Разработка урока по литературе с применением технологии развития критического мышления
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Этот урок был разработан по итогам посещения курса "Технология развития критического мышления", проведен как открытый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературе | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО Центр профессионального образования Самарской области
Итоговая письменная работа
по результатам изучения вариативного блока «Современные образовательные технологии»
Выполнила:
Непряхина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СПО ССПК Лицей государственной службы и правоохранительных органов
г.о.Самара. 2014
Технологическая карта занятия
Преподаватель: Непряхина Ольга Александровна
Предмет / дисциплина: литература
Класс: 10
Тема урока / занятия: "Портрет Ф.М.Достоевского - писателя, мыслителя, человека"
Тип урока: урок изучения нового материала
Длительность: 80 минут
Технология – РКМЧП.
Дидактические задачи (цель учебного занятия):
1.Углубить знания обучающихся о Ф.М. Достоевском как о писателе, мыслителе , человеке.
2.Пробудить интерес к его творчеству.
Развивающие задачи:
1.Развивать интересы к познанию.
2.Развивать познавательные способности.
3.Развивать умение работать с информацией.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать умение работать в коллективе.
2.Воспитывать умение слушать друг друга.
ОК /УУД
- умение работать в группе;
- умение графически оформлять текстовый материал;
- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
- умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.
Оборудование:
1.ПК (ноутбук)
2.Проектор
3.Планшеты для тестирования .
4. Программа "My test student" с тестами, созданными учителем к уроку.
5.Презентация
6.Видеоролик о Достоевском из цикла передач"Календарь важных дат"
7.Распечатка текстов.
Ход учебного занятия
Этапы учебного занятия | Содержание учебного материала | Методы обучения | Средства обучения | Ориентировочная дозировка времени |
Оргмомент | Здравствуйте, ребята ,садитесь .Запишите дату ,классная работа .Дежурный ,сообщите об отсутствующих.О теме сегодняшнего урока вы догадаетесь сами ,внимательно посмотрев на портрет этого человека. Кто это? Верно. Запишем тему урока в тетрадях"Встреча с Ф.М.Достоевским- мыслителем , писателем, человеком" | словесный | Показ презентации (слайд 1,2) | 2 минуты |
Вызов Осмысление | Почему до сих пор не падает интерес к биографии этого писателя? По телевидению и СМИ проводят дискуссии, снимают фильмы, о Достоевском говорят, его выдвигают номинантом в современном проекте "Имя России"? Потому что это одна из самых сложных и загадочных личностей в мировой литературе .Не зная жизни писателя, его личностных качеств, его мировоззрения, нельзя понять его произведений. Поэтому наша цель: как можно больше узнать о Достоевском. На доске записаны ключевые фразы , так или иначе связанные с этим писателем. Задача каждой из 4 групп- составить связный текст по этим фразам, используя имеющиеся знания . Ключевые слова: -Мариинская больница -врач -инженерное училище -бедные люди -Петрашевский -смертный приговор Теперь зачитайте свои варианты ( 4 ответа). Ребята, теперь обратимся к таблице, с которой будем работать на уроке .Посмотрите на экран и зачертите такую же у себя в тетрадях. Теперь внесем все , что нам известно на данный момент о Достоевском в 1 столбец "Знаю". (Коллективная работа с учителем). Достаточно ли этой информации? Достоверна ли она? Конечно , нет. Поэтому я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик О писателе. | Мозговой штурм (групповой) Составление текста по ключевым Словам Схема"ЗХУ" | Рабочие тетради Показ презентации (слайд 3) Рабочие тетради Рабочие тетради Показ видеоролика | 4 минуты 5 минут 3 минуты 5 минут |
Рефлексия Подведение итогов урока | Достаточно ли информации ? Все ли вы успели запомнить ? Нет. Поэтому продолжаем нашу работу. Используя заполненный столбец таблицы и только что услышанную информацию создадим схему-кластер, к которому вернемся и в конце урока , и вы еще раз вернетесь к нему дома при выполнении домашнего задания. Возьмите листы и зачертите.
Какие ещё категории в биографии человека мы можем выделить с помощью овалов. ( примерные ответы учащихся :круг чтения, происхождение, семья, круг общения, участие в общественной жизни, произведения, основные идеи, мировоззрение и т.д.). распределяем их в кластере. Следующий этап нашей работы возвращает на к заполняемой в рабочей тетради таблице. Точнее ко 2 столбцу "Хочу узнать".Опираясь на схему составьте вопросы, что бы вы хотели узнать о Ф. М. Достоевском ? Сейчас я каждому раздам распечатки текстов, вы их внимательно прочитаете, поставив на полях отметки. Теперь мы получили достаточное количество информации и можем вернуться к нашим первоначальным записям в тетрадях и вычеркнуть всю неверную информацию из 1 столбца. Используя текст, найдем ответы на поставленные вами вопросы и впишем их в 3 столбик таблицы. Если в тексте не окажется ответа на вопрос, подчеркните его карандашом. Вернемся к кластеру. Впишите все полученные сведения из ответов на вопросы в него. Итак, что мы узнали о Ф. М. Достоевском как о мыслителе? Как о человеке? Как о писателе? А теперь закройте тетради . Проведем небольшую проверочную работу по результатам урока. Задание будет дифференцированное: 1.Написать эссе о Достоевском ( написать о ваших впечатлениях от биографии писателя 8-10 предложений.) 2.Пройти тестирование на планшетах по биографии Достоевского. 3.Написать синквейн ( пример на доске) Наш урок подошел к концу. Сдаем проверочные работы. Подведем итоги. Каждый сегодня на уроке получил что-то новое, работы каждого ученика будут оценены по достоинству. Запишем домашнее задание в дневники: найти у себя в таблицах подчеркнутые вопросы, вы должны в различных источниках найти ответы на них. Если таких вопросов нет , вы их составите. Источники у казаны на доске: Википедия, литературные энциклопедии, уроки БИБИГОНА , учебник Ю.В. Лебедева 2 часть , стр.231-258. | Кластер Метод конструирования вопросов Инсерт (чтение с пометками) Ответы на вопросы Устный опрос Текущий контроль Словесный | Рабочие тетради , учитель на доске. Рабочая тетрадь Распечатки, слайд со значением пометок (слайд 4) Планшеты, слайд 5, рабочие тетради Слайды 6 ,7. | 6 минут 4 минуты 10 минут 10 минут 5минут 20 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 10 классе по теме "Определение синуса, косинуса, тангенса угла" с применением технологии развития критического мышления
Данный урок разработан по учебнику Колягина Ю.М " Алгебра и начала математического анализа" 10 класс с применением технологии развития критического мышления....
разработка урока алгебры в 7 классе по теме «Многочлен стандартного вида» с применением технологии развития критического мышления
Урок алгебры. 7 класс. Тема «Многочлен стандартного вида»Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Чтение. Суммирование...
Методическая разработка урока английского языка по теме «У меня дома» с применением технологии «развития критического мышления». 6 класс с презентацией
Технология критического мышления включает в себя процесс целенаправленного суждения, контролируемого человеком, который подвергает оценке объекты, процессы, личный опыт. Эта технология...
Методическая разработка урока английского языка по теме «У меня дома» с применением технологии «развития критического мышления». 6 класс с презентацией
Технология критического мышления включает в себя процесс целенаправленного суждения, контролируемого человеком, который подвергает оценке объекты, процессы, личный опыт. Эта технология...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы
В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...
Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...
Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования....