Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.(1 урок из 2
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала с элементами анализа
Оборудование: учебник(С.И.Львова, В.В.Львов),раздаточный материал(тексты и схемы для наблюдений),картина А.А.Рылова «Полевая рябинка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-rus.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область
Песчанокопский район
С.Рассыпное
МОУ Рассыпянская СОШ№38
Учитель: Егорова И.Г.
Класс:5
Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.(1 урок из 2)
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала с элементами анализа
Оборудование: учебник(С.И.Львова, В.В.Львов),раздаточный материал(тексты и схемы для наблюдений),картина А.А.Рылова «Полевая рябинка».
Целеполагание:
1.Дать представление о роли имени прилагательного в речи, рассмотреть орфографические правила, связанные с написанием данной части речи.
2.Формировать умения использовать в речи имена прилагательные, развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение.
3.Эстетическое воспитание в описании природы, воспитать у учащихся чувство патриотизма и любви к своей Родине через бережное отношение к ней.
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
1)Приветствие.
2)Сообщение цели и задачи урока.
-Сегодня мы с вами повторим все, что знаем об имени прилагательном : о его грамматическом значении, морфологических признаках, правилах написания и узнаем о роли прилагательного в речи.
2.Подготовка к основному этапу занятия.
Разминка. Задайте друг другу вопросы по теме «Имя прилагательное»(сильные задают слабым)
На доске вывешены иллюстрации, посвященные осени, рисунки детей с изображением деревьев.
1)Задание: Узнайте, какое дерево станет темой высказывания на сегодняшнем уроке?
Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета.
Тема высказывания: рябина
2)Работа с эпиграфом к уроку.
«Рябина-примета родного дома, родного края»(Л.Татьяничева)
Объяснение смысла эпиграфа.
-Как вы думаете, какое лексическое значение имеет слово, которое является темой нашего высказывания?
3)Этимологическая пятиминутка.
-Иногда написание слова зависит от его происхождения.
Давайте понаблюдаем, когда и за что рябина получила свое имя.(работа учеников с этимологическим словарем).
3.Основной этап занятия.
1)Запись в тетрадь предложения:
Плоды рябины собраны в гроздь.
Индивидуальные задания:- составить магнитное поле к слову гроздь, подобрав имена прилагательные.
Гроздь (какая?) красная, пурпурная, алая, пунцовая, гранатовая, кумачовая, кровавая.
-назвать орфограммы в этих словах, изученные раньше.(работа в группах)
- Безударные гласные в корне слова
- Правила написания гласных под ударением в суффиксах и окончаниях прилагательных
2)Анализ стихотворения о рябине поэтессы Л.Татьяничевой.
-Прослушайте текст, выпишите слова-прилагательные.
Какую роль в тексте выполняют прилагательные, употребленные с существительными?
3)Физкультминутка.
4)Работа с текстом, обеспечение восприятия, осмысления, запоминания способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
-Мы вспомнили все сведения об имени прилагательном. На этой основе проведем работу с текстом.(у учащихся листы с текстами «Рябинка»)
1.Чтение текста. Вопросы:
-Чему учит нас рассказ?
-Как мы должны относиться к природе?
-Понравился ли вам конец рассказа?
-Как бы закончили этот текст?
2.-Распределите слова на группы по виду орфограмм.
3.Поисковое задание.
Найти прилагательные в тексте. Прочитайте текст без них. Сравнить полученный текст с первоначальным вариантом.
-Как изменился текст? Какую роль выполняют прилагательные в нем?
Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь богаче, ярче, выразительнее, поэтичнее.
4.Закрепление учебного материала.
Закрепить знания и умения учащихся.
1)Самостоятельная работа. Выполнить задания по учебнику(№822).Определить род, число, падеж имен прилагательных. Взаимопроверка.
2)Развитие творческого воображения. Составить небольшой текст(5-6 предложений)на тему «В зимнем парке»,используя прилагательные.
В данном тексте найти словосочетания (прилагательное+ существительное),выделить в них главное слово, определить род, число, падеж прилагательного.(работа в группах).
5.Подведение итогов занятия.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Рефлексия.
6.Информация о домашнем задании.
Инструктаж по его выполнению.
Дифференцированное задание: слабым учащимся выполнить №829,сильным-№830(написать небольшое сочинение, на основе текста №829,используя имена прилагательные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)
Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»
Cистематизация материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.
Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в речи"
Данный урок разработан с применением метода проблемного обучения "мозговой штурм"...
Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"
Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...
Презентация к уроку "Роль имени прилагательного в речи"
Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...