Из опыта работы. Элементы занимательности на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

нестандартные задания, игры, прививающие интерес к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_zanimatelnosti_na_urokah_russkogo_yazyka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы занимательности на уроках русского языка.

           На всех этапах урока можн6о использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.


1. Учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить изученный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний. Например, найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову. Задача играющих, кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову ломать?

«Насыщенный текст»

       Ход игры. Играющим предлагается сочинить связный текст, в который должно быть включено, как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму.(На работу лучше отвести не менее двух дней).

      В указанный срок все желающие могут прочитать тексты вслух, можно провести взаимопроверку или сдать тексты учителю.

     Победителем становится тот, у кого при максимальном количестве использованных слов будет самый интересный и остроумный рассказ. Например:

Правописание частиц и приставок НЕ и НИ.

     В никакой стране жил-был некто. Он никогда никому не называл своего имени. Может быть, у него и не было имени, а может быть, его и звали Некто.

    Да и некому было и звать его по имени – не было у него ни жены, ни детей, ни родственников. Он всегда сидел дома и никогда не выходил на улицу, никто из соседей его не встречал и ничего о нем не знал.

    Домик Некто был небольшой. Гостей у него не бывало, и сам он ни к кому не ходил. Жизнь свою он никогда не менял: рано вставал, ложился тоже не поздно, день проводил в полном одиночестве.

    Однажды холодным зимним утром он лег спать, а утром не стал просыпаться – незачем было. Вот так закончилась печальная жизнь человека по имени Некто.


2. Комбинаторные – достаточно широко известные игры, в которой играющий играет с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, активизируют словарный запас ребенка.


«Словесный конструктор»

       Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например, словесность. Задача играющих – за отведенное время составить из этого слова как можно больше новых слов. Побеждает тот, у кого больше слов.

«Энтимологический словарь»

(Игра подходит только для старшеклассников).

Суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например, едкий – пригодный в пищу, нелепица – некачественный пластилин, антипод – над, графин – муж графини, баранка – овца, головотяп – палач.

3. Аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие.

«Четвертый лишний».

      Ход игры. Задача играющих – проанализировать предложенный ряд из четырех элементов и назвать лишний, у которого нет качества, общего для остальных.

  1. Дом велик, да скучать не велит.
  2. Хлеб да каша – пища наша.
  3. Маленький, да удаленький.
  4. Хороша Маша, а не наша.

(Лишнее предложение – 2, да=и, в остальных случаях да=но).

4. Ассоциативные – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека.

«Намеки»

       Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает связанным с первым.

К – сумка (кенгуру).

Б – нос (Буратино).

Т – летать (летающая тарелка).

М – лягушонок (Маугли).

5. Контекстные – игры, привлекающие внимания к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот, передавать информацию простыми способами.

«Дополнительный текст».

      Ход игры. Играющим предлагается за определенное время заполнить текст с пропусками.

     В некотором (Царстве, в некотором государстве жил да был) старик со старухой, (и был у них сын) Мартынка. Всю (жизнь свою) занимался старик охотою, бил (зверя и птицу). Пришло (время  заболел старик) и умер и т.д. (Русская народная сказка «Волшебное кольцо»).

6. Языковые – игры, где играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями.

«Глокий язык».

       Ход игры. Ведущий разбирает фразу Л. В. Щербы «Глоквая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка». В этой фразе ничего не понятно, таких слов нет в русском языке, но синтаксический и морфологический разбор можно сделать.

Формируются правила «глокого языка». Все кони вымышленные, остальные морфемы и правила грамматики – русские.

Хорошо разобрать рассказ Л. Петрушевской, написанный на «глоком языке».

Пуськи бятые.

    Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки, бутявка!

    Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А калуша волит:

- О-е-е, бутявка-то, некузявая!.

   Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмые некузявые.

   Пуськи бятые.

7. Творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, способствуют развитию фантазии и изобретательности, контролируют и критически оценивают работу.

«Снежный ком».

        Ход игры. Произносится предложение простое нераспространенное, Мальчик идет. Нужно прибавлять слова, правильно повторив все предложение целиком. Мальчик идет в кино, Мальчик быстро идет в кино. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры.

       Цели. Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и уметь слушать друг друга, развивается речевая изобретательность.

Литература.

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995г.
  2. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб.: Зенит, 2000г.
  3. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 классы. Айрис-пресс, 2004г.
  4. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. М.: Мирос-Маик, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

элементы занимательности на уроках русского языка

игры, сказки на уроках русского языка...

Из опыта работы.Игровые технологии на уроках русского языка в 5-х классах

Воспитание интереса к русскому языку, обучение и творчество, разновидности игр, цели и задачи игр на уроках, примеры уроков ...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...

Из опыта работы. Игровые формы на уроках русского языка.

Материал может быть использован учителями на уроках как изучения нового материала, так и во внеурочной работе по предмету....

Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...