Урок на тему Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок на тему Деепричастие как часть речи в 7 классе с технологической картой по программе Предметная линия учебников Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Урок включает в себя мотивацию к действию, групповую работу, составление кластера, первичное закрепление изученного в речи, письменное задание, рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деепричастие | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деепричастие как часть речи
Класс: 7
Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки
Развивающие : создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание
Воспитательные : воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.
Планируемые УУД:
Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданиями.
Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.М.: Просвещение, 2013 г.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Мотивация к действию | Слайд 1 (приветствие) Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции. Читает стихотворение: Все уроки , как люди, и похожи и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный мучительный сон. - А когда уроки проходят быстро , интересно? Что для этого нужно? | Включение в урок Ответы на вопрос | Личностные УУД: формирование осознанного положительного отношения к учению |
Актуализация знаний | Слайд 2 Чтение стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад» - Что необычного вы увидели в построении этого стихотворения? - Как вы думаете, случайно ли я в качестве эпиграфа к уроку взяла это стихотворение ? ( «отсроченная отгадка») | Читают стихотворение, отвечают на вопрос учителя. Запись даты урока и темы | Познавательные УУД: объяснять языковые явления; умение давать определения понятиям Предметные УУД : знание теоретического материала по теме. |
Постановка учебной задачи | Слайд 3 Создание проблемной ситуации. Мы записали тему урока. Сформулируйте, какие цели стоят перед нами ? Что мы с вами должны узнать? -Вы , вероятно, заметили, что своим названием тема сегодняшнего урока сходна с изученной нами. Какую тему мы закончили изучать? -Чем различаются темы? -Какие ассоциации у вас возникают , услышав сочетание букв «дее»? - Каким словам они созвучны? - Какая часть речи в русском языке обозначает действие? Слайд 4 -Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как часть речи» и вдумайтесь в смысл самого слова. -Что оно обозначает? Слайд 5 («причастность к действию») | Самостоятельно формулируют цели урока. Активно работают при ответах на вопросы | Предметные УУД: Знание теории ранее изученного материала Регулятивные УУД : определять цель деятельности Познавательные УУД: Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует работу по исследованию проблемной ситуации в группах (приложение 1) Слайд 6 Слайд 7 | Делятся на группы. Повторяют правила работы в группах. Работают в группах по исследованию проблемной ситуации. Каждая группа выполняет индивидуальное задание. Создают кластера по итогам выполнения заданий. | Познавательные УУД : извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться |
Реализация проекта. Открытие нового знания. | Заслушивает представителей от групп. Подводит итоги групповой работы. Слайд 8 Слайд 9 Предлагает интсрукцию по выявлению деепричастий. Слайд 10 | Представляют результат выполнения групповой работы. Устный ответ представителя группы и созданной группой кластер по теме. | Регулятивные УУД : планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе. Познавательные УУД : построение рассуждения, умение давать определение понятиям. Коммуникативные УУД: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией. |
Физкультминутка | Организует музыкальную физкульминутку Слайд 11-12 | Под музыку выполняют упражнения на восстановления внимания | Личностные: Формирование мотивации к обучению через игровые моменты |
Первичное закрепление во внешней речи | Организует работу по закреплению материала, используя приём 1. «Отсроченная отгадка» Возврашаемся к эпиграфу урока. (стихотворение Р.Саути) Слайд 13 -В чём же необычность стихотворения? -Что такое деепричастие? -Для чего деепричастия нужны в речи? 2. Найти в словосочетаниях деепричастия. Слайд 14 | Закрепляют полученные самостоятельно знания. Работают со стихотворением Р.Саути для выявления роли деепричастий в речи. Проговаривают инструкцию нахождения деепричастий в речи | Предметные УУД: различать деепричастия, глаголы и наречия. Познавательные УУД : уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства Коммуникативные УУД: Использовать адекватные языковые средства для выступления перед аудиторией. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Слайд 15 Предлагает учащимся самостоятельную письменную работу с последующей самопроверкой: списать, найти деепричастия, определить их вид. Слайд 16 (проверь себя) | Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой Обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа, выставляют оценку | Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок. Личностные УУД : формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи Предметные УУД: знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении |
Рефлексия учебной деятельности | 1. Организует работу по подведению итогов урока. Предлагает учащимся отгадать загадку по теме урока: Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно! Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! - Чем деепричастие похоже на глагол? На наречие? Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание (Слайд 17) 2. Рефлексия деятельности. - К каким урокам мы отнесем сегодняшний урок, вспомнив стихотворение –шутку , звучащее в начале урока? - Чем запомнился, понравился , не понравился урок ответьте, продолжив предложения. (листочки с началом предложения : Теперь я знаю, что… Урок понравился тем, что… и т.д. Слайд 18 (спасибо за работу) | Отгадывают загадку, делают вывод о том, что такое деепричастие. Оценивают свою работу в группах и индивидуально, выставляя оценку. Проводят рефлексию деятельности на уроке, оценивают урок. Записывают дифференцированное домашнее задание. | Регулятивные УУД: осознание самого себя как движущей силы своего учения, формирование способности к преодолению препятствий и самокоррекции Личностные: выражение осознанного отношения к учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Деепричастие как часть речи"
Данный урок проводится в 7 классе по учебнику под редакцией М.Т.БАРАНОВА. Это первый урок с системе "Деепричастие". Он включает в себя изучение нового материала, первичное закрепление работу с т...
Урок по теме «Деепричастие как часть речи» . 10 класс.
Урок по теме «Деепричастие как часть речи» разработан в соответствии с программой курса по русскому языку для 10-11 классов (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина) для общеобразователь...
Урок по теме "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот"
Цель урока: повторить тему "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот и знаки препинания при деепричастном обороте"...
Разработка урока по теме "Деепричастие как часть речи"
В материале даны поурочный план и наглядная презентация для изучения новой части речи - деепричастия в 7 классе....
Презентация к уроку по теме: "Деепричастие как часть речи"
Дидактический материал для урока в 7 классе по теме: "Деепричастие как часть речи"...
Открытый урок по теме " Деепричастие как часть речи "
1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию....
Урок по теме "Деепричастие как часть речи"
Урок-закрепление по теме "Деепричастие как часть речи" в форме игры-путешествия...