Карточки для работы над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением № 18 Способы проверки безударных гласных 1. Измените форму слова: а) число существительного: гора - горы, река - реки, стена -стены, часы — час, б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - вёсен в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел; г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес; д) образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый- зелен. 2. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк 3. Подберите однокорневое слово другой части речи: непереводимый- перевод, удалиться- даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый I уровень Упражнение 4. Объясните правописание выделенных слов, подобрав проверочные слова. 1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. 3. Над Домом дружбы развевается флаг. 4. Ребёнок очень быстро растёт и развивается. 5. Чистота в доме радует глаз. 6. Частота употребления слов в речи не одинакова. 7. Мой друг умел примирять товарищей, если они ссорились. 8. Покупая одежду, необходимо примерять платья и костюмы. 9. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. 10. Напрасно вы умаляете заслуги этого учёного. 11. Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал. I уровень Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением № 7 Особое внимание следует обратить на слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу примерять костюм (примерка) примирять друзей (мир)
II уровень Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Упражнение 8. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
III уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением № 7 В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю. К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др. I уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением Упражнение 2. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.
I уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением
II уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением
III уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ № 1 Шипящие звуки ж, ш, ч,щ русском языке имеют некоторые особенности: ж, ш звучат всегда только твердо, а ч, щ - только мягко. Однако эти особенности произношения шипящих звуков на письме не передаются. Мы пишем жизнь (хотя произносим ж[ы]знь), широкий (хотя слышим ш[ы]рокий), то есть сочетания жи-, ши- не передают твердого произношения соответствующих согласных (сравните: Мила-мыло, бить - быть, где буква и указываете на мягкость согласных м, б, а буква ы - на их твердость). Русское правописание подчиняется закону: сочетания жи-, ши- пиши с и. После шипящих (ж, ч, ш, щ) пишутся а, у, например: час, чужой, роща, щука. Исключения: брошюра, жюри, парашют I уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Упражнение 3. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. Выдели орфограммы ЖИ - ШИ, ча-ща, чу-щу Весной...................звонкие птичьи песни. ......упал и.......на лбу большую......... К нам........прилетели веселые............ Там.........., там.........бродит, русалка на ветвях сидит. Слова для справок: на дачу, чудеса, мальчуган, в чаще, шишку, леший, звучат, нащупал, стрижи. I уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ № 2 В сочетаниях жи - ши только и всегда пиши. В сочетаниях ча - ща пишем только букву а. В сочетаниях чу - щу пишут только букву у. Упражнение 2. I. От глаголов можно образовать слова, которые, как и прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Вот так: отвечать - отвечающий, стесняться - стесняющаяся, кричать - кричащее. Образуйте такие слова от глаголов и подчеркните в них сочетания ча, ща и чу, щу. 1) стучать - ...; 2) ночевать - ...; 3) кочевать - ...; 4) плакать - ...; 5) обучать - ...; 6) ощупывать - .... II. Замените выделенные словосочетания одним словом. Вот так: молодежь, которая учится - учащаяся молодежь. 1) Речка, которая журчит. 2) Корова, которая мычит. 3) Ветка, которая торчит. 4) Бабушка, которая ворчит. Придумайте сами побольше слов с сочетаниями ча, ща и чу, щу. II уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Продолжите упражнение 1. игра «Кто быстрее» заполнит лесенки слов
III уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов № 4 После шипящих под ударением в корне пишется е (ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (жёлтый - желтеть, шёлк - шелка). Поэтому пишем: 1) вечёрка, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, расчёска, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, дешёвый, решётка, шёпот, щёлка (от щель), щётка (от щетина); 2) крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба. Примечания: 1. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг. (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку). 2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр. I уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов № 18 Образцы рассуждения. 1. Шёпот. Корень слова шёпот-, значит, орфограмма находится в корне. Подбираем проверочное слово шепчет, в котором в ударном положении пишется е. Значит, под ударением в корне пишем букву ё. 2. Капюшон. Корень слова капюшон-, значит, орфограмма находится в корне. Мы не можем подобрать такого проверочного слова, в котором бы писалась буква е, значит, в корне под ударением пишем букву о. Упражнение 2. Рассмотрите пары слов. 1. Объясните, почему после шипящих пишется буква ё.
2. Объясните, почему после шипящих пишется буква о. Крыжовник, капюшон, шов, шорох, мажор, трущоба. • Объясните, что означают выделенные слова. Составьте с каждым из них словосочетание. I уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов Упражнение 16. Вставьте нужную гласную о или е. Объясните правописание. 1. В проходе вагона послышалось, как будто ш…л кто-то. 2. Зашли в кондитерскую, выпили по чашке ш...колада (М. Е. Салтыков-Щедрин). 3. В соседней комнате мигала свеча и ш...потом спорили за столом офицеры (К. Г. Паустовский). 4. Писарь, маленький, куцый человек с красным носиком и в ж...кейском картузе, входит в толпу (А. П. Чехов). 5. Наконец лодка с ш...рохом скользнула по песчаному дну (А. Н. Толстой). 6. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (Пословица). 7. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ...бу (В. Я. Шишков). 8. Издали Нью-Йорк кажется огромной челюстью, с неровными ч...рными зубами (А. М. Горький). 9. Всем было ясно, что хлеб подожжен и что подж...г-дело рук своих людей (М. А. Бубенков). 10. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обж...ра, страдающий ожирением (А. М. Горький). 11. Мать прислала ей полную кош...лку продуктов (А. А. Фадеев). 12. Кухарка подала к столу полную тарелку крыж...внику (А. П. Чехов). 13. В Шепелеве испокон веков жили ш...рники (А. М. Пришвин). 14. Добрый ж...рнов все смелет (Пословица). 15. Она начинает переделывать мою прич...ску и заста ляет подойти к зеркалу (Я. Г. Чернышевский). 16. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот (Ф. В. Гладков). 17. Англичане всюду умеют внести свою ч...порность (Я. В. Гоголь). 18. У вузовцев была горячая пора: они сдавали зач…т (Я. Г Оренбург). 19. Сережа яростно шаркал суконкой и щ...лкал затворо? (А. А. Фадеев). II уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов Упражнение 3. Укажите неправильное написание слов. Укажите неправильные написания слов.
III уровень Чередование гласных в корнях слов
I уровень | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением № 4 Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию посветить (фонарем) – посвятить (жизнь науке); примерять (платье) – примирять (рассорившихся друзей); развевается (флаг) – развивается (промышленность); распевать (песни) - распивать (чай); седеть (становиться седым) – сидеть (на диване); умалять (уменьшать значение чего-либо) – умолять (упрашивать). I уровень Самотренинг
I уровень Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
III уровень Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением № 21. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный — дúвный; тяжёлый — тяжесть. Упражнение 21. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень. Единый,_________________________________ Свет,__________________________________ Князь,___________________________________ Мягкий, _________________________________ Вялый, __________________________________ Взгляд, __________________________________ Наряд, ___________________________________ II уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением № 2. Корневые гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. Они относятся к словарным словам. Орфография их проверяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить, при этом достаточно усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах. Иногда запоминанию слов помогает значение его этимологии (происхождение). Среди словарных слов много заимствованных из иностранных языков, поэтому для определения их значения и написания следует справляться в «Словаре иностранных слов». Обратите внимание на следующие словари: 1. «Орфографический словарь русского языка» Института русского языка Академии наук СССР. 2. «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова. I уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением Самотренинг Упражнение 7. Вставь пропущенные буквы.
I уровень Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением Упражнение 1. Из букв, входящих в слово винегрет, составьте существительные. Обозначьте морфемы. III уровень
Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением Упражнение 15. Вставьте пропущенные буквы, проверяя написание слов по словарю. В тех случаях, когда написание пропущенной безударной гласной можно проверить родственным словом, запишите его. Образец: абажур; агитационный - агитка, агитатор. 1. Аб...р...ген, абс...лютый, ав...нгард, ав...нпрра, ави...ционный, агр...гат, агр…ссивный, …д…птация, адв...кат, акад…мический, акв...рель, аккомпан...мент, акк...рдеон, акр...бат, алл...г...рический, альп...нист, альт...рн...тива, апл...дировать, б...дон, б...зн...смен, в...нт...лятор, в...стибюль, д...зертир, д...стилляция, иде...логия,. к...нфорка, к...рнишон, камф...ра, комп...стировать, об...яние, п...л...садник, эл...ксир, электр...фицировать, эксплу…тация, эст.. .када. 2. Б...чёвка, бр...дяга, к..лач, к...чан, ижд...вение, нав...ждение, п...скарь, сн...гирь, щ...вель. II уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ № 3 Сочетания букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ на письме воспроизводится в одном и том же виде в любой части слова. НЕ ОШИБИТЕСЬ! Существуют слова – исключения. Выучите их и запомните: брошюра, жюри, парашют I уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Упражнение 1. 1. Списывая, подчёркивайте названные выше сочетания букв; на месте точек вставляйте подходящие по смыслу слова. Дремучая чаща, чуткий товарищ, ночная ..., живительный родник, живописная местность, жизнерадостный ..., жирная щука, чарующие звуки, ... ширь, ... жираф, щадить ..., чувствовать ..., щуплый парнишка, чайный ..., ... частушка, чахлое ..., щупальца осьминога, шикарный наряд, ... шинель, ... житель, чумазый ..., ... чудовище, очаровательная ..., щавелевый ..., ... щавель, ... чудо, чудесный .... 2. Посмотрите по толковому словарю значение слов чуткий, живительный, чарующий, щуплый, шикарный, чудесный. Спишите толкование этих слов. I уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Упражнение 1. А сейчас проведем игру «Кто быстрее» заполнит лесенки слов
Переверните III уровень Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ № 6 Сочетания букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ на письме воспроизводится в одном и том же виде в любой части слова Исключения: брошюра, жюри, парашют Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите сначала слова с и после шипящих, затем с у, затем с а- Слова выпишите в три колонки. (Текст дан ниже таблицы).
Ш..повник, ч...деса, нач...льный, овч...рка, ж...рный, щ...вель, ж...вотное, в нашу рощ..., ш...рокий, ч...жой, щ...пальце, стуч...ть, пищ...ть, сш...ть, ч...вствовать, прыгать с параш...том, строгое ж...ри. Составьте предложения со словосочетаниями. Свеж...й ветерок, в ч...щу леса, щебеч...т чиж.. . II уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов № 2
I уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов Самотренинг
I уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов Упражнение 1. Дополните запись словами с буквами о, ё после шипящих. 1) Трущоба, .... 2) Жёлтый (желтеть), .... 3) Шоколад, .... Упражнение 2. Укажите неправильные написания слов.
III уровень Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов № 10 Порядок рассуждения. 1. Показать, что орфограмма находится в корне. 2. Убедиться в том, что написание слова не является исключением из правил. 3. Подобрать проверочное слово, то есть слово, в котором однозначно пишется буква е (под ударением или в безударной позиции). Если такое слово подобрано, в корне под ударением пишем букву ё. Если нет, в корне под ударением пишем о. Упражнение 10. Впишите пропущенные буквы. В скобках приведите проверочные слова. 1. Долго, долго у реш..тки (________) мы стоим, разинув глотки. 2. Был на щ..тку (________) он похож, это был, конечно, ёж. 3. Ш..л (__________) он, ш..л, взош..л на горку и внизу увидел норку. 4. Дремота забегала в калитки и ворота, заглядывала в окна и щ..лочки (________) дверей. 5. Вот слон, индийский гастролёр, канатоходец и ж..нглёр. 6. К сундуку бежит толстяк, от жары он весь размяк, щ..ки (_________) как подушки, шляпа на макушке. 7. Едут девочки в санях, лаковых, узорных, а мальчишки — на конях, серых или ч..рных (_______). (Из произведений С. Маршака) II уровень Чередование гласных в корнях слов |
Ознакомьтесь с порядком орфографического разбора безударных гласных корня:
— обнаружив слово с безударным гласным, определите, в какой части слова этот безударный находится;
— если безударный гласный находится в корне, установите, какой это безударный гласный: чередующийся, проверяемый или непроверяемый, и в зависимости от этого применяйте соответствующее правило или справляйтесь в словаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...
ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.
Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....
3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"
Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....