Олимпиада по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс) на тему
Представлены вопросы и задания олимпиады по русскому языку внутришкольного и районного уровней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке и речи. Объясните смысл одной из пословиц.
- Идти в науку - терпеть...
- Как тут говорить, когда не дадут рта...
- Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним.
Адекватный, доминировать, деградация, авторитет, интенсивный.
- Объясните значения фразеологизмов со словом рука. Приведите примеры их употребления в контексте.
Держать себя в руках, мастер на все руки.
- Приведите как можно больше однокоренных слон к слову привет.
- Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы?
- Какова синтаксическая функция личных местоимений и отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова?
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
7.Какие научно-популярные книги о русском языке вы знаете?
8.Расставьте знаки препинания в предложении. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.
Я забрел далеко и уже совершенно стемнело но луна взошла а ночь как говорится давно стала на небе когда я достиг знакомой усадьбы.
(И.С. Тургенев)
- В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения.
- Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.
- Войска вынуждены были отступить назад.
- Открывая окно, в класс влетел воробей.
- Прочитайте отрывок из книги Л.В. Успенского «По дорогам и тропам языка». Объясните известные вам орфограммы (не менее 5). Продолжите рассказ.
Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.
Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».
Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка»...
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
1.1) Идти в науку —' терпеть муку. 2) Как тут говорить, когда не дадут рта отворить.
Оценка: по 0,2 балла за дописанное слово. За объяснение пословицы -1 балл.
2. Адекватный - совпадающий, соответствующий; доминировать преобладать, возвышаться, господствовать; деградация - постепенное ухудшение, приведение в упадок; авторитет - влияние, уважение; интенсивный - напряженный, усиленный.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Максимальная оценка: 1 балл.
3.Держать себя в руках - сдерживать порывы своих чувств, Подчиняя их своей воле; сохранять самообладание. Например: Пустяки, Бэла! Немножко силы воли, выдержки и умения держать себя в руках. (М.Ю. Лермонтов)
Мастер на все руки - человек, умеющий все делать, искусный во всяком деле. Например: Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.
Оценка: по 0,5 балла за объяснение; по 0,5 балла за пример.
- Привет, приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
- В современном русском языке не обозначают звуков буквы ъ, ь.
Буква ъ выполняет роль разделительного знака, например: объявление, подъем и т. д.
Буква ь используется как в качестве разделительного знака (вьюн, лисьи), так и для обозначения мягкости предшествующих согласных (кроме ч, щ): лось, косьба и т. д.
Оценка: 2 балла.
- Личные местоимения вы, ты в приведенном отрывке входят в состав обращений и поэтому не являются членами предложения (не выполняют синтаксической функции).
Оценка: 1 балл.
- Среди научно-популярных книг можно назвать следующие:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.
М., 1995.
Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., 1987.
Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М., 1989.
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М., 1956.
Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М., 1988.
Граудика Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1971.
Максимальная оценка: 3 балла, за 3 названные книги -
- балла.
- Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Состоит из 5 простых предложений.
- е предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.
- е предложение: простое, односоставное, безличное, полное, распространенное, неосложненное.
- е предложение: простое, двусоставное нераспространенное, полное, неосложненное.
- е предложение: простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено вводным предложением.
- е предложение: простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; придаточные времени, присоединяется к главному (4) союзом когда.
Между частями сложного предложения ставится запятая.
Схема: [- =], и [=],но [- =],а [- =], (когда - =).
Оценка: по 0,5 балла:
а) за разбор по членам предложения;
б) общую характеристику предложения;
в) характеристику каждого простого предложения;
г) схему.
Максимальная оценка - 4 балла.
9.1) Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги. 2) Войска были вынуждены отступить. 3) Когда открыли окно, в класс и петел воробей.
Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.
10.Различаясь - различие; говорится - говор, разговор; толковых толк (безударная гласная в корне, проверяемая ударением); близки - близок; друг-с другом (проверяемая согласная в корне).
Необыкновенных, письменное - суффикс -енн в именах прилагательных пишется с -нн.
В учебнике, в мире — существительное 2-го склонения.
Указывает - глагол 1-го спряжения, 3-го лица, ед. числа.
И т. д.
Оценка: за объяснение одной орфограммы по 0,5 балла, за продолжение рассказа - 3 балла.
Учитывается объем (не менее 5 предложений), аргументированность, грамотность.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...