Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_narechiyami_na_-o_i_-e.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е»
Цель: Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями
Задачи:
образовательные: 1) ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий;
2) формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
3) учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи;
развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи;
воспитательные: 1) формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала;
2) формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
1) проверка д/з.
2) фронтальный опрос:
- Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет).
- Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да).
- Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да). Дополните это утверждение.
- Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да).
- Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет). А когда еще не с прилагательными пишутся слитно?
- Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний, пишутся слитно. (Нет), Назовите слова-отрицания.
3. Работа по теме урока.
1) формулировка темы и целей урока
Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение
Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи (Правописание НЕ с разными частями речи) :
(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.
Прилагательные | существительные | глаголы |
- какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)
- сформулируйте тему урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)
- какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).
- вспомним , как пишется НЕ с разными частями речи:
1. С прилагательными
Слитно:
- Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;
- если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)
Раздельно:
- Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.
2. Если к прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:
Нисколько не интересная книга.
2. С существительными
Слитно:
1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;
2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.
Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.
3.С глаголами, причастиями и деепричастиями?
НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.
С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А : Не закончившаяся вовремя работа
С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А : незакончившаяся работа
- Какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)
-Хорошо, молодцы!
2) формулировка правила:
- Запишите наречия: Неплохо, недалеко, неграмотно, небрежно, нелепо, неожиданно
Далеко не верно, нисколько не интересно, вовсе не громко, поступил не хорошо, а плохо.
- Какую закономерность вы заметили? ( правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными)
Алгоритм:
Слитно:
- если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется : нелепо=глупо, неожиданно
Раздельно:
- если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А : вовсе не громко; поступил не хорошо, а плохо.
4.Орфографическая игра.
- Составьте новые слова из первых букв перечисленных мною слов (устно):
- бамбук, лошадь, идея, заря, крик, окрошка (близко);
- нанимать, игрушка, зеркало, краски, оценка (низко);
- тигр, импульс, хитрость, оракул (тихо).
- Составьте новые слова из вторых букв перечисленных мною слов (письменно):
- смотреть, мел, одолеть, улитка, мешок, антрекот, антенна, дом (медленно);
- опора, слух, пони, охранять, море (плохо);
- смена, заяц, уловка, комок (мало).
- Слова какой части у нас получились? (Наречия).
- Запишите к каждому наречию синоним с НЕ:
- близко – недалеко;
- низко – невысоко;
- тихо – негромко;
- плохо – нехорошо;
- медленно – небыстро;
- мало – немного.
5.Итоги урока
- Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.
1. Мы приняли в дар блистательный и (не)слыханно богатый язык наших классиков, и наш священ...ый долг – сберечь это достояние. 2. Рассказать красоту этого многодневного снежного царства (не) возможно. 3. (Не) раз мы видели оставлен...ые тюки товаров, (не)известно кому принадлежащие, никем (не)охраняемые . 4. Было (не)понятно, как в густом лесу, двигаясь почти на ощупь, люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою . 5. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки осталось, повидимому, совсем (не)далеко . 6. (Не)теряя ни минуты и в душе радуясь, мы без устали рубили хвою . 7. Сумерки сгущались медленно, почти (не)заметно для глаза . 8. (Не)торопясь идя по шоссе, Сергей (не)отступно глядел на этот волшебный пожар .
6.Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)
ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....
Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему :" Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"
Цель урока:1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О, Е.2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргумен...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Открытый урок русского языка в 7 классе Урок — сказочное путешествие по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и
ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями...
Дидактический материал по теме "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е"
Чтобы выяснить, как следует писать «не» с наречиями на «о», «е», слитно или раздельно, применим правило орфографии о написан...
Практикум по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е"
В материале-практикуме содержится пять заданий практического характера на выявление уровня обученности учеников по данной теме....