Игра "Слабое звено"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме

Ошкина Людмила Николаевна

Игра является аналогом телевизионной игры "Слабое звено". Вопросы взяты по программе русского языка, охватывающей все разделы, изученные учащимися на данный момент. Конспект игры представляет собой вопросы и предполагаемые ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Слабое звено»

(Русский язык 9 класс)

                                               Составила:  Ошкина Л. Н.,                  учитель русского языка и литературы

  МОУ Уральская СОШ

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение цели мероприятия и условий игры.
  3. Основная часть.

№ п/п

Вопрос:

Ответ:

1

В современном русском алфавите 33 буквы

Да

2

Сколько гласных звуков в русском языке?

6                  

3

Сколько гласных букв?

10

4

Фонетика – это наука о словообразовании?

Нет

5

Можно ли из моли сделать соль?

Да, заменив первую букву

6

Какого рода существительное ТИХОНЯ?

Общего

7

В словосочетании «багровое пятно» определение выражено…

Прилагательным

8

Определить тип связи в словосочетании: говорить по-французски

Примыкание

9

Назови приставку в слове «здесь»

Нет приставки

10

Сколько видов сложного предложения вы знаете?

3: ССП,СПП. БСП

11

В слове «искусный» пишется 3 «с»

Нет, 1+1

12

Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Алфавит

13

Как глаголы «жарь, стань, примерь» превратить в существительные?

Убрать Ь: жар, стан, пример

14

После каких согласных НИКОГДА не пишется Ь?

К. Г,Х

15

В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?

100  сто

16

Чем «сорОка» отличается от «сорокА»?

Ударением, СорОка – сущ.

СорокА - числительное

17

В слове «любовь» три слога

Нет, 2

18

Назовите лишнее слово: басня, басенный, басить, баснословный

Басить

19

Что объединяет суффиксы –тель, - ик, - ник, - чик. –арь, -изм?

С их помощью получаем сущ. муж. рода

20

Можно ли корень считать неизменяемой частью слова?

Нет

21

Какая часть речи самая частотная в русском языке?

Сущест.44%

22

Образуйте существительное женского рода от слова «пловец»

Пловчиха

23

Образуйте сущ. жен. рода от слова «селезень»

Утка

24

…от слова «боров»

Свинья

25

Какое небесное тело имеет два названия: одно- мужского рода, а другое – женского?

Месяц

Луна

26

Что общего у существительных: брюки, ворота, выборы, переговоры, сливки, дрова?

Они не имеют единственного числа

27

Кем было введено название предложного падежа?

М. В. Ломоносовым

28

В немецком языке 4 падежа, а в русском…

6

29

В словосочетании «волчий хвост» прилагательное относительное

Нет, притяжательное

30

В словосочетании «волчий аппетит» прилагательное качественное

Нет, относительное

31

Кто автор слов: «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут…

А. С. Пушкин

32

Как называют слова: значит, так сказать, ну, вообще..

Слова-паразиты

33

Краткие прилагательные являются сказуемыми в предложении

Да

34

Что правильно: я не читал эту книгу или я не читал этой книги?

И то и другое

Или оба варианта правильны

35

Здравствуйте, добрый день, доброе утро, до свидания, извини, всего хорошего ..- это этикетные междометия

Да

36

 С какой частью речи никогда не употребляется предлог?

С глаголом

37

Какие предлоги не могут быть приставками?

К. для, кроме

38

Сколько глаголов входят в исключения?

11

39

Назови «лишний» глагол: пахать, сеять, косить, молотить, варить, отдыхать, мыть, солить

Отдыхать (остальные – «глаголы труда»)

40

В каком местоимении два звука, но одна буква?

Я

41

Какое местоимение имеет форму только одного падежа?

Неопределённое местоимение НЕКТО

42

Какое окончание состоит из первой и последней буквы алфавита?

-ая

43

Есть ли в русском языке несклоняемые прилагательные?

Да.(Бордо, хаки, электрик, хинди, коми…)

44

Каково значение выражения «красное словцо»?

Остроумное, меткое

45

Дилетант – это человек, поверхностно знающий что-либо?

Да

46

Умница – это существительное общего рода?

Да

47

Что общего у слов: аспирин, ванилин, изюм, мусор, сор?

Это сущ -е , имеющие только  одно ед. число

48

Апатия – это вооружённое нападение с целью захвата?

Нет, это состояние безразличия, равнодушия

49

Какое значение имеет фразеологизм « стреляный воробей»?

Опытный, знающий

50

Как называются слова: виноватый – виновный?

Паронимы

51

Чем ОЖОГ отличается от ОЖЁГа?

Ожог – сущ.

Ожёг - глагол

52

Правильно ли мы говорим: «В одна тысяча…?»

Нет

53

Извиняюсь или извините?

Извините

54

Какао, лото, эскимо, эссе, салями, табло, меню – это..

Несклоняемые сущ.

55

Что стоит по середине Волги?

Буква «Л»

56

Сущ –е: будни, каникулы, сумерки, сутки обозначают…

Отрезки времени

57

Индивидуалист – человек, противопоставляющий себя и свои интересы обществу?

Да

58

Относительные прилагательные имеют степени сравнения

Нет

59

Окончание – изменяемая часть слова

Да

60

Причастие – это служебная часть слова

Нет

61

Подлежащее может быть выражено любой частью речи в любой форме

Нет

62

Все согласные имеют пару по признаку твёрдости/мягкости.

Нет

63

Приложение – разновидность дополнения

Нет

64

Восстановите пословицу: «Киев, язык, довести, до»

Язык до Киева доведёт

65

У кого есть НОС?

У человека, животного, чайника, передняя часть корабля- нос

66

В чём разница: ПРУТ и ПРУД?

1. - веточка., палочка; 2.- водяное искусственное ограждение

67

На какой вопрос никто никогда не ответит «Да»?

Ты спишь?

68

В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «О»?

О-пять

69

Правильно ли написано: ПЛАЧ и ПЛАЧЬ?

ДА.1 – сущ.м.р.2- гл.повел.накл.ед.ч.

70

Приставка С- меняется перед звонкими на З-

Нет

71

Словосочетание – это подчинительная связь знаменательных слов

Да

72

В русском языке существует два типа сказуемых

Нет

73

Двусоставные предложения называются также личными

Да

74

Дополнения бывают трёх разновидностей

Нет

75

Однородные члены предложения связываются сочинительными и подчинительными союзами

Нет

76

Вводные и вставные конструкции не связаны с членами предложения

Да

77

В каком слове 7 одинаковых гласных букв?

ОбОрОнОспОсОбнОсть

78

В каком слове 7 йотированных гласных?

Семь-я

79

Какое слово жалуется, что у него отсутствует сотня?

Ста-нет

80

Какой алфавит состоит всего из 6 букв?

Азбука

81

Есть ли корень у слова ВЫНУТЬ?

Нет. Корень старинного глагола ЯТИ исчез, так как был заменён суффиксом

–НУ- под влиянием глаголов ДВИНУТЬ, ГЛЯНУТЬ и др.

82

Назовите числительное, в котором пишется 3 Ь?

ВосЬмЬюдесятЬю

83

Может ли окончание имени прилагательного состоять из четырёх букв?

Да  (лис-ьего)

84

В слове ЦЫГАН после Ц пишется И

Нет

85

Слово Сочи –ж.р.

Нет, м.р. (город)

86

Пол- Новосибирска пишется через дефис

Да

87

Говорить, разбирая, схватившись, выбрав - деепричастия

Нет, 1 - глагол

88

Спикер, коктейль, бизнес, бармен, смокинг …пришли из английского языка

Да

89

Пояс –кушак; сходни – трап; много – уйма; битва – сеча..- это антонимы

Нет, синонимы

90

Какую строчку нельзя прочесть?

Швейную

  1. Подведение итогов. Оценки
  2. Объяснение и запись домашнего задания.

Используемая литература:

1.Л. А. Орлова. Словарь по русскому языку для учащихся 5-9 классов.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2002.

2.Вигилянская Е. Русский язык. Домашняя общеобразовательная библиотека. – М.: Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2000.

3. Е. М. Минский. Сборник игр « Всегда всем весело» - Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1980г.

4.В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя .- Л.: Просвещение. Ленингр. отд- ние, 1990

5. В. В. Одинцов. Лингвистические парадоксы: Кн.для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986.

6. Русский язык.9 – 11классы: тематические тесты. Система подготовки к итоговому тестированию / авт.-сост. Н. А. Шарова. _ Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звени, звени, златая Русь!

Урок по поэзии С.Есенина....

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено

основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс....

"Звени, звени, златая Русь!" утренник с использованием регионального компонента

Сценарий утренника с использованием регионального компонента...

отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»

«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев ...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Сценарий "Звени, звени звонок прощальный..."

Сценарий последнего звонка в основной школе 25 мая 2016 года. В методической разработке приведены выступления участников по БЛОКАМ: слова выступлений выпускников 9 класса, поздравления от первоклассни...