Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.(1 урок из 2
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Егорова Инна Григорьевна

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала с элементами анализа

Оборудование: учебник(С.И.Львова, В.В.Львов),раздаточный материал(тексты и схемы для наблюдений),картина А.А.Рылова «Полевая рябинка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-rus.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

Песчанокопский район

С.Рассыпное

МОУ Рассыпянская СОШ№38

Учитель: Егорова И.Г.

Класс:5

Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.(1 урок из 2)

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала с элементами анализа

Оборудование: учебник(С.И.Львова, В.В.Львов),раздаточный материал(тексты и схемы для наблюдений),картина А.А.Рылова «Полевая рябинка».

          Целеполагание:

1.Дать представление о роли имени прилагательного в речи, рассмотреть орфографические правила, связанные с написанием данной части речи.

2.Формировать умения использовать в речи имена прилагательные, развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение.

3.Эстетическое воспитание в описании природы, воспитать у учащихся чувство патриотизма и любви к своей Родине через бережное отношение к ней.

         Ход урока:

1.Организационно-мотивационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1)Приветствие.

2)Сообщение цели и задачи урока.

-Сегодня мы с вами повторим все, что знаем об имени прилагательном : о его грамматическом значении, морфологических признаках, правилах  написания  и узнаем о роли прилагательного в речи.

2.Подготовка к основному этапу занятия.

Разминка. Задайте друг другу вопросы по теме «Имя прилагательное»(сильные задают слабым)

На доске вывешены иллюстрации, посвященные осени, рисунки детей с изображением деревьев.

1)Задание: Узнайте, какое дерево станет темой высказывания на сегодняшнем уроке?

Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета.

Тема высказывания: рябина

2)Работа с эпиграфом  к уроку.

«Рябина-примета родного дома, родного края»(Л.Татьяничева)

Объяснение смысла эпиграфа.

-Как вы думаете, какое лексическое значение имеет слово, которое является темой нашего высказывания?

3)Этимологическая пятиминутка.

-Иногда написание слова зависит от его происхождения.

Давайте понаблюдаем, когда и за что рябина получила свое имя.(работа учеников с этимологическим словарем).

3.Основной этап занятия.

1)Запись в тетрадь предложения:

Плоды рябины собраны в гроздь.

Индивидуальные задания:- составить магнитное поле к слову гроздь, подобрав имена прилагательные.

Гроздь (какая?) красная, пурпурная, алая, пунцовая, гранатовая, кумачовая, кровавая.

-назвать орфограммы в этих словах, изученные раньше.(работа в группах)

  • Безударные гласные в корне слова
  • Правила написания гласных под ударением в суффиксах и окончаниях прилагательных

2)Анализ стихотворения о рябине поэтессы Л.Татьяничевой.

-Прослушайте текст, выпишите слова-прилагательные.

Какую роль в тексте выполняют прилагательные, употребленные с существительными?

3)Физкультминутка.

4)Работа с текстом, обеспечение восприятия, осмысления, запоминания способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

-Мы вспомнили все сведения  об имени прилагательном. На этой основе проведем работу с текстом.(у учащихся листы с текстами «Рябинка»)

1.Чтение текста. Вопросы:

-Чему учит нас рассказ?

-Как мы должны относиться к природе?

-Понравился ли вам конец рассказа?

-Как бы закончили этот текст?

2.-Распределите слова на группы по виду орфограмм.

 3.Поисковое задание.

Найти прилагательные в тексте. Прочитайте текст без них. Сравнить полученный текст с первоначальным вариантом.

-Как изменился текст? Какую роль выполняют прилагательные в нем?

Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь богаче, ярче, выразительнее, поэтичнее.

4.Закрепление учебного материала.

Закрепить знания и умения учащихся.

1)Самостоятельная работа. Выполнить задания по учебнику(№822).Определить род, число, падеж имен прилагательных. Взаимопроверка.

2)Развитие творческого воображения. Составить небольшой текст(5-6 предложений)на тему «В зимнем парке»,используя прилагательные.

В данном тексте найти словосочетания (прилагательное+ существительное),выделить в них главное слово, определить род, число, падеж прилагательного.(работа в группах).

5.Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Рефлексия.

6.Информация о домашнем задании.

Инструктаж по его выполнению.

Дифференцированное задание: слабым учащимся выполнить №829,сильным-№830(написать небольшое сочинение, на основе текста №829,используя имена прилагательные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)

Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»

Cистематизация  материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.

Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в речи"

Данный урок разработан с применением метода проблемного обучения "мозговой штурм"...

Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"

Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...

Презентация к уроку "Роль имени прилагательного в речи"

Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе....