Олимпиада по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс) на тему

Раевская Елена Викторовна

Представлены вопросы и задания олимпиады по русскому языку внутришкольного и районного уровней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                             

                                                         9 КЛАСС

  1. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке и речи. Объясните смысл одной из пословиц.
  1. Идти в науку - терпеть...
  2. Как тут говорить, когда не дадут рта...

  1. Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним.

Адекватный, доминировать, деградация, авторитет, интенсивный.

  1. Объясните значения фразеологизмов со словом рука. Приведите примеры их употребления в контексте.

Держать себя в руках, мастер на все руки.

  1. Приведите как можно больше однокоренных слон к слову привет.

  1. Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы?

  1. Какова синтаксическая функция личных местоимений и отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова?

                         Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

7.Какие научно-популярные книги о русском языке вы знаете?

8.Расставьте знаки препинания в предложении. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

Я забрел далеко и уже совершенно стемнело но луна взошла а ночь как говорится давно стала на небе когда я достиг знакомой усадьбы.

 (И.С. Тургенев)

  1. В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения.
  1. Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.
  2. Войска вынуждены были отступить назад.
  3. Открывая окно, в класс влетел воробей.

  1. Прочитайте отрывок из книги Л.В. Успенского «По дорогам и тропам языка». Объясните известные вам орфограммы (не менее 5). Продолжите рассказ.

Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.

Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».

Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка»...

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                                          9 КЛАСС

1.1) Идти в науку —' терпеть муку. 2) Как тут говорить, когда не дадут рта отворить.

Оценка: по 0,2 балла за дописанное слово. За объяснение пословицы -1 балл.

2. Адекватный - совпадающий, соответствующий; доминировать преобладать, возвышаться, господствовать; деградация - постепенное ухудшение, приведение в упадок; авторитет - влияние, уважение; интенсивный - напряженный, усиленный.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Максимальная оценка: 1 балл.

3.Держать себя в руках - сдерживать порывы своих чувств, Подчиняя их своей воле; сохранять самообладание. Например: Пустяки, Бэла! Немножко силы воли, выдержки и умения держать себя в руках. (М.Ю. Лермонтов)

Мастер на все руки - человек, умеющий все делать, искусный во всяком деле. Например: Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.

Оценка: по 0,5 балла за объяснение; по 0,5 балла за пример.

  1. Привет, приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

  1. В современном русском языке не обозначают звуков буквы ъ, ь.

Буква ъ выполняет роль разделительного знака, например: объявление, подъем и т. д.

Буква ь используется как в качестве разделительного знака (вьюн, лисьи), так и для обозначения мягкости предшествующих согласных (кроме ч, щ): лось, косьба и т. д.

Оценка: 2 балла.

  1. Личные местоимения вы, ты в приведенном отрывке входят в состав обращений и поэтому не являются членами предложения (не выполняют синтаксической функции).

Оценка: 1 балл.

  1. Среди научно-популярных книг можно назвать следующие:

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.

М., 1995.

Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., 1987.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М., 1989.

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М., 1956.

Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М., 1988.

Граудика Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983.

Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1971.

Максимальная оценка: 3 балла, за 3 названные книги -

  1. балла.

  1. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Состоит из 5 простых предложений.
  1. е        предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.
  2. е        предложение: простое, односоставное, безличное, полное, распространенное, неосложненное.
  3. е        предложение: простое, двусоставное нераспространенное, полное, неосложненное.
  4. е        предложение: простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено вводным предложением.
  5. е        предложение: простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; придаточные времени, присоединяется к главному (4) союзом когда.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

Схема: [- =], и [=],но [- =],а [- =], (когда - =).

Оценка: по 0,5 балла:

а)        за разбор по членам предложения;

б)        общую характеристику предложения;

в)        характеристику каждого простого предложения;

г)        схему.

Максимальная оценка - 4 балла.

9.1) Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги. 2) Войска были вынуждены отступить. 3) Когда открыли окно, в класс и петел воробей.

Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.

10.Различаясь - различие; говорится - говор, разговор; толковых толк (безударная гласная в корне, проверяемая ударением); близки - близок; друг-с другом (проверяемая согласная в корне).

Необыкновенных, письменное - суффикс -енн в именах прилагательных пишется с -нн.

В учебнике, в мире — существительное 2-го склонения.

Указывает - глагол 1-го спряжения, 3-го лица, ед. числа.

И т. д.

Оценка: за объяснение одной орфограммы по 0,5 балла, за продолжение рассказа - 3 балла.

Учитывается объем (не менее 5 предложений), аргументированность, грамотность.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: 24.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...