Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Волочугова Светлана Владимировна

Урок новых знаний. На данном уроке реализуется деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цель:     познакомить с особенностями глаголов неопределенной формы,

               формировать умение распознавать глаголы неопределенной формы по их существенным признакам

              развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений

              воспитывать аккуратность при выполнении работ

Оборудование: презентация, карточки самоконтроля, разноуровневые карточки, сказка о Неопределенной форме глагола, тест.

Ход урока:

  1. Орг. момент

- Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.      

Готовы слушать, рассуждать   и  друг другу помогать.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (Интересный, познавательный, результативный)

- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики? (активные, думающие, внимательные).

2. Актуализация опорных знаний

- Прочитайте словосочетания на слайде.

Зарубить на носу

Клевать носом        

Бьет баклуши

Пропустил мимо ушей.

- Как называются данные высказывания?

- Как их понимаете?

- Какой фразеологизм подходит к уроку?

- Что нежелательно делать на уроке?

- Настройте себя на рабочий лад.

- Сегодня для вас я приготовила стихотворение. Послушайте..

   Что без меня предметы?

   Лишь названия.

   А я приду –

   Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

 Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Какая часть речи может о себе так говорить?

- Почему я приготовила это стихотворение?

- Совершенно верно, мы с вами изучаем тему -  Глагол.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной теме?

- Для этого я вам предлагаю тест. Ваша задача вписать пропущенные слова.

Тест

Всавьте пропущенные слова

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы_________________и обозначает_______________. Глагол изменяется по_____________, бывает ______________ и ________________ вида.

Проверка и самооценка в листах самооценки.

Ребята, вернемся к нашим фразеологизмам. Выпишите из фразеологизмов глаголы и определите их число.

Проверка

  1. Целеполагание

-- Почему у нас получились разные ответы?

- В чем наше затруднение?

- Как же можно назвать такую форму глагола, у которой нельзя определить число?

- В русском языке такая форма глагола так и называется неопределенная.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

Доска:       НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ  ФОРМА  ГЛАГОЛА

    - Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы  глагола?

     - Чему же должны будем научиться сегодня на уроке?

      Доска:

Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

Ставить вопросы

Образовывать неопределенную форму

Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте

  1. Открытие детьми новых знаний.

– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке о Неопределенной форме глагола.. При чтении отмечайте признаки неопределенной формы  прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

Самостоятельная работа с текстом.

– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?

 – Что нового узнали?

- Какое  еще название имеет неопределенная форма?

- Какое из этих названий вам незнакомо?

- Инфинитив в переводе с латинского означает неопределенный.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Изменяются ли по числам глаголы в неопределенной форме?

- Указывают ли на время?

- Можно ли определить лицо у глаголов в неопределенной форме?

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Как называются эти части слова?

      – Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?

 – Какой вывод должны, вдумчиво сделать остальные ребята? (Читать внимательно)

      - Посмотрите, мы составили с вами план, по которому вы сможете рассказать про        неопределенную форму глагола. Кто желает?

5.  Первичное закрепление. Практическая значимость.

- Как вы думаете, для чего нужно знать о неопределенной форме глагола?

- Среди глаголов найдите глаголы в неопределенной форме.        

- Давайте вспомним цель нашего урока. Сможем ли мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? Как?

- Выполним упр 2 на стр. 88. (комментирование по цепочке)

- Прочитайте задание. Чему будем учиться, выполняя упражнение?

- Прочитайте сведения под восклицательным знаком.

- Почему суффиксы «ть», «ти», «чь» в основу слова не включаются?

- Выделите основы в выписанных словах.

       Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

6. Самостоятельная работа с  самопроверкой по образцу

 - Поставь глаголы в неопределенную форму.

- Чему учились?

Проверка.

7. Включение нового знания в систему знаний.

Работа по карточкам.

- Предлагаю работу по карточкам. На голубых карточках задания более легкие, на розовых - трудные. Выберите карточку себе по силам.

8. Рефлексия

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли нам решить поставленную задачу?

- С какой новой формой глагола познакомились?

- Какие отличительные черты неопределенной формы знаем?

- Возьмите лист опросник по теме сегодняшнего урока и  выпишите номера верных утверждений.

1 Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делал? , что сделал?

2. Глаголы неопределенной формы  не имеют числа.

3. Глаголы неопределенной формы имеют окончания –ть,- ти, -чь

4. Глаголы неопределенной формы имеют окончания –ть- ,- ти- , -чь-

Проверка

- В конце урока я для вас приготовила шараду.

  1. Корень мой находится в цене,
  2. В очерке найди приставку мне,
  3. Суффикс мой в тетрадке все встречают,
  4. Вся же в дневнике я и в журнале.

- Какое получилось слово? Это значит. Что пришло время выставить отметки за урок.

- По критериям, которые находятся в листах самооценки поставьте себе отметку за урок.

- Кто получил 5, 4, 3?

                                                                 

      Приложение

Сказка о Неопределенной форме глагола

В одной книге девочка Оля попадает в гости к Неопределенной форме глагола. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив. Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.

 – Часы! – услышала она голос.

 – Что?

 – Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

 Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

 – Почему вы живёте здесь один?

 – Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!

 – Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

 – Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,

 Начало лучше, чем конец –

 Инфинитив – звучит занятно, –

 Я вам назвался, наконец.

 Ко мне летят лишь два вопроса,

 В них смысл жизни для меня.

 А если про другое спросят,

 Молчу, – меня не обвинят.

 Вид у меня бывает разный…

 А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

 Его по-видимому нет.

 Всегда по горло делом занят.

 Нет времени – так где же взять?

 Тому, кто этого не знает,

 Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

 – Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

 – И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

 – Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

 – Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?

 – Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...

Путешествие. Неопределенно личные предложения. Употребление местоимения "man"

Предлагаемый конкурсный материал по грамматической теме «Неопределённо-личные предложения. Употребление местоимения „man”» успешно апробирован в 8 классе общеобразовательной школы на уроках неме...

Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...

Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой

Тема:  "Билгесез  үткән заман хикәя фигыль"Максат:  1. Билгесез  үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру;       билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...

Практическая "Нахождение неопределенного интеграла"

Цель:  выработать навык нахождения неопределенного интеграла несложных функцийМетодические рекомендации:  практическая работа в 5 вариантах может использоваться в качестве тренировочного обу...

Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме  « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...

Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова)

Фактор 1 (12 пунктов) следует понимать в качестве ТН как генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и ...