Урок по теме « Словообразовательные словари» 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проведен для ознакомления обучающихся со справочным материалом, а именно словарями. Умение работать со словарями очень важно для самостоятельной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Словари". | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Словообразовательные словари»
Галактика «Словария»
Цели:
Образовательные:
- Создать условия для формирования коммуникативной, речеведческой, культуроведческой компетенций;
- Продолжить знакомство учащихся со школьными словарями;
- Учить пользоваться словообразовательными словарями;
Развивающие:
1)Работать над развитием речи учащихся;
2)Развивать творческое мышление, активность учащихся;
3)формировать потребность в использовании словарей различных типов;
Воспитательная:
Прививать чувство любви к великому русскому языку.
Оборудование:
- Выставка словарей «В мире словарей»
- Словари строения слов на партах
- Презентация
- Карточки с предложением для разбора слов по составу
- Мультимедийный проктор, экран
- Портреты космонавтов
Ход урока
- Оргмомент.
- Эмоциональный настрой
- Ребята, отгадайте загадку:
ЕСТЬ ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА,
ЧТО РАСПАХНУТА ПРЕД ВАМИ,
ТА, КОТОРАЯ СЛОВАМИ
КАК ЛЮДЬМИ НАСЕЛЕНА.
ПРАВИТ ИМИ ГОСУДАРЬ
ПО ПРОЗВАНИЮ…
-Верно, словарь.
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о словарях и побываем на ГАЛАКТИКЕ СЛОВАРИЯ.
- Поистине словари назвать ГАЛАКТИКОЙ или ВСЕЛЕННОЙ.
-Именно так назвал словари французский писатель Анатоль Франс.
-Давайте запишем эти слова в тетрадь.
-Как вы понимаете эти слова?
- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
- Что такое ВСЕЛЕННАЯ? Определите лексическое значение слова, выбрав из 4 один правильный ответ.
-Вы дали толкование слова через подбор синонимов. Откройте свои словарики и запишите слово:
ВСЕЛЕННАЯ- МИР, ПЛАНЕТА
- А в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается следущее толкование слова:
ВСЕЛЕННАЯ – 1.Все мироздание, весь мир
2. Вся земля, все страны
- Это слово имеет 2 лексических значения, оно многозначное.
- Какая наука занимается изучением вселенной? (АСТРОНОМИЯ)
- Ребята, 2011 год Указом Президентом был объявлен годом НАУКИ и КОСМОНАВТИКИ.
- В теме и эпиграфе нашего урока есть слова, связанные с космосом. Найдите их и назовите.
- Разберите слово ВСЕЛЕННАЯ по составу( 1 уч-к у доски)
3.Актуализиция знаний
- Из каких морфем может состоять слово? Дайте им определение.
- Как вы думаете, где можно узнать, каково строение слова?
- В словаре.
- Что необходимо знать для работы со словарем?
4. Сообщение темы и цели урока.
- На галактике СЛОВАРИЯ существует много словарей. Какие словари вам известны?( слайд)
- Польза, которую они приносят людям, неоценима.
- Сегодня на уроке мы будем работать со словообразовательными словарями. Итак, тема нашего урока СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ И СЛОВАРИ СТРОЕНИЯ СЛОВ.
- То, что нам предстоит сделать на уроке, давайте вместе определим с помощью этих слов:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ со словообразовательным словарем и
Строения слов;
УЧИТЬСЯ работать со словарем строения слов;
ОТРАБАТЫВАТЬ навык морфемного разбора слов.
5.Объяснение темы урока.
1. Презентация.
2. Совместная работа со словарной статьей. Рассмотрим строение слов: КОСМИЧЕСКИЙ
КОСМОВИДЕНИЕ
КОСМОДРОМ
КОСМОНАВТИКА
- Как пользоваться словарем?
- Практическая работа.
- Космическое пространство изучают с помощью ЛУНОХОДА и СПУТНИКА.
- Найдите в словаре строение этих слов.
5. Закрепление
- Космонавт. Найдите лексическое значение этого слова
( Индивид. задание: найти толкование слова в толковом словаре)
-В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ, объясняющем происхождение слова( демонстрация словаря), сказано, что слово КОСМОНАВТ- человек, совершающий полет в космическое пространство. Вторая часть слова восходит к греческому НАВТ- мореход, моряк, спутник. НАВТИКА – искусство мореплавания, кораблевождения. В русском языке НАВТ, НАВТИКА утрачивают свое исходное значение и превращаются в подобие частей слова, вызывающих представление о плавании и о науке или искусстве плавания.
- Каково же толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова?
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
- Правильно. 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с пилотом Юрием Алексеевичем Гагариным.( портрет на магнит)
- 12 апреля 2011 года исполнилось 50 лет этому великому событию.
Именно поэтому 2011 год был объявлен годом НАУКИ и КОСМОНАВТИКИ.
- Физпауза.
- А теперь представим, что мы все космонавты и отправляемся в космический полет. А в окно иллюминатора мы видим…Отдохнем и помечтаем.
7.Самостоятельная работа.
1.- У вас на столах лежат карточки, на которых записано предложение. Прочитайте его. Подпишите листочки.
Первый полет в космос совершил космонавт Ю.А.Гагарин.
- Выполните морфемный разбор всех слов предложения. Проверьте себя по словарю.
- А теперь поменяйтесь листочками. Проверим разбор слов.(Морфемный разбор слов выведен на экран)
6 слов без ошибок – «5»
5 слов – «4»
4 слова – «3»
2.- Как вы думаете, космонавтами могут быть только мужчины?
- Космонавтами могут быть и женщины. Первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова.( портрет) Она совершила свой полет 16 июня 1963 года.
- Какими качествами должен обладать космонавт? ( запись на доске)
ХРАБРЫЙ
СМЕЛЫЙ
СИЛЬНЫЙ
ЛОВКИЙ
УМНЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
- Разберите эти слова по составу.
(проверка самост. работ)
- А теперь проверим и оценим свою работу и оценим себя. Справились с работой?
8. Резерв
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
1.звездный, лунный, поднебесный
2.взлетают, изучают, прилуниться
9. Итог урока
-Итак, давайте обратимся к цели урока. Все ли мы с вами выполнили, что запланировали( читаем).
- Главное, не забывайте, мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, делать открытия, узнавать новое и интересное. И в этом вам всегда поможет словарь.
- Обращайтесь к словарям постоянно и они непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Как сказал писатель и знаток книг Е.Осетров: « Много книг на свете, многие из них достойны пристального внимания, но словари… О словари, мои драгоценные словари, вас нельзя не любить.»
- Открываем дневники, выставляем оценки за работу на уроке.
10. Домашнее задание
Подберите 5 слов разных частей речи на тему «Космос, небо, звезды» и разберите их по составу.
11. Рефлексия
- Понравился ли урок? Чем?
- Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- презентация. 1 урок по теме "Семья" 8 класс
Aim: to introduce the topic of family life through personal responses....
Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"
Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают выводы о принадлежности веществ к тому...
план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2
План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....
Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).
Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....
Конспект урока на тему "Толковый словарь В.И.Даля – кладезь для путешественника по "неведомым дорожкам"" (по изучению пролога к поэме "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина). 5-й класс.
Всероссийский словарный урок....
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...
Интегрированный урок по теме в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка"
Развитие интереса к декоративно - прикладному искусству в преподавании изобразительного искусства через интеграцию учебных предметов: истории, географии и немецкого языка на основе одгого ...