Урок русского языка "Зри в корень!"(секреты чередующихся гласных в корне)
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Алтухова Олеся Владимировна

Обобщающий урок по орфограмме "Чередующиеся гласные в корне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель этапа

Примечания

Мотивация 

1мин 

Чтение стихотворения:

В стране Морфемике большой

Есть КОРЕНЬ-житель основной,

В нём О на А меняться может

Коль ударение поможет,

Иль суффикс -А- явится вдруг

Порядок наведёшь, Мой Друг?

Слушают стихотворение 

Привлечение внимания 

 

 Анализ услышанного

1мин 

Вопрос к классу: Ребята, а вы догадались, почему наш урок начинается именно с этого стихотворения? Зачем мы его прослушали? 

Ответы учащихся: Потому что сегодня на уроке мы будем изучать корни с чередованием. Мы вспомним правила  и научимся правильно писать слова с этой орфограммой.

Актуализация знаний 

 

 Работа с темой урока

 3мин+2мин

Верно, давайте запишем ТЕМУ нашего урока: «Зри в корень! Секреты чередования гласных» 

А что значит «Зри в корень»? Как называются такие выражения?

 -Записывают число, тему урока

-Вспоминают понятие афоризма

Запись в тетрадь числа и темы урока 

ЗРИ В КОРЕНЬ 

(работа по словарю)

Создание проблемной ситуации 

 2мин

Ребята! Сегодня утром из страны Орфографии я получила послание, в нём говорилось о том, что среди чередующихся гласных в корне творится полный переполох! Корни и Царица Морфема просят вашей помощи. Поможем? 

Да! 

Привлечение внимания к теме урока, возбуждение интереса к проблеме

 

 

 

А что нам нужно для того, чтобы навести порядок?  

Вспомнить, в каких корнях происходит чередования; вспомнить правила, по которым определяем, какую букву вставлять; научится правильно писать слова с этой орфограммой

 

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 

2мин 

Верно, давайте попробуем сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока ! Обратите внимание:  у вас на столе есть сигнальные карточки: если в какой-то момент урока вы поймёте, что двигаться дальше по нашему пути невозможно, т.к. есть вопросы- включите красный свет светофора (поднимите красный кружок)

ЦЕЛИ:

1.Обобщить знания, полученные по теме «Чередование гласных в корнях»;

2. закрепить навык работы с «помощниками»,

3. сформировать языковую компетентность обучающихся при работе с данной орфограммой.

 

ЦЕЛЬ 

«Разминка для ума»

Прогнозирование деятельности

5мин+3мин 

Прежде, чем мы отправимся в путь, я проверю, какие вы смекалистые. Вы видите на доске слово ЧЕРЕДОВАНИЕ (в теме урока). Составьте как можно больше слов из букв этого слова! Даю 2 минуты

Что мы можем сделать для того, чтобы быстрее помочь корням навести порядок? Как проще запомнить правила, которые нам понадобятся?

Верно, ребята! Нужно отыскать помощников для корней!

Составляют слова, поднимают зелёный сигнал

Отвечают: Нужно составить схему правила и объединить корни в группы.

Развитие сообразительности, логики

Развить умение  прогнозировать деятельность, умение планировать

ДОСКА!!!!!!!

(в составлении слов участвуют все желающие) 

Работа с кластерами на доске

3мин

- Посмотрите на доску и распределите перепутавшиеся слова на группы, не забудьте, что слова нуждаются в волшебных помощниках.

- А какие это помощники?

-Распределяют в тетрадях слова на 4 группы (в столбики)

-Ударение, суффикс А, звуки после орфограммы, смысл

- первый, кто справится- на доске

1. развить логическое мышление

2. научить обобщать и систематизировать материал

Приложение №1

Приложение №2

Промежуточная рефлексия

1мин

Для того, чтобы двигаться дальше по нашему пути, мне нужно знать, что все готовы, все разрешают движение.

Проверка правильности (коллективная, +доска)

Какие помощники вам подсказывали правило?

Если задание выполнено и всё понятно – поднимают зелёный сигнал, если есть вопросы – жёлтый, если совсем не получается – красный.

Называют условия выбора орфограмм.

Оценить результат своей деятельности, работать над «пробелами»

Обязательно проговорить «помощников», условия выбора орфограммы

Грамматическая физкультминутка

2мин.

Буквы в корне проверяй

И задание выполняй

Если пишем букву А-

Повернулась голова,

Букву О – хлопок в ладоши,

Думай, проверяй и слушай!

Слова: коснулся, заря, росточек, горит, вскачу, касательная

Выполняют движения стоя.

1. развитие внимания

2. Закрепление знаний

Ира В.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель этапа

Примечания

 Закрепление материала, работа в парах или группой (4чел)

 5мин

 Ну что же, я вижу, что все готовы к дальнейшему путешествию! Молодцы. А пока вы делали разминку, к нам пришёл почтальон и принёс новое послание.

Получают задание: работа со словами (вставить пропущенные буквы, выделить корень). Как только готовы – сигнал!

Закрепить умение узнавать орфограмму, развить внимание, логическое мышление 

 ( Алина Ш. вручает конверт, помогает мне раздать)

Работают в парах или по 4 человека

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

Проверка

2мин 

Если верно – зеленый сигнал - едем дальше; если не понятно, почему такая буква, то желтый сигнал. Если кто-то слышит ошибку, поднимает красный сигнал.

Читают по очереди слова, чётко называя орфограмму

Проверка и самооценка 

 ПРОВЕРИТЬ НА ДОСКЕ

Проблемная ситуация

3мин

Ребята, мы с вами – молодцы, знаем правила, умеем их применять, но всё равно в Морфемике нет порядка, Орфография возмущена.

Посмотрите на текст (на парте)

О чём мы забыли?

Кто догадался?

О словах – исключениях!

Закрепление, развитие внимания и логического мышления 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Тексты заранее лежат на партах.

Закрепление 

 2минуты

 Один из учеников читает текст, остальные хлопают в ладоши, если услышали слово-исключение

(по времени) Записать их в тетрадь 

Проверка знаний 

 НА ДОСКЕ НАПИСАТЬ ЗАРАНЕЕ ЭТИ СЛОВА

Домашнее задание 

 1минута

Составить текст (5-6) предложений, используя слова из карточки

 

 

 

 Рефлексия

 

Как думаете, мы навели полный порядок в чередующихся гласных? 

Ответы детей 

Подведение итогов, рефлексия 

 

 ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК!

1мин. 

Давайте поделимся впечатлениями от урока.  

 Цветными сигналами сообщают степень удовлетворённости уроком и полученными знаниями

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (для доски)

Прикасаться, изложение, предлагать, собирать, промокашка, подровнять, обмакнул (перо в чернила), творение, догорает, огарок (свечи), вырасти, соскочить.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Зри в корень -

Афоризм –

Чередование –

Промокашка –

Огарок –

Чередование –

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Разб..раться,  нат..реть,  соб..рать,  изб..ратель,  раст..рание, зап..рать,  отп..реть, дог..рать, заг..рать , з..рница, непром..каемый, пром..кашка, обм..кнуть в чай, прик..сновение, к..сательная, соприк..саться  л..ктями, наск..чить, ск..куны, р..вновесие, зар..внять поверхность.

Конспект урока по русскому языку в 6 «б» классе.

Учитель: Алтухова О.В.

Тема урока: «Зри в корень! Секреты чередования гласных».

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний

Форма проведения: урок-путешествие с элементами игры

Цели урока:

1.Обобщить знания, полученные по теме «Чередование гласных в корнях»;

2. Закрепить навык работы с «помощниками»;

3. Сформировать языковую компетентность обучающихся при работе с данной орфограммой.

Зри в корень –

Зреть- значит, смотреть 
Зри в корень - смотри в самую сущность, "Зреть" в словаре Владимира Ивановича Даля кроме значения "смотреть" имеет еще значения "понимать", "постигать". 
Зреть в корень - понимать суть, смотреть глубже.

Афоризм –краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)

Чередование – это последовательная замена гласных или согласных звуков в определённых позициях или морфемах. (из «Нового словаря русского языка» Татьяны Федоровны Ефремовой)

Промокашка – промокательная бумага, специальная мягкая бумага, служит для устранения излишков чернил при письме

Огарок – остаток недогоревшей свечи (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)

Зри в корень –

Зреть- значит, смотреть 
Зри в корень - смотри в самую сущность, "Зреть" в словаре Владимира Ивановича Даля кроме значения "смотреть" имеет еще значения "понимать", "постигать". 
Зреть в корень - понимать суть, смотреть глубже.

Афоризм –краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)

Чередование – это последовательная замена гласных или согласных звуков в определённых позициях или морфемах. (из «Нового словаря русского языка» Татьяны Федоровны Ефремовой)

Промокашка – промокательная бумага, специальная мягкая бумага, служит для устранения излишков чернил при письме

Огарок – остаток недогоревшей свечи (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»

Ростовщик Ростислав был совсем подростком, когда начал изучать отрасль промышленности, изготовляющую домашнюю утварь в Ростове. «Какой скачок в развитии! » - заметил Ростислав, - «скачу скорее в Ростов!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова

1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....

Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)

Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии....

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...