Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов.
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
Составитель:
Чернышова В.П.
г.Татарск
2021 г.
Пояснительная записка
Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного язык; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»; формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью – показатель общей языковой культуры человека.
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков – актуальная проблема в обучении языку в современной школе.
Цель: способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.
Задачи:
- организовать на факультативных занятиях целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных программой), непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими понятиями;
- обеспечить высокую познавательную активность учащихся, повысить мотивацию орфографической работы;
Отслеживание уровня сформированности умений и навыков:
*после каждого занятия детям предлагается домашнее задание занимательного или творческого характера; иногда – несколько заданий (учащийся сам выбирает для себя наиболее интересный вид работы);
*после изучения разделов «Меня зовут фонема» и «Фонемные и нефонемные правила» проводится игра-конкурс «Эти удивительные фонемы», которая позволят определить, насколько усвоены знания по данным разделам, как уч-ся применяют их на практике, в нестандартной ситуации.
*в качестве итогового занятия предусмотрен более серьезный вид работы: защита проекта - исследования.
Примерные темы для исследования:
1) «Русский язык берет на работу пришельцев» (о словах с заимствоваными корнями).
2) «Этимология на службе орфографии» (доказательства того, как знание происхождения слова может помочь проверить фонему в слабой позиции).
3) «Фонемные и нефонемные правила» (о которых не шла речь на занятиях).
На изучение данного курса в школьном учебном плане отведено 1 ч. в неделю (35 часов в год).
Содержание программы
I. Вводное занятие «Дорога к письменности» - 1 ч.
Сигналы-символы: их назначение в древний (дописьменный период) и в настоящее время.
Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись. Греческий алфавит.
Азбука Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица.
II. Меня зовут фонема – 5 ч.
Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и согласные фонемы. Обозначение фонем буквами.
Речевой аппарат. Образование звуков.
Классификация согласных звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сонорные согласные.
Фонема
Способы обозначения мягкости согласных на письме.
Разделительные Ь и Ъ.
Чередования звуков. Позиционные и непозиционные чередования.
Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонемы.
III. Фонемные и нефонемные правила – 3 ч.
Сильные и слабые позиции для твердых и мягких согласных (конец слова, середина слова)
Особое положение звука [ л’]. Сочетания ЧН, ЧК, НЧ, НЩ.
Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки.
Правописание Ы -И после Ц.
Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.
IV. Морфемы – труженицы – 9 ч.
Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем.
Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики.
Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов.
Корни с чередующимися гласными.
Полногласные и неполногласные сочетания.
Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки.
Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология ( -фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.)
Приставки, типы приставок, правописание приставок каждого типа (кроме приставок пре- и при- ).
Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.
Тематическое планирование
Список использованной литературы
Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991 г.
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004 г.
Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль: «Академия развития»,1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)
Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 6-7 классах.
Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика&ra...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к созданию текста» для 11 класса
Данный курс внеурочной деятельности вводится с целью предпрофильной филологической подготовки учащихся и направлен на подготовку написания развёрнутых сочинений разных жанров....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (5 класс)
Занимательная грамматика для 5 класса....