Злективный курс "Культура речи. Языковая норма"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Пришутова Лариса Васильевна
Умение чётко и ясно выра­зить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, вла­дение культурой речи - своеобразная характеристика профес­сиональной пригодности для людей самых различных профес­сий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журнали­стов, экономистов и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса                   «Культура речи.  Языковая норма»                        для обучающихся 9 класса                            Турмасовского филиала МБОУ Заворонежской  СОШ

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0217698.wmf

Учитель  Пришутова Л.В.

Пояснительная записка.

Данная программа «Культура речи. Языковая норма»  рассчитана на обучающихся 9 класса, на ее изучение предполагается 17 часов.

    В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Для достижения указанной цели предлагается система занятий по культуре речи для 9 классов. Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Содержание занятий представляет собой единство процесса усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание программы

  1. Введение. Язык и речь. (3 часа)
  1. Культура речи, ее предмет и задачи. (1 час) (Дать понятие культуре речи, учить  умению грамотно выражать свои мысли, показать важность владения культурой речи)
  2. Основные понятия культуры речи. Язык как система. Функции языка. (1 час) (Закрепить представление о составляющих культуры речи, формировать умения строить аргументированное высказывание и защищать свою позицию)
  3. Литературный язык как нормированный язык. (Две формы литературного языка. (1 час) Развить понятие – литературный язык, его формы: устная и письменная, повторить стили литературного языка)
  1. Основные аспекты культуры речи. (3 часа)
  1. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. (1 час)  (Актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические,  лексические, грамматические нормы; формировать навыки использования нормативной речи)
  2. Коммуникативные качества речи. (1 час)

(Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи, развивать умение производить лингвистический анализ текста)

  1. Этико-социальные аспекты речи (1 час)

(Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения)

  1. Культура монологической речи. (1 час)(Обозначить  композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов аргументации).
  2. Виды речи. (3 часа)
  1. Приветственная речь. (1 час)

(Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание, грамотно отбирать языковые средства)

  1. Информационная речь. (1час)

(Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание, отбирать языковые средства)

  1. Агитационная речь. (1 час)

(Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства)

  1. Словарный запас человека: резервы развития. (1 час)(Показать значимость богатого словарного запаса;  дать рекомендации, следуя которым, можно увеличить словарный запас).
  2. Языковое оформление высказывания. (5 часов)
  1. Отбор языковых средств в зависимости от стиля речи. (1 час)

(Дать представление о языковых средствах языка, их многообразии и употреблении в зависимости от выбора стиля речи)

  1. Языковые средства создания текста. Текстовые синонимы, антонимы. Понятие о парафразе. (1 час)

(Развить понятие – текстовые синонимы, антонимы, парафраза)

  1. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. (1час)

(Продолжить наблюдение за языковым оформлением высказывания)

  1. Фигуры речи. (1час)

(Познакомить с аргументами речи и на конкретных примерах в тексте показать их употребление)

  1. Анализ текста. (1 час)

(Уметь находить в тексте тропы, фигуры речи; уметь использовать их, создавая текст)

  1. Публичные выступления учащихся. Защита проектов. (1 час)

(Подвести итог работы по теме куса; систематизировать и обобщить полученные знания, выявит степень сформированности  умения составлять письменное или устное высказывание)

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Лекция

Практическая работа

Семинар

1

2

3

4

5

6

7

Введение.  Язык и речь.

  1. Культура речи, ее предмет и задачи.

  1. Основные понятия культуры речи. Язык как система.

  1. Литературный язык как нормированный язык. Две формы литературного языка.

Основные аспекты культуры речи.

  1. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности.

  1. Коммуникативные качества речи.

  1. Этико-социальные аспекты

Культура монологической речи

Виды речи

  1. Приветственная речь

  1. Информационная речь

  1. Агитационная речь

Словарный запас человека: резервы развития.

Языковое оформление высказывания

  1. Отбор языковых средств в зависимости от стиля речи

  1. Языковые средства текста. Текстовые синонимы, антонимы. Понятие о парафразе.
  2. Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы.
  3. Фигуры речи

  1. Анализ текста

Публичные выступления. Защита проектов.

3

1

1

1

3

1

1

1

1

3

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Формы контроля

  1. Практическая работа.
  2. Творческое задание.
  3. Тестовое задание.
  4. Дискуссия.
  5. Публичные выступления. Защита трактатов (на выходе)

Предполагаемый результат.

Обучающийся должен знать/понимать:

  • Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой  сферах общения.

Уметь:

  • Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные  и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач.
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка.

Аудирование и чтение:

  • Использовать различные виды чтения  в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Говорение и письмо:

  • Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.
  • Применять в практике речевого общения нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Осознания  русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
  • Развития интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
  • Увеличения  словарного запаса.

Литература для учителя.

  1. Соколова В.В. Культура речи и культура общения (текст )/В.В.Соколова. – М., 1996г.
  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи (Текст)/ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова,  Е.Ю. Кашаева. – Ростов – н/д.: Феникс, 2006.
  3. Т.А.Ладыженская. Развивайте дар слова. – М., 1990
  4. Гольдин В.Е. Речь и этикет (Текст) /В.Е.Гольдин. – М., 1983
  5. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения (Текст)/В.В.Козлов. – Л.:Лениздрат, 1988
  6. Розенталь Д.Э. Словарь – справочник лингвистических терминов. – М., 1985

Литература для учащихся

  1. Городилова Г.Г. Практикум по развитию речи. – М., 1991
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989
  3. Люстрова З.Н. О культуре русской речи. – М., 1987
  4. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984
  5. Скворцов Л.И. Культура русской речи (Текст): словарь – справочник / Л.И.Скворцов. – М.: знание, 1995
  6. Горшков А.И. Русская словесность (Текст)/ А.И. Горшков. – М.: Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Элективный курс по литературе « Культура речи и нормы русского литературного языка»

      Образовательная программа «Культура речи и нормы русского литературного языка » (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ &la...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...