"Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Каныгина Наталья Викторовна

Предлагаю конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Неопределенная форма глагола" (по традиционной программе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt208 КБ
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок по теме «Неопределенная форма глагола» 5 класс ( по традиционной программе)

1.Орг. момент.

-Добрый день! Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату.

-Ответьте на вопрос:

-Какое время года сейчас? (Зима)

-Все устали от долгой и холодной зимы и хотят погреться на ласковом весеннем солнышке. С какими фруктами связано солнечное настроение? (С апельсинами)

-Сегодня мы будем создавать себе и друг другу  радостное, солнечное, апельсиновое настроение! А вот и рецепт.

2. Словарно-орфографическая работа.

Слайд 1.

-Прочитайте внимательно и запишите по памяти только глаголы, которые встретились в этом рецепте ( записываем в столбик).

-Давайте проверим, как записали.

3. Формулировка темы и целей урока.

-Слова какой части речи помогают обозначить действия, которые необходимы для создания кулинарного шедевра? (глагол)

-В какой форме стоят эти глаголы?

-На какие вопросы они отвечают?

-Как другими словами называется неопределенная форма глагола?

Слайд 2.

-Кто догадался, что будем изучать на уроке?

Запись темы.

-Сегодня мы с вами повторим морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенной формы, а также узнаем, каково правописание глаголов в неопределенной форме.

-Почему эта форма неопределенная?

Слайд 3.

4. Морфологические признаки глаголов в н. форме.

-С помощью конспекта дайте развернутый ответ на этот вопрос.

-Давайте вернемся к словам зрительного диктанта и выделим суффиксы у глаголов начальной формы.

-У глаголов начальной формы не определяется лицо, и поэтому действие может относиться ко всем, именно поэтому глаголы в неопределенной форме очень широко применяются в пословицах. И мы можем в этом убедиться.

5. Синтаксические особенности глаголов в н. форме.

-Приведите примеры пословиц, в которых есть глаголы в неопределенной форме. А одну из пословиц мы разберем синтаксически:

Жить-Родине служить.

-Сделаем вывод: каким членом предложения является неопределенная форма глагола? (подлежащим и сказуемым)

-Давайте составим рассказ о неопределенной форме глагола по плану:

Слайд 4.

-На какие вопросы отвечает?

-Какие морфологические признаки есть у глаголов в неопределенной форме?

Какова синтаксическая роль?

-Молодцы, ребята. Совсем скоро наступит лето, и мы сможем ходить в походы, радоваться летнему солнцу.

6. Закрепление теоретического материала.

Слайд 5.

Стихотворение Матусовского. 1 человек читает его выразительно.

-Давайте выпишем из текста глаголы в неопределенной форме.

1 ученик выписывает глаголы с пропущенными буквами, обозначает и выделяет орфограммы, разбирает по составу.

-Посмотрите, правильно ли произведен разбор?

Физминутка.

Потянитесь  и подставьте свои ладони теплым лучам весеннего солнышка. Кто выше?

Подмигните соседу справа, соседу слева. Присядьте 5 раз и выпрыгните, как солнечные зайчики.

7. Правописание глаголов н. формы.

-Мы сегодня говорили о значении, строении глаголов в неопределенной форме. А сейчас поговорим об их правописании.

Я зашифровала правило.

Слайд 6.

Расшифруйте и сформулируйте это правило.

Поиграем: я называю глагол, а вы его ставите в неопределенную форму.

Жгу—

Испеку--

Привлеку--

Сбережешь--

-Сделаем вывод: как пишется суффикс –чь? (с ь)

Откроем учебник. С. 248, № 627. Какое задание дано в учебнике? Слова каких частей речи попадут в колонки? На какие группы можно разделить эти слова? По каким признакам?

(Н. ф. гл. , сущ. 2 скл. , кр. прил. , сущ. 3 скл. ) Необходимо записать слова и распределить их по соответствующим колонкам, объяснить правописание.

-Какой вывод можем сделать?

 -Поиграем: даны сочетания слов, их нужно заменить глаголом в неопределенной форме. Если вы сделаете эту работу правильно, то вот из этих солнечных зайчиков(на ярких кругах из бумаги записаны буквы, которые вывешены на доску в случайном порядке) можно будет собрать слово (умницы).

8. Подведение итогов урока, рефлексия.

-Мы сегодня хорошо поработали и подарили друг другу солнечное настроение.

-Что нового узнали на уроке?

9. Домашнее задание.

-И домой мы возьмем задание на выбор:

1)Можно «приготовить»  начинку для нашего весеннего десерта из апельсинов.

2)Взять упражнение из учебника № 624.

-Спасибо за урок!

Слайд 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...

Неопределенная форма глагола

Урок новых знаний. На данном уроке реализуется деятельностный подход....

Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.

 В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе и...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе "Неопределенная форма глагола. Образование повелительного наклонения".

Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Урок разработан на основе УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru 5»/ "Счастливый английский.ру 5"Урок проводится с использованием инт...

Урок русского языка в 5 классе по теме Неопределенная форма глагола (с элементами повторения правил дорожного движения)

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. Позволяет учащимся не только получить и закрепить материал по русскому языку, но и в увлекательной форме повторить правила дорожного движения для велосипедис...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...