Звени, звени, златая Русь!
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок по поэзии С.Есенина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл layuza.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Тема: «Звени, звени, златая Русь!»

Цель: пробудить интерес к лирическим                                                                                                                                                                                                                                                                      

              стихотворениям раскрыть красоту и искренность чувств

              Есенинской поэзии, дать почувствовать, что стихи С.Есенина                                                                                                                                                                                

              близки каждому, созвучны нашему времени.                                                                                   Оборудование: портрет С. Есенина; иллюстрации к

               стихам поэта; кассета с записями песен на стихи С. Есенина; кассеты – фильмы о Есенине; видеомагнитофон; на доске плакат – 3 берёз; эпиграф к уроку.

Стихотворение читает ученик: Есенинское небо над Россией

                                                         Раскинулось, как голубой  шатёр,

                                                        А в поле василёк хрустально - синий

                                                                 Ведёт с ромашкой звонкий разговор

                                                                 Звенит листвой изумрудной лето

                                                                 Звучат незримые колокола,

                                                                 Берёзы-сёстры русского рассвета

                                                                 Сбежались у околицы села

                                                                 В них жажда жить до трепета, до дрожи.

                                                                 Им- повезло он здесь бродил в тиши.

                                                                 На их коре, на их шершавой коже –

                                                                 Тепло его ладоней и души.

2 ученик: он чувствовал в родном многоголосье

                  И многоцветье, близко и вдали.

                 Как во поле колышутся колосья

                 России всей большой земли.

                 Он так любил ,что мы забыть не в силах

                 Тоску поэта, радость и печаль,

                 Ведь главное любовь его - Россия-

                 Земля добра и голубая даль.

                 И в дом его со ставнями резными

                По-прежнему мы входим  «не дыша».

                Сергей Есенин-то не просто имя,-

                России стихотворная душа.

Учитель : всего 30 Сергей Есенин прожил на этой земле. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин бывал не раз, говорили в старину:30лет человек должен учиться, другие 30 путешествовать, а оставшие 30-писать и рассказывать о том, что видел, чувствовал, понял.

        Поэту было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба-подтверждение другой народной мудрости: «Жизнь ценится не за длину». То, что он дал России, нам с вами невозможно измерить. Это целый мир. Он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном- России…

       (Отговаривала роща золотая»  (романс).

Ведущий: «Россия, Родина»- эти слова были для Есенина священными.

Слово «Родина» поэт мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново –это была Русь.

Стихи: «Пой ты , Русь , моя родная»

             «В хате»

             «Край ты мой заброшенный»

            «Чёрная, потом пропахшая выть»

             «Топи да болота»

Ведущий: Русское поле; лес и река; берёзка над прудом; «чёрня, потом пропахшая выть»; красногривый жеребёнок, скачущий за паровозом…

Любовь он выкладывает в каждую поэтическую строку. Есенинская золотая роща, его чудесная страна берёзового ситца-это всё для нас родное и близкое, это наша земля, это живая душа России.

Аудиозапись «Клён ты мой опавший…»

Ведущий: «Моя лирика жива одной большой любовь к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве».

         Это  чувство связывает воедино все лирические произведения поэта: стихи о природе, лирический цикл произведений, посвященных сестре и матери, его философские раздумья .

         В стихах Есенина, по-русски искренних и откровенных , мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца.

Стихотворение «Спит Ковыль»

Ведущий :   Край ты мой заброшенный,

                      Край ты мой пустырь…

                      Сенокос некошеный

                       Лес да монастырь.

    Но любовь к Родине рождает не только грустные картины нищей крестьянской России. Он видит её и другой: в весеннем убранстве, с пахучими цветами, травами, с малиновыми закатами, звёздными ночами…

Есенинские пейзажи пахучие, звучащие .

Ведущий: Синий, голубой, белый - цвета света чистоты, добра.

Стихотворение  «Я покинул родимый дом»

Ведущий : Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому: зверям, птицам.

        Поэт  писал :  « И зверьё, как братьев наших меньших,              

                                     Никогда не бил по голове!»

Стихотворение « Собаке Качалова»

Ведущий : Семья для Есенина была неотделима от Родины. Он признавался: « Я Россию очень люблю. И мать свою люблю.  

                                     «Письмо от матери»

Инсценировка: 2 стола в разных концах

На 1- чернильница, стопка бумаги.

На 2- саамов, керосиновая лампа, чашки.

Есенин ( в руках письмо, он читает) :

                Чего же мне

                Еще теперь придумать?

                О чем теперь

                Еще мне написать?

                Передо мной

                На столике угрюмом

                Лежит письмо,

                Что мне прислала мать.

                Она мне пишет.

Мать. Дописав письмо, старушка заклеивает письмо, надевает полушалок и идёт к двери.

Есенин торопливо пишет, вскакивает, начинает метаться, снова садиться за стол.

Песня «Письмо матери» (аудиозапись).

                             Театральный монтаж .

Голос певца: Ты жива еще, моя старушка

                      Жив и я. Привет, тебе привет!

                      Пусть струится над твоей избушкой

                      Тот вечерний несказанный свет .

Чтец: Говорят, что Есенину  нравилась эта нехитрая мелодия , которую подобрал к его словам Василий Липатов. И пошла эта песнь по городам, окраинам и далёким деревням, полюбилась она людям за нежность, за простые слова о своей деревне, о матери, для которой сын всегда остаётся сыном, каким бы он не стал взрослым и знаменитым, о материнском сердце, которое всегда болит о своих детях.

Голос певца: Пишут мне, что ты, тая тревогу,

                         Загрустила шибко обо мне,

                         Что то ты часто ходишь на дорогу

                         В старомодном ветхом шушуне.

                         И тебе в вечернем синем мраке

                         Часто видится одно и то же-

                          Будто кто-то мне в кабацкой драке

                          Саданул под сердце финский нож.

Чтец: Эти горькие слова не очень-то нравились матери, Татьяне Федоровне Есениной.

Голос матери: он стал читать «Москву кабацкую». Мне не понравилось это. Я обвинила его: «Не нужно это ». Он говорит : « Мама, я , говорит, как вижу, так и пишу. Вы меня не вините в этом. У поэта ни одно слово не должно лишним быть» .  я больше в ответ ему ничего не сказала . я больше в ответ ему ничего не сказала. Я больше не знаю его».

Голос певца: Ничего, родная! Успокойся.

                         Это только тягостная бредь.

                         Не такой уж горький я пропойца,

                         Чтоб, тебя не видя, умереть.

                       Я по-прежнему такой же нежный

                      И мечтаю только лишь о том ,

                       Воротиться в низенький наш дом.

Голос матери: А домой обязательно ездил. Каждое лето. Ну, приедет. Мы радостно  встречали. Подарки нам привезёт. И соседей всех угостит винцом.

Стариков соберёт, угостит. Всё было хорошо.

         Ну, тогда еще не убрали барские луга. С отцом ходил косить на луга. И так у него всё лето и проходило. С гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь  поймает, приведёт, посадит, угостите, послушает, что она будет говорить за прошлое время. Ему было интересно. Везде он знал: кто, как живёт, кто как понимает.

        Читал стихи мне. Он был знаменитым поэтом.

Голос Есенина. Поэт читает своё стихотворение « Я покинул родимый дом…» (аудиозапись).

Голос матери: А мы понятия не имели, что за поэзия такое. А ведь я занята была крестьянскими делами.  А  он-занят головою: у него работала голова именно о том, чтобы читать и читать. Сергей был тогда для того: для чтения, чтобы ему побольше ухватить на свете, узнать всё.

                А больше что же? Жил хорошо, слушался   во всём. Обижаться на него никто не мог. Все восхищаясь.

Голос певца:     Так забудь же про свою тревогу,

                              Не грусти так шибко обо мне.

                             Не ходи так часто на дорогу

                             В старомодном ветхом шушуне.

Ведущий : Нельзя обойти вниманием стихотворения персидского цикла.

Образ персиянки Шаганэ – центральный в «Персидских мотивах».

Прообразом есенинской героини была учительница русского языка и литературы Шаганэ Нерсесовна Татьян, преподававшая в батумской школе .

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Ведущая: Тема любви в персидском цикле связана с темой Родины.

   Мне пора обратно ехать в Русь

   Персия ! тебя не покидаю?

   Навсегда ль с тобой расстаюсь.

   Из любви к родимому мне краю?

Аудиозапись «Цветите юные»

Учитель : Известный советский поэт Н Доризо сказал: «Мёртвые остаются молодыми. Я не представляю себе семидесятилетнего Сергея Есенина… Он не ушёл от нас, а приснился. Не ушел, а проскакал под окном на розовом коне. Проскакал весенней гулкой ранью и стал лучом того солнца, чьё имя Россия»

     Давайте и мы будем любить свою Родину так же сильно и нежно, как любил её Сергей Есенин. Так же, как он, трепетно и бережно относиться к окружающей нас природе, чтобы всегда неугасимым пламенем горел в  наших душах есенинский костёр любви и добра, чтобы каждый с гордостью мог сказать: Я из России.

Песня « Не жалею, не зову, не плачу…»

   

                             

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На златом крыльце сидели...

Презентация к класснаму часу: Сформируем ещё в школе своё отношение к ненормативной лексике.Пролог. Иду зимним ясным днём мимо своей школы где работаю учителем и вижу и слышу, каквозле памятника в чис...

"Звени, звени, златая Русь!" утренник с использованием регионального компонента

Сценарий утренника с использованием регионального компонента...

Праздничная программа "Златая Русь"

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов...

Сценарий "Звени, звени звонок прощальный..."

Сценарий последнего звонка в основной школе 25 мая 2016 года. В методической разработке приведены выступления участников по БЛОКАМ: слова выступлений выпускников 9 класса, поздравления от первоклассни...

«Звени, звени, звонок прощальный!»

Сценарий проведения мероприятия, посвященного окончанию школы для одиннадцатиклассников....