Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (УМК ред. С.Г.Бархударова)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требования Рособнадзора к содержанию Рабочей программы учителя. Содержит основные разделы, критерии оценивания по предмету, требования к уровню подготовки выпускника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_klass.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №124»
Принято Утверждаю
Методическим объединением Директор МБОУ «Лицей №124»
учителей русского языка и литературы ____________Н.М.Погребников
МБОУ «Лицей №124» Приказ № от 30.08.2013
Протокол №1 от 30.08.2013
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
основного (общего) образования (базовый уровень)
для 9 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
Срок реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Программу составил: Залескова Ирина Владимировна.
(Горбачева Татьяна Петровна)
Барнаул, 2013
2. Пояснительная записка.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализует в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать сои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала, связана с физико-техническим профилем лицея и соответствующим контингентом учащихся. Руководящая идея рабочей программы, таким образом, основана на создании условий для развития творческого потенциала лицеистов, формирования универсальных учебных умений, формирования метазнаниевого учебного поля.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на основе программы «М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
Программа рассчитана на 68 часов. Корректировка авторской программы состоит в следующем: время на программную тему «Сложносочиненные предложения» увеличено на 2 часа за счет темы «Союзные сложные предложения»; на 1 час увеличено количество учебных часов по программной теме «Бессоюзное сложное предложение» за счет темы «Общие сведения о языке»; выделены отдельные часы на проведение обобщающих уроков и уроков итогового контроля после изучения каждого раздела программы. (Основание: Пояснительная записка вышеназванной авторской программы по русскому языку. Раздел «Применение программы в процессе преподавания русского языка», стр. 10)
Формы, методы, технологии обучения.
- основная форма обучения – урок в его разных жанрах;
1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения.
2.Методы репродуктивного обучения.
3.Методы проблемно-поискового обучения.
3.Коммуникативные методы обучения.
4.Имитационно-ролевые методы обучения.
- технологии традиционного и развивающего обучения, РКМЧП, логико-информационный подход.
3. Требование к уровню подготовки учащихся.
1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке , определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывая свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыкаи:
- производить все виды разборов;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять тип и стиль текста;
- соблюдать все основные нормы русского языка.
По пунктуации. Находить с предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и справлять ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять стиль и тип речи, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно - критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и справлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
4. Тематический поурочный план учебного предмета «Русский язык» (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
№ урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
1. | Международное значение русского языка | Беседа | Составят представление о международном значении русского языка | Устный ответ, работа с учебником |
Повторение пройденного в 5-8 классах – 5+2 | ||||
2 | Повторение изученного в 5-8 классе | Практикум | Обобщат и систематизируют изученное по фонетике | Составление опорной схемы «Звуковая система языка», выполнение упражнений, работа с книгой |
3. | Повторение изученного в 5-8 классах | Практикум | Обобщат изученное по морфемике и словообразованию | Выполнение упражнений, сравнительный анализ видов разбора |
4. | Развитие речи. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. | Развитие речи | Усовершенствуют умение писать сочинение по картине | Рассмотрение картина В.Васнецова «Баян», работа по вопросам учебника. |
5. | Повторение изученного в 5-8 классах. | Практикум | Обобщат изученное по морфологии | Выполнение упражнений, работа с учебником, упражнение «корректор» |
6. | Повторение изученного в 5-8 классах | Практикум | Обобщат изученное по синтаксису, словосочетанию и простому предложению | Словарная работа, комплексный анализ текста |
7. | Развитие речи. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. | Развития речи | Закрепят навык выполнения анализа текста | Сочинение по картине, упр.46 |
8. | Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах» | Урок контроля | ||
Сложные предложения – 1 ч | ||||
9. | Сложные предложения | Эвристическая беседа. | Узнаю основные виды сложных предложений. | Чтение и понимание учебного текста, перевод текста в таблицу |
Союзные сложные предложения – 4 ч. | ||||
10 | Союзные сложные предложения | Урок изучения нового материала. Практикум | Узнают основные виды союзных предложений, их признаки. | Чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, монологический ответ |
11 | Союзные сложные предложения | |||
12 | Союзные сложные предложения | |||
13 | Контрольная работа по теме «Союзное сложное предложение» | Урок контроля | ||
Сложносочиненные предложения – 5+2 ч. | ||||
14 | Сложносочиненной предложение и его особенности. | Лаборатория | Научатся различать основные группы ССП по союзам и значениям | Преобразование текста в таблицу |
15 | Сложносочиненные предложения с союзами (сочинительными, противительными, разделительными) | Лаборатория | ||
16 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Практикум | Разовьют умение правильно расставлять знаки препинания в ССП, разовьют умение интонационно правильно произносить ССП. | Интонирование, |
17. | Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений и их текстообразующая роль | Практикум | Знать: понятие синтаксических синонимов; уметь: использовать синтаксические синонимы в речи | Коллективная, частично-поисковый, анализ текста, лингвистический эксперимент |
18. | Авторское употребление знаков препинания. | Уроки развития речи | Знать способы сжатия текста, уметь приметь их на практике | Способы сжатого изложения содержания текста.(упр. 69) |
19. | Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм | Урок развития речи | Знать жанровые признаки, особенности композиции рецензии, уметь писать рецензию | |
20. | . Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм | Урок развития речи | ||
Сложноподчиненные предложения – 19+5 | ||||
21 | Сложноподчиненное предложение и его особенности | Лаборатория | Различать главную и придаточные части СПП, определяя их границы (с одним или несколькими придаточными); определять значение придаточного по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову; заменять БСП и ССП синонимичными ССП и выявлять различия в их строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложненными. Уметь производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними; заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот(в соответствии с речевыми задачами); правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания. | Коллективная, частично-поисковый, анализ текста, лингвистический эксперимент. Чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, монологический ответ. Преобразование текста учебника в таблицу |
22 | Главная и придаточные предложения. | Практикум, лекция | ||
23 | Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. | Практикум | ||
24 | Указательные слова в главном предложении. | Лаборатория | ||
25 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | Лаборатория | ||
26 | Разделительные знаки препинания между главным и придаточными предложениями. | Лаборатория | ||
27 | Виды придаточных предложений. | Практикум, лекция | ||
28 | Виды придаточных предложений. | Практикум | ||
29 | Виды придаточных предложений | Практикум | ||
30 | Виды придаточных предложений | Практикум | ||
31 | Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Урок развития связной речи | Сочинение о природе родного края | |
32 | Виды придаточных предложений | Практикум | ||
33 | Виды придаточных предложений | Практикум | ||
34 | Виды придаточных предложений | Практикум | ||
35 | Виды придаточных предложений | Практикум | ||
36 | Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | Урок контроля | ||
37 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | Практикум | ||
38 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | Практикум | ||
39 | Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. | Практикум | ||
40 | Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. | Урок развития речи | ||
41 | Сообщение на лингвистическую тему | Урок развития речи | ||
42 | Сообщение на лингвистическую тему | Урок развития навыков устной речи | ||
43 | Деловые документы (автобиография, заявление). | Практикум | ||
44 | Тематический зачет «Сложноподчиненные предложения» | Урок контроля | ||
Бессоюзные сложные предложения – 7+2 | ||||
45 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. | Лекция | Видеть границу частей БСП, определять смысловые отношения между ними; различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений; производить замену БСП союзными и наоборот в соответствии с речевой задачей; объяснять различия в из строении и значении; уместно использовать СБП, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи. | Коллективный, частично-поисковый, фронтальная работа, анализ текста, лингвистический эксперимент. Чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, монологический ответ. Преобразование текста учебника в таблицу |
46 | Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. | Практикум | ||
47 | Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. | Лаборатория | ||
48 | Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. | Лаборатория | ||
49 | Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Лекция, лаборатория | ||
50 | Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль. | Лаборатория | ||
51 | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Урок контроля | ||
52 | Реферат статьи на лингвистическую тему. | Урок развития речи | ||
53 | Реферат статьи на лингвистическую тему. | Урок развития речи | ||
Сложные предложения с разными видами связи – 5+2 | ||||
54 | Различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. | Урок объяснения нового материала | Коллективный, частично-поисковый, фронтальная работа, анализ текста, лингвистический эксперимент. Чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, монологический ответ. Преобразование текста учебника в таблицу | |
55 | Различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. | Практикум | ||
56 | Сочетание знаков препинания. | Практикум | ||
57 | Сочетание знаков препинания | Практикум | ||
58 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи» | Урок контроля | ||
59 | Конспект статьи на лингвистическую тему. | Урок развития навыков компрессии текста | ||
60 | Конспект статьи на лингвистическую тему. | Урок развития навыков компрессии текста | ||
Общие сведения о языке – 2 ч | ||||
61 | Роль языка в жизни общества. | Урок - беседа | ||
62 | Русский язык как национальный язык русского народа. | Урок – круглый стол | ||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи – 4+2 | ||||
63 | Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. | Практикум | Уметь кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты, собирать материал из различные источников, систематизировать и обобщать его, строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему, составлять деловые бумаги, писать разножанровые сочинения. | Чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, монологический ответ. Коллективный, частично-поисковый, фронтальная работа, составление устного высказывания на лингвистическую тему. |
64 | Систематизация сведений о стилях речи. | Практикум | ||
65 | Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. | Практикум | ||
66 | Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). | Урок развития навыков компрессии текста | ||
67 | Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. | Урок развития навыков компрессии текста | ||
68 | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | Урок развития навыков компрессии текста |
5. Формы и средства контроля образовательных результатов учащихся:
- контроль за классными и домашними работами учащихся;
- диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности;
- тематическая, итоговая контрольная работа на основе пятибалльной системы оценивания;
- тематическое тестирование итоговое и промежуточное;
- конспект, реферат – форма контроля аналитического типа для проверки умения работать со справочной литературой;
- устный опрос, развернутый ответ учащегося на лингвистическую тему;
- сочинение, изложение – форма проверки умений и навыков связного изложения мыслей.
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
2. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. – 34-е изд. – М. : Просвещение, 2011.- 206 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- 6-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2005. С.321-333.
4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. С. 358 – 369.
5. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.- 208 с.
6. Малюшкин А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.
7. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. Москва. 1885 год.
8. Мальцева Л.И., Сурвилло Э.С. Русский язык. Тематические тесты. Ростов – на - Дону. НИИ школьных технологий. Москва, 2012.
Словари:
- Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. -М. : Просвещение, 2003.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. -М. : Просвещение, 2008.
- Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М. : Просвещение, 1984.
- Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин,
Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1999. - Лекант, П. А. Школьный орфографический словарь русского языка / П. А. Лекант,
В. В. Леденева. - М. : Просвещение, 2006.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся /
М. Р. Львов. -М. : Просвещение, 1981.
- Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка : по произведениям
русских писателей XVIII -XX вв. /Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.-М.: Просвещение, 1996. - Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма
тюшина. - М. : Просвещение, 2006. - Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. -
2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 9 класс,УМК С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. Учебник «Русский язык. 9 класс» ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс,УМК С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. Учебник «Русский язык. 9 класс» ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику Бархударова
Пояснительная записка.Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и ...
Рабочая программа по русскому языку.8 класс по учебнику С. Г.Бархударова
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, ссылки на интернет-ресурсы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс, расширенная. под редакцией Грекова, Бархударова.2020 год
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючков,Л.Ю.Максимов,Л.А.Чешко и др. М.: «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по предмету "Русский язык» для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючкова,Л.Ю.Максимова,Л.А.Чешко идр. 9 кла...