Формы родительного падежа с окончаниями а и у в современном русском языке
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок интересен обучением навыку узнавания форм родительного падежа единственного числа мужского рода в тексте художественного произведения и выделения их с целью изучения в контексте предложения; определение той роли, которую они выполняют в создании художественного образа, словесной характеристике персонажа.
Дает возможность познакомить учащихся с иллюстрациями, видеоматериалом по сборнику Н. В. Гоголя “Миргород"(“Старосветские помещики”, “Тарас Бульба”, “Вий” или “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок закрепления знаний о родительном падеже | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы родительного падежа с окончаниями а и у
в современном русском языке
Цель: Углубление и расширение знаний о формах родительного падежа единственного числа мужского рода с окончаниями -а и -у.
Задачи: 1. Обучающие:
1) закрепление знаний о родительном падеже;
2) обучение навыку узнавания форм родительного падежа единственного числа мужского рода в тексте художественного произведения и выделения их с целью изучения в контексте предложения; определение той роли, которую они выполняют в создании художественного образа, словесной характеристике персонажа и т.д.;
3) познакомить учащихся с иллюстрациями, видеоматериалом по сборнику Н. В. Гоголя “Миргород”;
4) расширить лексический запас учеников;
5) активизировать познавательную деятельность;
2. Развивающие: - способствовать развитию орфографической зоркости, речи, внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать;
3. Воспитывающие: - воспитывать чувство прекрасного в учащихся, любовь к родному слову и интерес к русскому языку, к творчеству Н.В Гоголя.
Оборудование: видеоаппаратура и видеозаписи отрывков художественных фильмов и театральных постановок по произведениям сборника Н. В. Гоголя “Миргород”, иллюстративный материал.
До занятия учащиеся получили задание прочитать повести из сборника “Миргород” (некоторые повести ученики уже читали на уроках литературы), найти формы родительного падежа единственного числа мужского рода с окончаниями -а и -у и выписать их в рабочую тетрадь вместе с зависимыми словами. Для более вдумчивого чтения учитель может ограничить работу до одной какой-то повести по выбору ученика, либо разделить класс на четыре группы, каждая из которых работает над одной повестью, будь то “Старосветские помещики”, “Тарас Бульба”, “Вий” или “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
Ход урока
1) Оргмомент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
2) Сообщение темы занятия
Учитель. Тема нашего занятия звучит так: Формы родительного падежа единственного числа мужского рода с окончаниями -а и -у в современном русском языке и в сборнике Н. В. Гоголя “Миргород”. Гоголь – первоклассный мастер художественного слова, один из величайших русских национальных гениев. Его творчество оказало могучее воздействие на развитие русской национальной культуры. Сборник Н. В. Гоголя “Миргород” можно отнести к числу “универсальных” произведений. И содержанием, и характерными особенностями своего стиля он открывал новый этап в творческом развитии писателя. Ребята, какие повести входят в этот сборник?
Ученик. В сборник “Миргород” входят следующие повести: “Старосветские помещики”, “Тарас Бульба”, “Вий” и “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
Учитель. Хорошо. Чем же интересны данные повести? Послушаем сообщения.
3) Краткие сообщения учащихся
Кто-либо из группы работающих над тем или иным произведением даёт краткую характеристику своей повести и говорит о том, какое место она занимает в структуре сборника (учитель дает это задание заранее, рекомендует соответствующую литературу).
После краткого сообщения учеников учитель может обратить внимание на то, как образы сборника нашли своё воплощение в кино, театральном искусстве и живописи, а также предложить по ролям прочитать диалог между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной из “Старосветских помещиков”, сцену встречи с сыновьями из “Тараса Бульбы”, диалог между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем из последней повести сборника.
4) Анализ форм родительного падежа единственного числа мужского рода с окончаниями -а и -у
Доска делится на четыре части, на каждой из которых написано название одной из повестей.
Учитель. А сейчас каждая из групп зачитает слова, выписанные в ходе выполнения домашнего задания.
Ученики зачитывают формы родительного падежа единственного числа мужского рода с окончаниями -а и -у вместе с зависимыми словами, дополняя и исправляя друг друга. Параллельно с этим формы записываются на доске (записываются не все формы, а лишь наиболее интересные случаи).
«Старосветские помещики» | «Тарас Бульба» | «Вий» | «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
плетень сада высокого роста стук топора и т. д. | мешки песку кусок хлеба не переводя духу... | потоп света около часу куска сала... | запах борща чашку чаю мешки овса... |
Учитель. Ребята, на какие группы можно разбить данные формы родительного падежа?
Ученик. Можно выделить существительные, обозначающие вещество (хлеба, гранита, борща, пряника, овса и т. д.), среди них отдельно напитки (чаю, пуншу, кофию и др.).
Ученик. Также встречаются существительные, обозначающие явления природы (дождь, гром, рассвет, заход), существительные с абстрактным значением (страху, голода, отдыху, бега т. д.).
Учитель. Ребята, а в каких случаях используется форма родительного падежа?
Ученик. При отрицании, также если мы хотим выразить принадлежность чему-либо не в форме притяжательного прилагательного, а с помощью существительного, если мы говорим об объекте, вокруг которого происходит действие, о месте действия...
Учитель. Попробуйте проанализировать записанные на доске формы с этой точки зрения и обратите внимание на то, как меняется характер речи, в которой используется форма родительного падежа.
Ученик. Речь становится более яркой, динамичной, а в некоторых местах приобретает категорический оттенок, помогая в характеристике персонажей и их отношений, например, в диалоге между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем.
Учитель. Ребята, обратите внимание на формы с флексией -у (чашка чаю, напившись кофию, народу полон двор...). Сравните их с современной языковой нормой.
Ученик. Окончание -у в родительном падеже единственного числа мужского рода мы почти не употребляем, в основном используем окончание -а.
Учитель. Да, ребята, формы на -у почти совершенно вытеснены окончанием -а (-я). Наиболее устойчива форма родительного на -у в устойчивых сочетаниях (фразеологизмах). Формы на -у имеют разговорный характер. На доске записаны устойчивые сочетания, запишите их в тетрадь и вставьте пропущенные буквы и слова.
Разг..варивали с ... на глаз; Ему и всего(то) без ... н..деля; Пр..едет с ... на час; Час от ... не легче; Пиро..ки с ... с жару; О нем ни ... ни духу; Не зная ... , не суйся в воду.
Учитель. Встретили ли вы устойчивые сочетания в сборнике Н.В.Гоголя “Миргород”? Если встретили, то какие? (Если ученики затрудняются ответить, то учитель помогает). Значение Н. В. Гоголя в истории литературного языка определяется и той неистощимой творческой изобретательностью, которую он обнаруживал при использовании лексики русского языка, а также общеупотребительной фразеологии. Оригинально использовано им переносное значение общеизвестного слова гусак. Названный “гусаком”, Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, потому что усмотрел в этом обиду и оскорбление, или, как он сам выразился в прошении, “подлое и предосудительное присовокупление к фамилии моей названья Гусака”. Неистощимая изобретательность Гоголя в создании речевых образных средств обнаруживается также в использовании им общеупотребительной народной фразеологии. Он использовал её как средство образной характеристики персонажей. Итак, в сборнике встречаем такие фразеологизмы: не переводя духу; не прошло часу; чтобы и духу их не было (слова Тараса Бульбы); пока станет моего веку (слова Тараса Бульбы); чтобы и духу их не было (слова Тараса Бульбы) и др. В них мы также видим формы с флексией -у.
5) Подведение итогов занятия
Учитель. Произведения Н.В.Гоголя – нетленные образцы удивительного совершенства литературного языка, замечательные примеры упорной, взыскательной работы художника над словом. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было интересно?
6) Домашнее задание
Составить и записать в тетрадь предложения с устойчивыми сочетаниями из сборника Н. В. Гоголя “Миргород”.
Исследуя морфологические особенности на уроке в сборнике Н. В. Гоголя “Миргород”, мы вновь убеждаемся в неповторимом мастерстве великого писателя, наблюдаем многочисленные проявления его тонкого лингвистического чутья, “чувства слова”.
Список литературы:
1) Гоголь в школе. Сборник статей / Под ред. В. В. Голубкова и А.Н.Дубовикова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 704 с.
2) Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 6-ти томах. “Миргород”. / Н.В.Гоголь. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1949. - 245 с.
3) Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 6-ти томах. “Миргород”. / Н.В.Гоголь. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1949. - 245 с.
4) Изучение творчества Гоголя в школе [сборник статей] / Под ред. Л.И.Тимофеева и Н. В. Колокольцева. - М.: Учпедгиз, 1954. - 260 с.
5) Карпушин С. В. Великие современники. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. Серия “Уроки словесности” / С. В. Карпушин, Е.С.Ковалева. - М.: Интеллект-центр, 2002. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"
Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....
О функциях вариантных форм глагола в современном русском языке
Данная статья может быть использована на уроках русского языка при повторении темы "Глагол" в старших классах или на факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Статья по...
Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...
Памятка "Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных"
Памятка для обучающихся всех классов...
Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных
Образование падежных форм имён существительных...
Кластер."Формы родительного падежа множественного числа имён существительных".
Кластер."Формы родительного падежа множественного числа"....