Рабочая учебная программа по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса, составленная на основе программы под ред.Н. Г. Гольцовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая учебная программа по русскому языку. | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - «Средняя общеобразовательная школа с. Комаровка Екатериновского района Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Комаровка ______________/Е. В. Пантеева/ ФИО «____»__________________20__г. | «Согласовано» Директор МОУ СОШ с. Комаровка ______________/Н. А. Володина/ ФИО Приказ №_____ от «____»__________________20__г. |
________________________________________________________
Ф.И.О., категория
по________________________________________________________________________________
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____ от
«___»___________20_г.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для 10 класса на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /учебник под ред.Н. Г. Гольцовой. М.: «Русское слово», 2005, 2006, 2008 г./
Программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю (70 часов).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку(базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской пунктуации», «Основные принципы русской орфографии» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются боле прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Содержание программы по русскому языку. 10 класс.
Слово о русском языке.
Язык и общество. Языки культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.
Лексика. Фразеология. Лексикография (12 часов).
Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха»; формирование умения различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.
Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа
со словарями. Формирование умения определять смысловые отношения между словами; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в кон- тексте; отличие омонимов, паронимов от многозначных слов; определение стилистической окраски синонимов.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики
и неологизмов.
Русская лексика с точки зрения сферы се употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая
и книжная. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова).
Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Фонетика. Орфоэпия. (3 часа).
Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Гласные и согласные.
Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения.
слова. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Социофонетика. Причины колебания ударения в заимствованных словах.
Морфемика и словообразование. Орфография. (5 часов).
Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями.
Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разбор. Исторические изменения в структуре слов. Чередование гласных и согласных в морфемах. Этимология как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы образования самостоятельных и служебных частей речи в русском языке (морфологический, неморфологический).
Морфология и орфография (50 часов).
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Гласные после шипящих и Ц. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Двойные согласные. Правописание неизменяемых и изменяемых приставок. Приставки ПРЕ и ПРИ. Гласные Ы и И после приставок. Разделительные Ъ и Ь. Употребление прописных букв Правила переноса слов.
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на з-, с-. Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением приставок пре- и при-, суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; гласных перед суффиксами -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-; н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Дифференцирующий принцип русской орфографии. Принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написания; употребление прописных букв, правила переноса слов. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием не с частями речи; слитным, дефисным, раздельным написанием слов, с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова, с правописанием гласных после шипящих и ц, с правописанием приставок на з-, с-, пре-, при- и т. д.
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных.
Углубление знаний учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, принципах выделения частей речи и их составе в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. Систематизация ранее изученного о роли имен в речи, формирование умения определять синтаксическую роль склоняемых частей речи в предложении. Систематизация ранее изученного об имени существительном, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов склоняемых частей речи. Грамматические и словообразовательные Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н-НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Систематизация ранее изученного об имени прилагательном, углубление понятия о роли имен в речи; определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов прилагательных. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Имя числительное. Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы.
Систематизация ранее изученного об имени числительном, совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи.
Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений.
Морфологические нормы.
Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении.
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы.
Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний: особенности функционирования глаголов в речи, отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов.
Глагольные формы – причастие и деепричастие. Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий.
Систематизация ЗУН по теме «Глагольные формы - причастие и деепричастие», углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи; отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах, порядка
действий при решении орфографических и пунктуационных задач.
Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор. Слова
категории состояния.
Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний: особенности функционирования наречий в речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм наречия, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Служебные части речи. Правописание производных предлогов.
Систематизация ранее изученного о служебных частях речи, углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи; особенности правописания предлогов и частиц е самостоятельными частями речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Правописание производных союзов. Правописание частиц. Междометие. Звукоподражательные слова. Правописание междометий.
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
учащиеся должны:
- Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической, грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- Владеть читательскими умениями достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- Уметь предавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
-Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- Участвовать в диспуте, дискуссии;
-Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
- Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
- Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
- Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.
Календарно-тематическое планирование.
10 класс.
Учитель: Володина Наталия Анатольевна.
Всего 50 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 10;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе общеобразовательных стандартов и программы по русскому языку под редакцией Н. Г. Гольцовой. 2011.
Учебник: Русский язык. Теория и практика. 10-11 классы. /Гольцова Н. Г. - Москва, 2008.
Дата | Неделя | № по п/п | Название темы. | Количество часов |
1 | 1 | Слово о русском языке | 1 | |
Лексика. Фразеология. Лексикография (12 часов). | ||||
2 | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | ||
2 | 3 | Изобразительно-выразительные средства русского языка | 1 | |
4 | Изобразительно-выразительные средства русского языка | 1 | ||
3 | 5 | Омонимы и их употребление | 1 | |
6 | Паронимы и их употребление | 1 | ||
4 | 7 | Синонимы и антонимы и их употребление | 1 | |
8 | Происхождение лексики современного русского языка | 1 | ||
5 | 9 | Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления | 1 | |
10 | Устаревшая лексика и неологизмы | 1 | ||
6 | 11 | Фразеологические единицы и их употребление | 1 | |
12 | Лексикография. Тестирование по теме «Лексика и фразеология» | 1 | ||
Фонетика. Орфоэпия. (3 часа). | ||||
7 | 13 | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Гласные и согласные | 1 | |
14 | Орфоэпия. Основные правила произношения | 1 | ||
8 | 15 | Орфоэпия. Тестирование по теме «Орфоэпия». | 1 | |
Морфемика и словообразование. Орфография. (5 часов). | ||||
16 | Состав слова | 1 | ||
9 | 17 | Состав слова | 1 | |
18 | Словообразование | 1 | ||
10 | 19 | Словообразование | 1 | |
20 | Формообразование | 1 | ||
Морфология и орфография (50 часов). | ||||
11 | 21 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 | |
22 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | ||
12 | 23 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | |
24 | Гласные после шипящих и Ц | 1 | ||
13 | 25 | Гласные после шипящих и Ц | 1 | |
26 | Анализ текста. | 1 | ||
14 | 27 | Правописание сомнительных и непроизносимых согласных | 1 | |
28 | Правописание сомнительных и непроизносимых согласных | 1 | ||
15 | 29 | Двойные согласные | 1 | |
30 | Правописание неизменяемых и изменяемых приставок | 1 | ||
16 | 31 | Приставки ПРЕ и ПРИ | 1 | |
32 | Приставки ПРЕ и ПРИ | 1 | ||
17 | 33 | Сочинение формата ЕГЭ. | 1 | |
34 | Гласные Ы и И после приставок | 1 | ||
18 | 35 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | |
36 | Употребление прописных букв | 1 | ||
19 | 37 | Правила переноса слов | 1 | |
38 | Контрольный тест | 1 | ||
20 | 39 | Имя существительное как часть речи | 1 | |
40 | Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | ||
21 | 41 | Правописание суффиксов имён существительных | 1 | |
42 | Тестирование. | 1 | ||
22 | 43 | Правописание сложных имён существительных | 1 | |
44 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | ||
23 | 45 | Правописание суффиксов имён прилагательных | 1 | |
46 | Н-НН в суффиксах прилагательных | 1 | ||
24 | 47 | Правописание сложных имён прилагательных | 1 | |
48 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных | 1 | ||
25 | 49 | Употребление и правописание числительных | 1 | |
50 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений | 1 | ||
26 | 51 | Сочинение формата ЕГЭ. | 1 | |
52 | Глагол как часть речи | 1 | ||
27 | 53 | Правописание глагола | 1 | |
54 | Причастие как глагольная форма. Образование причастий | 1 | ||
28 | 55 | Правописание причастий | 1 | |
56 | Деепричастие как глагольная форма | 1 | ||
29 | 57 | Наречие как часть речи | 1 | |
58 | Правописание наречий | 1 | ||
30 | 59 | Слова категории состояния | 1 | |
60 | Предлог как служебная часть речи | 1 | ||
31 | 61 | Правописание предлогов | 1 | |
62 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова | 1 | ||
32 | 63 | Правописание союзов | 1 | |
64 | Частицы. Правописание частиц | 1 | ||
33 | 65 | Частицы НЕ и НИ | 1 | |
66 | Тестирование формата ЕГЭ. | 1 | ||
34 | 67 | Частицы НЕ и НИ | 1 | |
68 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова | 1 | ||
35 | 69 | Контрольная работа. Тест. | 1 | |
70 | Контрольная работа. Тест. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
- Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007.
- Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004.
- Рабочие программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений /под редакцией Н. Г. Гольцовой - М.: Русское слово, 2012.
- Русский язык 10-11 класс . Учебника для общеобразовательных учреждений /авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2008.
для учащихся:
- ЕГЭ 2009. Русский язык: тренировочные задания/ И. П. Цыбулько, С. И. Львова, В. А. Коханова.- М.:Эксмо, 2009
- Русский язык 10-11 класс . Учебника для общеобразовательных учреждений /авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2007.
- Тесты по русскому языку. 10-й класс.- Саратов:Лицей, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку и литературе
Эта программа была создана в соавторстве с преподавателем нашего техникума Кравченко Ириной Викторовной. Мы надеемся, что кому-нибудь может пригодиться наш творческий опыт....
Рабочая учебная программа по русскому языку
Рабочая учебная программа по русскому языку разработана в соавторстве с Кравченко И.В. на 78 часов. Может быть кому-нибудь поможет в создании собственной рабочей документации....
Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...
Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...
Рабочая учебная программа предмета "Русский язык" для профессии "Повар, кондитер"
Рабочая учебная программа предназначена для изучения русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по профессии "Повар, кондитер". Программа рассчитана на 78 часов: на перво...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой
Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой, Н.Г. Гольцовой 3 ступень
Рабочая учебная программа рассчитана на 1 недельный час (базовый уровень)...