Звени, звени, златая Русь!
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Звени, звени, златая Русь!»
Цель: пробудить интерес к лирическим
стихотворениям раскрыть красоту и искренность чувств
Есенинской поэзии, дать почувствовать, что стихи С.Есенина
близки каждому, созвучны нашему времени. Оборудование: портрет С. Есенина; иллюстрации к
стихам поэта; кассета с записями песен на стихи С. Есенина; кассеты – фильмы о Есенине; видеомагнитофон; на доске плакат – 3 берёз; эпиграф к уроку.
Стихотворение читает ученик: Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатёр,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор
Звенит листвой изумрудной лето
Звучат незримые колокола,
Берёзы-сёстры русского рассвета
Сбежались у околицы села
В них жажда жить до трепета, до дрожи.
Им- повезло он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
2 ученик: он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали.
Как во поле колышутся колосья
России всей большой земли.
Он так любил ,что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главное любовь его - Россия-
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим «не дыша».
Сергей Есенин-то не просто имя,-
России стихотворная душа.
Учитель : всего 30 Сергей Есенин прожил на этой земле. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин бывал не раз, говорили в старину:30лет человек должен учиться, другие 30 путешествовать, а оставшие 30-писать и рассказывать о том, что видел, чувствовал, понял.
Поэту было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба-подтверждение другой народной мудрости: «Жизнь ценится не за длину». То, что он дал России, нам с вами невозможно измерить. Это целый мир. Он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном- России…
(Отговаривала роща золотая» (романс).
Ведущий: «Россия, Родина»- эти слова были для Есенина священными.
Слово «Родина» поэт мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново –это была Русь.
Стихи: «Пой ты , Русь , моя родная»
«В хате»
«Край ты мой заброшенный»
«Чёрная, потом пропахшая выть»
«Топи да болота»
Ведущий: Русское поле; лес и река; берёзка над прудом; «чёрня, потом пропахшая выть»; красногривый жеребёнок, скачущий за паровозом…
Любовь он выкладывает в каждую поэтическую строку. Есенинская золотая роща, его чудесная страна берёзового ситца-это всё для нас родное и близкое, это наша земля, это живая душа России.
Аудиозапись «Клён ты мой опавший…»
Ведущий: «Моя лирика жива одной большой любовь к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве».
Это чувство связывает воедино все лирические произведения поэта: стихи о природе, лирический цикл произведений, посвященных сестре и матери, его философские раздумья .
В стихах Есенина, по-русски искренних и откровенных , мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца.
Стихотворение «Спит Ковыль»
Ведущий : Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь…
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.
Но любовь к Родине рождает не только грустные картины нищей крестьянской России. Он видит её и другой: в весеннем убранстве, с пахучими цветами, травами, с малиновыми закатами, звёздными ночами…
Есенинские пейзажи пахучие, звучащие .
Ведущий: Синий, голубой, белый - цвета света чистоты, добра.
Стихотворение «Я покинул родимый дом»
Ведущий : Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому: зверям, птицам.
Поэт писал : « И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове!»
Стихотворение « Собаке Качалова»
Ведущий : Семья для Есенина была неотделима от Родины. Он признавался: « Я Россию очень люблю. И мать свою люблю.
«Письмо от матери»
Инсценировка: 2 стола в разных концах
На 1- чернильница, стопка бумаги.
На 2- саамов, керосиновая лампа, чашки.
Есенин ( в руках письмо, он читает) :
Чего же мне
Еще теперь придумать?
О чем теперь
Еще мне написать?
Передо мной
На столике угрюмом
Лежит письмо,
Что мне прислала мать.
Она мне пишет.
Мать. Дописав письмо, старушка заклеивает письмо, надевает полушалок и идёт к двери.
Есенин торопливо пишет, вскакивает, начинает метаться, снова садиться за стол.
Песня «Письмо матери» (аудиозапись).
Театральный монтаж .
Голос певца: Ты жива еще, моя старушка
Жив и я. Привет, тебе привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет .
Чтец: Говорят, что Есенину нравилась эта нехитрая мелодия , которую подобрал к его словам Василий Липатов. И пошла эта песнь по городам, окраинам и далёким деревням, полюбилась она людям за нежность, за простые слова о своей деревне, о матери, для которой сын всегда остаётся сыном, каким бы он не стал взрослым и знаменитым, о материнском сердце, которое всегда болит о своих детях.
Голос певца: Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что то ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то же-
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Чтец: Эти горькие слова не очень-то нравились матери, Татьяне Федоровне Есениной.
Голос матери: он стал читать «Москву кабацкую». Мне не понравилось это. Я обвинила его: «Не нужно это ». Он говорит : « Мама, я , говорит, как вижу, так и пишу. Вы меня не вините в этом. У поэта ни одно слово не должно лишним быть» . я больше в ответ ему ничего не сказала . я больше в ответ ему ничего не сказала. Я больше не знаю его».
Голос певца: Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том ,
Воротиться в низенький наш дом.
Голос матери: А домой обязательно ездил. Каждое лето. Ну, приедет. Мы радостно встречали. Подарки нам привезёт. И соседей всех угостит винцом.
Стариков соберёт, угостит. Всё было хорошо.
Ну, тогда еще не убрали барские луга. С отцом ходил косить на луга. И так у него всё лето и проходило. С гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведёт, посадит, угостите, послушает, что она будет говорить за прошлое время. Ему было интересно. Везде он знал: кто, как живёт, кто как понимает.
Читал стихи мне. Он был знаменитым поэтом.
Голос Есенина. Поэт читает своё стихотворение « Я покинул родимый дом…» (аудиозапись).
Голос матери: А мы понятия не имели, что за поэзия такое. А ведь я занята была крестьянскими делами. А он-занят головою: у него работала голова именно о том, чтобы читать и читать. Сергей был тогда для того: для чтения, чтобы ему побольше ухватить на свете, узнать всё.
А больше что же? Жил хорошо, слушался во всём. Обижаться на него никто не мог. Все восхищаясь.
Голос певца: Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Ведущий : Нельзя обойти вниманием стихотворения персидского цикла.
Образ персиянки Шаганэ – центральный в «Персидских мотивах».
Прообразом есенинской героини была учительница русского языка и литературы Шаганэ Нерсесовна Татьян, преподававшая в батумской школе .
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Ведущая: Тема любви в персидском цикле связана с темой Родины.
Мне пора обратно ехать в Русь
Персия ! тебя не покидаю?
Навсегда ль с тобой расстаюсь.
Из любви к родимому мне краю?
Аудиозапись «Цветите юные»
Учитель : Известный советский поэт Н Доризо сказал: «Мёртвые остаются молодыми. Я не представляю себе семидесятилетнего Сергея Есенина… Он не ушёл от нас, а приснился. Не ушел, а проскакал под окном на розовом коне. Проскакал весенней гулкой ранью и стал лучом того солнца, чьё имя Россия»
Давайте и мы будем любить свою Родину так же сильно и нежно, как любил её Сергей Есенин. Так же, как он, трепетно и бережно относиться к окружающей нас природе, чтобы всегда неугасимым пламенем горел в наших душах есенинский костёр любви и добра, чтобы каждый с гордостью мог сказать: Я из России.
Песня « Не жалею, не зову, не плачу…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На златом крыльце сидели...
Презентация к класснаму часу: Сформируем ещё в школе своё отношение к ненормативной лексике.Пролог. Иду зимним ясным днём мимо своей школы где работаю учителем и вижу и слышу, каквозле памятника в чис...
Звени звонок! Звени! Звени, чтоб слышали повсюду! Выходят в жизнь выпускники – Взрослеющие люди.
Сценарий последнего звонка 2013 года....
"Звени, звени, златая Русь!" утренник с использованием регионального компонента
Сценарий утренника с использованием регионального компонента...
Праздничная программа "Златая Русь"
Внеклассное мероприятие для 5-7 классов...
Сценарий "Звени, звени звонок прощальный..."
Сценарий последнего звонка в основной школе 25 мая 2016 года. В методической разработке приведены выступления участников по БЛОКАМ: слова выступлений выпускников 9 класса, поздравления от первоклассни...
«Звени, звени, звонок прощальный!»
Сценарий проведения мероприятия, посвященного окончанию школы для одиннадцатиклассников....