Разработка урока по теме "Деепричастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ооржак Долума Алдын-Хереловна

В материале даны поурочный план и наглядная презентация для изучения новой части речи - деепричастия в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Учитель: Ооржак Д.А-Х.

          Класс: 7

УМК Русский язык. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

Тема: Деепричастие как часть речи

Тип урока: урок изучение нового материала

Технологии урока: информационно-коммуникативная(элементы);

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (элементы), здоровьесберегающие

технологии.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель урока: сформировать представление о деепричастии как части речи.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения находить  деепричастия  в тексте,
  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую  роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение работать в команде, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти,

          воображения.

  • формировать языковое чутье,
  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор,
  2. компьютерная презентация,
  3. распечатанные таблицы для каждого ученика,
  4. учебник для каждого обучающегося.

Структура урока

I. Организационный момент (2 мин.)

II. Актуализация знаний (7 мин.)

III. Открытие нового знания (7 мин.)

IV. Обобщение и систематизация знаний (17 мин.)

V. Рефлексия (5 мин.)

VI. Задавание домашнего задания (2 мин.)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Организационный момент

 (2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

- Я  рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.  

Приветствуют учителя.

II.Актуализация знаний

(7 мин.)

- На протяжении многих уроков  мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи». А на сегодняшнем уроке мы будем изучать новую часть речи. А какую, вы мне скажете после написания словарной работы. Откройте ваши тетради и запишите дату и отступите одну строчку. Позже мы там

запишем тему урока.

- Итак, я буду диктовать вам слова, а вы - их записывать и определять, к какой части речи относится каждое слово:

Извинение, ароматный, аккуратно, стремиться, великолепный, скучающий, начать, хорошо, знакомясь.
-Вызвало ли что-то затруднение?

- А какое это слово?

- На какой вопрос оно отвечает?

- Вы можете сказать к какой части речи оно относится?

- Ну что ж, тогда я вам сейчас прочитаю небольшую сказку, после которой вы мне скажете, о какой части речи мы сегодня будем говорить.  Слушайте внимательно.

Маша, ученица 7-го класса, двоечница, уснула, когда делала домашнее задание и попала в Королевство Самостоятельных Частей Речи. И первым, кого она повстречала, было Деепричастие. Маша спросила:

- Кто ты такой?

- Я деепричастие - самостоятельная часть речи, -ответило Деепричастие.
-А я не знаю, кто такой Деепричастие! - проговорила девочка.
- Как не знаешь? Я самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначаю добавочное действие при глаголе, отвечаю на вопросы что делая? что сделав? как? и в предложении являюсь обстоятельством. Мои родители Наречие и Глагол. От мамы я унаследовал неизменяемость, вопросы и то, чем я являюсь в предложении  - обстоятельством. От отца мне достался вид и возвратность, с частицей НЕ пишусь отдельно, но бывают и исключительные случаи, когда мне приходится присоединяться к ней. Я живу здесь в Королевство Самостоятельных Частей Речи,
радуясь каждому новому дню, любя друзей, прощая врагов. И что я узнаю?! Что какая-то Маша не знает, кто я?

Девочке стало стыдно, она пообещала, что обязательно узнает Деепричастие получше... И в этот момент Маша открыла глаза, осмотрелась и поняла, что находится в своей любимой комнате, за столом... "Оказывается это был сон!" - прошептала девочка.

И с этого дня Маша, ученица 7 класса, стала заметно лучше учиться и никогда больше не огорчала никого из Частей Речи. 

Вот так закончилось путешествие Маши.

- Так о какой, ранее не известной части речи, пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

 Записывают в тетрадях дату и тему урока.

Пишут.

- Да, одно слово.

- Знакомясь.

- Что делая?

- Нет.

Слушают сказку.

- Деепричастие.

III. Открытие нового знания.

(7 мин.)

- А давайте сформулируем тему нашего урока.

- А как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- От какой части речи образовывается деепричастие?

- Верно!

- А теперь давайте обратимся к учебнику на странице 76 - 77.  Вы самостоятельно читаете правила и после этого мы с вами их обсудим и решим, были ли они освящены в сказке, которую я вам прочитала в начале урока.

- Сразу после названия раздела вам даны два предложения.  Давайте их прочитаем и подумаем, в каком предложении выделенные слова обозначают главное действие, а в каком добавочное?

- Давайте составим с вами схему «Деепричастие» http://festival.1september.ru/articles/582004/img1.jpg

- Давайте с вами закрепим полученные знания, для этого выполним упражнение  181 на странице 77 учебника. К доске пойдет….

- Деепричастие как часть речи.

- Дать понятие о деепричастии как части речи; научиться находить деепричастие в предложении.

-Деепричастия образовываются от глаголов и наречий.

Читают правила. Обсуждают.

- В первом предложении слова рассказывает и улыбается – однородные. Слово «рассказывает» означает основное действие. А во втором предложении добавочное действие выражено словом «улыбаясь».

Составляют схему.

Один из учеников выходит к доске и все вместе обсуждают выполнение задания.

IV. Обобщение и систематизация знаний

(17 мин.)

 - Теперь разделитесь  на  3 группы. Я говорю вам задания и диктую предложения, вы, посовещавшись с командой, отвечаете. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Задание первое. Вам нужно преобразовать предложения, используя в них деепричастные обороты.

1. Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. (Выпив воду, вспомни об источнике.)

2. Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. (Идя за плохим, плохое и найдешь.)

3. Если солгал один раз, будешь весь век лгуном. (Солгав один раз, будешь весь век лгуном.)

4. Если вытянулся на диване, денег не заработаешь. (Вытянувшись на диване, денег не заработаешь.)

5. Он стоял в надменной позе и свысока смотрел на всех. (Стоя в надменной позе, он свысока смотрел на всех.)

6. Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний. (Путешествуя, приобретаешь много знаний.)

- Молодцы! Задание второе «Фразы растерялись». Вам нужно  найти деепричастия и одновременно исправить фразеологизмы, которые употреблены в тексте неправильно. Но сначала давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

- Молодцы. Ну что ж, начнем.

1. Узнав об обмане товарища, ребята решили вывести его на чистую прорубь.

2. Сытно поев и выспавшись, мальчик подумал, что он теперь будет, как сыр в молоке кататься, живя у родственников матери.

3. Выйдя на субботник, люди трудились не покладая лопат, все, от мала до больших.

- Вы отлично справились! Осталось последнее задание. Игра «Перевертыши». Вам нужно вставить деепричастия во фразеологизмы и заменить их наречиями либо словосочетаниями с другими частями речи.

1. Слушать … рот (раскрыв) - слушать внимательно.

2. Мчаться … язык (высунув) - мчаться быстро.

3. Работать … рукава (спустя) - работать плохо.

4. Работать … рук (не покладая) - работать усердно.

5. Решать … головы (не теряя) - решать ответственно.

6. Бежать … голову (сломя) - бежать, не думая о последствиях, внезапно, бездумно.

Выполняют 1 задание.

- Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорогаанютины глазки или выражения оценки: не лыком шитспустя рукава. Иначе – фразеологические обороты. 

Выполняют 2 задание.

V. Рефлексия

(5 мин.)

-Молодцы! Победила … команда! Она получает оценку «5». На втором месте … команда. Она получает оценку «4». А на третьем месте - … команда. Я не буду ставить вам «3», я поставлю вам тоже оценку «4», так как вы тоже очень хорошо работали. Все подойдете ко мне с дневниками на перемене и я выставлю вам оценки. А теперь давайте обобщим то, что мы узнали на сегодняшнем уроке. Что такое деепричастие?

-Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

-Какие признаки глагола характерны для деепричастия?

-Какие признаки наречия характерны для деепричастия?

-Чем является деепричастие в предложении?

- А теперь попрошу вас заполнить карточки, что вам понравилось или не понравилось на уроке.

ПЛЮСЫ

(записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции)

МИНУСЫ

(записывается все то, что не понравилось на уроке, было непонятно, показалось скучным; информация, которая вызвала неприязнь)

ИНТЕРЕСНО

(записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)

- Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

- Глагола и наречия.

- Вид(сов./несов),возвратность, обозначает действие.

- Не изменяется, не склоняется и не спрягается.

- Обстоятельством.

Заполняют.

VI. Задавание домашнего задания

(2 мин.)

- Запишите домашнее задание:

1)учебник, с 78 упр. 183;

2)повторить и выучить правила.

Спасибо за урок! До свидания!

Записывают домашнее задание и прощаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок для 7 класса МБОУ «Ак- Дашской СОШ» «…» Подготовила: Ооржак Д.А-Х., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

«Деепричастие как часть речи»

Слайд 3

Цели урока: дать понятие о деепричастии как части речи; научиться находить деепричастие в предложении.

Слайд 4

Космонавт рассказывает о полете и улыбается . Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь .

Слайд 6

Упражнение 181, стр. 77 Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие-добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д . Подчеркните главные члены предложения. Бе ..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч.. тко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, (не) зар ..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хв о и. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху .( А. Серафимович)

Слайд 7

Задание 1. Преобразуйте предложения, используя в них деепричастные обороты . Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. 2 . Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. 3 . Если солгал один раз, будешь весь век лгуном. 4 . Если вытянулся на диване, денег не заработаешь. 5 . Он стоял в надменной позе и свысока смотрел на всех . 6. Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний.

Слайд 8

Задание 2. «Фразы растерялись». Найти деепричастия и одновременно исправить фразеологизмы, которые употреблены в тексте неправильно. Узнав об обмане товарища, ребята решили вывести его на чистую прорубь . 2. Сытно поев и выспавшись, мальчик подумал, что он теперь будет, как сыр в молоке кататься, живя у родственников матери . 3. Выйдя на субботник, люди трудились не покладая лопат, все, от мала до больших.

Слайд 9

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорога, анютины глазки или выражения оценки: не лыком шит, спустя рукава. Иначе – фразеологические обороты.

Слайд 10

Задание 3. « Перевертыши». Вам нужно вставить деепричастия во фразеологизмы и заменить их наречиями либо словосочетаниями с другими частями речи . Слушать … рот - ? 2. Мчаться … язык - ? 3. Работать … рукава - ? 4. Работать … рук - ? 5 . Решать … головы - ? 6. Бежать … голову - ?

Слайд 11

Проверяем задание: 1. Слушать раскрыв рот - слушать внимательно. 2. Мчаться высунув язык - мчаться быстро. 3. Работать спустя рукава - работать плохо. 4. Работать не покладая рук - работать усердно . 5. Решать не теряя головы - решать ответственно . 6. Бежать сломя голову - бежать, не думая о последствиях, внезапно, бездумно.

Слайд 12

ПЛЮСЫ (записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции ): МИНУСЫ (записывается все то, что не понравилось на уроке, было непонятно, показалось скучным; информация, которая вызвала неприязнь ): ИНТЕРЕСНО (записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю ):

Слайд 13

Домашнее задание: 1)Упражнение 183, стр.78; 2)Повторить и выучить правила.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской. Урок разработан с применением технологии дифференцированного обучения. Приложена опор...

разработка урока "Имя существительное как часть речи"

Урок для изучения имени существительного как части речи...

Разработка урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи". 5 класс.

Сценарий урока по ФГОС. Тип урока:открытие нового знания....

Разработка урока " Частица как служебная часть речи".

Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела ...

Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"...