Тире в бессоюзном сложном предложении
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«О трех золотых куклах» Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет. И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец. Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее. Тогда юноша сказал: - Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
Синтаксический разбор предложений А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная. В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол. Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение. Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
Знаки препинания при БСП Знаки препинания Обоснование Схема Примеры Запятая ( , ) Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты [ ], [ ], [ ]. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Точка с запятой ( ; ) Предложения более распространены, не очень близки по содержанию [,]; [, ,]. Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
Знаки препинания Обоснование Схема Примеры Двоеточие ( : ) 1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части [ ] : [ ]. Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение. Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами. 2) вторая часть поясняет первую [ ] : [ ]; [ ]. Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т) 3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое [ ] : [ ]. Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
Знаки препинания Обоснование Схема Примеры Тире ( - ) 1) части противопоставлены по содержанию [ ] - [ ]. Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет 2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части [ ] - [ ]. Ласково заговоришь – змея из норы выползет. Будешь книги читать – будешь все знать. 3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части [ ] - [ ] Солнце дымное встает – будет день горячий. Скажешь слово – добавят десять. Дети стали большими – им надо серьезно учиться. 4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго [ ] - [ ] Ученый без трудов – дерево без плодов. 5) Быстрая смена событий Вагоны тронулись-поезд стал. Игнат спустил курок – ружье дало осечку
Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Настанет утро - двинемся в путь. Будешь книги читать – будешь все знать. Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки. Труд человека кормит – лень портит. Дрова все вышли – топить нечем.
Домашнее задание Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Помещённый материал включает презентацию урока, план-конспект, задания для учеников, которые разработаны с целью подготовки к ГИА....
открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"
Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...
открытый урок по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка урока...
Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....
Разработка урока на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Урок на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении». Использованы современные образовательные технологии....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Презентация может служить опорой для проведения урока в 9 классе"Тире в бессоюзном сложном предложении"...
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...