Урок русского языка в 9 классе Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Гайфуллина Алсу Асгатовна
Тема: Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание» Цель: Образовательная-повторение ,обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание»; закрепить знания учащихся для успешного выполнения заданий ГИА. Развивающая-развитие умения и навыков анализировать изучаемое явление ;развитие умения пользоваться с раздаточным материалом. Воспитывающая-воспитывать любовь к русскому языку, его различным формам, чуткое отношение к нормам языка. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, варианты заданий В2 ГИА. Тип урока: повторительно-обобщающий. Вид урока – практикум (Подготовка к ГИА).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»

Цель:

Образовательная-повторение ,обобщение и систематизация знаний по  теме «Словосочетание»; закрепить знания учащихся для успешного выполнения заданий ГИА.

Развивающая-развитие умения и навыков анализировать изучаемое явление ;развитие умения пользоваться с раздаточным материалом.

Воспитывающая-воспитывать любовь к русскому языку, его различным формам, чуткое отношение к нормам языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, варианты заданий  В2 ГИА.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока – практикум (Подготовка к ГИА).

                                    Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Добрый  день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо сядем.

                                         Язык наш беспределен и может ,живой

                                             Как жизнь, обогащаться ежеминутно.

                                                                                 Н.В.Гоголь.

Сегодня мы  с вами повторили некоторые темы из лексики, словообразования, орфографии и приступаем к новому разделу науки о языке- синтаксису. На доске известные вам лингвистические термины. Отберите только те, которые относятся к синтаксису.

                                    -слайд№1-

Ответ: Словосочетание и предложение.

Учитель: Попробуйте сформировать определение синтаксиса как раздела языка. Что он изучает?

Ответ: Синтаксис – раздел языка, изучающий способы соединения слов ( и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения.

Учитель: Как вы думаете, какова минимальная синтаксическая единица?

Ответ: Словосочетание.

Учитель: Действительно, если синтаксис изучает именно способы соединения слов, то его минимальной единицей может быть только словосочетание. Оно и является предметом изучения нашего урока.

                                         -слайд№2-

Учитель: Перед вами схематическая модель словосочетания. Попробуйте по ней составить определение. Что такое словосочетание.

                                           -слайд№3-

Ответ: Словосочетание – это связь двух слов, из которых одно является главным. А другое зависимым.

Учитель:  Как может проявляться эта связь?

Ответ: По смыслу и грамматически ( т.е. с помощью категорий числа, падежа, рода).

III. Лингвистическая разминка.

                                               -слайд№4-

Ночная тишина полна жизнью и неясными звуками.(Простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями). Работа в тетрадях.

Учитель: Синтаксический разбор предложения должен вам  помочь при выполнении следующего задания. Из предложенного списка вычеркните  те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями, и объясните почему.

Ответ:

Тишина (это одно слово, а не сочетание слов);

Ночная тишина (словосочетание);

Тишина полна ( является грамматической основой);

Полна жизнью ( словосочетание);

Жизнь и звуками ( это однородные дополнения);

Неясными звуками(словосочетание).

Учитель: Добавим к списку следующие сочетания слов, которые не являются словосочетаниями. Ваша задача – объяснить, почему мы не можем их отнести к словосочетаниям.

                                             -слайд№5-

Ответ:

Черное море - имя собственное. нерасчленимо.

Сквозь иней – это предлог и существительное. В словосочетание должны входить два самостоятельные части речи.

Более красивый – это форма слова- составная форма  сравнительной степени прилагательного.

Ломать голову – фразеологизм

IV. Составление опорной таблицы.

Учитель: В зависимости от того. Какие отношения существуют между главным и зависимым словом, выделяют три вида связи в словосочетании.

                                        -слайды№6-№10-

V. Работа с раздаточным  материалом.

Сделайте разбор словосочетаний по разбору.

                                              -слайд№11-

VI. Разбор вариантов В2 ГИА.

                                             -слайд№12-

Из предложения выпишите словосочетания в зависимости от типа связи: 1) управление; 2) согласование; 3) примыкание

Учитель: Изменяя часть речи зависимого. А иногда и главного слова, можно

составить синонимичные словосочетания  с разными способами связи.

Каменный дом---дом из камня

VII. Решение вариантов В2 ГИА.

Учитель: Теперь попробуйте самостоятельно выполнить разнообразные варианты задания В2.

VIII  Подведение итогов.

IX. Домашнее задание.

Из любого произведения художественной литературы выписать 1-2 предложение, выписать из него все возможные словосочетания, определить вид связи, заменить словосочетания, если возможно, синонимичными с другим видом связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...