Урок по теме « Словообразовательные словари» 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Морозова Людмила Николаевна

Урок проведен для ознакомления обучающихся со справочным материалом, а именно словарями. Умение работать со словарями очень  важно для самостоятельной познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Словари".19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме « Словообразовательные словари»

Галактика «Словария»

Цели:

 Образовательные:

  1. Создать условия для формирования коммуникативной, речеведческой, культуроведческой компетенций;
  2. Продолжить знакомство учащихся со школьными словарями;
  3. Учить пользоваться словообразовательными словарями;

 Развивающие:

1)Работать над развитием речи учащихся;

2)Развивать творческое мышление, активность учащихся;

3)формировать потребность в использовании словарей различных типов;

Воспитательная:

Прививать чувство любви к великому русскому языку.

Оборудование:

  1. Выставка словарей «В мире словарей»
  2. Словари строения слов на партах
  3. Презентация
  4. Карточки с предложением для разбора слов по составу
  5. Мультимедийный проктор, экран
  6. Портреты космонавтов

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Эмоциональный настрой

- Ребята, отгадайте загадку:

ЕСТЬ ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА,

ЧТО РАСПАХНУТА  ПРЕД ВАМИ,

ТА, КОТОРАЯ СЛОВАМИ

КАК ЛЮДЬМИ НАСЕЛЕНА.

ПРАВИТ ИМИ ГОСУДАРЬ

ПО ПРОЗВАНИЮ…

-Верно, словарь.

-Сегодня мы с вами продолжим разговор о словарях и побываем на ГАЛАКТИКЕ СЛОВАРИЯ.

- Поистине словари назвать ГАЛАКТИКОЙ или ВСЕЛЕННОЙ.

-Именно так назвал словари французский писатель Анатоль Франс.

-Давайте запишем эти слова в тетрадь.

-Как вы понимаете эти слова?

- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

- Что такое ВСЕЛЕННАЯ? Определите лексическое значение слова, выбрав из 4 один правильный ответ.

-Вы дали толкование слова через подбор синонимов. Откройте свои словарики и запишите слово:

ВСЕЛЕННАЯ- МИР, ПЛАНЕТА

- А в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается следущее толкование слова:

ВСЕЛЕННАЯ – 1.Все мироздание, весь мир

                             2. Вся земля, все страны

- Это слово имеет 2 лексических значения, оно многозначное.

- Какая наука занимается изучением вселенной? (АСТРОНОМИЯ)

- Ребята, 2011 год  Указом Президентом был объявлен годом НАУКИ и КОСМОНАВТИКИ.

- В теме и эпиграфе нашего урока есть слова, связанные с космосом. Найдите их и назовите.

- Разберите слово ВСЕЛЕННАЯ по составу( 1 уч-к у доски)

3.Актуализиция знаний

- Из каких морфем может состоять слово? Дайте им определение.

- Как вы думаете, где можно узнать, каково строение слова?

- В словаре.

- Что необходимо знать для работы со словарем?

4. Сообщение темы и цели урока.

- На галактике СЛОВАРИЯ существует много словарей. Какие словари вам известны?( слайд)

- Польза, которую они приносят людям, неоценима.

-  Сегодня на уроке мы будем работать со словообразовательными словарями. Итак, тема нашего урока СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ И СЛОВАРИ СТРОЕНИЯ СЛОВ.

- То, что нам предстоит сделать на уроке, давайте вместе определим с помощью этих слов:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ      со словообразовательным словарем и

                                         Строения слов;

 УЧИТЬСЯ                       работать со словарем строения слов;

ОТРАБАТЫВАТЬ           навык морфемного разбора слов.

5.Объяснение темы урока.

1. Презентация.

2. Совместная работа со словарной статьей. Рассмотрим строение слов: КОСМИЧЕСКИЙ

          КОСМОВИДЕНИЕ

          КОСМОДРОМ

          КОСМОНАВТИКА

  1. Как пользоваться словарем?
  2. Практическая работа.

- Космическое пространство изучают с помощью ЛУНОХОДА и СПУТНИКА.

- Найдите в словаре строение этих слов.

5. Закрепление

- Космонавт. Найдите лексическое значение этого слова

( Индивид. задание: найти толкование слова в толковом словаре)

-В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ, объясняющем происхождение слова( демонстрация словаря), сказано, что слово КОСМОНАВТ- человек, совершающий полет в космическое пространство. Вторая часть слова восходит к греческому НАВТ- мореход, моряк, спутник. НАВТИКА – искусство мореплавания, кораблевождения. В русском языке НАВТ, НАВТИКА утрачивают свое исходное значение и превращаются в подобие частей слова, вызывающих представление о плавании и о науке или искусстве плавания.

- Каково же толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова?

- А вы знаете, кто был первым космонавтом?

- Правильно. 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с пилотом Юрием Алексеевичем Гагариным.( портрет на магнит)

- 12 апреля 2011 года исполнилось 50 лет этому великому событию.

Именно поэтому 2011 год был объявлен годом НАУКИ и КОСМОНАВТИКИ.

  1. Физпауза.

- А теперь представим, что мы все космонавты и отправляемся в космический полет. А в окно иллюминатора мы видим…Отдохнем и помечтаем.

        7.Самостоятельная работа.

1.- У вас на столах лежат карточки, на которых записано предложение. Прочитайте его. Подпишите листочки.

Первый полет в космос совершил космонавт Ю.А.Гагарин.

- Выполните морфемный разбор всех слов предложения. Проверьте себя по словарю.

- А теперь поменяйтесь листочками. Проверим разбор слов.(Морфемный разбор слов выведен на экран)

6 слов без ошибок – «5»

5 слов – «4»

4 слова – «3»

2.- Как вы думаете, космонавтами могут быть только мужчины?

- Космонавтами могут быть и женщины. Первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова.( портрет) Она совершила свой полет 16 июня 1963 года.

- Какими качествами должен обладать космонавт? ( запись на доске)

ХРАБРЫЙ

СМЕЛЫЙ

СИЛЬНЫЙ

ЛОВКИЙ

УМНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

- Разберите эти слова по составу.

(проверка самост. работ)

- А теперь проверим и оценим свою работу и оценим себя. Справились с работой?

8. Резерв

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

1.звездный, лунный, поднебесный

2.взлетают, изучают, прилуниться

9. Итог урока

-Итак, давайте обратимся к цели урока. Все ли мы с вами выполнили, что запланировали( читаем).

- Главное, не забывайте, мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, делать открытия, узнавать новое и интересное. И в этом вам всегда поможет словарь.

- Обращайтесь к словарям постоянно и они непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Как сказал писатель и знаток книг Е.Осетров: « Много книг на свете, многие из них достойны пристального  внимания, но словари… О словари, мои драгоценные словари, вас нельзя не любить.»

- Открываем дневники, выставляем оценки за работу на уроке.

10. Домашнее задание

Подберите 5 слов разных частей речи на тему «Космос, небо, звезды» и разберите их по составу.

11. Рефлексия

- Понравился ли урок? Чем?

- Что запомнилось?

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- презентация. 1 урок по теме "Семья" 8 класс

Aim: to introduce the topic of family life through personal responses....

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2

План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....

Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).

Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Интегрированный урок по теме в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка"

Развитие интереса к декоративно - прикладному искусству в преподавании изобразительного искусства  через интеграцию учебных предметов: истории, географии и немецкого  языка на основе одгого ...