Урок русского языка в 5 классе "Удивительная страна - морфология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок обощения знаний о разделе русского языка - морфологии. Дети побывают в этой удивительной стране, заселят её сказочными героями - Частями речи, познакомятся с омонимичными частями речи. Урок сопутствует презентация. На уроке применяются разные формы и методы: психологический настрой, лингвистическая сказка, проблемные вопросы, сигнальные карточки. Дети при помощи поискового метода вставляют орфограммы, открывают "замки". чтобы населить страну "Морфология" сказочными героями. На память об уроке получают памятку о применени глаголов 2класть" и с корнем "-лож-".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_strana-morfologiya.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительная страна – МОРФОЛОГИЯ!
Тип урока: урок обобщения и углубления полученных знаний.
Цель: расширить и углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление знаний о самостоятельных и служебных частях речи;
- написание слов с орфограммами; умение объяснять и писать орфограммы (попутное повторение).
Развивающие:
- закрепление навыков чтения;
- выработка умения отвечать на проблемные вопросы;
- выработка умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развитие речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку.
Оборудование:
- презентация слайдов;
- карточки с заданиями;
- плакат со сказочными героями;
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие:
Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!
Психологическая зарядка:
Повернитесь к соседу справа – улыбнитесь.
Повернитесь к соседу слева – улыбнитесь.
Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне. Мы начинаем наш урок.
- Актуализация.
Знакомство с грамматической сказкой.
Цель: в занимательной форме показать необходимость изучения раздела языкознания МОРФОЛОГИЯ.
Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных.
Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства, спрятал их в сундук.
Ребята, мы сможем их освободить, выполнив все задания и открыв все замки.
Для этого мы продолжим знакомство с разделом языкознания - МОРФОЛОГИЕЙ
(мотивация)
3.Повторение орфографии.
Стихотворение А. Шибаева «Грустные вести».
Цель: вспомнить орфограммы, откорректировать текст, записать правильно ( слова с ошибками), объяснив выбор орфограмм.
Учитель (или ученик) читает стихотворение (на слайде):
Пришло письмишко мне.
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
«Здесь чюдный лук, и я лижу», -
Написано в письмишке.
Лук? Лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
«Здесь много сонца и лиса,
Большой красивый прут».
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идёт в поход,
Я запиваю песни.
Вчера влесу на шёл я грусть
И очень был доволен…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь –
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
(Учащиеся выписывают слова с ошибками, исправляют, проверяют написанное по слайду, объясняют).
- Друг считает, что ошибки допущены Мишкой из-за незнания правил. Чего ещё не знает автор письма?
(Частей речи: 1) сущ.- употребляются с предлогами и приставками; 2) глаголы не употребляются с предлогами, но могут иметь приставки (нашёл).
-Подпишите карточки. Кто на допустил ни одной ошибки, поставьте ++
-Кто допустил 1-2 ошибки, ставьте + и передайте мне на стол.
( Мы выполнили 1 задание – можно открыть 1замок)
-Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему.
4.Проблемный вопрос
- Для чего нам нужно знать, к какой части речи относится то или иное слово?
Это необходимо для:
- Выбора ряда орфограмм.
- Постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
- Правильного разбора слова по морфемам.
Выполним работу (работа у доски и в тетради):
- Не был (глаг.), глядишь(глаг.,2 л.), товарищ(сущ., 2 скл.), дочь(сущ., 3 скл.).
- Жёлудь – плод дуба.
- Стекло(сущ., глаг.), дали(сущ., глаг.).(разобрать слово стекло как сущ.. и глаг).
( Мы выполнили 2 задание – можно открыть следующий замок).
5. Повторение пройденного (корни с чередованием)
Работа с сигнальными карточками (попутно – физминутка: дети поднимают карточки высоко вверх)
Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных О-А;
Физминутка для учащихся
- (у ребят в руках карточки с буквами О и А, учитель называет слово, ребята поднимают карточки)
Прилагательное, изложение, подросли, растение, росток, располагать, выращивать, предложить, перелагать, подросли, предложение, расположение, отрасль, возраст, вырос, сложение.
Молодцы! Открываем 3 замок.
6.Работа по определению частей речи.
Цель: научить определять омонимичные части речи.
-Некоторые слова русского языка могут относиться к разным частям речи одновременно. Присмотритесь к выделенным словам и определите, в каких случаях эти формы, одинаковые по звучанию, являются прилагательными, а где существительными и наречиями.
Подписать, какой частью речи являются выделенные слова, подчеркнуть их как члены предложения.
А) (Детям раздаются карточки, работа в карточках, взаимопроверка, выставление оценок). Дети ставят друг другу +(Если всё правильно++, если одна ошибка+.) В конце работы учитель собирает карточки.
Врач отправился к больному. Он отправился к больному товарищу.
Платье было широко. Разлилась Волга широко.
Б).(На слайде слова):
Какие слова из списка можно понять и как существительное, и как глагол:
Бой, вой, пой, рой, стой, печь, речь? Составьте с ними словосочетания. Посмотрите, какие можно составить словосочетания. (проверка по слайду).
Волчий вой – не вой на луну; рой яму – пчелиный рой; печь пироги – русская печь.
(открываем 4 замок)
7.Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки.
Памятка (у всех учащихся на столе)
Глагол класть употребляется только без приставки,
корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить и т. п.
(слайд)
Учащиеся читают исправленные варианты. Открываем 5 замок.
8. Рефлексия.
-Ребята, мы с вами побывали в сказочной стране. И открыли все замки. Теперь можно освободить жителей этой страны. (Дети подходят к коробке, достают жителей королевства и прикрепляют их к ватману с замком. Называют части речи).
( Самостоятельные - имя прилагательное, имя существительное, глагол, числительное, местоимение, наречие, причастие, деепричастие, слова категории состояния;
Служебные – предлог, частица, союз. Особая часть речи – междометие).
9. Итог урока.
-Что изучает морфология?
-С какими разделами науки о языке она тесно связана?
Выставление оценок. Кто получил по 4+ получают «5», по ++ или +++ - «4»
-Ребята! Понравился вам урок?
10. Домашнее задание.
-Я предлагаю сочинить небольшую лингвистическую сказку про эту удивительную страну – Морфологию. Спасибо вам за урок!
Литература:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы/ . – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. Для учителя. -2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
- Полежаева Е.А. современные открытые уроки русского языка. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2002.
- Роман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5 кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» – М.: Экзамен,2006.
- Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цели | Краткое содержание | Методы | Оборудование | Примечание |
1.Организацион-ный момент | Создание внутренней мотивации учащихся на урок | Приветствие | Психологическая зарядка | ||
2. Актуализация познавательной деятельности | В занимательной форме показать необходимость изучения раздела языкознания МОРФОЛОГИЯ | Лингвистическая сказка | Метод погружения | Плакат | |
3.Повторение пройденного | Повторение знаний учащихся (безударные гласные в корне, написание буквы У после шипящих, непроизносимые согласные в корне, написание согласных в слабой позиции, написание предлогов и приставок). | Корректировка стихотворения А.Шибаева «Грустные вести» | Письменная индивидуальная работа, коллективная работа по исправлению орфографических ошибок. | Слайды, карточки | |
4. Проблемный вопрос | Развитие логического мышления учащихся | Работа у доски и в тетрадях (орфограммы, синтаксис, морфемика) | Проблемно-побуждающий метод | ||
5. Чередование гласных О-А в корне | Повторение пройденного | Работа с сигнальными карточками | Попутно физмину-тка | ||
6.Определение частей речи | Углубление изученного материала | Работа с олимпиадными заданиями. | Карточки, слайд | ||
7.Развитие речи учащихся | Исправление речевых и грамматических ошибок | Неправильное употребление глаголов. | Проблемно-побуждающий | Слайд | |
8.Рефлексия | Подведение итогов урока | Плакат, сказочные герои, слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Путешествие в страну "Морфемику"
Урок обобщающего повторения...
Урок русского языка "Путешествие в страну "Имя Прилагательное"
Конспект урока поможет учащимся и педагогу обобщить пройденный материал по теме "Имя прилагательное" в виде увлекательного путешествия по различным станциям...
конспект урока русского языка в 7 классе «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
конспект урока по русскому языку в 7 классе повторение в начале года, интересные занимательные упражнения...
Урок русского языка в 10 классе. "Морфология. Имя существительное." Часть 1
Урок повторения на этапе подготовки к ЕГЭ....
Урок русского языка в 10 классе. "Морфология. Имя существительное." Часть 2
Урок повторения на этапе подготовки к ЕГЭ....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Морфология и орфография"
В данной презентации содержится материал для повторение учащимися 7 класса темы "Морфология и орфография"...
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в 10 классе
ТЕМА: Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении...