Урок русского языка "Зри в корень!"(секреты чередующихся гласных в корне)
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Обобщающий урок по орфограмме "Чередующиеся гласные в корне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Цель этапа | Примечания |
Мотивация | 1мин | Чтение стихотворения: В стране Морфемике большой Есть КОРЕНЬ-житель основной, В нём О на А меняться может Коль ударение поможет, Иль суффикс -А- явится вдруг Порядок наведёшь, Мой Друг? | Слушают стихотворение | Привлечение внимания |
|
Анализ услышанного | 1мин | Вопрос к классу: Ребята, а вы догадались, почему наш урок начинается именно с этого стихотворения? Зачем мы его прослушали? | Ответы учащихся: Потому что сегодня на уроке мы будем изучать корни с чередованием. Мы вспомним правила и научимся правильно писать слова с этой орфограммой. | Актуализация знаний |
|
Работа с темой урока | 3мин+2мин | Верно, давайте запишем ТЕМУ нашего урока: «Зри в корень! Секреты чередования гласных» А что значит «Зри в корень»? Как называются такие выражения? | -Записывают число, тему урока -Вспоминают понятие афоризма | Запись в тетрадь числа и темы урока | ЗРИ В КОРЕНЬ (работа по словарю) |
Создание проблемной ситуации | 2мин | Ребята! Сегодня утром из страны Орфографии я получила послание, в нём говорилось о том, что среди чередующихся гласных в корне творится полный переполох! Корни и Царица Морфема просят вашей помощи. Поможем? | Да! | Привлечение внимания к теме урока, возбуждение интереса к проблеме |
|
|
| А что нам нужно для того, чтобы навести порядок? | Вспомнить, в каких корнях происходит чередования; вспомнить правила, по которым определяем, какую букву вставлять; научится правильно писать слова с этой орфограммой |
|
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | 2мин | Верно, давайте попробуем сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока ! Обратите внимание: у вас на столе есть сигнальные карточки: если в какой-то момент урока вы поймёте, что двигаться дальше по нашему пути невозможно, т.к. есть вопросы- включите красный свет светофора (поднимите красный кружок) | ЦЕЛИ: 1.Обобщить знания, полученные по теме «Чередование гласных в корнях»; 2. закрепить навык работы с «помощниками», 3. сформировать языковую компетентность обучающихся при работе с данной орфограммой. |
| ЦЕЛЬ |
«Разминка для ума» Прогнозирование деятельности | 5мин+3мин | Прежде, чем мы отправимся в путь, я проверю, какие вы смекалистые. Вы видите на доске слово ЧЕРЕДОВАНИЕ (в теме урока). Составьте как можно больше слов из букв этого слова! Даю 2 минуты Что мы можем сделать для того, чтобы быстрее помочь корням навести порядок? Как проще запомнить правила, которые нам понадобятся? Верно, ребята! Нужно отыскать помощников для корней! | Составляют слова, поднимают зелёный сигнал Отвечают: Нужно составить схему правила и объединить корни в группы. | Развитие сообразительности, логики Развить умение прогнозировать деятельность, умение планировать | ДОСКА!!!!!!! (в составлении слов участвуют все желающие) |
Работа с кластерами на доске | 3мин | - Посмотрите на доску и распределите перепутавшиеся слова на группы, не забудьте, что слова нуждаются в волшебных помощниках. - А какие это помощники? | -Распределяют в тетрадях слова на 4 группы (в столбики) -Ударение, суффикс А, звуки после орфограммы, смысл - первый, кто справится- на доске | 1. развить логическое мышление 2. научить обобщать и систематизировать материал | Приложение №1 Приложение №2 |
Промежуточная рефлексия | 1мин | Для того, чтобы двигаться дальше по нашему пути, мне нужно знать, что все готовы, все разрешают движение. Проверка правильности (коллективная, +доска) Какие помощники вам подсказывали правило? | Если задание выполнено и всё понятно – поднимают зелёный сигнал, если есть вопросы – жёлтый, если совсем не получается – красный. Называют условия выбора орфограмм. | Оценить результат своей деятельности, работать над «пробелами» | Обязательно проговорить «помощников», условия выбора орфограммы |
Грамматическая физкультминутка | 2мин. | Буквы в корне проверяй И задание выполняй Если пишем букву А- Повернулась голова, Букву О – хлопок в ладоши, Думай, проверяй и слушай! Слова: коснулся, заря, росточек, горит, вскачу, касательная | Выполняют движения стоя. | 1. развитие внимания 2. Закрепление знаний | Ира В. |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Цель этапа | Примечания |
Закрепление материала, работа в парах или группой (4чел) | 5мин | Ну что же, я вижу, что все готовы к дальнейшему путешествию! Молодцы. А пока вы делали разминку, к нам пришёл почтальон и принёс новое послание. | Получают задание: работа со словами (вставить пропущенные буквы, выделить корень). Как только готовы – сигнал! | Закрепить умение узнавать орфограмму, развить внимание, логическое мышление | ( Алина Ш. вручает конверт, помогает мне раздать) Работают в парах или по 4 человека ПРИЛОЖЕНИЕ№4 |
Проверка | 2мин | Если верно – зеленый сигнал - едем дальше; если не понятно, почему такая буква, то желтый сигнал. Если кто-то слышит ошибку, поднимает красный сигнал. | Читают по очереди слова, чётко называя орфограмму | Проверка и самооценка | ПРОВЕРИТЬ НА ДОСКЕ |
Проблемная ситуация | 3мин | Ребята, мы с вами – молодцы, знаем правила, умеем их применять, но всё равно в Морфемике нет порядка, Орфография возмущена. Посмотрите на текст (на парте) О чём мы забыли? Кто догадался? | О словах – исключениях! | Закрепление, развитие внимания и логического мышления | ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Тексты заранее лежат на партах. |
Закрепление | 2минуты | Один из учеников читает текст, остальные хлопают в ладоши, если услышали слово-исключение | (по времени) Записать их в тетрадь | Проверка знаний | НА ДОСКЕ НАПИСАТЬ ЗАРАНЕЕ ЭТИ СЛОВА |
Домашнее задание | 1минута | Составить текст (5-6) предложений, используя слова из карточки |
|
|
|
Рефлексия |
| Как думаете, мы навели полный порядок в чередующихся гласных? | Ответы детей | Подведение итогов, рефлексия |
|
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК! | 1мин. | Давайте поделимся впечатлениями от урока. | Цветными сигналами сообщают степень удовлетворённости уроком и полученными знаниями |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (для доски)
Прикасаться, изложение, предлагать, собирать, промокашка, подровнять, обмакнул (перо в чернила), творение, догорает, огарок (свечи), вырасти, соскочить.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Зри в корень -
Афоризм –
Чередование –
Промокашка –
Огарок –
Чередование –
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.
Разб..раться, нат..реть, соб..рать, изб..ратель, раст..рание, зап..рать, отп..реть, дог..рать, заг..рать , з..рница, непром..каемый, пром..кашка, обм..кнуть в чай, прик..сновение, к..сательная, соприк..саться л..ктями, наск..чить, ск..куны, р..вновесие, зар..внять поверхность.
Конспект урока по русскому языку в 6 «б» классе.
Учитель: Алтухова О.В.
Тема урока: «Зри в корень! Секреты чередования гласных».
Тип урока: Урок закрепления полученных знаний
Форма проведения: урок-путешествие с элементами игры
Цели урока:
1.Обобщить знания, полученные по теме «Чередование гласных в корнях»;
2. Закрепить навык работы с «помощниками»;
3. Сформировать языковую компетентность обучающихся при работе с данной орфограммой.
Зри в корень –
Зреть- значит, смотреть
Зри в корень - смотри в самую сущность, "Зреть" в словаре Владимира Ивановича Даля кроме значения "смотреть" имеет еще значения "понимать", "постигать".
Зреть в корень - понимать суть, смотреть глубже.
Афоризм –краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Чередование – это последовательная замена гласных или согласных звуков в определённых позициях или морфемах. (из «Нового словаря русского языка» Татьяны Федоровны Ефремовой)
Промокашка – промокательная бумага, специальная мягкая бумага, служит для устранения излишков чернил при письме
Огарок – остаток недогоревшей свечи (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Зри в корень –
Зреть- значит, смотреть
Зри в корень - смотри в самую сущность, "Зреть" в словаре Владимира Ивановича Даля кроме значения "смотреть" имеет еще значения "понимать", "постигать".
Зреть в корень - понимать суть, смотреть глубже.
Афоризм –краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Чередование – это последовательная замена гласных или согласных звуков в определённых позициях или морфемах. (из «Нового словаря русского языка» Татьяны Федоровны Ефремовой)
Промокашка – промокательная бумага, специальная мягкая бумага, служит для устранения излишков чернил при письме
Огарок – остаток недогоревшей свечи (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 6 классе "Чередующаяся гласная О-А в корне Кас-, Кос-
презентация к уроку...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова
1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....
Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)
Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии....
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...