Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок новых знаний. На данном уроке реализуется деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Неопределенная форма глагола.
Цель: познакомить с особенностями глаголов неопределенной формы,
формировать умение распознавать глаголы неопределенной формы по их существенным признакам
развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений
воспитывать аккуратность при выполнении работ
Оборудование: презентация, карточки самоконтроля, разноуровневые карточки, сказка о Неопределенной форме глагола, тест.
Ход урока:
- Орг. момент
- Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (Интересный, познавательный, результативный)
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики? (активные, думающие, внимательные).
2. Актуализация опорных знаний
- Прочитайте словосочетания на слайде.
Зарубить на носу
Клевать носом
Бьет баклуши
Пропустил мимо ушей.
- Как называются данные высказывания?
- Как их понимаете?
- Какой фразеологизм подходит к уроку?
- Что нежелательно делать на уроке?
- Настройте себя на рабочий лад.
- Сегодня для вас я приготовила стихотворение. Послушайте..
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Какая часть речи может о себе так говорить?
- Почему я приготовила это стихотворение?
- Совершенно верно, мы с вами изучаем тему - Глагол.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной теме?
- Для этого я вам предлагаю тест. Ваша задача вписать пропущенные слова.
Тест
Всавьте пропущенные слова
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы_________________и обозначает_______________. Глагол изменяется по_____________, бывает ______________ и ________________ вида.
Проверка и самооценка в листах самооценки.
Ребята, вернемся к нашим фразеологизмам. Выпишите из фразеологизмов глаголы и определите их число.
Проверка
- Целеполагание
-- Почему у нас получились разные ответы?
- В чем наше затруднение?
- Как же можно назвать такую форму глагола, у которой нельзя определить число?
- В русском языке такая форма глагола так и называется неопределенная.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока
Доска: НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
- Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы глагола?
- Чему же должны будем научиться сегодня на уроке?
Доска:
Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм
Ставить вопросы
Образовывать неопределенную форму
Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте
- Открытие детьми новых знаний.
– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке о Неопределенной форме глагола.. При чтении отмечайте признаки неопределенной формы прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
«V» – знаю;
«+» – для меня новое.
Самостоятельная работа с текстом.
– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
- Какое еще название имеет неопределенная форма?
- Какое из этих названий вам незнакомо?
- Инфинитив в переводе с латинского означает неопределенный.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Изменяются ли по числам глаголы в неопределенной форме?
- Указывают ли на время?
- Можно ли определить лицо у глаголов в неопределенной форме?
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Как называются эти части слова?
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
– Какой вывод должны, вдумчиво сделать остальные ребята? (Читать внимательно)
- Посмотрите, мы составили с вами план, по которому вы сможете рассказать про неопределенную форму глагола. Кто желает?
5. Первичное закрепление. Практическая значимость.
- Как вы думаете, для чего нужно знать о неопределенной форме глагола?
- Среди глаголов найдите глаголы в неопределенной форме.
- Давайте вспомним цель нашего урока. Сможем ли мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? Как?
- Выполним упр 2 на стр. 88. (комментирование по цепочке)
- Прочитайте задание. Чему будем учиться, выполняя упражнение?
- Прочитайте сведения под восклицательным знаком.
- Почему суффиксы «ть», «ти», «чь» в основу слова не включаются?
- Выделите основы в выписанных словах.
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
- Поставь глаголы в неопределенную форму.
- Чему учились?
Проверка.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Работа по карточкам.
- Предлагаю работу по карточкам. На голубых карточках задания более легкие, на розовых - трудные. Выберите карточку себе по силам.
8. Рефлексия
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- С какой новой формой глагола познакомились?
- Какие отличительные черты неопределенной формы знаем?
- Возьмите лист опросник по теме сегодняшнего урока и выпишите номера верных утверждений.
1 Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делал? , что сделал?
2. Глаголы неопределенной формы не имеют числа.
3. Глаголы неопределенной формы имеют окончания –ть,- ти, -чь
4. Глаголы неопределенной формы имеют окончания –ть- ,- ти- , -чь-
Проверка
- В конце урока я для вас приготовила шараду.
- Корень мой находится в цене,
- В очерке найди приставку мне,
- Суффикс мой в тетрадке все встречают,
- Вся же в дневнике я и в журнале.
- Какое получилось слово? Это значит. Что пришло время выставить отметки за урок.
- По критериям, которые находятся в листах самооценки поставьте себе отметку за урок.
- Кто получил 5, 4, 3?
Приложение
Сказка о Неопределенной форме глагола
В одной книге девочка Оля попадает в гости к Неопределенной форме глагола. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив. Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"
Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...
Путешествие. Неопределенно личные предложения. Употребление местоимения "man"
Предлагаемый конкурсный материал по грамматической теме «Неопределённо-личные предложения. Употребление местоимения „man”» успешно апробирован в 8 классе общеобразовательной школы на уроках неме...
Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"
Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой
Тема: "Билгесез үткән заман хикәя фигыль"Максат: 1. Билгесез үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру; билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...
Практическая "Нахождение неопределенного интеграла"
Цель: выработать навык нахождения неопределенного интеграла несложных функцийМетодические рекомендации: практическая работа в 5 вариантах может использоваться в качестве тренировочного обу...
Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...
Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова)
Фактор 1 (12 пунктов) следует понимать в качестве ТН как генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и ...