Злективный курс "Культура речи. Языковая норма"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» для обучающихся 9 класса Турмасовского филиала МБОУ Заворонежской СОШ
Учитель Пришутова Л.В.
Пояснительная записка.
Данная программа «Культура речи. Языковая норма» рассчитана на обучающихся 9 класса, на ее изучение предполагается 17 часов.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Для достижения указанной цели предлагается система занятий по культуре речи для 9 классов. Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Содержание занятий представляет собой единство процесса усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание программы
- Введение. Язык и речь. (3 часа)
- Культура речи, ее предмет и задачи. (1 час) (Дать понятие культуре речи, учить умению грамотно выражать свои мысли, показать важность владения культурой речи)
- Основные понятия культуры речи. Язык как система. Функции языка. (1 час) (Закрепить представление о составляющих культуры речи, формировать умения строить аргументированное высказывание и защищать свою позицию)
- Литературный язык как нормированный язык. (Две формы литературного языка. (1 час) Развить понятие – литературный язык, его формы: устная и письменная, повторить стили литературного языка)
- Основные аспекты культуры речи. (3 часа)
- Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. (1 час) (Актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; формировать навыки использования нормативной речи)
- Коммуникативные качества речи. (1 час)
(Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи, развивать умение производить лингвистический анализ текста)
- Этико-социальные аспекты речи (1 час)
(Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения)
- Культура монологической речи. (1 час)(Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов аргументации).
- Виды речи. (3 часа)
- Приветственная речь. (1 час)
(Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание, грамотно отбирать языковые средства)
- Информационная речь. (1час)
(Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание, отбирать языковые средства)
- Агитационная речь. (1 час)
(Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства)
- Словарный запас человека: резервы развития. (1 час)(Показать значимость богатого словарного запаса; дать рекомендации, следуя которым, можно увеличить словарный запас).
- Языковое оформление высказывания. (5 часов)
- Отбор языковых средств в зависимости от стиля речи. (1 час)
(Дать представление о языковых средствах языка, их многообразии и употреблении в зависимости от выбора стиля речи)
- Языковые средства создания текста. Текстовые синонимы, антонимы. Понятие о парафразе. (1 час)
(Развить понятие – текстовые синонимы, антонимы, парафраза)
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. (1час)
(Продолжить наблюдение за языковым оформлением высказывания)
- Фигуры речи. (1час)
(Познакомить с аргументами речи и на конкретных примерах в тексте показать их употребление)
- Анализ текста. (1 час)
(Уметь находить в тексте тропы, фигуры речи; уметь использовать их, создавая текст)
- Публичные выступления учащихся. Защита проектов. (1 час)
(Подвести итог работы по теме куса; систематизировать и обобщить полученные знания, выявит степень сформированности умения составлять письменное или устное высказывание)
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Лекция | Практическая работа | Семинар |
1 2 3 4 5 6 7 | Введение. Язык и речь.
Основные аспекты культуры речи.
Культура монологической речи Виды речи
Словарный запас человека: резервы развития. Языковое оформление высказывания
Публичные выступления. Защита проектов. | 3 1 1 1 3 1 1 1 1 3 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 |
Формы контроля
- Практическая работа.
- Творческое задание.
- Тестовое задание.
- Дискуссия.
- Публичные выступления. Защита трактатов (на выходе)
Предполагаемый результат.
Обучающийся должен знать/понимать:
- Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой сферах общения.
Уметь:
- Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач.
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
- Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка.
Аудирование и чтение:
- Использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
- Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Говорение и письмо:
- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.
- Применять в практике речевого общения нормы современного русского литературного языка.
- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
- Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
- Увеличения словарного запаса.
Литература для учителя.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения (текст )/В.В.Соколова. – М., 1996г.
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи (Текст)/ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов – н/д.: Феникс, 2006.
- Т.А.Ладыженская. Развивайте дар слова. – М., 1990
- Гольдин В.Е. Речь и этикет (Текст) /В.Е.Гольдин. – М., 1983
- Колесов В.В. Культура речи – культура поведения (Текст)/В.В.Козлов. – Л.:Лениздрат, 1988
- Розенталь Д.Э. Словарь – справочник лингвистических терминов. – М., 1985
Литература для учащихся
- Городилова Г.Г. Практикум по развитию речи. – М., 1991
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989
- Люстрова З.Н. О культуре русской речи. – М., 1987
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984
- Скворцов Л.И. Культура русской речи (Текст): словарь – справочник / Л.И.Скворцов. – М.: знание, 1995
- Горшков А.И. Русская словесность (Текст)/ А.И. Горшков. – М.: Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов "Культура речи. Нормы русского литературного языка"
для 10-11 классов...
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...
Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Элективный курс по литературе « Культура речи и нормы русского литературного языка»
Образовательная программа «Культура речи и нормы русского литературного языка » (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ &la...
Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...