Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета".
статья по русскому языку по теме
выступление на семинаре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Свое выступление хочу начать словами В.А.Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». А желание учиться возникает тогда, когда есть интерес к изучаемому предмету и положительная мотивация. Именно они лежат в основе познавательной активности ученика. Внешне это выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Известно, что интерес не остается неизменным. Он проходит свой путь развития. Сначала ребенку «занимательно, потому и интересно». Затем интерес и активность подпитываются верой в слово учителя о значимости предмета, о необходимости новых познаний. А уже потом ученик осознает практическую потребность и актуальность в современном мире тех знаний , которые он приобретает по предмету. Именно поэтому развитие познавательной активности учащихся имеет большое значение в повышении качества знаний. Я понимаю, для этого важно побуждать и создавать условия, чтобы каждый ученик мог выступить не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь здесь идет о моем умении разбудить мысль ученика, дать ей движение. В своей практике для формирования интереса школьников к предмету «русский язык» - я обращаюсь к юмору на уроках и стремление учителя развивать фантазию детей. Ведь учение должно доставлять детям радость, несмотря на все сложности, связанные с процессом познания, опираться на сущность детской психологии.В моём личном опыте, например, закрепилось использование на уроке стихотворений, часто с юмористической интонацией, иногда – лирических, отзывающихся на общее настроение класса. Практика показывает, что подобные сюрпризы школьники ценят, а мотивировка того, почему я эти стихи прочитала на уроке, может быть разной, вплоть до самой простой: «Мне нравится…. Интересно, а вам понравится?» Конечно, никакой связи этого момента в уроке со всей последующей работой может и не быть , но останется в сознании прозвучавшая важная мысль, сохранится тон доверия, атмосфера эмоционального подъёма, помогающие легче выполнить привычную учебную работу. Нам с вами известно, что развитие интереса ребят к предмету происходит в момент активного участия самих учащихся в процессе познания, а содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы в известной мере зависит содержание. Понимая и принимая это, я организую деятельность учеников в различных формах. Для этого я четко продумываю структуру урока, различные формы деятельности на уроке, такие как индивидуальная, групповая, работа в парах. На своих уроках часто использую следующие приемы педагогических технологий: лови ошибку, мозговой штурм, театрализация, создание ситуации успеха, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля, создание ситуации успеха, оценка – не отметка, использование жизненного опыта ребенка, работа над проектом.
Например, что получить возможность не выполнять домашнее задание, ребенок должен качественно и плодотворно поработать во время урока, успев выполнить не только задания, адресованные всем ученикам, но и задания дополнительные, часто они бывают творческими.
Одним из современных путей повышения эффективности обучения русскому языку является использование на уроках информационных технологий, компьютерных программно-методических комплексов. В программно-методический комплекс входят программы, ориентированные на усвоение теоретического материала, учебно-игровые программы, программы контроля знаний. В каждой программе решаются свои задачи. В режиме компьютерного обучения становится реальным процесс непрерывного систематического контроля познавательной деятельности каждого учащегося. Дети с радостью ходят на те уроки, где им не только расскажут, но и покажут! Ученики не представляют себе жизнь без информационных технологий. Используя современные информационные ресурсы, применяя во время уроков современные педагогические технологии, организуя различные формы работы учащихся, я вижу повышение уровня познавательной активности учеников, их желание узнавать и находить что-то новое, о чем свидетельствуют стабильные успеваемость и качество знаний обучающихся, их интерес к предмету. Уверена, вы согласитесь со мной, что труд, вложенный в подготовку интересного урока, возвращается к учителю хорошими знаниями и высокой познавательной активностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта применения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы...
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"
Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...