Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме, умением создавать собственные тексты (сочинение-рассуждение на ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ»
10-11 КЛАССЫ
на 2018 – 2019 учебный год
авторы программы:
Артикова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория,
Руднева С.Ф.,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………………………..3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………………………………………………………..4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 10 КЛАССЕ…………………..…………………………………………………….6
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО В 11 КЛАССЕ………………………………….……………………………………………….8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 10 КЛАСС…………………………………………………………………………………………11
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС…………………………………………………………………………………………12
Календарно-тематическое планирование, 10 класс……………………………………………………………………………………......13
Календарно-тематическое планирование, 11 класс……………………………………………………………………………………….24
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………36
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме, умением создавать собственные тексты (сочинение-рассуждение на ЕГЭ). В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.
Тематическое планирование составлено на основании курса Искусство устной и письменной речи. Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Элективный курс «Культура русской речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Ученики должны научиться:
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные)
осуществлять речевой самоконтроль; - оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их;
совершенствовать и редактировать свой текст; - создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
- анализировать текст, уметь его интерпретировать;
- уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и практикумы.
Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную коммуникацию в нашу информационную эпоху.
Таким образом, данный курс помогает поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационно-коммуникационными технологиями. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:
- целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели;
- развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;
- осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;
- оценка и редактирование текста,
- овладение основными видами публичных выступлений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ» В 10 КЛАССЕ
(70 ЧАСОВ)
Функциональные разновидности русского языка (31 ч)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические , морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения(устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения(устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность(владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно м – выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (20 ч)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (12 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ 9краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию , построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии, статьи, конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию , построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Этический аспект культуры речи (7ч)
Речевой аспект как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формылы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В 11 КЛАССЕ
(70 часов)
Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 ч)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.
Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения(нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (10 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (8 ч)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сферах общения.
Публичная защита реферата (3 ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Ораторское искусство (6 часов)
Проблема понимания оппонента. Речевое поведение при беседе, споре. Архитектура беседы. Искусство выражать свое мнение. Навыки эффективного слушания. Мастерство спора. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа. Риторика адресата.
Написание сочинения-рассуждения (28 часов)
Проблема текста. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Аргументация собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление. Творческое задание.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Функциональные разновидности русского языка | 31 ч |
2 | Виды речевой деятельности | 20 ч |
3 | Особенности устной и письменной речи | 12 ч |
4 | Этический аспект культуры речи | 7ч |
Итого | 70 ч |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Сбор материала для письменного и устного высказывания | 5 ч |
2 | Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании | 6ч |
3 | Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств | 10 ч |
4 | Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя | 8ч |
5 | Публичная защита реферата | 3ч |
6 | Написание сочинения-рассуждения | 28ч |
Итого | 70 ч |
КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ, 10 класс
Календарно – тематическое планирование
( 70 часов)
№ п/п | Название раздела, темы урока | Вид урока, ИКТ, проекты | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля, включая практические, лабораторные, контрольные работы | Домашнее задание | Сроки | |||
№ | По плану | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Функциональные разновидности русского языка (31 ч) | ||||||||||
1-2 | 1-2 | Функциональные стили | Урок обобщения знаний | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка. | Знать функциональные стили | Составление конспекта | Составить за учителем конспект Выучить конспект | 1 | ||
3-7 | 3-7 | Научный стиль | Комбинированный урок Урок объяснения новых знаний Урок-диалог Урок-диалог | Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). | Знать основные признаки научного стиля,особенности,жанры | конспект лекции учителя проверка подбора материала по теме реферата Устное сообщение Беседа по вопросам | ЕГЭ, зад.1, вар.1-25 ЕГЭ, зад 2, вариант 26-51 П.5,выучить Упр.17-19 П.42, составить и выучить конспект. | 2-4 | ||
8-12 | 8-12 | Официально-деловой стиль | ИКТ Урок-диалог Комбинированный урок | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы). | Знать основные признаки официально-делового стиля,особенности,жанры | устные сообщения по проблеме урока устные сообщения по проблеме урока Выучить конспект | П.42, составить и выучить конспект П.52, составить и выучить конспект Упр.272 Выписать из Интернета и выучить 10 литературоведческих терминов с примерами. Выписать из Интернета и выучить 10 литературоведческих терминов с примерами. | 5-7 | ||
13-17 | 13-17 | Публицистический стиль | ИКТ | Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. | Знать основные признаки публицистического стиля,особенности,жанры | Подготовить презентацию | Выписать из Интернета и выучить 5 литературоведческих терминов с примерами. Выписать из Интернета и выучить 5 литературоведческих терминов с примерами. П.50 выучить Упр.260-262 П.20, выучить | 8-10 | ||
18-21 | 18-21 | Понятие публичной речи | Урок-диалог ИКТ Урок-диалог Комбинированный урок | Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи). | Знать основные качества публичной речи | устные сообщения по проблеме урока, | Упр.99-102 ЕГЭ, в.1-25,6 ЕГЭ,в.26-51, 6 Выучить конспект» Чередование гласных в корне слова". | 11-13 | ||
22-26 | 22-26 | Разговорная речь | ИКТ | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | Знать основные сферы разговорной речи, признаки. | Подготовить презентацию | Выучить конспект» Чередование гласных в корне слова". Т.Б .Карпова, стр.162-165.(задание выполняем в тетради) Т.Б .Карпова, стр.162-165.(задание выполняем в тетради) Т.Б.Карпова, стр.166-170(задание выполняем в пособии) Т.Б.Карпова, стр.166-170(задание выполняем в пособии) | 14-15 | ||
27-31 | 27-31 | Язык художественной литературы | ИКТ Урок-диалог | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка | Знать основные признаки художественной речи, ее отличия отдругих разновидностей русского языка. | Подготовить презентацию устные сообщения по проблеме урока | Задание по учебнику Карповой (принести учебник),п.72,составить конспект и выучить. Задание по учебнику Карповой (принести учебник),п.72,составить конспект и выучить. Учебник Карповой, стр.174-180. Учебник Карповой, стр.174-180. Учебник Карповой, выполнить "Контрольный тест", стр.181. | 16-18 | ||
32 | 1 | Речь как деятельность | Комбинированный урок | Речь как деятельность. | Убедиться в том.что язык – вид деятельности | Корректировка предыдущих записей | Учебник Карповой, выполнить "Контрольный тест", стр.181. | 19 | ||
33 | 2 | Фазы речевой деятельности | Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная. | Знать фазы речевой деятельности | Подготовить презентацию | Т.Б.Карпова,стр.90,тест 62-65. | 20 | |||
34 | 3 | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. | ИКТ | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо | Знать виды речевой деятельности,их особенности,отличие. | Подготовить презентацию | Т.Б.Карпова, стр.90,тест 66-68. | 21 | ||
35-38 | 4-7 | Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет-ресурсы. | ИКТ Комбинированный урок | Чтение как вид речевой деятельности | Уметь использовать разные виды чтения,приемы работы с книгой и другими информационными источниками | Подготовить презентацию Подготовить выступления | ЕГЭ зад. 23, в.1-51 ЕГЭ. 23, в.1-51 П.51-52 повторить П.51-52 повторить | 22-23 | ||
39-42 | 8-11 | Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности | Урок объяснения новых знаний | Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога. | Понимать коммуникативную цель и мотивы говорящего; | Работа со СМИ | П.26,27, 28,29 составить и выучить конспект. упр.143,145 (переписать в тетрадь т выучить),упр.148, 154,157. Выучить теоретическую часть на стр.160, 172, ЕГЭ-2017, зад.16, в.1-51. Выучить теоретическую часть на стр.160, 172, ЕГЭ-2017, зад.16, в.1-51. | 23-24 | ||
43-48 | 12-17 | Говорение как вид речевой деятельности | Урок объяснения новых знаний | Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах. | Уметь вести диалог различных видов,соблюдать этику речевого взаимодействия в спорах и диспутах | Работа со СМИ | ЕГЭ-2017, зад. 14,в.1-51 ЕГЭ-2017, зад.15,в.1-51 ЕГЭ-2017 , зад. 17,в.1-51 | 24-25 | ||
49-51 | 18-20 | Письмо как вид речевой деятельности | Урок объяснения новых знаний | Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма. | Знать влияние письменного высказывания на читающего, уметь правильно его оформить, согласно культуре письма | Конспект лекции учителя | ЕГЭ-2017 , зад.18,в.1-51 ЕГЭ-2017, зад. 19,в.1-51 | 25-26 | ||
52-57 | 1-6 | Особенности устной речи | ИКТ Комбинированный урок | Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства. | Уметь владеть особенностями устной речи;уметь использовать формы устных высказываний;знать основные этапы формирования русского ораторского исеусства | Работа с художественной литературой Подготовить презентацию Создание ситуации по теме урока | ЕГЭ-2017 , зад. 19,в.1-51 ЕГЭ-2017 ,в.1-51, зад. 20 | 26-28 | ||
58-63 | 7-12 | Особенности письменной речи | ИКТ Комбинированный урок | Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план, реферат и т. п. | Знать особенности письменной речи,формы письменных высказываний и их признаки | Работа с художественной литературой Подготовить презентацию Создание ситуации по теме урока | ЕГЭ-2017 , зад. 21,в.1-51 ЕГЭ-2017, зад. 22,в.1-51 ЕГЭ-2017 ,в.1-51, зад.24. | 29-31 | ||
Этический аспект культуры речи (7 часов) | ||||||||||
64-70 | 1-7 | Этический аспект культуры речи | Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок | Речевой этикет как правила речевого общения Культура диалога Языковые средства выражения речевого этикета Особенности речевого этикета Основные правила письменного сообщения Виды коммуникативных неудач Роль невербальных средств | Понимать речевой этикет как компонент культуры речи Знать правила введения речи для говорящего и для слушателя Знать речевые стереотипы, формулы вежливости Знать особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения Знать основные правила в виртуальных дискуссиях, конференциях | устные сообщения по проблеме урока устные сообщения по проблеме урока Проблемная ситуация по теме урока устные сообщения по проблеме урока Проблемная ситуация по теме урока | ЕГЭ-2017 ,в.1-51, зад. 25 ЕГЭ-2017 ,в.1-51, зад. 26 ЕГЭ-2017 ,в.1-51, зад. 27 | 32-35 |
КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ, 11 класс
Календарно – тематическое планирование
( 70 часов)
№ п/п | Название раздела, темы урока | Вид урока, ИКТ, проекты | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля, включая практические, лабораторные, контрольные работы | Домашнее задание | Сроки, учебная неделя | ||||||||
№ | По плану | факт | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч) | |||||||||||||||
1 | 1 | Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. | Систематизация и обобщение изученного материала | Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного). | Уметь выбрать и обосновать тему реферата | Фронтальный опрос | П.15, упр.59, 60,61,64. ЕГЭ в.1-15, задание 4 | 1 | |||||||
2 | 2 | Работа над содержанием речи | Систематизация и обобщение изученного материала | Сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух. | Уметь анализировать литературу по теме выбранного реферата | Фронтальный опрос | П.16,17, упр.72,73, 74,75,79. ЕГЭ, в.16-30, задание 13 | ||||||||
3 | 3 | Организация самостоятельной поисковой деятельности. | Систематизация и обобщение изученного материала | Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления | Уметь использовать интернет –ресурсы для подбора материала по теме реферата | Фронтальный опрос | П.19, упр.93, 95,96 (выучить наизусть), ЕГЭ, в 1-15, зад.1 | 2 | |||||||
4 | 4 | Выделение главной и второстепенной информации. | Систематизация и обобщение изученного материала | Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. | Уметь сопоставить собственное мнение с мнением ,отраженным в прочитанном тексте | Фронтальный опрос | П.20, упр.99, 100, 101,102. ЕГЭ, в.16-30, зад.1 | ||||||||
5 | 5 | Прямое и обратное доказательство | Усвоение нового материала | Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основном мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общении. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации. | Уметь отбирать доказательства, цитировать. | Фронтальный опрос | П.21, упр.108, 112. ЕГЭ, в1-30, задание 13(выучить слова для написания словарного диктанта) | 3 | |||||||
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 часов) | |||||||||||||||
6 | 1 | Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. | Систематизация и обобщение изученного материала | Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления. | Уметь продумывать композицию высказывания | Фронтальный опрос | П.22-25, упр.113, 119, 123, 125, (составить словарный диктант по выученным орфограммам, количество слов – 55) | ||||||||
7 | 2 | Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. | Систематизация и обобщение изученного материала | Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приемы изложения (дедукция, индукция, аналогия | Уметь использовать в доклада логические формы и приемы изложения | Фронтальный опрос | П.26-28, упр.139, 143 (ВЫУЧИТЬ), 148. ЕГЭ, В1-15, ЗАДАНИЕ 14, 16. | 4 | |||||||
8 | 3 | Основная часть речевого высказывания. | Систематизация и обобщение изученного | Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений. | Уметь использовать верные аргументы для убедительности собственного высказывания | Фронтальный | П.29, ЕГЭ, в.16-30, задание 14, 16. | ||||||||
9 | 4 | Основная часть речевого высказывания. | Систематизация и обобщение изученного материала | Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. | Уметь задавать риторические вопросы как аргумент способа развития мысли текста | Фронтальный опрос | П.32-35, упр.168, 170,172, 184, 194. | 5 | |||||||
10 | 5 | Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. | Систематизация и обобщение изученного материала | Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические | Уметь обнаруживать причинно-следственные отношения в речи | Фронтальный опрос | П.36-40, упр.200, 202, 205, 207, 209, 214, 218, 217 (выучить слова) | ||||||||
11 | 6 | Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в письменном тексте. | Усвоение нового материала | Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др. | Уметь использовать специфические средства письма для точной передачи мысли | Фронтальный опрос | ЕГЭ, в1-30, задание 12 | 6 | |||||||
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (10 часов) | |||||||||||||||
12-13 | 1-2 | Точность передачи мысли | Усвоение нового материала | Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли | Уметь правильно и точно высказывать устно собственную мысль. | Фронтальный опрос | П.40, упр.218, 219. | ||||||||
14-15 | 3-4 | Языковая норма и ее признаки | Усвоение нового материала | Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм. | Знать и применять нормы русского литературного языка | Сообщения по группам | П.40, упр.221, ЕГЭ,зад. 13, в.1-30 | 7 | |||||||
16-17 | 5-6 | Нормативные словари современного русского языка и справочники | Систематизация и обобщения изученного материала | Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию. | Уметь пользоваться различными видами нормативных словарей современного русского языка и справочниками | Сообщения по группам | П.41, упр.222, ЕГЭ зад. 14, в.1-30. | 8 | |||||||
18-19 | 7-8 | Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации | Систематизация и обобщение изученного материала | Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения. Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации. | Уметь использовать в устной речи жесты,мимику и т.д | Сообщения по группам | П.42, выучить склонения имен числительных, п.43, упр.227, 228, 229. | 9 | |||||||
20-21 | 9-10 | Оценка соответствия нормам современного русского литературного языка. | Комбинированный урок | Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка | Уметь оценить собственную и чужую речь в соответствии с нормами современного русского литературного языка | Сообщения | П.45, 46, упр.237, ЕГЭ, зад. 15, в.1-30 | 10 | |||||||
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (8 часов) | |||||||||||||||
22-23 | 1-2 | Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка | Комбинированный урок | Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др. Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя. | Уметь оценить собственную и чужую речь | Сообщения | П.47, 246, 247, 248. | 11,12 | |||||||
24-25 | 3-4 | Стилистические фигуры | Комбинированный урок | Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. | Уметь определить тип стилистической фигуры | Презентация | П.48, 249, 250, 251, 258. | 12,13 | |||||||
26-27 | 5-6 | Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия | Комбинированный | Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи. Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя. | Уметь использовать в публичном выступлении средства эмоционального воздействия на слушателя | Сообщения | П.51, упр.265, 266, 267. | 14 | |||||||
28-29 | 7-8 | Особенности речевого этикета | Комбинированнный | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | Знать особенности речевого этикета | Фронтальный опрос | П.52, 272, 275. | 15 | |||||||
Публичная защита реферата (3 часа) | |||||||||||||||
30 | 1 | Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. | Закрепление изучаемого материала | Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. | Уметь психолого-педагогически подготовиться к выступлению | Презентация | ЕГЭ ,зад.19, 20, в.1-30 | ||||||||
31 | 2 | Основные критерии оценки выступления на защите реферата | Усвоение нового материала | Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата. | Знать основные критерии оценки выступления на защите реферата | Презентация | п.58, 23, в.1-30 | 16 | |||||||
32 | 3 | Практические занятия | Проверки и оценки знаний | Защита реферата. | Уметь публично защитить доклад на заданную тему. | Фронтальный опрос | ЕГЭ зад. 24, в.1-30 | ||||||||
Ораторское искусство (6 часов) | |||||||||||||||
33 | 1 | Проблема понимания. | Систематизация и обобщение изученного материала | Сообщение и метасообщение .Речевой стиль в беседе. | Уметь подготовить сообщение и метасообщение на заданную тему | Индивидуальный | П.59, упр.305, 306. | 17 | |||||||
34 | 2 | Речевое поведение. | Закрепление изученного материала | Речевое поведение. Стратегия и тактика. Типы беседы. | Знать типы беседы. | Фронтальный | П.60, 61, упр.308, ЕГЭ,зад. 25, в.1-30 | ||||||||
35 | 3 | Архитектура беседы. | Закрепление изученного материала | Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роль. | Знать речевые стратегии беседы. | Фронтальный | П.62, упр.309, ЕГЭ,зад. 26, в.1-30 | 18 | |||||||
36 | 4 | Искусство выражать свое мнение. | Закрепление изученного материала | Искусство выражать свое мнение: риторика оценки. | Знать риторики оценки | Фронтальный | .ЕГЭ. в.1-30,зад. 27. | ||||||||
37 | 5 | Мастерство спора. | Закрепление изученного | Доказывание и убеждение. Виды доказательств. | Знать виды доказательств. | Фронтальный | ЕГЭ.,зад. 28, 29, в.1-30. | 19 | |||||||
38 | 6 | Спор, дискуссия , полемика. | Закрепление изученного | Спор, дискуссия , полемика: речевое поведение. | Уметь корректировать речевое поведение во время спора, дикуссии, полемики. | Фронтальный | ЕГЭ, зад. 30, в.1-30. | ||||||||
Написание сочинения-рассуждения (28 часов) | |||||||||||||||
39-40 | 1-2 | Проблема текста | Усвоение нового материала | Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Типовые конструкции для формулирования проблемы. | Уметь выделить тип проблем, сформулировать ее, выявить основную мысль текста, анализировать поступки, отношения, речь героев. | Фронтальный опрос | Сенина, ЕГЭ 2017, в.1-5,зад.1. | 20 | |||||||
41-44 | 3-6 | Комментарий к проблеме | Усвоение нового материала | Типы информации в тексте. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. | Уметь составить комментарий к проблеме, ввести цитату в сочинение.Знать основные критерии сочинения (К2) | Письменная работа | Сенина, ЕГЭ 2017, в.1-5,зад.2 | 21,22 | |||||||
45-46 | 7-8 | Авторская позиция | Усвоение нового материала | Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. | Знать средства выражения позиции автора. Различать понятия автор и рассказчик. Знать основные критерии сочинения (К3) | Письменная работа | Сенина, ЕГЭ 2017, в.1-5,зад.3 | 23 | |||||||
47-50 | 9-12 | Аргументация собственного мнения | Усвоение нового материала | Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. | Уметь выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. Знать виды аргументов, их структуру. | Письменная работа | Сенина, ЕГЭ 2017, в.1-5,зад.4 | 24,25 | |||||||
51-54 | 13-16 | Композиция сочинения. | Усвоение нового материала | Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. | Уметь композиционно выстраивать сочинение. Знать основные средства связи между предложениями в тексте. Уметь построить текст различными способами. Знать основные критерии сочинения (К5) | Письменная работа | Сенина, ЕГЭ 2017, в.1-5,зад.5 | 26,27 | |||||||
55-60 | 17-22 | Речевое оформление сочинения | Усвоение нового материала | Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. | Знать классификацию основных типов ошибок и уметь их исправлять | Редактирование текстов | Сенина, ЕГЭ 2017, в.1-5,зад.6 | 28,29 | |||||||
61-66 | 23-28 | Написание сочинения-рассуждения на: философскую, социальную, политическую, нравственную, экологическую, эстетическую темы. | Закрепление изученного материала | Проблема. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Аргументы. Вывод. | Уметь написание по прочитанному тексту. | Написание сочинения | Сенина, ЕГЭ 2017, в.6-10,зад.7 | 31-33 | |||||||
Повторение (4 часа) | |||||||||||||||
67-70 | 1-4 | Повторение | Повторение изученного материала | Знать основные понятия курса «Культура речи» | Уметь применять полученные знания | Написание части С ЕГЭ | Сенина, ЕГЭ 2017, в.15-20,зад.8 | 34-35 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
для учителя | для учащихся |
1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008 3. Русский язык. 10-11классы.Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, М., «Русское слово»,2008 4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». 10-11классы. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2008. 5. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. —М., Просвещение, 2004. 6. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В.В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2006. 7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина А.Г. Нарушевич, «Легион», 2012. | 1.Русский язык. 10-11 классы.Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, М., «Русское слово»,2009. 2. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. для общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. —М., Просвещение, 2004. 3. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В.В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2006. 4. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ:Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. |
Дополнительная литература | |
1. Виноградов В Проблемы русской стилистики. М.,1988. 2. Горшков Л.И. Русская словесность М.,1996. 3.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. 4.Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989. 5.Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983 6.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. 7.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989. 8.Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992. 9.Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997. 10.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 1998. 11.Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998. 12.Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986. 13.Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001. 14.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991. 15.Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002. 16.Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995 17.Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993. 18.Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004. 19.Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996. | 1.Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990. 2.Вагаков Д. Риторика. – М., 2001. 3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989. 4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983 5.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991. 6.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. 7.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992. 8.Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002. 9.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991. 10.Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988 11.Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983 12.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. |
Экранно-звуковые пособия | |
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов); - обучающая программа “Фраза”; - репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия); - электронный учебник «Русский язык Кирилла и Мефодия. 11 класс» - электронные тесты ФЦИОР. | |
Цифровые образовательные ресурсы | |
1. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru 2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window 3.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru 4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 6. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 7. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru | |
Технические средства обучения и средства ИКТ | |
1.Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев; 2.Стенды, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования; 3.Доска с подсветкой; 4.Компьютер, 5.Цифровой проектор; 6.Принтер, сканер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-437359-1401111216.jpg)
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-556877-1419756300.jpg)
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-642981-1456332338.jpg)
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622745-1428927726.jpg)
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...