Нормы словоизменения имен существительных. Форма родительного падежа множественного числа. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по культуре речи. Материал систематизирован, собран в понятные схемы; занятие включает игровые и интерактивные формы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushch._normy_slovoizm._vovkula.docx | 30.35 КБ |
imya_sushch._normy_slovoizmeneniya._vovkula.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нормы словоизменения имен существительных. Форма родительного падежа множественного числа». 5 класс
Цели:
1) познакомить обучающихся с нормами словоизменения имен существительных; формировать умение употреблять имёна существительные в Р.п. множественного числа;
2) развивать навык корректного, уместного использования речевых средств в зависимости от коммуникативной ситуации;
3) воспитывать культуру диалога с учетом речевого намерения и целей коммуникации;
Тип урока: изучение нового материала
Ожидаемые результаты
Личностные:
– формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации;
– умение использовать речевые средства для планирования собственной речи для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных намерений;
– умение соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование;
Предметные:
– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения, чтения, письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ №33 им. В.И. Герасимова» г. Севастополя
Анна Васильевна Вовкула
Этап урока Форма работы | Содержание этапа | Время | ||||
Организационный этап - приветствие - проверка домашнего задания - запись даты | Добрый день, ребята. Сегодня необычный урок – открытый. Будем проявлять творчество, самоконтроль и ответственность. И начнем с самого ответственного – проверки домашнего задания. На экране выписаны слова из упражнения с символическим номером - 555, которое вы выполняли дома. Я кидаю мяч ученику, он читает слово, произносит его орфоэпически верно. (Во время работы обучающиеся стоят). Запишите дату, вид работы | 5 мин | ||||
Актуализация знаний Проблематизация Цели урока Усвоение новых знаний - беседа - самостоятельная работа обучающихся Закрепление новых знаний | Сегодня мы продолжим изучать культуру речи. - Чем занимается культура речи? Ее предмет (выявляет ошибки на всех уровнях языка). - Важнейшее понятие культуры речи – норма. Что такое норма? - Какие виды норм вы знаете? Приведите примеры. - Что такое коммуникативная норма? Эпиграф - Дайте мне 5 айв, нет, айвов, айвей. Дайте 2 айвы и 3 айвы. Разговор в магазине. - Как верно поставить данное имя существительное в форму р.п. мн.ч.? Существительное айва (как и хурма) слабо освоено русским языком. У них нет множественного числа, хотя они склоняются, сочетаются с числительными от 1 до 4ех и являются существительными женского рода. Правильно сказать пять плодов. А что делать с привычными нам помидорами и яблоками? Как правильно? Взвесьте, пожалуйста, 5 килограмм (ов) помдор(ов) и яблок. Запомните ваши варианты ответа, в течение урока проверьте, верно ли вам подсказывает языковая интуиция. Сегодня мы с вами узнаем, как верно употреблять имена существительные в форме р.п. мн.ч.. Запишем тему урока: «Нормы словоизменения имен существительных. Употребление имен существительных в форме родит. падежа множественного числа». - Напомните, пожалуйста, есть ли правила в культуре речи? - Правил в культуре речи нет. А что же нам делать, как вы думаете? Как нам понять, какой вариант соответствует норме, а какой будет ошибочным? В культуре речи работают не правила, а тенденции. Поэтому многие варианты форм слов нам нужно будет запомнить. А с тенденциями – познакомиться.
Проверьте, работает ли тенденция Килограмм – килограммов Самостоятельно Помидор – помидоров Яблоко - яблок Наряду с тенденцией нам поможет систематизация. Поработаем с таблицей
А запомнить слова нам помогут стихи Бориса Николаевича Успенского В детской сказке колобок По траве катиться мог Без ботинок, без сапог, Без носков и без чулок. Уважают человека У туркмен, татар, узбеков, У таджиков и армян, У монголов и цыган, У якутов и тунгусов, У башкир и белорусов, У киргизов, у грузин, у бурят и осетин.
Шесть гектаров апельсинов, Яблок, груш и мандаринов, Баклажанов грядок пять, Помидоров не собрать! Закрепим полученные знания
Лимоны – лимонов, апельсины, мандарины, помидоры, томаты; Метры – метров, километры, граммы, килограммы, гектары; Число – чисел, кресла, бревна, полотна, волокна, ребра, ядра, Брызги – брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны; Вафля – вафель, туфли, оглобли;
Проверим Лимоны – лимонов, апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов Метры – метров, километров, граммов, килограммов, гектаров;; Число – чисел, кресел, бревен, полотен, волокон, ребер, ядер, Брызги – брызг, брюк, бус, каникул, макарон; Вафля – вафель, туфель, оглобель
| 5 мин 15 мин 10 мин | ||||
Инструктаж по домашнему заданию | Домашнее задание Раскройте скобки, употребляя существительное в нужной форме. Выбор обоснуйте. 1) Миша обнаружил, что у него закончился запас (лезвие) для бритвы. 2) Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 3) Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 4) Поставлен новый счетчик на 10 (ампер). 5) Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 6) В универмаге богатый ассортимент изящных (туфля), безразмерных (чулок), модных дамских (сапог). 7) В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). | |||||
Итоги Рефлексия | Мы с вами учились употреблять имена существительные верно. Надеюсь, в речевой практике вам будет так же легко, как на уроке. Ответьте на предложенные вопросы сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… | 5 мин |
Литература
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с. – (Высшее образование)
- Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб. – М: Рольф, 2000. – 208 с.
- Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение 555 1 боязнь 2 дремота 3 доставка 4 досуг 5 единство 6 засуха 7 злоба 8 каучук 9 крапива 10 ненависть 11 свёкла 12 силос 13 страда 14 фарфор 15 молодежь 16 хворост 17 хвоя 18 хлопок 19 цемент 20 щавель
Фундаментальные уровни русского языка
Литературная норма – принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила употребления языковых средств и осознаваемые обществом как правильные и образцовые
Шкала нормативности / ненормативности Примеры Пометы в словарях норма 1-й степени — строгая, жесткая; не допускает вариантов факсИмиле - не факсимИле докумЕнт – грубо неправильно докУмент ! !! !!! афЕра не не рек. неправ. гр. неправ. ! !! !!! норма 2-й степени— нейтральная; допускает равнозначные варианты свЕжи и свежИ кулинАрия и кулинарИя и норма 3-й степени — более подвижная; основной и дополнительные варианты ( стилистич ., устар., проф., разговорные) терапия – (допустимо) тэрапия украИнский и укрАинский (доп. устар.) договОр , в разг. речи возм . дОговор доп. доп. устар. доп. стил. Виды норм
- Дайте мне 5 айв , нет, айвов , айвей . Дайте 2 айвы и 3 айвы. Разговор в магазине
Цели урока 1) познакомимся с нормами словоизменения имен существительных; будем учиться употреблять имёна существительные в Р.п. множественного числа; 2) будем развивать навык корректного, уместного использования речевых средств в зависимости от коммуникативной ситуации; 3) будем осваивать культуру диалога с учетом речевого намерения и целей коммуникации;
Тема урока Нормы словоизменения имен существительных. Употребление имен существительных в форме родительного падежа множественного числа
Тенденция Существительное в начальной форме имеет нулевое окончание томат Существительное в форме р.п. мн.ч. - ненулевое окончание томат ов Существительное в начальной форме имеет ненулевое окончание песн я Существительное в форме р.п. мн.ч. – нулевое окончание песен
Имя существительное в форме Р.п. мн.ч.
В детской сказке колобок По траве катиться мог Без ботинок , без сапог , Без носков и без чулок . Борис Николаевич Успенский
Уважают человека У туркмен, татар , узбеков, У таджиков и армян , У монголов и цыган , У якутов и тунгусов , У башкир и белорусов , У киргизов , у грузин , у бурят и осетин .
Шесть гектаров апельсинов , Яблок, груш и мандаринов , Баклажанов грядок пять, Помидоров не собрать!
Продолжите по образцу Лимоны – лимонов , апельсины, мандарины, томаты; Метры – метров , граммы, гектары; Число – чисел , кресла, бревна, полотна, волокна, ребра, ядра, Брызги – брызг , брюки, бусы, каникулы, макароны; Вафля – вафель , туфли, оглобли;
Проверьте Лимоны – лимонов, апельсинов, мандаринов , томатов Метры – метров, граммов, гектаров; Число – чисел, кресел, бревен, полотен, волокон, ребер, ядер, Брызги – брызг, брюк, бус, каникул, макарон; Вафля – вафель, туфель, оглобель
Домашнее задание Раскройте скобки, употребляя существительное в нужной форме 1) Миша обнаружил, что у него закончился запас (лезвие) для бритвы. 2) Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 3) Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 4) Поставлен новый счетчик на 10 (ампер). 5) Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 6) В универмаге богатый ассортимент изящных (туфля), безразмерных (чулок), модных дамских (сапог). 7) В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло).
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что…
Литература Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 539 с. – (Высшее образование) Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб . – М: Рольф , 2000. – 208 с. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/394/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.
Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множ...
Из опыта работы. ФГОС. Ошибки в образовании и употреблении именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных
В данной статье рассматривается вопрос о подготовке учащихся к выполнению задания 6 ЕГЭ в процессе систематической работы учителя, начиная с 5 класса....
Памятка "Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных"
Памятка для обучающихся всех классов...
Памятка "Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа имён существительных"
Памятка для обучающихся всех классов...
Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных
Образование падежных форм имён существительных...
Кластер."Формы родительного падежа множественного числа имён существительных".
Кластер."Формы родительного падежа множественного числа"....