Материалы "В помощь учителю"
методическая разработка по русскому языку по теме

Дмитриева Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

             Информационная карта проекта

  1. Направление.  Расширение знаний о пользе спортивных дисциплин и последствиях вредных привычек.

  1. Название проекта: « Выбор за вами! А мы выбираем СПОРТ!!
  2. Название организации- заявителя - Библиотека при МБОУ «Акрамовская ООШ»
  3. Контактная информация. 429532 Моргаушский район, с.Акрамово, ул. Центральная 36

                      тел.

                      электронный адрес: akrschkmor@ mail.ru

5.Авторы проекта:

Дмитриева Светлана Геннадьевна - классный руководитель 5 класса;

Андреева Яна Аполлоновна – ученица 5 класса;

Бардасова Анастасия Сергеевна - ученица 5 класса;

Ердуков Андрей Вениаминович – ученик 5 класса;

Ермакова Анастасия - ученица 5 класса;

Рыжкова Виктория Алексеевна – ученица 5 класса;

Федоров Дмитрий Владимирович - ученик 5 класса;

6.Руководители проекта:

Андреева Татьяна Васильевна – библиотекарь при МБОУ «Акрамовская ООШ»

Дмитриева Светлана Геннадьевна - классный руководитель 5 класса МБОУ «Акрамовская ООШ»;

Борзаева Наталия Вячеславовна - старшая вожатая МБОУ «Акрамовская ООШ»

7. География проекта. Работа будет проводиться на территории  Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики. Целевой группой проекта являются учащиеся 5 класса и их родители.

                   Содержание проекта

                      8.   Постановка проблемы

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотьемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Здоровье человека-  это главная ценность жизни, которую не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать  смолоду, с первых дней жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, « здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды.

Особое место среди них занимают так называемые « дурные привычки» и склонности - курение, алкоголь и наркотики. Сегодня человечество переживает кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.

    Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность, число детей, имеющих психологические и неврологические отклонения.

И мне, как классному руководителю, небезразлична судьба моих школьников. Я работаю с 5 классом первый год, и хочу, чтобы мои ученики вели активный образ жизни, дружили со спортом, тем самым укрепляя свое здоровье.

 

9. Актуальность проблемы

Мы обязаны думать о нашем здоровье…

Но сегодняшнее поколение забывает о жизненных ценностях, идя на поводу вредных привычек. Разве о таком поколении мечтали наши дедушки и бабушки?

Реализация проекта дает возможность наглядно увидеть, как неуютно и больно чувствует человек, когда пристраститься к курению, наркомании, токсикомании, пьянству. И в каком мире находится тот, который дружит со спортом.

Учащиеся будут иметь возможность работать группами, что ведет к сплоченности коллектива.

 10.   Цели и задачи

 

Цель проекта: привлечение учащихся 5 класса и их родителей  к работе по расширению углубленных знаний о  пользе спортивных дисциплин и последствиях вредных привычек.

Задачи:

  • Воспитание нравственных ценностей и представлений  о культуре здоровья;

  • Повышение уровня физического развития и  подготовленности;

  • Познакомить   с разными видами спорта,  вовлечь  в    спортивные секции и кружки;

  • Создать условия для формирования стремления к    здоровому образу жизни;

  • Формирование у учащегося системы ценностей,    связанной с собственным здоровьем и  здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков;

  • Способствовать физическому развитию  и    самосовершенствованию учащегося.

  • Осуществить сотрудничество учащихся  между      родителями, учителями.

11. Предполагаемые результаты:

Дети, способные   к активному, здоровому образу жизни, внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха; повышение уровня физического, психического и социального здоровья учеников; уменьшение количества поведенческих рисков, oпасных для здоровья;  осознанное отношение пятиклассников  и его родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

12. Ресурсы.

  • кадровые (специальные знания, профессиональная компетентность, высокая мотивация к деятельности);
  • организационные (налаженные партнерские связи с библиотекарем школы, родителями детей,  школьным  психологом, медицинскими работниками)

13. Сроки и этапы реализации:

   Программа  рассчитана на  5 месяцев, с сентября 2011   – по январь   2012 года, и включает в себя 4 этапа: подготовительный, организационный, основной и заключительный.

13.1.  Подготовительный (сентябрь  2011 г.):

- диагностика (анкетирование, собеседования, тестирования,  регулярное наблюдения за детьми и систематическое изучение результатов их деятельности), с целью формирования направлений работы.

- разработка плана работы;

- подбор кадров;

- создание условий для реализации основных идей программы;

- разработка конкретных мероприятий  по реализации программы.

13.2. Организационный этап (октябрь - ноябрь 2011г.):

- формирование групп;

- информационная работа с детьми и родителями;

- составление списка детей, пожелавших принять участие в изготовлении аппликаций и разных буклетов;

13.3.  Основной этап (декабрь 2011г.):

- работа по плану и участие в различных конкурсах, проводимых  в школе или  в районных мероприятиях;

- методическая работа с руководителями групп;

 -реализация поставленных задач, которая заключается в решении намеченных мероприятий.

- подготовка раскладушки для школьной библиотеки «« Выбор за вами! А мы выбираем СПОРТ!»

13.4. Заключительный этап (январь 2012г.)

- Обобщение итогов деятельности;

- Мониторинг эффективности проделанной работы;

- Анализ деятельности;

- Проведение Дня Здоровья;

14.  Принципы руководства при реализации программы.

14.1. личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в  группы.

14.2. природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

14.3. культуросообразность воспитания:

- опора в воспитании на национальные особенности;

- изучение и освоение культуры народа.

14.4. гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

14.5. дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- активное участие детей во всех видах деятельности;

15. Условия реализации программы.

15.1. Материально-технические условия предусматривают:

а) финансирование за счет спонсорской помощи;

б) максимальное использование всей материально-технической базы МБОУ Акрамовской основной общеобразовательной школы, близлежащих медицинских учреждений

15.2. Кадровые условия.

В реализации программы участвуют:

- классный руководитель 5 класса;

- ученики 5 класса;

- школьный и сельский библиотекари;

- медицинские работники;

- родители учащихся;

 

15.3.Педагогические условия.

- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам объединения, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;

- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;

- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

15.4. методические условия предусматривают:

- наличие программы, плана и методических разработок;

- проведение инструктивно-методических сборов;

16 .  Виды деятельности объединения:

-  Журналистика.        

- Социальное проектирование

- Научно-исследовательская деятельность.

-Художественно - прикладное  творчество.

- Пропаганда спорта в альтернативу пагубным привычкам.

- Использование средств новых информационных технологий;

17. Целевые группы: обучающиеся 5 класса.

18. Направления работы.

   Исходя из интересов и потребностей учащихся, выявленных в ходе диагностики - анкетирования, собеседования, тестирования, регулярного наблюдения за детьми и систематического изучения результатов их деятельности, формируются направления работы.

19. Реализация программы.

19.1. С целью формирования направлений работы групп, была проведена диагностическая работа с детьми - анкетирование, собеседования, тестирования, регулярное наблюдения за детьми и систематическое изучение результатов их деятельности - в ходе которой выявилось, что из предложенных направлений для составления материалов для раскладушки, наиболее близкими являются  художественно – прикладное   творческое направление деятельности.

                     

Календарный план работ

Основные направления

работы

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Диагностическое

Анкетирование на тему «Мое здоровье» тестирование, беседа.

сентябрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.

2

 Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью;

Посещение ФСК « Сывлах» с. Моргауши

Посещение Ярабайкассинской амбулатории

октябрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.,

Бардасова О.В.,учитель физкультуры

Любимова В.Н., детский врач Ярабайкасинского офиса врача

3

Физкультурно-оздоровительная спортивно-массовая работа

 проведение дней , недель , праздников здоровья;

1.Соревнование
"Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ"

2.СЛУЧАЙ С ПАПИРОСКИНЫМ

Пьеса в одном действии

3."КРАСИВ В СТРОЮ,

СИЛЕН В БОЮ"
конкурс к 23 февраля

4.Участие в выступлении агитбригады «Здоровым все здорово»

5. Участие в проведении Дня здоровья

октябрь

январь

Дмитриева С.Г. кл.рук.,

Бардасова О.В.,учитель физкультуры,

Борзаева Н.В., старшая вожатая

4

 Профилактическая    деятельность

1.Организация обследования  с целью раннего распознавания заболеваний

Проводятся врачами специалистами лекции и беседы на темы:   а) возрастное воспитание.

  б) правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание

2.«Алкоголь ВСЕГО ОДНА РЮМКА…»Классный час.

3. Тренинг. «Вредным привычкам скажем «нет»»

4.  Круглый стол. «Курить и пить -здоровью вредить»

ноябрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.,

Любимова В.Н., детский врач Ярабайкасинского офиса врача,

Скворцова А.А.,

школьный психолог

5

Работа с родителями.

Спортивная конкурсная программа
"
ПАПА, МАМА, Я — СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ!"

Родительское собрание-практикум
«
Дети в МИРЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

ноябрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.,

члены родительского комитета

6

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью;

1.Просмотр видеороликов, презентаций видеофильмов о влиянии спорта на вредные привычки

2.Участие на конкурсе стихотворений на тему «Мы выбираем спорт»

декабрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.

Дмитриева С.Г.,кл.рук.,

Борзаева Н.В., старшая вожатая

7.

Ознакомление со способами укрепления здоровья, обучение новым играм.

Внеклассное мероприятие
соревнование
"Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ"

декабрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.

8

Формирование художественно – прикладного искусства

Подготовка раскладушки для школьной библиотеки «« Выбор за вами! А мы выбираем СПОРТ!»

декабрь

Дмитриева С.Г. кл.рук.,

Андреева Т.В., школьный библиотекарь

9

Формирование чувства ответственности

Анализ проделанной

работы. Награждение

участников проекта  

январь

Дмитриева С.Г. кл.рук.,

Андреева Т.В., школьный библиотекарь

 

Ход работы над созданием проекта

  1. Диагностика.

Анкетирование «Мое здоровье»

с помощью которого можно проверить знания учеников о здоровье, о способах физического укрепления организма, выявить отношение к здоровому образу жизни

Вопросы

Ответы ученика

1.Что вы  знаете  о здоровье?

Здоровье- отсутствие болезней

2.Какие народные лечебные рецепты знаете?

---------

3.Перечислите  виды спорта

Футбол, волейбол, бокс.

4.Что вы знаете из истории спорта

------

5.С какими вредными привычками следует бороться?

Наркомания, курение

6.В сети Интернет есть  Спортивный сайт. Что вы знаешь о нем?

------

7.Перечисли всемирно известных спортсменов

Егорова, Иванова

8.Назовите  тех людей, которые благодаря силе воли, смогли избавиться от вредных привычек

--------

 Вывод: ученики скудно  знают о ЗОЖ.. Ничего не могут  рассказать из истории спорта. Мало знают о здоровье.  В век информационной технологии  не имеют представление о существовании  Спортивного  сайта.

  1. Посещение ФСК « Сывлах» с. Моргауши и  Ярабайкассинской амбулатории.

Велась санитарно  – просветительская  работа в целях укрепления здоровья.

Используется методика дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. по методике дыхания А.Стрельникова тренируется, только вдох - шумный, резкий, короткий - как бы шмыгая носом, выдох пассивный через рот. При шумном, коротком вдохе носом идет насыщение коры головного мозга кислородом -ликвидируются спазмы сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхательные упражнения Стрельниковой вылечивают: сколиоз ринит, хронический насморк, гайморит, бронхит, астму, пневмонию, улучшает работу сердца, нормализует артериальное давление, способствует правильному формированию органов и систем, помогает подрасти, излечивает заикание.

I. Упражнение - дыхательное "Ладошки". Встать прямо, ноги вмете, руки согнуты в локтях, ладошки снаружи развернуты. Резкий вдох, ладошки сжать, выдох - разжать. 4 раза - 27 серий.

  1. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки.
    Резкий вдох - руки вниз, кулочки разжать, выдох - руки на поясе. 8
    раз-16 серий.
  2. «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на
    ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть
    к ногам. Выдох - и.п.
  3. «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях,
    ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем
    если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п.
    упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет и
    т.д.
  4. Профилактические упражнения для укрепления осанки и
    ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения

  1. Профилактический      комплекс      упражнений      для
    предупреждения плоскостопии.

Гимнастика для укрепления мышц глаза.

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза (5 раз, интервал в 30
    секунд).
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, верх, вправо, влево в обратную
    сторону.
  4. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем
    открыть их на 3-5 секунд (6-8 раз).
  5. Быстро моргать в течении 1-2 минут (способствует улучшению
    кровообращения).
  6. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды.
    Затем поставить руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести
    взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить
    руку (10 раз) (снимает утомление глаз, облегчает зрительную
    работу на близком расстоянии).
  7. Выполняется   сидя.   Закрыть  веки   и   нужно   массировать   их
    круговыми    движениями    пальца    в    течении     1     минуты.
    (Способствует расслаблению мышц глаза).

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на
верхнее веко, спустя 1-2 секунды, снять пальцы с век. (3-4 раза;
улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей

  1. Мероприятие «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ"

Цели.

  • Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание взаимопомощи.
  • Развитие силы воли, творческих способностей.
  • Ознакомление со способами укрепления здоровья, обучение новым играм.

Оборудование.

Фотографии о спорте, таблица для игры, ведро, теннисные шарики (2-3), магнитофон, маркеры двух цветов

Подготовительная работа

Дать ребятам задания - подготовить оздоровительную рекламу, упражнения для утренней зарядки, танец с элементами аэробики; подготовить класс: парты убрать, стулья расставить для двух команд напротив друг друга, подготовить место для жюри; гостей, подготовить грамоты или призы, разучить песню "Не спеши трубить отбой".

План проведения мероприятия.

  1. Беседа о здоровье.
  2. Игра " Я выбираю здоровье".
  3. Итог. Награждение. Песня.

Ход и краткое содержание мероприятия.

1.        Беседа о здоровье.

Чтение пословиц:

В здоровом теле - здоровый дух.

Богатство - на месяц, здоровье - на всю жизнь.

Обсуждение. Кто считает себя здоровым? Кто хочет закалять своё здоровье? Если умеешь вовремя отдыхать, будешь есть простую и здоровую пищу, будешь спать полноценно и спокойно, содержать в чистоте своё тело, будешь дружить с физкультурой и спортом, значит будешь здоровым и долго жить. Рекомендуется начинать и заканчивать день гимнастикой и массажем.

2.        Игра "Я выбираю здоровье".

Правила игры: две команды - "Крестики" и "Нолики" выполняют задания, а результаты записывают в виде "О" и "X" в таблицу с номерами заданий (выиграл - ставь знак). Выигрывает та команда, которая больше наберёт своих знаков. Дополнительное очко даётся команде, сумевшей проставить подряд три своих знака по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали. Например:

1 6 4 0 0 Х

7 2 9 Х Х Х

5 8 3 0 X 0

Представление жюри,  Деление на 2 команды

Даны две пословицы:  здоровом теле - здоровый дух. Богатство - на месяц, здоровье на всю жизнъ\ которые разделены на отдельные слоги двух цветов по количеству участников. Например, если 20 участников, то по 10 частей. Ребята должны выбрать себе один цвет, из частей собрать пословицу. Побеждает первый, собравший пословицу. Команда-победитель выбирает название: "Крестики" или "Нолики", и ей даётся право выбрать первое задание:

1 6 4 цифры- номера заданий из таблицы

7 2 9

5 8 3

Задания:

1)        Викторина.

  • Волейбольная команда Смоленска? (Феникс)
  • Футбольная команда Смоленска? (Кристалл)
  • Всемирные спортивные игры, которые проводятся один раз в четыре года? (Олимпийские игры)
  • После какого ритуала Олимпийские Игры считаются открытыми? (Зажжения факела)
  • Зимние виды спорта?
  • Летние виды спорта?
  1. Кто больше скажет слое о здоровье. (Побеждает последний)
  2. Спортивно - оздоровительная реклама (каждой команде даётся время для подготовки).

Спортивная пауза (аэробика).

Движение - это жизнь, пусть движение будет в мыслях, делах, в чувствах.

4)        Театр-экспромт.

Человек должен уметь показать свои чувства. Если умеешь общаться с людьми, имеешь хороших друзей - будешь здоровым.

Попробуем вместе поиграть в театр без слов, а в движениях и мимике. Участвуют в сценках "Подчёркнутые слова".

(1 -команда) Пурга.

Утром Толик вышел из дома. На дворе была пурга. Деревья страшно шумели. Мальчик испугался. Встал под дерево и решил в школу не идти. Вдруг он увидел Сашу. Он тоже, испугавшись пурги, спрятался под дерево. Мальчики увидели друг друга. Им стало весело. Мальчики побежали навстречу друг другу, взявшись за руки пошли в школу. Воет пурга, свистит, но она теперь не страшна.

(2-команда) На горке.

Ребята целый день трудились - на дворе строили горку. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. Костя быстро оделся, надел коньки, пошёл на горку. Скатился с горки. Поскользнувшись, упал. Много раз падал. Чтобы не было скользко, начал таскать песок из ящика. Попробовал скатиться - бух - упал. По песку коньки не едут! Вышли ребята. Они рассердились на Костю. Дали лопату и велели таскать снег на горку, после работы полили водой. Косте эта работа понравилась. Он лопатой даже лесенки приделал.

5)        Фотография.

Тема. "Спортивные соревнования (нужно замереть, изобразив участников спортивных соревнований)".

Спортпауза. Зарядка для пальцев.

Можно развить силу пальцев. Вместе с силой пальцев развивается и духовная сила. (А.Левшинов "12 сторон ладони", стр. 24-27)

  1. Здоровый образ жизни. Выходной день. (Один рассказывает, другой показывает)
  2. Проведение утренней зарядки (один участник проводит с другой командой)

Спортпауза. Игра "Шайба - гол - ура!"

Правила: Две команды. Ведущий по очереди поднимает (взмахивает) одну, другую руку, обе руки. Одна рука - первая команда кричит "Шайба!", другая рука - вторая команда кричит "Гол!", обе руки - обе команды кричат "Ура!". Поднятие (взмахивание) правой, левой и обеих рук надо чередовать.

8)        Мини-баскетбол.

Попадание теннисного шарика в ведро.

Участники команд забивают по одному шарику в ведро.

Спортпауза. Массаж пальцев. Профилактика.

Массаж точек рук помогает укрепить весь организм. (А. Левшинов "12 сторон ладони", стр. 103-104)

9) Вопрос "Почему я выбираю здоровье?"

Какая команда ответит полнее?

3. Итог,

Жюри подсчитывает количество "крестиков" и "ноликов".

Награждение,

Песня "Не спеши трубить отбой".

Приложение.

Песня "Не спеши трубить отбой!"

Не спеши трубить отбой,

Ты дорогу до конца не прошагал!

И уходит из-под ног в небосвод голубой

Самый трудный, самый главный перевал.

Ты часы остановил -

Испугался неизбежности такой.

И тому, в ком сердце льва, кто с отвагою в груди,

Первый шаг бывает сделать нелегко!

Загляни в глаза себе,

Стало стыдно - значит что-то здесь не так.

Нет удач без неудач, нету лёгких побед

Так чего ж ты опечалился, чудак?

Не спеши трубить отбой,

Ты дорогу до конца не прошагал!

И уходит из-под ног в небосвод голубой

Самый трудный, самый главный перевал.

  1. Подготовка раскладушки для школьной библиотеки « Выбор за вами! А мы выбираем СПОРТ!»
  1. Подготовка аппликаций на тему «Вредные привычки»;
  2. Подготовка аппликаций на тему « Спорт»
  3. Конкурс творческих работ на эти же темы.
  4. Оформление обложки «Выбор за вами! А мы выбираем СПОРТ!»

20. Предварительные выводы о результатах деятельности в рамках программы.

Завершен основной  этап,  и остается проделать заключительный этап. Из анкетирования  учащихся видно, что инициатива работать группами одобрена  и имеет ряд положительных сторон: сплоченность коллектива, конкурентная среда, право выбора разнообразных форм творческой работы.

  При разработке плана работы были учтены все рекомендации учащихся. Провели конкурсную программу « Ярмарка  мудрых мыслей». Заинтересовала ребят презентация классного руководителя Дмитриевой С.Г. «Мы выбираем здоровье»».

  На конкурсе стихотворений лучшей была признана работа  Ердукова Андрея.

  В начале декабря были сформированы 2 группы. Интерес проявляют и родители, которые включаются вместе с детьми. Общими силами мы смогли подготовить раскладушку на тему «Выбор за вами!  А мы выбираем СПОРТ!» Работа проводилась по заказу школьного библиотекаря Андреевой Т.В. в целях профилактики вредных привычек. Это была наша первая творческая работа.

Страницы для вредных привычек мы выполнили наиболее в темных тонах, чем спорт или активный образ жизни.  Надеемся, что ко Дню Здоровья, который будет проводиться в январе, наших задумок будет больше.  

     А пока будем работать по плану, участвовать  на различных конкурсах.

   Цель заключительного этапа - создать благоприятную праздничную  атмосферу при проведении Дня Здоровья. Включить в сценарий праздника просмотр раскладушки, который, по нашему мнению, придаст больше оптимизма и энергии для сохранения здоровья и в борьбе с вредными привычками.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  серии уроков

на  тему

« Путешествие в страну  Лексики»

Аннотация:

  Методическая  разработка посвящается  обогащению словарного запаса учащегося.  Раскрывает ряд вопросов, связанных с ошибками в словоупотреблении, в выборе слова, неточности выбираемого слова (т.е. ошибки на синонимы, антонимы), повторов  одного и того же слова, употреблении лишних слов, неумении пользоваться словарями. Разработка может быть полезна учащимся в обогащении словарного запаса и молодым педагогам как  методическая  копилка в лексической работе.

Цель методической разработки: Определение форм и методов изучения лексики.

Актуальность:     В наше непростое время мы, учителя русского языка и литературы, постоянно сталкиваемся  с лексическим барьером. Явлением, связанным с недостаточным богатством и малой активностью лексики у учащихся. Дети из-за относительной бедности словаря не могут справиться  с учебными заданиями по грамматике, по орфографии. Не могут быстро и правильно подобрать проверочные слова на правописание безударных гласных, пользоваться синонимами, с трудом приводят примеры, отвечая грамматический материал. Многие учащиеся пользуются в речи жаргонизмами и диалектизмами, которые неуместны в рамках процесса обучения.  Лексический барьер затрудняет использование языка в жизненных ситуациях.

   Содержание: Обогащение словаря учащегося – одна из главных задач обучения языку, условие успешного речевого развития и усвоение знаний и умений по языку. На уроках русского языка и литературы реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов. Эта система обычно именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся.

 Причины словарных ошибок: различные ненормативные речевые влияние, незнание нормы, неумение и нежелание пользоваться словарями, бедность синонимики, поспешность выбора слова и отсутствие самоконтроля, неразвитость языкового чувства.

     Значит, нужно все же начать со слов.

    Начиная наше путешествие с лексики, т.е. области, в которой сосредоточено основное богатство языка - это словарный состав. Если язык в целом был первоэлементом литературы, то  первоэлементом языка является слово. Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает современное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

      Известно, что общение на любом языке требует определенного количества слов и правил их сочетания.

      Дети, приходящие в школу, свободно владеют родным языком, которым они научились, общаясь с родителями, родственниками и односельчанами. Опыт работы нерусских школ показывает, что дети, окончившие начальную школу, неплохо владеют русским языком. Тем не менее знания учащихся по этому языку  нередко остаются довольно-таки слабыми, и они затрудняются логически последовательно выражать свои мысли на русском языке.

      Главное условие успешного усвоения русского языка - это планомерное расширение лексического запаса школьников и формирование у них навыков правильного сочетания слов. Значит, учителю необходимо планировать лексическую работу, учитывая уровень знаний и возрастную особенность учащихся. Эта работа в 5-6 классах должна проводиться путем нетрадиционных уроков, с помощью которых уровень лексических знаний заметно повыситься.

                                                             

Урок – путешествие « Лексика и словообразование»

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний

Цели  урока :

  • прививать интерес к изучению русского языка;
  • повторить и обобщить изученный материал;
  • развивать умение работать в группах;
  • умение применять на практике полученные знания;

Оборудование:

  • ключ- путеводитель по станциям;(см. Приложение I)
  • медали (5-для команды-победителя), «Знаток правил», «За смекалку»
  • эмблемы для команд;
  • карта страны Словарии и флажки, которыми отмечается путь путешественников:
  • призы победителям;

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы на уроке проверим, кто лучше всех знает лексику и словообразование. В соревновании участвуют две команды: «Эрудиты», «Знатоки». Вы отправитесь по реке Смекалке в страну Словарию. «Путешествие» начинается в столице  Корень. Вы должны быстро выполнить задания и продвигаться к другим объектам. Ваши баллы отражаются в ключе - путеводителе.

  1. Систематизация знаний.
  • Станция Корень.

    Ученики выполняют два задания:

  1. Найдите однокоренные слова сначала среди отдельных слов (пар, паровой, парный; носильщик, поднос, носатый), а затем в отрывке  из стихотворения О.Высотской «Снежный дом»

Землю вьюга белая

Замела снежком,

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

Вот так дом,

Снежный дом,

Белое крылечко!

Вот так дом,

Ледяная  печка!


2.Составьте гнезда родственных слов: по толкованию лексического значения определите слово и запишите его в колонку однокоренных слов ( тот, кто водит машину; прозрачная бесцветная жидкость; права водителя; рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде; художник, рисующий морские воды;)

  •  Приставочая гора.

   Участники игры указывают слова с приставкой по-(подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать), затем подбирают слова с приставкой , обозначающей движение внутрь (впрыгнуть, войти и т.д.)

  • На пути  к Суффиксному полю разрушился мостик через овраг, по дну сторону оврага остались суффиксы, по другую слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит суффикс в слово:

-к, -ик, -оньк, -ник, -чик, -еньк-, -ищ-        

Река, путь, рука, диван, огурец, заяц, летать, лесной, паркет

  • Суффиксное поле.

  Дети объединяют слова в группы с одинаковым суффиксом (снежинка, изюминка, осинка, корзинка и т.д.)

  • Станция Лексика.

Определите значения слов: колорит, абонемент, стеллаж, каталог.

  • Пик Знаний.(последняя остановка)

 Учащимся предлагается назвать слова с одинаковым окончанием (домов, столов, голов, коров)

4.Подведение итогов.

Определение лучшей команды. Награждение медалями.

  1. Домашнее задание: Написать сочинение. « Мои впечатления от путешествия»

               

                                                                                                                                               Приложение

                     

Ключ-путеводитель

Команда______________________

                                                                                                 

Остановки

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая сумма

Станция Корень

Приставочная гора

На пути к Суффиксному полю

Суффиксное поле                                                                         

Пик Знаний

Внеклассное мероприятие «3натоки русского слова»

Ход мероприятия.

Учитель: Тот, кто жизнью живёт настоящей,

                 Кто к поэзии с детства привык,

                 Свято верует в животворящий,

                 Полный разума русский язык.

                                                          Н.Заболоцкий.

Эти слова, сказанные  Николаем Заболоцким, отражают суть нашей встречи – мы посвящаем её – нашему прекрасному русскому языку.

 А присутствующие в зале – участники игры, зрители и болельщики, поклонники и знатоки его.

Итак, добрый день, здравствуйте.

Мы начинаем нашу игру.

  • Представление членов жюри.
  • Представление ведущей.
  • Представление участников игроков.
  • Представление капитанов команд.

1 задание.

Разминка .

Ведущий:  каждая команда получила лист с указанными номерами от 1 до 10.  ваша задача как можно быстрее ответить на вопрос под определённым номером. Будьте внимательны.

  1. В каких 2 словах пишется подряд три буквы  Е?

Длинноногие

Животные

Змееед

  1. В каких словах один звук обозначается 2 буквами?

Лошадь

Моль

Пень

Кровать

  1. Какое слово имеет корень такой же, как и в слове сказка,

суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставку ту же, что в слове расход?

Рассказчик

  1. Что это за слово?

Корень его находится в слове преподносить,

приставка в слове выписать,

суффикс и окончание в слове терпеливый.

Выносливый.

5.Почему в слове БЛИЗСИДЯЩИЙ  з не переходит в с?

Потому что это не приставка

6.От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву м, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет?

Малый – алый

Маленький – аленький

7. Какие прилагательные женского рода «жалуются» на  свой рост?

Низка -я

Коротка –я

Длинна –я

Высока –я

Долговяза –я

8. Как правильно говорить и писать:

у обоих ножниц

или

у обеих ножниц

Или как-нибудь ещё иначе?

Существительные ножницы не имеют рода, употребляется оно только во множественном числе, поэтому нельзя так говорить. Надо говорить и писать: двое ножниц, те и другие ножницы.

9. Какое краткое прилагательное, если от него отнять начальную букву, превратится в существительное, обозначающее название мягкой белой извёстки?

Смел – мел

10.Какие слова состоят из ста согласных?

Стог

Стол

Стоп

Стон

2 задание

Ведущий: Ребята! Все вы знаете, что словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.

Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например конка, лавка, цеп, вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами. Они служат единственным названиям соответствующих понятий в современном языке, у них нет синонимов.

А вот как называется другая группа устаревших слов, вам предстоит дать ответ. Кроме этого их современное толкование.

Архаизмы

Перст- палец

Ланита- щека

Чело- лоб

Воитель - воин

Выя - шея

Брадобрей - парикмахер

Око - глаз

Десница – правая рука

Шуйца – левая рука

Перлы - жемчуг

Кичка – старый праздничный наряд

Прах – пыль

3 задание

Ведущий: много нелепых ошибок возникает тогда, когда люди не знают точного значения слов и неверно употребляют их.

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Всё вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме - тарарам.

Ведущий: а вам известно значение странного слова тарарам?

  • Устроить беспорядок
  • Перевернуть вверх дном
  • Поднять пыль столбом
  • Организовать уборку
  • Навести чистоту
  • Привести в порядок

4 задание

Ведущий: есть слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, они называются крылатыми словами:

  • У сильного всегда бессильный виноват.
  • А Васька слушает да ест.
  • Ларчик просто открывался.

Вам будет предложено задание несколько труднее: вспомните устойчивые неделимые сочетания слов ( как они ещё называются, привести примеры).

Вспомните и запишите такие обороты со словами рука  - дайте каждому пояснение.

Взять  голыми руками (легко)

Дать по рукам (наказать)

Из рук в руки (непосредственно)

Не покладая рук (неустанно)

Из рук вон плохо (очень плохо)

5 задание

Ведущий: а это стихотворение будет инструктажем для разгадки головоломки.

Послушайте, внимательно.

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

 А потом играйте сами!

Вот из слова Гастроном

Вышел важный Астроном,

Вышел Маг и вышел Гном,

А за ними Агроном.

Мост построен на реке.

Гром грохочет вдалеке.

С нижней палубы Матрос

От причала тянет Трос…

Сверху летчику видна

Вся родная сторона.

Это слово – перестройка

6 задание

Ведущий: следующее задание о словарном богатстве русского языка, о «снежных» словах. Говорит писательница Н. Надеждина

 Слушайте внимательно

Русский язык богат «снежными» словами. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга.

В степи может разыграться и настоящая снежная буря – буран.

В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным, ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово – наст.

Снежные слова придумал народ и они по-народному метки.

Внимание, задание! Записать все снежные слова, желательно в том порядке как они были употреблены в тексте. Можно дописать еще слова, которые можно отнести к снежным. Не забудьте указать, как они называются.

Хлопья

Крупка

Пороша           синонимы

Поземка

Вьюга

Буран

Наст

7 задание

Ведущий: вы, конечно, помните стихотворение Ольги Высоцкой «Веселая грамматика». Я начну его читать, а тот, кто может продолжить, поднимите руку. Вы принесете команде 2 балла!

Существительное – школа.

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, баз сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим

Не и ни – у нас частицы

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи!

Итак, каким частям речи относятся однокоренные слова в предложениях:

Девочка рассеянна

Зерно рассеяно

Отвечал рассеянно

Ваша задача и записать их грамотно, и определить их часть речи.

  1. краткое прилагательное, ж.р. нн
  2. краткое причастие, н
  3. наречие, нн

8 задание

Ведущий: как важно произносить слова в соответствии с нормами современного русского литературного языка – в этом, я думаю, никого не нужно убеждать. Поставь ударение в словах:

Баловать, диспансер, звонит, искра, каталог, коклюш, красивее, кухонный, нефтепровод, осведомить, портер, премировать, прожил, ремень, танцовщица, цыган.

9 задание

И последнее задание нашей игры. Ваша задача:

  • вспомнить скороговорку;
  • записать её;
  • по моей команде произнести всем вместе.

Жюри оглашает результаты.



Предварительный просмотр:

«EXCELSIOR - 2012»

Секция История моей семьи

ДУХОВНЫЕ КОРНИ МОЕЙ СЕМЬИ

Федорова Анастасия, МБОУ «Акрамовская ООШ» Моргаушский район, 8 класс

Научный руководитель:

Дмитриева Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Акрамовская ООШ» Моргаушский район.

Оглавление.

Введение........................................................................................................................................2

Основная часть…………………………………………………………………………………..3

1.Общие сведения о родословии………………………………………………………………..3

2. Составление родословной………………………………………………………………….4-5

3. История моей фамилии……………………………………………………………………….5

4. Духовные корни  моей семьи………………………………………………………………5-6

5. Заключение…………………………………………………………………………………….7

6. Библиографический список…………………………………………………………………..8

7. Приложение……………………………………………………………………………………9


Введение.

      Свою историю знают не только страны и народы, города и сёла, но и семьи.

    История семьи состоит из биографий предков. Рано или поздно у каждого человека возникает желание узнать и понять «Кто он?», «Кто его предки?», «Откуда он родом?». Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное древо. Поэтому главной целью моей работы стало исследование родословной своей семьи.

     Актуальность выбранной темы заключается в повышении интереса к родословной семьи, к изучению традиций, составление родословных хроник.

      Постановка проблемы:  На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы: 1. ценности семьи, укрепления родственных и семейных отношений, уважения и бережного отношения к старшим поколениям; 2. проблема долга и ответственности молодого поколения перед семьей, перед представителями старших поколений; 3. проблема самопознания, социализации молодого поколения и самоопределения в обществе.

      Эти проблемы необходимо решать, а решать их можно, привлекая детей к изучению родословной семьи; ведь любовь к Родине начинается с семьи, с отчего дома, с жизненного пути старших поколений, которые являются живой историей нашей Родины. Читать и знать эту историю обязаны мы, внуки. Знание родословной семьи помогает подросткам познать самого себя, определить задатки способностей, талантов, заложенных в нем генетически.

    Семья – маленькая частица нашей большой Родины. Слова «Родина» и «Отечество» происходят от слов родить, отец. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт. Именно в семье формируются основные направления  поведения, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья детей. Дети и подростки, познавая своих предков, свою родословную, познают себя, как частицу рода. У них формируются чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Изучая родословную своей семьи, дети начинают понимать, что их родословная это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. В подростковом возрасте дети уже должны понять и осознать: «История моих предков - это моя гордость, моя родословная - это живая иллюстрация к истории страны».

   Каждый подросток должен понять, какая историческая судьба у его рода, какой ценой досталось нам сегодняшнее благополучие, какие усилия приложили для этого родители, бабушки и дедушки. Современные бабушки и дедушки, представители старших поколений закладывали города, строили фабрики и заводы, защищали Родину - это живая история нашей страны. Читать и знать эту историю обязаны внуки и правнуки. Преклоняться перед стариками, гордиться своими бабушками и дедушками, их героическим боевым и трудовым жизненным путем должен каждый подросток. От уважения и признания заслуг старшего поколения, от их авторитета в семье, от внимания и заботы оказываемой им, зависит воспитание их внуков в духе гражданственности, патриотизма, ответственности и долга перед старшим поколением, семьей, Родиной. Изучение родословной своей семьи не только воспитывает высокие нравственные и гражданские качества, укрепляет институт семьи, воспитывает бережное отношение к истории и исторической памяти, но и помогает понять подростку, как правильно построить стратегию своего развития, учит, какую выбрать профессию, как правильно реализоваться в жизни. Подросток должен понять, что стать более успешным, достичь высоких результатов в профессии, карьере, в своём развитии и жизни в целом можно, учитывая наследственные, генетически обусловленные возможности своего организма, выявленные при изучении родословной семьи. Построение правильной траектории своего развития, успешность в своей профессии, карьере, адаптация в обществе, правильная социализация и реализация в жизни,– вот результат изучения и анализа наследственных возможностей, выявленных при изучении родословной семьи.

   Круг рассматриваемых вопросов: образ семьи в разных исторических условиях; социальное здоровье семьи как институт воспитания; межпоколенные и родственные семейные связи;

   Цель: исследование родословной своей семьи,  сохранение культурных ценностей в семье.

   Задачи:

- Изучить историю своего рода, выстроить родословное древо моей семьи;

- Выявить новизну семейной сплоченности в нынешнее время;

   Предмет исследования: изучение родословной моей семьи.

Решение поставленной задачи обеспечивалось следующими методами:

• Изучение литературных источников по составлению родословной;

• Интервью со старейшинами рода и с другими родственниками;

  • Выявление новизны семейной сплоченности в нынешнее время.

• Фотофиксация документов.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный:  

-подбор литературы по составлению родословия;

  1. Основной:

- интервью со старейшинами рода и с другими родственниками;

- составление родословной;

      3.   Завершающий:

           - анализ полученной информации и подготовка презентации по исследованию:

           - выступление на научно – практических конференциях;

2. Основная часть.

1. Общие сведения о родословии.

     Мысль изучить свою родословную пришла мне давно, когда я вместе со  своей семьей готовилась к конкурсу « Герб  моей семьи». Тогда меня заинтересовал вопрос, откуда берет начало моя родословная, какие знаменитые люди есть в моем роде,  какие были  семейные традиции.

     Когда-то в России генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить многие неизвестные страницы истории России, историю известных родов, закономерности наследования многих заболеваний. «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают…» - это написал И. Аксаков в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимавшийся родословными дворян, а гостиную каждого имения украшали портреты предков.

    Русский философ Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

    У народов Чувашии  особое место занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней. С момента рождения ребенок знакомился со своей родословной. Например,  чувашские дети должны были знать имена своих предков до 10-12 колена, знать, откуда они родом, какого племени, рода. Знание жизни своих предков важно, для того, чтобы ребенок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Так осуществляется связь поколений. Недаром современные исследователи справедливо подчеркивают опасность разобщения поколений, утраты традиций, распада всей системы наследования, культурно-исторического опыта. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: «Без любви к старым нет любви и к детям»; «Без дедов нет мудрости, без внуков нет радости». Чем теснее и глубже преемственность поколений, тем это лучше для воспитания молодых, для жизни старших и престарелых.

     Уважительное отношение к памяти давно умерших предков было далеко не случайным. Знание своей родословной, во-первых, обеспечивало хорошее знание не только истории рода и других племен, но и историю этноса в целом; во-вторых, человек чувствовал себя частью рода и этноса, понимал свою ответственность перед ними, старался следовать лучшим поступкам и делам своих предков; в-третьих, считалось, что духи предков оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий и за это им надо в установленные сроки воздавать почести. Имя человечества мало, что значило по сравнению с его родословной, родословная характеристика была весомее и значительнее собственного имени человека.

    Не растет дерево без корней, нет человека без родословной. Предков нужно знать, их самих, их жизнь, их жизненный промысел. Без прошлого нет настоящего, не будет и будущего.

2. Составление родословной.

       Составляя свою родословную, я узнала, что означает слово «родословная»  ( несел, йах). Родословная – это перечень поколений одного рода. В родословной устанавливается происхождение и степень родства членов между собой. Родословная - это своеобразная схема. Она может иметь вид дерева (древа), таблицы, а также составляют роспись рода. На родословном древе условными значками отмечаются несколько поколений одной семьи. Родословное древо составляется как по восходящей, так и по нисходящей линии по одной из сторон родителей, т.е. либо по материнской линии, либо по отцовской линии. А также может быть смешанным. В исследовании моей родословной использован метод составления  родословия по нисходящей линии со стороны отца. Родители, их братья и сестры располагаются на одной линии, дети -  на другой линии. При оформлении  родословного древа  каждое поколение я обозначила особым  цветом: первое – красным, второе – синим, третье – зеленым, четвертое – желтым, пятое – голубым.( Приложения №6-7 Генеалогическое древо моей семьи ( со стороны отца). Презентация «Духовные корни моей семьи)

      У чувашского народа было принято почитать своих предков, старших, родителей. По обычаю чуваш каждый человек обязан знать своих предков до 10-12 колена, а также, какого  рода.  Я узнала, что мой отец относится к роду Тимофеевых.

       У чуваш при составлении родословных наиболее распространена устная традиция генеалогии. Поэтому я смогла узнать историю своего рода из уст родственников. При сборе информации о моих предках и родственниках мне приходилось встречаться со старшими членами нашей семьи. А также изучила литературные, архивные источники, фольклор, чувашские  летописи, хроники.

3. История моей фамилии.

      Моя фамилия – Федорова.

      Основой фамилии Фёдоров послужило церковное имя Феодор. Мужское крестильное имя Феодор происходит от древнегреческого Theodoros – «дар богов». В повседневном произношении не свойственное русскому языку сочетание гласных «ео» исчезло и имя стало звучать как Фёдор. В XVI-XVII вв. имя Фёдор было одним из самых распространенных русских имен и уступало в частоте употребления только Ивану и Василию. Наиболее часто фамилия Фёдоров встречается в Новгородской и Псковской областях, где занимает четвертое место среди прочих, а, например, в Среднем Поволжье - гораздо реже.

      Фамилия нашей семьи произошла от имени прадедушки,  Тимофеева Фёдора Тимофеевича, так как у чувашей в то время сложилась традиция именовать фамилии в честь своего предка.( Приложение №1. Слайдовая презентация «Духовные корни моей семьи»

    Прадедушка  родился в деревне Синьял-Акрамово Моргаушского района. Вступил в брак с Михайловой Перасковией Михайловной. Они воспитали шестерых детей-Александра, Дмитрия, Петра, Владимира, Софью и Анну.

4. Духовные корни моей семьи.

    При составлении родословной своей семьи и сборе информации о знаменитых людях моего рода я узнала много нового о самых близких своих родственниках.

       Я хочу подробно рассказать о своем дедушке. Фёдоров Владимир Фёдорович родился 27 июля 1927 года в деревне Синьял-Акрамово Моргаушского района Чувашской республики. Учился в Акрамовской школе 7 классов, потом в Моргаушской школе до 10 класса. Потом учился в университете на бухгалтера. С 1948 по 1950 годы дедушка служил в армии. После возвращения из армии он проработал главным бухгалтером 30 лет. В 1998 году уволился, так как вышел на пенсию. Даже после выхода на пенсию, мой дедушка продолжал помогать колхозу. У дедушки много наград и медалей. Он был ветераном труда..12 апреля 2011 года он покинул нас. Все помнят его хорошим, умным и добрым человеком. (Приложение №2. Слайдовая  презентация «Духовные корни моей семьи»)

     Моя бабушка- Фёдорова (Ермолаева) Анастасия Алексеевна. Она родилась 4 февраля 1930 года в деревне Синьял-Акрамово Моргаушского района Чувашской республики. Окончила 7 классов в Акрамовской школе. После Великой Отечественной войны они ездили на вырубку леса в Шумерлю. В это время они возили деревья на лошадях. До старости лет бабушка работала на ферме. И после выхода на пенсию, она продолжала помогать родному колхозу. Она, как и дедушка, была ветераном труда, и у нее тоже имеется много наград и медалей. Бабушка умерла 8 сентября 2008 года. Меня назвали в честь неё. И я стараюсь быть, как она - трудолюбивой, доброй,  честной.

( Приложение №3. Слайдовая  презентация «Духовные корни моей семьи»).

        Владимир Фёдорович и Анастасия Алексеевна вступили в брак  в 1951 году. 10 июня 2001 года состоялась их Золотая свадьба. У них было 11 детей. К сожалению, Маргарита, Татьяна, Олег, Владимир умерли еще в младенчестве. Вячеслав, Олег, Анатолий, Сильвана, Геннадий, Надежда, Владимир уже давно обзавелись семьями.

        Мои родители – Владимир Владимирович и Анна Валериевна  – учат меня вечным истинам бытия (Приложение № 4. Презентация «Духовные корни моей семьи»)

1. Быть честным, никогда не лгать. В первую очередь перед самим собой и перед другими.

2. Быть уважительным, добрым и ответственным по отношению к старшим.

3. Доброжелательно относится к представителям других народов

4. Относится с добротой ко всем

5. Бережно относится к окружающей природе

6. Быть сострадательным, милосердным, умет сочувствовать

7. Учат любить ближнего своего, как самого себя

8. Быть трудолюбивым; человеком неутомимо трудящимся для овладения истинным знанием

    Эти нравственные ценности, преподанные моими родителями, составляют основу моего мировоззрения.

    Самыми близкими мне людьми я считаю свою сестру Любу и братишку Диму.

     Любовь в данное время учится в лицее имени Лебедева, а Дмитрий в МБОУ «Акрамовская ООШ». (Приложение №4. Презентация «Духовные корни моей семьи»)

    И до сих пор семейные традиции и сплоченность семьи переходит из поколения в поколение. Например, мы со всей семьей участвуем на различных конкурсах. В прошлом году участвовали на конкурсе «Герб моей семьи». (Приложение №5. Презентация «Духовные корни моей семьи»)

    Я уважаю и горжусь жизнью своих родителей, моих бабушек и дедушек, представителей моего рода. (Приложение № 8-9. Презентация «Духовные корни моей семьи»). Все они достойно прожили и живут на родной земле. Мои предки хотели, чтобы мы, будущее поколение, знали и помнили свое прошлое, свои традиции.

5. Заключение.

Таким образом, изучение и знание родословной своей семьи имеет большие воспитательные возможности:

1. воспитывает чувство патриотизма у подростков;

2. долга и ответственности перед старшими поколениями, укрепляет родственные и семейные отношения;

3. помогает подростку познать самого себя, определить задатки каких способностей и талантов заложены в нем генетически, что позволит правильно выстроить траекторию его развития;

4. помогает его успешной социализации и самоопределению в обществе.

     В результате исследовательской работы я воссоздала генеалогическое древо нашего рода и сделала следующие выводы:

1. Представители моей родословной любят людей и нашу Родину. Мои дедушки и  бабушки трудились в тылу, защищали  Родину. Мои родители имеют чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, нашей Родиной. Патриотизм и гражданственность - основные качества характера моих родных.

2. Мои предки имеют хорошие крепкие семьи, воспитали  уважающих семейные традиции детей, честно выполняли свои служебные, семейные обязанности, чтят семейные традиции, бережно относятся к истории нашей семьи.

Я горжусь тем, что мои родственники патриоты нашей Родины. Я тоже люблю Родину и мой родной край и город, где я родилась и выросла. Изучая родословную своей семьи, я смогла построить траекторию своего развития. Я думаю, что изучение родословной моей семьи, поможет мне с выбором профессии, поможет правильно реализоваться и добиться успеха в профессиональной деятельности, в обществе в целом.

6. Библиографический список.

1.Сайт "Всероссийское генеалогическое древо" (www.vgd.ru).

2. FamilySpace  (www.familyspace.ru).

3. Сайт "Всероссийское генеалогическое древо" (www.genopro.com/ru).

4. "Древо жизни" (www.genery.com/ru)

5. Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М., 1989

6. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. Пермь, 1992

7. Бычкова М.Е. "Что значат имена родные". М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы

Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Мнемозина,2006.   Структура документа...

Методические материалы в помощь учителю

Материал для подготовки к ГИА в 9 классе...

Методические материалы в помощь учителю. МИОО

"Определение целей обучения (деятельностный подход)", Ким Э.В., Крылов А.И.Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНА...

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познават...

Материалы в помощь учителю математики

Проект для слушателей курса повышения квалификации,реферат для учителей для работающих в 10-11 классах...

В помощь учителю - методические материалы

Контрольные работы и тесты для 8-9 классов по немецкому языку...