Методическая разработка урока "Алфавит" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
на тему: «Алфавит».
Тема урока: | «Алфавит». |
Базовый учебник: | Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г. («Алгоритм успеха.») |
Цели | Личностные:
Регулятивные
Предметные
|
Тип урока. | Урок усвоения новых знаний |
Формы работы учащихся. | Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах. |
Необходимое техническое оборудование. | Компьютер, проектор, экран, аудиозапись. |
Структура и ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Этап 1. Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Ребята! А ну-ка признавайтесь, кто из вас любит сказки? ( Заслушиваются ответы детей). А почему любите? Сегодня на урок к нам пришла сказка. Сказку эту раньше ушки ваши не слышали и глазки ваши не видели. А называется она «Сказка про Алфавит» | Личностные УД:
Учащиеся включаются в учебную деятельность. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Этап 2. Мотивационный этап | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока | В некотором царстве, в расчудесном Государстве Русского Языка жили-были буквы. Были их 33. Жили они вольно, гуляли, где хотели. Но не было у них пристанища, не было крыши над головой. Не было порядка в их семействе. Не было у них названия, не было работы. Слонялись они без дела, надоела им такая жизнь. Загрустили несчастные буквы, заплакали. | Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы. Познавательные: доказательства. Фронтальная работа. Приводят свои варианты цели и задач урока. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока. | Личностные : Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. |
Этап 3. Актуализация знаний | Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова | Давайте-ка мы с вами расставим буквы по алфавиту, поможем каждой найти своё место. (Дети рисуют домики в тетрадях и «заселяют» ихбуквами. Один ребёнок работает у доски.) Давайте попробуем разоблачить эти хитрые буквы. Найдём в словах буквы, которые обозначают два звука, прячут [Й,]. (Дети работают на доске (отмечают слова маркером, либо выносят их в столбик) и в тетрадях (выписывают слова с «Йотированными гласными»). (Слайд 7). (Содержание слайда: бьёт, тюль, рьяный, прялка, ёлка, юла, пошёл, яд, ружьё, дела, семья, лёд, шью, ярость, ряд, заехал, маяк, съел.) А среди глухих согласных тоже нашлись одиночки, пришлось и им отдельное жильё возводить. (Слайд 10.) Поселим их на первый этаж, а второй этаж пустовать будет, так как нет им звонкой пары. (Шторка открывается в два приёма: сначала проводится проверка, как заселили домик.) Глухие согласные легко запомнить по их странному желанию: «Хочу цветов из чащи!» ( Шторка отодвигается ещё ниже.) Давайте-ка определим роль Ь в следующих словах: письмо, бьёт, пять, борьба, льём, ладья, друзья, боль, вьюн. ( Открывается шторка слайда 10. Нужно расставить, а в тетрадях записать данные слова в два столбика соответственно роли Ь.) Осталась ещё одна буква. Это Ъ. Какую же работу он выполняет? Оказывается, Ъ тоже подсказками занимается: если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, ю, я ставится Ъ. Он подает сигнал: в этих буквах спрятан [Й,] ! (Слайд 12.) Ъ называется разделительным, он разделяет приставку и корень. Ну вот, наконец-то всем буквам нашлась работа, нашлось дело. Теперь все буквы рады и счастливы, живут в Алфавите и не тужат. И мы с вами там побывали, мёду попивали, сказочку прослушали и на ус намотали.(Слайд 13.) А что же мы на ус намотали? Что вспомнили и что узнали сегодня на уроке? | Познавательные УД:
Регулятивные УД:
Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ | Предметные : 1. Повторение понятий безударной гласной; 2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова; Метапредметные: 1.Научились правил строить свои ответы и высказывания |
Этап 4. Закрепление материала | Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова | Оказывается, все буквы нужны, все важны. И мы без них никуда, ни одного слова прочитать и написать не сможем. Так что живут все 33 буквы в Алфавите дружно, недаром их зовут сестрицами. У каждой есть место и имя. (Читается алфавит с листа (Слайд 1 или 2), у каждой есть работа. Кто парами живёт? (Ещё раз проговариваем парные по звонкости-глухости). Кто в одиночку? ( Называем только звонкие и только глухие). А какую работу выполняют Ь и Ъ? ( Дети говорят о роли Ь и Ъ). | Познавательные УД:
Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. | Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
Этап 5. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Продолжите фразу. Я научился… Я хотел бы… Оказывается, что… | Личностные:
Развитие регулятивных УД.
Коммуникативные:
| Личностные: 1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности 2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Этап 6. Домашнее задание | Домашнее задание | Базовый: упр. Повышенный: упр. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Глагол" (в соответствии с ФГОС)
По А.Д.Шмелеву...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных
Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Конспект группового логопедического занятия в 7 классе
Конспект группового логопедического занятия в 7 классе...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Логопедическое занятие «Мастерская правильной речи "В мире профессий"
Логопедическое занятие «Мастерская правильной речи "В мире профессий"...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
Методические рекомендации на тему:«Проблемы экологии современного русского языка»...