Уроки в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Уроки разработаны в русле проблемно-диалгической технологии с использованием творческих заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Имя прилагательное" | 56 КБ |
"Местоимение" | 72 КБ |
"Степени сравнения имен прилагательных" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Конспект учебного занятия.
№ | ||
1. | Предмет | Русский язык 6 класс |
2. | Место занятия в структуре образовательного процесса | Урок по учебному плану |
3. | Тема урока | Имя прилагательное |
4. | Номер урока | № 56 |
5. | Форма урока | Комбинированный |
6. | Цель | Повторение и систематизация знаний по данной теме |
7. | Задачи: | Образовательная: повторить сведения об имени прилагательном, познакомиться с группами прилагательных по лексическому значению, выявить существенную роль прилагательного в речи; воспитательные: учить детей любить природу, родной край при помощи образцов художественного текста; развивающие: развивать внимание, умение работать с текстом. |
8. | Оборудование | Компьютер, проектор, экран, авторская работа (Ижмухаметова В.В.) – презентация «Имя прилагательное) |
9. | Этапы урока | 1) Организационный момент (3 мин.) 2) Языковая разминка(3 мин.) 3) Введение в тему (7 мин.) 4) Введение новых знаний (7 мин). 5) Отгадай загадку (2 мин). 6) Синтаксический разбор (3 мин). 7) Творческий диктант (10 мин) 8) Подведение итогов (2 мин) 9) Домашнее задание (1 мин) |
10. | Ф.И.О. учителя, должность, место работы. | Ижмухаметова Венера Вакильевна, учитель русского языка и литературы, КОУ «Строкинская СОШ» |
Урок по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять слова Э.Аветяна: «Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают новый материк». (слайд 1) И мы сегодня с вами попробуем открыть новый материк. А какой - узнаем в дальнейшем. Запишите число в тетрадях.
II. Языковая разминка: На доске.
Заз_ленела в_сенняя трава, зашумели с_ние ручьи, защ_бетали игривые птички.
Записать, вставляя пропущенные буквы. Обозначить известные орфограммы.
III.Введение в тему:
1.Работа с текстом
Лингвистический эксперимент
(слайд 2)Текст 1. Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах. (Слайд 3)
Слайд 4. Текст 2. Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо–каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Слайд 5.
Беседа
- Какова основная тема 1-го текста? (описание летнего вечера)
- Какова его основная идея? (показать всю прелесть этого вечера)
( чтение 2-го текста)
- Определите тему и идею 2-го текста. (та же самая)
- Чем же отличается 1-й текст от 2-го? ( наличием прилагательных)
-О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Об имени прилагательном)
- Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?
Запись темы на доске и в тетрадях. Слайд 6.
IV. Введение новых знаний
Работа с текстом
Найдите прилагательные в тексте, определите их лексическое значение. Запишите, сгруппировав по лексическому значению.
Текст 2. Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо–каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Слайд 7. В тексте можно выделить следующие группы прилагательных по значению:
- Со значением цвета: багряном, фиолетовой, серо-каштановом, белоснежной
- Со значением размера: двухметровые
- со значением качества предмета: звонкие, плаксивые, длиннохвостые
- со значением времени: летний
- со значением места: поднебесная, прибрежных.
Дополните группы своими примерами.
-Какие еще признаки могут иметь предметы? Слайд 8.
Материал
Форма
Вкус
Темперамент
Запах
Подберите устно примеры к каждому значению.
Слайд 4. А теперь вновь вернемся к тексту и посмотрим, какая часть речи шагает рядом с прилагательным (существительное).
Как мы называем сочетание существительного с прилагательным? (словосочетание)
Выпишите из текста словосочетания Сущ+прил.
летний вечер в багряном зареве
на песчаную отмель звонкие сумерки
двухметровые норы плаксивые крики
в прибрежных обрывах белоснежной манишкой
- Как вы понимаете выражение «звонкие сумерки»? (слышен каждый звук)
Подведение к выводу.
- Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
- Какой вывод можно сделать?
(имена прилагательные позволяют нам разнообразить речь, сделать ее более образной и живописной).
V. Отгадайте загадку.
Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:
-Это черная? – Нет, это красная.
- А почему она белая?
-Потому что еще зеленая.
- О каком растении идет речь? (О смородине)
- Какую часть речи использует автор для создания загадки?
(имя прилагательное)
VI. Синтаксический разбор предложения. (у доски)
( слайд 9)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С.Есенин.
(слайд 10)
Словарная работа.
«затон» - вдавшийся в берег речной залив;
«заводь» - небольшой залив в реке с медленным течением.
- Какие прилагательные здесь встречаются? (и оценочные, и изобразительные).
- Найдите здесь эпитет («золотые»).
Итак, мы убедились еще раз, что без прилагательных наша речь становится безликой, бедной. Нужно учиться правильно пользоваться прилагательными.
VII.Творческий диктант по картине В.М.Васнецова «Аленушка»
Слайд 11.
На основе картины сделать описание более ярким и полным, вставив имена прилагательные.
Слайд 13. Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) озеру, чтобы там выплакать свое горе.
Гаснет (вечерняя) заря.
Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную, темную) воду омута.
(тихая) и (грустная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие, молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда.
Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются ее успокоить.
VIII. Итоги урока. Слайд 14. – Какой же мы сегодня с вами открыли новый материк , что нового вы исследовали, узнали?
IX. Сообщение оценок. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Строкинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием проблемно-диалогического подхода»,
на тему «Местоимение как часть речи»
Разработала учитель русского языка и литературы
МКОУ «Строкинская СОШ»
Ижмухаметова Венера Вакильевна
Строкино
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Введение
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.
Одной из эффективных технологий, способствующих творческому развитию обучающихся, является технология проблемно-диалогического обучения.
Творческая работа на уроках русского языка с применением проблемно-диалогического обучения призвана повысить творческую и познавательную активность обучающихся, прививать интерес к предмету и языку в целом.
Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам.
Проблемно-диалоговое обучение предполагает широкое применение в практике проблемных ситуаций, возникающих в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышении активности.
Урок в 6-классе по теме «Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода.
Тип урока: комбинированный. Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока:
Обучающие:
– повторение материала о местоимении, обогащение его новым материалом;
– осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;
– овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной форме.
Развивающие:
– развитие образного и логического мышления и речи;
– обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
– воспитание любви к родному языку, культуры письма.
Методы работы:
Методы организации и осуществления УПД:
– словесные (рассказ, беседа); наглядные (таблица, карточки); эвристический; практический.
Методы контроля и самоконтроля УПД:
-индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
Методы стимулирования и мотивации:
– создание игровой ситуации; задания занимательного характера; поощрение.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Основная часть
План-конспект урока «Местоимение как часть речи» в 6 классе.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
2. Введение в тему. Опрос. (3 мин.)
Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?
А какие части речи вы уже изучили?
Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? (слайд 1)
Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?
По какой схеме вы обычно выполняете морфологический разбор любой самостоятельной части речи? (1.Общее значение. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль.) (слайд 2)
3. Изучение нового материала.
-Знакомство с темой
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы …
(Местоимение)
Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи». (слайд 3)
- Наблюдение над языковым материалом. (15 мин.)
Урок наш будет посвящен одной цели – добраться до ключа от сундука золотых знаний. А клад – это сундук золотых знаний о местоимении. На последующих уроках ваш сундук будет пополняться все новыми и новыми знаниями. (слайд 4)
Итак, перед нами первое испытание на пути к кладу - «Море Неизвестности». (слайд 5)
Местоимение – своеобразная часть речи, и порой очень хитрая.
В ходе нашего урока мы должны ответить на вопрос «В чем особенность местоимения?» и доказать или опровергнуть, что местоимение является самостоятельной частью речи. Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.
Давайте изменим предложение.
Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.
Ответьте на вопросы:
- Кто он? (Вова)
- От кого узнал? (От синоптиков)
- Какая погода установится? (Солнечная)
- Через сколько дней? (Через семь дней)
- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).
Запишите местоимения в один столбик, а имена, которые они заменили напротив них во второй столбик. И от местоимений проведите стрелки к именам.
- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)
Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).
Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. (Кстати, а что такое этимология?) (слайд 6)
Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?
Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.
Не Вова, он;
не от синоптиков, а от них;
не солнечная, а такая;
не семь, а несколько.
– Давайте подведем итог исследований о значении местоимений.
– Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении. (Несколько учеников отвечают.)
МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Запишем определение. (слайд 7)
А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:
Я говорил ему о ней,
С ним вместе уходя.
Я все-таки его умней,
Хотя боюсь дождя.
Он обо мне шепнул ему,
Но все это – вранье.
Они-то знают, почему
вступились за нее.
«На берегу острова Падежей»
Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.
Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ отрицательного местоимения никто и определительного который, т.е. сравним формы этих слов. (слайд 8)
Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.
«В племени диких местоимений»
(Слайд 9)Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте обратимся к нашему самому первому предложению. Выпишем его и подчеркнем местоимения как часть речи.
Учитель: к какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).
4. Закрепление изученного материала. (20 мин.)
(Слайд 10) «Сказочные горы»
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Слушаем внимательно. Запишите местоимения в столбик вместе с предлогами.
1)Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Что тебе надобно, старче?”
2)Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уже и следа;
Перед нею изба со светелкой...
3)Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости...
4)Там за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
Проверим. (Слайд 6)
– У кого так же?
– Узнали вы сказки? Назовите.
– Проверим, есть ли у этих местоимений падежи. Будьте внимательны, чтобы не очутиться в реке ошибок.
– Проверим, что получилось.
На доске и в тетради:
к нему – д.п.
тебе – д.п.
он – и.п.
ко своей – д.п.
перед нею – т.п.
их – в.п.
в ней – п.п.
6. Работа с текстом:
«Свиток юного пирата»
Учитель: Ребята, для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.
Перед вами текст. Прочитаем его вслух. (слайд 12)
Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.
- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим. (слайд 13)
Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.
Учитель: Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являются средством грамматической связи предложений. Местоимения «цементируют» текст. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. (Слайд 14)
– Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)
– Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.
Учитель: Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавать двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.
(Слайд 15)
- Работа с текстом (5 мин.)
Восстанови текст.
Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.
Раннее утро. Медвежата резво играют в сосновом лесу. _____ пришли сюда недавно. Двое медвежат распол_жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.
Задание. Спишите, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и орфограммы в словах. Для чего служат местоимения в данном тексте?
«Достань ключ» Слайд 16.
Разгадайте загадки.
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
4.За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)
Вот он долгожданный ключ от сундука знаний! Теперь мы без труда откроем наш сундук золотых знаний, который вы будете наполнять своими знаниями на следующих уроках!
Мы хорошо поработали на уроке, но дома вам предстоит выполнить следующее задание.
6.Дом. задание (1 мин.): написать благодарственное письмо местоимению
5. Итог. Рефлексия. (Слайд 17) (1 мин.)
Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.
Интересно – Что для вас было интересно?
Творчество – Каким творчеством вы занимались на уроке?
Обучение – Чему вы научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?
Сегодня хорошо работали (...)
Открывается последний слайд и читается четверостишие
Всё знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего!
10.Заключительное слово учителя:
Я довольна, что вы многое знаете, помните и сумели открыть для себя новое, интересное.
Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой “Местоимение”
Заключение
Воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:
- Повысился интерес обучающихся к занятиям русского языка.
- Обучающиеся более свободно работают со словом, происходит активное обогащение словарного запаса.
- Уменьшение речевых недочетов при устной и письменной речи.
Список использованной литературы:
1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.
3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. – сост. Н.М.Сулицкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 190 с.
6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. –сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Строкинская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка
в 6 классе
на тему «Степени сравнения имен прилагательных»
Разработала учитель русского языка и литературы
МКОУ «Строкинская СОШ»
Ижмухаметова Венера Вакильевна
Строкино
2013
Урок русского языка в 6 классе
Степени сравнения имен прилагательных
Цели:
1.сформировать понятие о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени;
2.развивать внимание, образно-логическое мышление посредством наблюдения за явлениями и их признаками;
3. воспитывать бережное отношение к живой природе, эстетическое восприятие природы.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Время урока: 45 минут.
Методы работы:
Методы организации и осуществления УПД:
– словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); эвристический; практический.
Методы контроля и самоконтроля УПД:
-индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
Методы стимулирования и мотивации:
–задания занимательного характера; поощрение.
Ход урока:
I.Организационный момент.(1 мин)
II.Повторение изученного (5 мин):
- Проверка домашнего задания
- Фронтальная работа:
- имя прилагательное обозначает……..
- прилагательные относятся к трем разрядам………
3. Языковая разминка (слайд):
Секвойя Калифорнийская—самое высокое хвойное вечнозеленое дерево, ее длина достигает более 100 м при диаметре 8,5 м.
-устно найдите имена прилагательные и определите их разряд.
III.Изучение нового материала:
- Введение в тему (3 мин).
Учитель читает лингвистическую сказку «Степени сравнения» Феликса Кривина.
Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
Исходя из темы сказки, учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетради. (слайд)
2. Открытие новых знаний (5 мин)
Учитель на слайде демонстрирует изображения черемухи, березы и секвойи (слайд).
- Сравните растения по высоте (высокий-выше-высочайший (самый высокий))
- Запишем эти слова
- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (выше)
- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (высочайший (самый высокий))
- Где признак предмета сравнивается с другим? (высокий-выше)
- Как бы вы назвали эту степень? (сравнительная)
- как назвать вторую степень, по которой мы понимаем, что она превосходит всех? (превосходная) (слайд)
- Первичное закрепление знаний (5 мин)
Задание 1. Сравните по ширине ключ, ручей, реку.
Задание 2. Сравните следующие предметы, составьте предложение и запишите (слайд).
Например, Слон больше бегемота.
Озеро – море, акула – кит, пассажирский – реактивный, сантиметр-метр.
4. Расширение знаний о материале (слайд) (15 мин).
- Рассмотрите схему «Образование форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных». Сделайте вывод о способе образования простой и составной степени.
Запишите схему в тетради.
Задание: от данных прилагательных образуйте прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени и запишите в качестве примеров к схеме.
Красивый, умный.
Слайд.
Задание: Выполните синтаксический разбор предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Секвойя намного выше березы. Но красивейшие деревья растут в березовых рощах. Русское дерево нам ближе и роднее.
Вывод: простая сравнительная степень прилагательных всегда является сказуемым, превосходная степень является определением.
5.Творческое задание (слайд)(10 мин) .
Напишите творческий диктант по картине В.Янова «Русская зима», используя слова для справок в сравнительной или превосходной степени. Использование своих слов разрешается.
Настала зима. Дни становятся _____ и _____. Небо ___ и ____. _____ снег ложится на землю и укутывает все в ____ одеяло. Под ___ льдом до весны дремлет речка. ____березы спят, объятые ___ сном. От ____ холода их ветви покрылись голубым инеем. ____ место сейчас – это жарко натопленная печка…
Слова для справок: уютный, теплый, сильный, короткий, морозный, низкий, белый, красивый, мягкий.
Проверка задания.
IV.Итог урока (1 мин).
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
Домашнее задание (слайд):
- связное сообщение о сравнительной и превосходной степени
- выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными в сравнительной и превосходной степени сравнения.
Список использованной литературы:
1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.
3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
4. 5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. – сост. Н.М.Сулицкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 190 с.
6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. –сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...