Урок русского языка в 9 классе Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»
Цель:
Образовательная-повторение ,обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание»; закрепить знания учащихся для успешного выполнения заданий ГИА.
Развивающая-развитие умения и навыков анализировать изучаемое явление ;развитие умения пользоваться с раздаточным материалом.
Воспитывающая-воспитывать любовь к русскому языку, его различным формам, чуткое отношение к нормам языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, варианты заданий В2 ГИА.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока – практикум (Подготовка к ГИА).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо сядем.
Язык наш беспределен и может ,живой
Как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н.В.Гоголь.
Сегодня мы с вами повторили некоторые темы из лексики, словообразования, орфографии и приступаем к новому разделу науки о языке- синтаксису. На доске известные вам лингвистические термины. Отберите только те, которые относятся к синтаксису.
-слайд№1-
Ответ: Словосочетание и предложение.
Учитель: Попробуйте сформировать определение синтаксиса как раздела языка. Что он изучает?
Ответ: Синтаксис – раздел языка, изучающий способы соединения слов ( и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения.
Учитель: Как вы думаете, какова минимальная синтаксическая единица?
Ответ: Словосочетание.
Учитель: Действительно, если синтаксис изучает именно способы соединения слов, то его минимальной единицей может быть только словосочетание. Оно и является предметом изучения нашего урока.
-слайд№2-
Учитель: Перед вами схематическая модель словосочетания. Попробуйте по ней составить определение. Что такое словосочетание.
-слайд№3-
Ответ: Словосочетание – это связь двух слов, из которых одно является главным. А другое зависимым.
Учитель: Как может проявляться эта связь?
Ответ: По смыслу и грамматически ( т.е. с помощью категорий числа, падежа, рода).
III. Лингвистическая разминка.
-слайд№4-
Ночная тишина полна жизнью и неясными звуками.(Простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями). Работа в тетрадях.
Учитель: Синтаксический разбор предложения должен вам помочь при выполнении следующего задания. Из предложенного списка вычеркните те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями, и объясните почему.
Ответ:
Тишина (это одно слово, а не сочетание слов);
Ночная тишина (словосочетание);
Тишина полна ( является грамматической основой);
Полна жизнью ( словосочетание);
Жизнь и звуками ( это однородные дополнения);
Неясными звуками(словосочетание).
Учитель: Добавим к списку следующие сочетания слов, которые не являются словосочетаниями. Ваша задача – объяснить, почему мы не можем их отнести к словосочетаниям.
-слайд№5-
Ответ:
Черное море - имя собственное. нерасчленимо.
Сквозь иней – это предлог и существительное. В словосочетание должны входить два самостоятельные части речи.
Более красивый – это форма слова- составная форма сравнительной степени прилагательного.
Ломать голову – фразеологизм
IV. Составление опорной таблицы.
Учитель: В зависимости от того. Какие отношения существуют между главным и зависимым словом, выделяют три вида связи в словосочетании.
-слайды№6-№10-
V. Работа с раздаточным материалом.
Сделайте разбор словосочетаний по разбору.
-слайд№11-
VI. Разбор вариантов В2 ГИА.
-слайд№12-
Из предложения выпишите словосочетания в зависимости от типа связи: 1) управление; 2) согласование; 3) примыкание
Учитель: Изменяя часть речи зависимого. А иногда и главного слова, можно
составить синонимичные словосочетания с разными способами связи.
VII. Решение вариантов В2 ГИА.
Учитель: Теперь попробуйте самостоятельно выполнить разнообразные варианты задания В2.
VIII Подведение итогов.
IX. Домашнее задание.
Из любого произведения художественной литературы выписать 1-2 предложение, выписать из него все возможные словосочетания, определить вид связи, заменить словосочетания, если возможно, синонимичными с другим видом связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...
Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ
ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....