Методические материалы в помощь учителю
презентация к уроку (9 класс) по теме
Материал для подготовки к ГИА в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_a7_gia.rar | 513.82 КБ |
prezentaciya_v1_gia.rar | 498.5 КБ |
prezentaciya_v2_gia_-.rar | 487.87 КБ |
formirovanie_uud_cherez_tehnologiyu_pedagogika_sotrudnichestva_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury._dyachok_oi.docx | 60.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№35»
муниципального образования города Братска
Формирование УУД через технологию «Педагогика сотрудничества» на уроках русского языка в 9 классе
Дячок Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория
г.Братск,2012
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].
ФГОС включает в себя ряд требований, одним из которых является требование к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Исходя из этого и вся система образования, и каждая конкретная школа, и каждый учитель должны ответить на три основных вопроса:
чему учить? (определяет обновление содержания образования, отражается в основной образовательной программе школы),
ради чего учить? (формулируются ценности образования)
как учить? (определяет обновление средств образования).
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которыми должен овладеть ученик, обучаясь в школе.
Стандарт устанавливает требования к следующим группам результатов:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Среди универсальных учебных действий выделяют 4 основных группы: познавательные,
регулятивные,
личностные,
коммуникативные.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Учащиеся на уроке должны будут не только получать знания, но и учиться ставить перед собой учебную проблему, искать пути выхода из сложившихся трудностей, работать в парах, оценивать свои достижения и достижения одноклассника, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, находить закономерности, работать самостоятельно и т.д.
Поэтому внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода.
Чтобы формировать у обучающихся основные УУД на уроках русского языка и литературы, я решила изучить технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.
Технология «Обучение в сотрудничестве» базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого обучающегося. В отличие от фронтального и индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи, а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «обучающийся – учитель - группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Концепция обучения получила практическую реализацию в ряде вариантов технологии такого обучения, предложенных американскими педагогами Э. Арносоном (1978), Р. Славиным (1986), Д. Джонсоном (1978) (Полат, 2000) и ориентирована на создание условий активной совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Если объединить обучающихся в небольшие группы (3-4 чел.) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого обучающегося в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый обучающийся отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные обучающиеся помогают более слабым в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения сотрудничестве, а для выполнения учебного задания учебная группа формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые студенты. Оценка за выполненное задание ставится одна на группу.
Разработаны различные варианты обучения в сотрудничестве (Полат, 1998). Здесь же важно подчеркнуть, что при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества индивидуальная самостоятельная работа обучающегося становится исходной частью коллективной деятельности.
Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
вазаимосвязь членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность обучающихся в группе;
специализация деятельности обучающихся в группах;
общая оценка группы.
В развитии самостоятельности при организации занятий с использованием технологии сотрудничества большое значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это интерес к учению, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои мысли, суждения, как действует.
Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает коммутативные связи с участниками учебной деятельности; содействует стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности.
При обучении в сотрудничестве происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Учебное сотрудничество должно строиться на следующих принципах обучения :
Таким образом, обучение в сотрудничестве – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава, т.е. коллективно.
Коллективные виды работы делают занятия более интересным, живым, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки обучающихся при минимальной затрате времени .
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если обучающиеся научились работать в постоянных парах и группах. Поэтому в качестве подготовительной работы чаще всего имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют во фронтальной работе, как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит обучающихся на коллективную форму обучения. Коллективные виды работы делают занятия более интересным, живым, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки обучающихся при минимальной затрате времени.
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:
1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «обучающегося», то «учителя».
2. ближайшая цель каждого участника занятий и «обучающегося» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.
3. деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
4. основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.
5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.
6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Благодаря обучению в сотрудничестве обучающиеся умеют:
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения своих партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Использование технологии сотрудничества с коллективными видами работ в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе освоения знаний, формулирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы.
В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также регулятивные и познавательные УУД.
Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они ( каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.
Отсюда вытекает задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.
Так, например, на уроке русского языка по теме «Понятие о сложном предложении» на этапе изучения нового материала я организовала работу в группах(6групп в классе). Для работы был предложен текст упражнения и таблица для заполнения. Каждая группа получила карточку с вопросами. В тетради чертится обобщающая таблица, которую члены группы заполняют по мере выполнения заданий карточки.
1 группа.
Прочитайте текст. Выпишите сложные предложения, части которых связаны по смыслу и с помощью интонации( без союзов).
Подчеркните грамматические основы, укажите границы частей предложения, составьте схему предложения.
Охарактеризуйте объем информации, содержащийся в сложном предложении, и степень зависимости частей предложения.
Заполните соответствующую колонку таблицы и сделайте вывод.
группа.
1) Прочитайте текст. Выпишите сложные предложения, части которых связаны с помощью сочинительных союзов.
2) Подчеркните грамматические основы, укажите границы частей предложения, составьте схему предложения.
3) Охарактеризуйте объем информации, содержащийся в сложном предложении, и степень зависимости частей предложения.
4) Заполните соответствующую колонку таблицы и сделайте вывод.
Группа
Прочитайте текст. Выпишите сложные предложения, части которого связаны с помощью подчинительных союзов.
Подчеркните грамматические основы, укажите границы частей предложения, составьте схему предложения.
Охарактеризуйте объем информации, содержащейся в сложном предложении, и степень зависимости частей предложения.
Заполните соответствующую колонку таблицы и сделайте вывод.
Сложное предложение | ||
БСП | ССП | СПП |
На работу в группах отводится 10 минут. Затем в течение 5 минут члены группы, работающие над конкретным вопросом , обсуждают собранный материал с членами других групп, работающими над этим же вопросом, и вносят изменения и дополнения в свой материал. Затем члены каждой группы доводят результат своей работы до членов своей группы , заполняют соответствующую колонку таблицы и представляют результат всему классу. Члены других групп заполняют соответствующие колонки таблицы. Если возникают вопросы, то обучающиеся имеют возможность задать их и получить ответ.
В процессе использования технологии «Обучение в сотрудничестве» у обучающихся формируются основные универсальные учебные действия.
Список литературы
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. –М., 2004.
Лущик ОА. Оценивание сформированности УУД на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий[Электронный ресурс]//режим доступа http//www.prosholu/ru
Селевко Г.К. Педагогические технологии.
С.Соловейчик. Учение с увлечением.
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В.Козлова, А.М Кондакова. – М. :Просвещение, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010г. №1897.
[1]1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...