Открытый урок по русскому языку в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Презентация к открытому уроку по русскому языку в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klas._2.ppt | 1.19 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Громко вновь звенит звонок, Нам пора начать урок. Все волнения отбросьте – Не забыли о нас гости! Оглянитесь, улыбнитесь, Тихо по местам садитесь.
Путешествие за тридевять земель в тридесятое царство
Орфографическая разминка Ч стота в квартире Дра а Посв тить стихи С астливый Скр петь дверью Иску ный Приви егия Зав зировать документ Лес ница Прож вать хлеб Ли ипут Б ющийся Ветре ый Позв лять шалость Пос деть от горя И Е Мм М Щ Ч Е Я И Е Ст Т Л ЛЛ Е И Е И Л ЛЛ Ъ Ь Н НН О А Е И И М Я Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е Т Т
Станция «Теоретическая»
Станция «Просклоняй числительное»
Станция «Синтаксическая»
Отдохнём чуть-чуть от дела, Разомнём немного тело. Раз – подняться, потянуться. Два – слегка назад прогнуться. Три – присесть. Четыре – встать и руками помахать. Пять – наклоны вправо, влево. Шесть – достать рукой колено. Семь – глазами поморгайте. Восемь – шею разминайте. Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь. Десять – сели образцово, принялись за дело снова.
Станция «Морфологическая»
Станция «Смекалистая»
«Реши ребусы» Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку. 40 а, е2, о5, с3ж. ? ? ?
Станция «Фразеологическая»
Фразеологическая разминка Объясните значение фразеологизмов с числительными: до седьмого пота, семь пядей во лбу, семь пятниц на неделе, спустить семь шкур. Дополните своими примерами
«Немного истории» Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Станция «Сообразительная»
Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен . Удачи в изучении этой сложной части речи!
Молодцы! Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Учитель - Ермолаева Е.В.
Урок русского языка в 6 классе .
Тема урока: «Повторение имени числительного»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, карточки, цветик-семицветик с заданиями, смайлики.
Цели:1)повторение изученного в разделе «Имя числительное» (понятие о части
речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях
и синтаксических);
2) развитие умений отличать числительные от других частей речи, исполь-
зовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способ-
ностей детей;
3) воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока
1 Оргмомент.
Добрый день.
Громко вновь звенит звонок
Нам пора начать урок
Все волнения отбросьте-
Не забыли о нас гости!
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Это урок-путешествие, полное неожиданностей и приключений. А отправимся мы с вами в путешествие за тридевять земель в тридесятое царство. Цель нашего путешествия:
повторить должны мы дружно,
как числительное нужно
правильно писать, склонять,
в речи верно применять.
Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.
2 Актуализация знаний.
-А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете вы это, показав себя знатоками русской орфографии.
Орфографическая разминка.
Правильно выбранная вами буква будет соответствовать номеру буквы в названии царства. Итак, вперёд!
Ч(и,е)стота в квартире.
Дра(м,мм)а
Посв(я,е)тить стихи
С(ч,щ)астливый
Скр(и,е)петь дверью
Иску(с,ст)ный
Приви(лл,л)егия
Зав(и,е)зировать документ
Лес(т,тт)ница
Прож(е,и)вать хлеб
Ли(лл,л)ипут
Б(ъ,ь)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Позв(о,а)лять шалости
Пос(и,е)деть от горя (Имя числительное)
- В какое же, ребята, мы отправляемся царство-государство? ( Правильно, в царство имени числительного)
- Чтобы добраться до дворца его величества имени числительного, мы должны будем преодолеть горы, морфологический лес , синтаксические реки и многие другие препятствия.
Итак, отправляемся в царство имени числительного.
3. Повторение изученного материала.
Первое наше препятствие – станция «Теоретическая». Ребята, в любом путешествии нужны опытные и знающие люди. Вы согласны со мной? (Да)
Давайте докажем, что мы опытные и знающие.
На доске прикреплён цветок с 7-ю лепестками. На каждом лепестке задание (Дети подходят, отрывают лепесток и отвечают на поставленные вопросы)
1вопрос Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры .( Имя числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой?)
2 вопрос. Какие числительные называются простыми, какие - составными? Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,- составные)
3 вопрос. В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? ( от 5-20, 30 – на конце, от 50-80, 500-900- после первого корня.)
4 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.
( целые числа - пять, десять, дробные -две третьих, собирательные- трое.
5 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? (порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый).
6 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? ( С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат, с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц.
7 вопрос. Как склоняются дробные числительные? ( 1-я часть как числительное, обозначающее целое число, вторая - как прилагательное во множественном числе: к трём пятым, с тремя пятыми)
Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели станцию «Теоретическая».
Теперь нас ждёт следующее испытание на станции «Склонение числительных»
( Задание раздаю на листочках по вариантам, один человек около доски)
Поставьте числительные в указанных падежах.
1 вариант 2 вариант
464 конверта ( р., тв) 757 кастрюль (р., пр)
98 велосипедов (д.,тв) 557 мотоциклов (д., пр)
Индивидуальное задание:
765 рублей (р.,тв)
600 училищ (тв.,п.п)
-Ребята, а давайте вспомним, в чём особенности склонения числительных 40, 90, 100? ( У них 2 формы. И.В.- сорок, девяносто, сто. Р, Д ,Т ,П- сорока ,девяноста, ста)
Вывод: молодцы, ребята, мы преодолели сложное препятствие. Теперь нас ждёт препятствие, которое мы должны переплыть. Это синтаксическая река.
Станция « Синтаксическая»
Задание: подчеркнуть числительные как члены предложения.
1.Два да два – четыре.
2.Разделите шесть на три.
3.Мы живём на втором этаже.
4.Занятия в спортивной секции начинаются в три часа.
Вывод: Какими членами предложения могут быть числительные? (разными членами предложения)
- Ещё одно препятствие позади. Давайте, ребята, немножко отдохнём.
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – слегка назад прогнуться.
Три – присесть.
Четыре – встать и руками помахать.
Пять – наклоны вправо, влево.
Шесть – достать рукой колено.
Семь – глазами поморгайте.
Восемь – шею разминайте.
Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Десять – сели образцово, принялись за дело снова.
Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных.
Какие числительные здесь употребляются? К какому разряду они относятся? ( количественные)
Чтобы преодолеть следующее препятствие, нам нужно пройти через морфологический лес. Сделать это будет непросто, но мы должны постараться.
Станция « Морфологическая»
Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи, записывая начальную букву в строчку через запятую.
Два, двойка, утроить, пятый, семидневный, пятиклассник, одиночка, один, пятёрка, четыре.
Вывод: что, ребята, нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову)
- А теперь давайте проверим, под силу ли вам станция «Смекалистая?»
Ребята, вы должны решить ребусы.
1» Хитрое предложение». Вы должны его разгадать, иначе нам не попасть в царство имени числительного.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
40а, е2, о5, с3ж.
Вывод: молодцы, ребята. Вы очень смекалистые. Теперь мы можем преодолеть любые препятствия.
Перед нами ещё одна станция, которая называется «Фразеологическая разминка».
- Объясните значение фразеологизмов с числительными: до седьмого пота, семь пядей во лбу, семь пятниц на неделе, спустить семь шкур.
Вывод : молодцы, ребята, вы хорошо знаете фразеологизмы.
- Прежде чем отправиться к следующему препятствию, давайте послушаем легенду о жителе этого царства.
« Немного истории».
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.
В один сорокъ (т.е. мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями ( или белками) и, наконец, числительное сорок. ( Из « Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского).
- Отдохнули, ребята? Хорошо, теперь отправляемся на последнюю станцию « Сообразительная».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор».
- Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача прочитать его правильно. Я вам сейчас раздам по одному предложению на листочках, а вы должны прочитать его правильно.
1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров.
2.Брат вернулся около 12 часов.
3.Он взял эту высоту – планку подняли на 198 сантиметров.
4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта.
5.В походе было более 300 школьников.
6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой.
7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок.
8.В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей.
9.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1893 года.
10.Длина этого участка около 567 метров.
11.Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года.
Вывод: Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен
Ты и с числительным будь дружен!
- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство имени числительного. Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок.
В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:
1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не забыть об этом дне? ( 15 февраля)
2) Как долго мы путешествовали? ( 45 минут)
3) В каком царстве мы побывали? ( в царстве имени числительного)
- Ребята, у вас на партах у каждого лежат по два смайлика: один грустный, другой весёлый. Покажите смайлика, который соответствует вашему настроению.
- Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением.
Оценки за урок.
Домашнее задание: найти 5 пословиц с именами числительными и записать в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...