Урок-суд над причастием
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
"Урок-суд над причастием" разработан в игровой форме, поэтому позволяет в непринужденном виде закрепить достаточно сложную для изучения тему 2Причастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_sud_nad_prichastiem.docx | 37.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные об авторе:
Автор: Литвинова Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы Придорожной
Регион: Краснодарский край
Характеристика работы:
Название работы: «Суд над причастием»
Предметная область: русский язык
Участники: 7 класс
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Причастие»
Задачи:
формировать речевую компетенцию у учащихся, как одну из важнейших компетенций; умение вести монолог и диалог, отстаивать собственную точку зрения; навыки индивидуальной, коллективной работы, работы в группах и парах;
способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся, навыков работы с нужной информацией; развитию межпредметных связей.
побуждать учащихся самостоятельно оценивать результаты собственного труда и работы товарищей.
Аннотация (краткое описание работы): Так как на обобщение материала по теме «Причастие» отводится два часа, предлагаю один из уроков провести в форме урока-суда, что поможет вовлечь в познавательную деятельность абсолютно всех учащихся, научить их самостоятельно добывать информацию, разнообразить закрепление материала, повысить познавательную активность детей, усилить интерес к предмету. На уроке использованы индивидуальная, парная, групповая формы работы. В ходе занятия учащиеся учатся четко излагать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, строить диалог.
Рекомендация учителю: заранее предложите детям самим найти и дополнить материал к уроку интересными фактами, тестами, упражнениями. Так как данный урок уже апробирован мною на практике, то основная масса материала самостоятельно найдена и подобрана учащимися. Что касается распределения ролей, то лучше предложить детям самим решить, кем они хотят быть, рекомендуя им выбрать то, с чем они справятся лучше всего.
Оборудование: презентация, учебник русского языка, рабочий лист, таблички с надписями «Судья», «Прокурор», «Адвокат», «Свидетель», «Присяжные», распечатанные изображения весов трех цветов: красного, желтого, зеленого.
Урок русского языка по теме
«Суд над причастием»
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Представим себе, что мы попали в зал судебного заседания. Для начала осмотримся и огласим список присутствующих, записав его для большей уверенности (чтобы никого не забыть) на лежащем перед вами рабочем листе. (Этот своеобразный проверочный диктант поможет мотивировать учащихся на дальнейшую работу)
Сегодня, 16 ноября, учащиеся 7 класса собрались для заслушивания дела, требующего незамедлительного решения. Для этого им необходимо выбрать прокурора, обвиняющего причастие, и адвоката, защищающего данную часть речи. В ведении дела им просто необходим судья, провозглашающий справедливое решение, присяжные, помогающие вынести вердикт, свидетели, говорящие правду и только правду. Речь на заседании пойдет о причастии, доставляющем немало хлопот.
- А теперь скажите, как будет называться наш сегодняшний урок?
- Сколько причастий и причастных оборотов вы обнаружили в тексте?
- Какую роль в нем играют причастия?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Итак, у каждого из вас на парте находится табличка с надписью, переверните ее. Кто у нас судья, прокурор, адвокат, присяжные? Займите, пожалуйста, свои места. Свидетели со стороны защиты и обвинения могут оставаться на своих местах.
- Инсценировка суда
Внимание, внимание!
Начинаем заседание!
Обещайте судить честно,
Вопросы задавать уместные,
Иметь друг к другу терпение
И вынести справедливое решение!
Всем встать – суд идет! Прошу садиться.
Судья: Слушаются материалы дела №1 о достоинствах и недостатках причастия. Уважаемый прокурор, прошу вас ознакомить присутствующих с материалами делами.
Прокурор: Уважаемый суд, господа присяжные и свидетели, сегодня в открытом судебном заседании решается вопрос о том, чтобы лишить причастие всяких привилегий. В ходе расследования дела я обязательно докажу, что если причастие является всего лишь формой глагола, то и считаться с ним абсолютно не следует. Кстати, Вопрос о статусе причастия неоднозначно решался и решается в русистике.[1] В конце концов, лингвисты и сами, по-моему, запутались, т.к. одни считают причастия самостоятельной частью речи, имеющей ряд признаков, не свойственных глаголу, а другие убеждены в обратном. Что же тогда говорить о простых учениках? Даю гарантию, что, спроси у сегодняшних школьников признаки причастия, мало кто ответит правильно.
Адвокат: Протестую. Давайте проверим этот факт на деле. Предлагаю присутствующим доказать это. (Учащиеся называют признаки причастия)
Прокурор: Это веский аргумент. Но мне хочется напомнить, господа присяжные и все, присутствующие здесь, сколько неприятностей, как-то: «двойки» в тетради, нарекания дома и пролитые слезы – возникает из-за причастия. Кому, извините меня, удавалось безошибочно расставить запятые в сочинении или диктанте, если в них были причастные обороты? А одна и две буквы Н? А гласные в суффиксах? А НЕ с причастием? Можно ли уместить в одной голове столько правил? Нет, с этим обязательно надо что-то делать. Кроме этого, изучая материалы дела, я наткнулся на интереснейший факт, о котором нельзя умолчать. А говорилось в найденной мною древней легенде о том, что, умирая, один богач завещал все свое состояние бедным родственникам, но только с таким условием, что те «поставят ему во дворе статую золотую пику в руке держащую». Т.к. богач был не очень грамотным, то не знал, что в этом предложении нужна запятая. Родственники, прочитав завещание, обрадовались, истолковав эту запись по-своему: «Поставить статую, золотую пику в руке держащую». Они так и сделали. Но злые завистники оспорили это решение в суде, прочитав записку по-другому: «Поставить статую золотую, пику в руке держащую»[2]. Такой вариант не был приемлем для родственников, получивших хотя и приличное, но не достаточно огромное состояние. Говорят, что спор об этом идет до сих пор. Вот так запятая, неверно выставленная при причастном обороте, может сыграть злую шутку. Таким образом, исходя из сказанного выше и опираясь на статистические данные, я могу смело утверждать, что причастие следует наказать ввиду сложности при изучении и написании. Уважаемый господин судья, разрешите мне провести следственный эксперимент. На интерактивной доске написан текст. Попрошу желающего вставить пропущенные буквы и знаки препинания. А остальные могут посчитать, сколько здесь причастий, назвать их разряд и сказать, что изменится, если причастия и причастные обороты убрать из текста.
В парке, заложенном в 1980 году, выросла целая масса различных деревьев. Среди них особой красотой, мощью и привлекательностью выделялся посаженный моим отцом дуб. В этом парке вечерами и по выходным дням любят бродить уставшие после работы люди, на лужайках там и тут можно увидеть резвящихся малышей. А под старым развесистым дубом охотно отдыхают все желающие. (Приложение 5,6)
Ну, что, справились? Вот видите, как бы мы ни старались, все равно ошибки неизбежны.
Адвокат: Господин судья, прошу слова. Прокурор искажает факты: среди ребят было много тех, кто в данной работе не допустил ни одной ошибки. Видите, не все так безнадежно, просто надо учить правила!
Судья: Протест принимается. Итак, для дачи свидетельских показаний приглашается первый свидетель. Положите, пожалуйста, руку на учебник русского языка и поклянитесь говорить в суде правду и только правду.
Первый свидетель: Добрый день, уважаемый суд и господа присяжные. Я хочу выступить в защиту причастия. Все дело в том, что без него наша письменная и устная речь была бы скудна и скучна. В доказательство этому я хочу рассказать вам одну сказку (Приложение 7), прослушав которую, думаю, вы в этом убедитесь: «В далекой стране правил в давние времена жил король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который читает, Который готовит, Который рисует, Который плавает. Не очень-то веселой была жизнь в королевстве.
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
— Я король, который любит.
— Любящий, — поправляла она.
— Я тот, который восхищается вами.
— Восхищающийся, — вторила она.
— Годы, которые мне остались...
— Оставшиеся...
— Я хочу посвятить вам.
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные».[3]
Вот видите, как разнообразит нашу речь причастие, внося в нее свои краски. А давайте и мы попробуем заменить придаточное причастным оборотом, заодно вспомнив с какими произведениями связаны эти герои (Приложение 8).
Цветок, который рос среди камней и глины, жадно ловил каждую росинку, протягивая к небу свои зеленые листочки.
Андрий, который смотрел в ночное небо, долго любовался его красотой.
Кусака, которая отвыкла от общества людей, сначала недружелюбно приняла их.
Юшка, которого обижали люди, искренне думал, что они без него обойтись не смогут.
Справились? Обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте и проверьте задание. Вот видите, все у нас получилось.
Судья: Спасибо, свидетель, прошу садиться. У вас, прокурор, есть что добавить?
Прокурор: Да, приглашаю выслушать свидетеля обвинения.
Свидетель №2: (Кладет руку на учебник и клянется говорить правду) Уважаемый суд, я, конечно, согласен с предыдущим выступающим, но у меня есть неоспоримые факты, доказывающие, что причастие вместе со своими причастными оборотами вовсе не так безобидно, как кажется. Вот, например, я выписал из своих сочинений те предложения, которые, я уверен, абсолютно правильные, но учитель почему-то нашел в них ошибки. Помогите мне в этом разобраться. (Приложение 9)
(Ученики работают устно, исправляя недочеты и объясняя их причину)
1. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
2. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
3. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
4. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
6. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
7. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.
8. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
9. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.
10. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.[4]
Судья: Ну что ж, думаю, мы ответили вам на все вопросы. Прошу пригласить следующего свидетеля.
Свидетель №3: (Кладет руку на учебник и клянется говорить правду). Уважаемый суд, по-моему, нас здесь просто водят за нос, я вот недавно делал домашнюю работу, в которой нужно было на месте пропуска вставить Н или НН, и совсем запутался в причастиях, отглагольных прилагательных, в их полных и кратких формах. У меня просто голова кругом пошла. Я пыхтел, старался, полчаса над упражнением просидел, но оно мне так и не поддалось. Просто мука! Разве за такое не следует наказывать?
Адвокат: Протестую, ничего сложного в этой орфограмме нет. Можно мне пригласить свидетеля защиты, который и вас убедит в этом?
Судья: Приглашайте.
Свидетель №4: (Клянется говорить правду)
Мы сегодня на уроке изучали суффикс Н.
Мы в слова его вставляли – много с ним у нас проблем...
Наш учитель говорит: «Для причастий важен вид,
Сделать? - совершенный – НН пиши мгновенно!
В слове есть приставка? Две НН не жалко.
Ну, а если углядел зависимое слово -
Безошибочно – НН – вот и все готово.
Если признаки вот эти в слове все утеряны,
То пиши одну лишь Н, выводи уверенно!
Исключенье составляют все слова на – ованный,
Тут уж ты НН вставляй! Да, а как же клеваный?
В этом слове и других, всех, ему подобных,
Пишем мы одну лишь Н – так уж им удобней.
Судья: Предлагаю провести следственный эксперимент. Вам, господа присяжные, поручаю сочинить небольшие стихотворения, в которых бы использовались отглагольные прилагательные и причастия с суффиксами Н и НН, а вам, уважаемые свидетели, предлагаю поработать с тестом(Приложение 10) и вставить в слова цифру 1, если пишется Н, и цифру 2, если НН (Работа выполняется на рабочем листе). А теперь, уважаемые присяжные, соберите вещественные доказательства у свидетелей (Собираются рабочие листы, проверяются по ключу, выставляются, согласно критериям, оценки). А вы, уважаемые свидетели, выберите, пожалуйста, три лучших, на ваш взгляд, стихотворения (Идет оценка стихотворений).
Я думаю, следственный эксперимент удался. Предлагаю провести паузу в судебном заседании.
- Физминутка [5]
Судья: Пригласите следующего свидетеля.
Свидетель: (Кладет руку на учебник и клянется говорить правду) Уважаемый суд, я думаю, что причастие – очень сложная часть речи, поэтому его нужно как-то упростить. Вчера на уроке, когда учитель объяснял нам новую тему (чешет рукой затылок), кажется, слитное и раздельное написание чего-то с чем-то, мне с Костей Сергеевым некогда было, нужно срочно было Машке Вороновой эсемеску написать. А сегодня… Открываю тетрадь и вижу жирную двойку под домашним упражнением. Главное, вроде бы все там правильно было. Что же я сделал не так? Так вот, или помогите не в этом разобраться, или я останусь при своем мнении.
Судья: покажите доказательство (Приложение).
Адвокат: А я снова протестую, господин судья. Мне кажется, что свидетелю на уроках нужно меньше посторонними делами заниматься. Прошу выслушать свидетеля защиты.
Судья: Пригласите.
Свидетель: (Клянется, как и все предыдущие) Уважаемые присутствующие, хочу заявить, что причастие обвиняют голословно, т.к. орфограмма «Правописание НЕ с причастием» вовсе не сложная. И сейчас я вам это докажу.
Учу орфограмму, закрывши глаза:
«НЕ пишу раздельно при союзе А.
Зависимое слово скорее ищу,
Частицу отдельно от слова пишу.
А краткую форму не спутать с другой,
Ведь слово не любит носить НЕ с собой».
Я правила эти с улыбкой скажу
И НЕ со словами отдельно пишу.
Причастия очень просты в написании,
Старайтесь оказывать им больше внимания.[6]
Судья: Свидетель, вам все понятно? Тогда предлагаю вам составить алгоритм написания причастий с НЕ, дополнив его примерами, а затем дать самостоятельную оценку своему труду. Всем остальным предлагаю разработать небольшой тест. (Идет работа на интерактивной доске (Приложение 11) и в рабочем листке.)
Учитель: Обменяйтесь тестами с соседом по парте. Это будет небольшое дополнение к вашему сегодняшнему домашнему заданию.
Судья: Ну что ж, мы заслушали всех свидетелей. У вас, прокурор и адвокат, есть возражения? Может, вы что-то хотите добавить к делу? Если нет, то прошу присяжных посовещаться и вынести свое решение.
(Присяжные совещаются, скорее всего, что после выслушанного, они выступят в защиту причастия)
Судья: Спасибо, господа присяжные. Итак, суд выносит окончательный вердикт: причастие оправдать ввиду открывшихся обстоятельств, оставить его спокойно жить на страницах учебника для учащихся 7 класса, несмотря на все сложности и трудности, связанные с его написанием и употреблением. И пусть оно продолжает окрашивать нашу речь эмоциональной радугой (Приложение 12).
- Подведение итогов урока. Выставление оценок
Учитель: Понравился вам сегодняшний урок? С какими трудностями вы столкнулись? Помог ли вам урок разобраться в тех орфограммах и пунктограммах, которые были менее вами изучены? Что запомнилось больше всего?
Ребята, хочу похвалить вас за плодотворную работу и выставить соответствующие оценки.
- Рефлексия
Учитель: Сегодня на чашу весов вы клали аргументы в защиту и против причастия. Победила правда и знания. У вас на парте лежат изображения весов правосудия, окрашенные в разные цвета. Это не случайно. Сделайте, пожалуйста, следующее:
- Если вы считаете, что урок прошел на достаточно высоком эмоциональном уровне и вам все было понятно, покажите весы зеленого цвета.
- Если вы считаете, что урок прошел хорошо, но вам нужно повторить некоторые правила, покажите, пожалуйста, весы желтого цвета.
- Если вы считаете, что урок прошел хорошо, но вы что-то так и не усвоили, покажите весы красного цвета (Приложение 13).
- Домашнее задание
Коллективное задание: повторить орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием, выполнить мини-тест, составленный на уроке, подготовиться к контрольному диктанту.
Индивидуальные задания:
Для тех, у кого весы зеленого цвета, упражнение 158, выписать из произведений А.С.Пушкина 15 предложений с причастными оборотами, составив их схемы, определив разряд причастий, обозначив суффиксы.
Для тех, у кого желтые весы, упражнение 155 (списать текст, обозначить причастные обороты, определить тип, стиль речи текста).
У кого весы красного цвета, выписать из упражнения 155 слова с пропущенными буквами, предложения с причастными оборотами (Приложение 14).
Литература и источники:
1.http://www.lingvotech.com/prichastie
2. http://do2.gendocs.ru/docs/index-421517.html
3. http://www.openclass.ru/node/48798
4. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7bc433c9-9a9e-49a6-ac4f-6b2e2b3df08c
5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutka-dlya-glaz-3
6. http://rud.exdat.com/docs/index-615018.html
7. Учебник для 7 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. - М.: «Просвещение», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Это удивительное причастие"
презентация к уроку по теме "Причастие"...
урок русского языка "причастие"
урок-путешествие в 6 классе по теме "Причастие" с презентацией...
Итоговый урок по теме "Причастие"
Материалы помогут в подготовке и проведении урока в 7 классе....
Презентация к уроку русского языка "Причастие"
Данная презентация может помочь учителю познакомить учащихся с такой непростой темой как "Причастие"...
Разработка урока по теме: Причастие.
Цели:-обобщение изученного о причастии;-развитие речи учащихся с использованием причастий в полной и краткой форме, причастных оборотов;-активизация познавательной деятельности, воспи...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе «Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»
урок в форме соревнования...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»
Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...