильно писать неопределённые и отрицательные местоимения. | Диктант «Проверяю себя» | ||
154 | Раздельное написание предлогов с местоимениями. | Урок усвоения новых знаний | Написание местоимений с предлогами | Знать правило написания отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами | Коллективная работа | ||
155 | Урок-практикум по теме: «Опознавание в тексте разрядов местоимений» | Закрепление и обобщение материала | Разряды местоимений. | Уметь находить и определять разряды местоимений в тексте. | Работа с текстом. | ||
156 | Урок-практикум по теме: «Опознавание в тексте разрядов местоимений» | Закрепление и обобщение материала | Разряды местоимений | Уметь находить и определять разряды местоимений в тексте | Работа с текстом. | ||
157 | Употребление местоимений в речи. Верное образование и произношение местоимений | Урок усвоения новых знаний | Разряды местоимений. | Уметь правильно употреблять местоимения в речи. | Работа с текстом. | ||
158 | Употребление местоимений в речи. Верное образование и произношение местоимений | Закрепление и обобщение материала | Разряды местоимений | Уметь правильно употреблять местоимения в речи | Работа с текстом | ||
159 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Лесной берег» | Р.р27 | Языковые средства | Уметь подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы, систематизировать рабочие материалы и использовать их в сочинении. | Творческая работа | ||
160 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | Урок контроля 7 | Морфологичес- кие признаки местоимения | Проверка ЗУН по теме «Местоимение. Разряды, правописание» | Диктант, тестовые задания. | ||
161 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Проверка ЗУН по теме | Самостоятельная работа | ||||
162 | Изложение текста «Речкино имя» (подготовительный этап) | Р.р28 | Уметь отбирать необходимый для изложения материал, составлять план | Самостоятельная работа | |||
163 | Изложение текста «Речкино имя». | Р.р29 | Уметь отбирать необходимый для изложения материал, составлять план, соблюдать абзацное членение. | Самостоятельная работа | |||
164 | Урок-практикум по разделу «Морфология». Подготовка к итоговой контрольной работе. | Закрепление и обобщение материала | Обладать определёнными ЗУН по разделу «Морфология» | Коллективная работа | |||
165 | Урок-практикум по разделу «Морфология». Подготовка к итоговой контрольной работе. | Закрепление и обобщение материала | Обладать определёнными ЗУН по разделу «Морфология» | Самостоятельная работа | |||
166 | Итоговая контрольная работа по курсу | Урок контроля 8 | Самостоятельная работа | ||||
167 | Итоговая контрольная работа по курсу | Урок контроля 9 | Самостоятельная работа | ||||
168 | Анализ итоговой контрольной работы. | Закрепление и обобщение материала | |||||
169 | Подведение итогов обучения. Комплексное повторение изученного материала | ||||||
170 | Подготовка к переводным экзаменам. Комплексное повторение изученного материала |
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
п\п | Содержание раздела | Количество часов | примечание |
1 | Введение. Слово – основная единица языка. | 1 час | |
2 | Правописание | 17 часов | |
3 | Грамматика | 3 часа | |
4 | ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Словообразование, правописание и употребление в речи имён существительных, прилагательных, глаголов | 29 часа | |
5 | Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие | 44 часов | |
6 | Имя числительное | 13 часов | |
7 | Местоимение | 17 часов | |
8 | Повторение | 5 часов | |
9 | Уроки развития речи | 29 часов | |
10 | Уроки контроля | 12 часов | |
ИТОГО | 170 часов |
Выполнение практической части по русскому языку в 6 классе:
№ п\п | Содержание практической части | Количество часов | примечание |
1 | Уроки развития речи: Изложения- Сочинения- | 29 ч 5 ч 4 ч | |
2 | Уроки контроля | 9 ч | |
3 | Проверочные работы | 3 ч |
График проведения контрольных и проверочных работа
№ | Содержание контрольной работы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактическая | примечание |
1 | Контрольная работа по разделу «Правописание». Диктант с грамматическим заданием | |||
2 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». Тестовые задания. | |||
3 | Проверочная работа по теме «Правописание имён прилагательных | |||
4 | Проверочная работа по теме «Правописание причастий и деепричастий» | |||
5 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | |||
6 | Контрольная работа по теме «Числительное» | |||
7 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | |||
8 | Итоговая контрольная работа по курсу (ч1) | |||
9 | Итоговая контрольная работа по курсу (ч.2) |
.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССА
2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 68 ЧАСОВ В ГОД)
№ п\п | Содержание урока | Вид урока, основные виды деятельности учащихся, учителя | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои | беседа | |||
Устное народное творчество (3 часа) | |||||
2. | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | Урок внеклассного чтения 1 | |||
3. | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | Рассказ учителя, беседа | |||
4. | Урок - посиделки. Русский фольклор. | Урок развития речи 1 | |||
Древняя русская литература(1 час) | |||||
5. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописи. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
Из литературы 18 века(3 часа) | |||||
6 | Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени. Аллегория и мораль в басне. | Рассказ учителя, беседа | |||
7. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца». | Рассказ учителя, беседа | |||
8 | И.А.Крылов. «Осёл и соловей». Критическое изображение «знатока2, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. | Обучение чтению, беседа | |||
Из литературы 19 века (26 часов) | |||||
9 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению | Рассказ учителя, обучение чтению | М\медийная установка. презентация наизусть | ||
10 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции. | Урок развития речи. 2 | |||
11 | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов. | Обучение чтению, практикум. | М\медийная установка. презентация | ||
12 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции. | беседа | |||
13. | А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова | Обучение чтению, беседа | |||
14. | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» | Беседа, практикум | |||
15 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятий о композиции художественного произведения. | Обучение устному рассказу, беседа | |||
16 | Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.Пушкина «Дубровский»-1 | Урок развития речи 3 | |||
17 | Контрольная работа. Тестирование по творчеству А.Пушкина | Урок контроля 1 | |||
18. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
19. | Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | Практикум | |||
20 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. (Подготовка к домашнему сочинению – Анализ стихотворения Лермонтова) | Беседа, практикум | |||
21 | Н.В.Гоголь «Старосветские помещики» | Урок внеклассного чтения 2 | |||
22 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | Рассказ учителя беседа | |||
23. | Роль картины природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.Тургенев – мастер пейзажа. | практикум | |||
24 | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | Рассказ учителя. | |||
25 | Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения | практикум | |||
26. | А.А.Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне..». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | Рассказ учителя, обучение чтению | М\медийная установка. презентация | ||
27. | А.А.Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности | Беседа, практикум | |||
28 | Психологизм, гармоничность, музыкальность поэтической речи Тютчева, Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. (Подготовка к домашнему сочинению по лирике Тютчева и Фета) | Урок развития речи 4 | |||
29 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
30 | Своеобразие композиции стихотворения. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа. | Беседа, практикум | |||
31 | Н.А.Некрасов историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова | Урок внеклассного чтения 3 | |||
32 33 | Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести | Урок контроля 2 Рассказ учителя, беседа | |||
34 | Особенности языка повести Н.Лескова «Левша». Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.Лескова «Левша» | Урок развития речи 5 | |||
35 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | Урок внеклассного чтения 4 | |||
36 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | практикум | |||
РОДНАЯ ПРИРОДА В РУСКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА (1 час) | |||||
37 | Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла». Художественные средства, передающие состояние человека и природы в пейзажной лирике. Е.Баратынский «Весна, весна», «Чудный град». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы». Развитие понятий о лирике. | Урок-концерт | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА( 5 часов) | |||||
38. | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои А.Платонова. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
39. | А.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги. Авторская позиция в произведении. | Урок внеклассного чтения 5 | |||
40 | М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
41. | Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | Беседа, практикум | |||
42 | Особенности композиции и названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
43 | Классное сочинение. «Человек и природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» | Урок контроля 3 | |||
Произведения о Великой Отечественной войне (9 часов) | |||||
44 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.Симонов «Ты помнишь, Алёша», Д.С.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению | Урок развития речи 6 | |||
45 | А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война | Урок внеклассного чтения 6 | |||
46 | В.П.Астафьев. Слово писателе. «Конь с розовой гривой» Картины быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
47 | В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи. 7 | |||
48 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | Рассказ учителя, обучение чтению. | |||
49 | Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению | беседа | |||
50 | Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Распутина и В.Астафьева» | Урок развития речи 8 | |||
51 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой «лирике. | Рассказ учителя, беседа | |||
52 | Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. | Рассказ учителя, беседа | |||
53 | Контрольная работа (тестирование) по творчеству Н.Лескова, А.Чехова, М.Пришвина, литературе о ВОв | Урок контроля 4 | |||
Родная природа в русской поэзии ХХ века (2 часа) | |||||
54 | Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.Блок. Слово о поэте. «летний вечер», «О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали». «Пороша». Чувство любви к Родине и родной природе. Способы выражения чувств в лирике С.Есенина. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя, обучение чтению | |||
55 | А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие.» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. | Практикум. | |||
56 | Писатели улыбаются(1 час) | ||||
В.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | Рассказ учителя, беседа | ||||
Из литературы народов России (1 час) | |||||
57 | К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малым мой народ». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине ,верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | Урок внеклассного чтения 7 | |||
Из зарубежной литературы( 9 часов) 1.Мифы народов мира(3 часа) | |||||
58 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двора царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | Рассказ учителя, беседа | |||
59 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | Рассказ учителя, беседа | |||
60 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | Урок внеклассного чтения. 8 | |||
2.Произведения зарубежных писателей( 6 часов) | |||||
61 | М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы. | Урок внеклассного чтения 9 | |||
62 | Ф.Шиллер. Слово описателе. «перчатка». Проблемы благородства, достоинства, чести. | Рассказ учителя, беседа | |||
63 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | Урок внеклассного чтения 10 | |||
64 | М.Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | Урок внеклассного чтения 11 | |||
65 | Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | Урок внеклассного чтения 12 | |||
66 | А. де Сент- Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц и его друзья, враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. | Урок внеклассного чтения 13 | |||
67 | «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» | Урок контроля 5 | |||
68 | «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | Урок развития речи. 9 |
Пояснительная записка по литературе
6 класс
Планирование уроков по литературе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (автор. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин и др. под ред. В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008). Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни И.Дмитриева «Муха», И.Крылова «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма Н.Некрасова «Дедушка», стихотворения Я.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри, какая мгла», А.Толстого «Где гнуться над омутом лозы», А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном», стихотворения о воине К.Симонова, рассказ В.Шукшина «Критики».
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в планировании выделены часы на уроки развития речи, уроки внеклассного чтения и уроки контроля.
Данное планирование ориентировано на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения
Виды контроля:
-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;
- итоговый: тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретические понятии, предусмотренные программой: фольклор, УНТ, жанры фольклора, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы: эпос, лирика, драма, жанры литературные, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись и аллитерация, фантастика, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция, автобиографичность литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
-определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (живопись, музыка);
-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
-использовать различные формы пересказа;
-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина [1] составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы [2].
Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных
пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Данная рабочая программа является адаптированной.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений;
*основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
*сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
*сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
*переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
*видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
*определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
*сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
*сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
*использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
*писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
*отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Использовать приобретённые знания и умения в повседневной деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений.
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
[1] Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
[2] Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс
Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (Разумовская М.М..)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Изменения в рабочую программу по русскому языку 7 класс по Разумовской М.М.
В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год ( прика...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( Разумовская М.М.)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку (программа М.М. Разумовской)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематический план, перечень учебной и методической литературы, календарно - тематическое планирование, в котор...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе .Разумовская М.М. , литература Коровина В.Я. в соответствии с ФГОС
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс учебник Разумовской М.М.
Рабочая программа по русскому языку составлена к учебнику Разумовской М.М 5 класс...