Стихи к урокам русского языка
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Каждый учитель знает. насколько эффективно использование занимательных стихотворений и правил-стихотворений на уроках. Данный материал, надеюсь, поможет в развитии не только навыков и умений, но и творчества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_v_stikhakh.doc | 180 КБ |
stikhi_k_urokam_o_russkom_yazyke.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
ВоробЬи, семЬя, жилЬё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
ТридцатЬ, двадцатЬ, десятЬ, пятЬ.
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»,
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Было «сели»,
Стало «съели»,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак!
Твёрдый знак нам нужен тоже –
Без него писать не сможем:
Съезд, сЪедобный, обЪясненье,
И подЪезд, и обЪявленье.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Зимним днём, зимним днём
На прогулку мы идём.
Ради шутки, ради смеха
Спросим мы лесное эхо:
«Ты на дереве какОМ?»
Отвечает эхо: «ОМ!»
«Ты под кустиком какИМ?»
Отвечает эхо: «ИМ!»
«Расскажи ты это всем!»
Отвечает эхо: «Ем!»
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ спеши!
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание,
Умчалось, разрешенья не спросив,
И стал вдруг смелый смел ,
Красивый стал
красив !
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (дашь нам ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Школьник! При разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание:
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права
(В нём слово главное всегда с зависимым шагает!):
Вопрос от главного идёт
И никогда – наоборот!
Одно предложенье простое с другим
Стать предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять –
Важно их все запятой отделять!
Признак предмета или явления
Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Чей? и какой? – ответы просты
(Лишь не хватает волнистой черты!).
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Сразу отыщешь все ДОПОЛНЕНИЯ!
Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО в ответ
Никогда не скажет «нет»!
Всё подробно вам расскажет:
Образ действия покажет,
Время, место назовёт
И причину приведёт!
Вам скажет каждый джентльмен:
-Две буквы Н любой порою
Пиши в словах, где –онн- и –енн-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген:
- На Н кончается основа,
К ней прибавляешь суффикс –н- -
С двумя НН получаешь слово!
А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-
Пишите Н одно, друзья!
Лишь оловянный, деревянный
И стеклянный пишутся с двумя.
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас:
Родимый край – Отечество – Отчизна!
Как много в них священного для нас!
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный!
Все антонимы всегда
Противоположны!
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, они похожи:
Груз подаёт подъёмный кран,
И воду льёт в квартире кран.
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто
разговорный,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них художественный стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль публицистический –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой- официально-деловой.
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль научный!
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Великий могучий русский язык :)
Великий могучий русский
Язык показал я французу,
А он показал – французский,
А я дал месье по пузу.
Мы в бой с ним вступили близкий,
Катались, вопили, рычали…
Но тут показал нам английский
Нахальный один англичанин.
Тогда мы с французом встали
И два языка показали.
Он сразу полез с нами в драку,
И в боксе он был неслабым:
Мы с ним показали поляку,
Китайцу и двум араб.
С трудом нас подняли прохожие…
И поняли мы, дураки:
Какие у нас похожие
Великие языки!
(А. Усачёв)
Как я переносил слова :)
(Рассказ первоклассника)
Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенёс.
"Едва" я перенёс: "Е-два",
Как получил за это "два".
"Укол" я перенёс: "У-кол"
И получил за это "кол".
"Опять" я перенёс: "о-пять".
Теперь, наверно, будет "пять".
А как ты думаешь, дружок,
Он получить "пятёрку" смог?
Неграмотный пират :)
Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
"Вдруг",- он мыслит, - "На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!"
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить -
Как же правильно, скажи?
(А. Ерошин)
Гну :)
Я видел антилопу ГНУ,
И даже много, не одну.
Толпой бежали эти ГНЫ
И напылили, как слоны.
У водопоя много ГНУВ
Стояли, головы нагнув.
А может, это много ГНЕЙ?
Ну как же их назвать верней?!
(Р. Алдонина ■)
Этимология :)
— Что такое «лирика постельная»?
— Ну, конечно, песня колыбельная!
— Что такое «бабник»? — Знать пора б!
Тот малыш, кто лепит снежных баб.
(В. Берестов)
Странный ученик :)
Учитель в печали,
Родные в тоске:
Стоит ученик
Со слезою во взоре —
С ошибками пишет
На классной доске,
Зато — без ошибок
На каждом заборе.
(В. Орлов)
Предлоги :)
Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.
И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,
А остальное — в рот.
И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.
Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.
И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —
И вперед!
(М. Яснов)
Мини-ликбезик :)
Скажет даже сельский мужичОк,
на невежду поглядев с презреньем:
«О» пиши, товарищ, а не «Ё»,
если эта «О» под удареньем!
С саркастичной миною лица
возразить ты можешь очень тонко:
«Чо ты лечишь??? Держишь за глупца?»
предъявив, как аргумент, печЁнку.
Не полезем в ОРФО-словари —
препарируем начинку слова.
Если кратко — просто в КОРЕНЬ зри!
(это я цитирую Пруткова).
Видишь, в КОРЕНЬ вкрался самурай,
занял за шипящей оборону —
родственное слово подбирай
(а иначе — однокоренное).
Долго эту фишку не мусоль:
будешь далеко небезупречен,
написав печЁнку через «О»,
если есть простое слово «печЕнь»!
ЗакрепИм: бечЁвка — бечЕва,
пчЁлка — от пчЕлы, зачЕсть — зачЁты,
пишешь жЁрнов – вспомни жЕрнова.
Чётко всё и гладко, как по нотам!
Хоть за уши, хоть за что ещё,
если «Е» никак ты не притянешь, —
пистолярь спокойно с буквой «О» —
это будет правильно, товарищ!
(Псевдоним автора: Прозайка ■)
Еёшний и Евоный... :)
Еёшний и Евоный
Гуляли по вагонам:
"Ну, чо, када позвОнишь?"
"Када меня догонишь..."
В транвае сорок первом
ЛюдЯм трепали нервы,
Канпотом не напИлись,
А рассуждать пустились...
Язык, простите, русский
Не выдержит нагрузки...
(Е. Панова-Синченко ■)
Мнемоническое правило :)
Запоминалка для взрослых
Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду,
То ли мне одеть Надежду.
(Н. Голь)
Ударение :)
Я ударенье ставлю, где хочу,
И смысл получается иначе...
Сначала я валютой заплачУ,
Потом я пожалею и заплАчу.
(Н. Ярославцев ■)
Причастный обормот :)
Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.
Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.
Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?
Лишь разживусь я запятой
(Ведь я их не ворую),
Как он уже бежит от той
И требует вторую.
Из книжки рвётся обормот
И шепчет прямо в ушки:
"Ты посмотри, я вот, я вот,
Поймай-ка запятушки!»
Он издевается и рад,
Что я такой несчастный.
Ох, у него еще и брат,
Но тот – Деепричастный…
(Н. Иванова)
Точка с запятой :)
Горестно, в одиночку,
Точка б кончала строчку,
Если б у точки той
Не было запятой.
(Ал Еф ■)
Знаки препинания :)
Как-то где-то Точка,
Завершая строчку,
Гордо заявила:
"Я большая сила -
В некотором смысле
Формирую мысли!"
"Эта Точка, кто такая?" -
Запищала Запятая:
Чьё важнее мнение
При перечислении?"
Восклицательные знаки
Возмутились: "Враки! Враки!"
"Суета - всё", - как философ,
Подытожил Знак вопроса.
"Верно," - Точка с запятой
Подтвердила: "Спор пустой.
Хватит препинаться,
Следует признаться:
В дебрях пунктуации
Нам не разобраться, и
Как же можно детям
Заниматься этим?!"
(Ал Еф ■)
Валентинка учительнице русского языка :)
... Я тебя одену в ПАДЕЖИ,
на плечах — НАРЕЧИЯ — шиншиллою.
Станешь ты в ЭПИТЕТАХ кружить,
называться ЛАСТОЧКОЮ МИЛОЮ.
На тебе теперь одна ЛЮБОВЬ,
из одежд. (КАК ЭТО ВОСХИТИТЕЛЬНО!)
Я тебе нарвал сегодня вновь,
вместо яблок, СПЕЛЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
(Автор: И. Ильх ■)
О пользе словарей :)
Сижу, размышляя о бренности жизни,
Листая объемный толковый словарь.
Как вдруг – не иначе, чтоб сделать сюрприз мне –
Вползает огромная серая тварь.
Бесшумно ступают все шесть ее ножек
И гордо взметнулись в пространство усы.
Я знаю: никто мне сейчас не поможет,
Поскольку двенадцать пробили часы.
Квартира в молчании, спят домочадцы,
И мир, словно замер в трагический миг.
И серую тварь (да простят граммар-наци*)
С размаху луплю я ценнейшей из книг.
Увесистый том подавил противленье.
Победа за нами – разогнана тьма.
Восславься словесников чудо-творенье,
Лингвистики светоч и кладезь ума!
(Не Амина ■)
Тосты :)
Не вырвали ни плаха и ни дыба
Язык России – нашу богородицу.
Кириллу за кириллицу спасибо,
Мефодию спасибо за мефодицу!
***
Вышло чтоб лицо из рыла
И не жизнь была – мелодия,
Выпьем рюмку за Кирилла,
А вторую – за Мефодия!
(Е. Запяткин)
Нюрины дебаты :)
(О засилии иностранных слов в современном русском языке)
Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче конъюнктура,
И мой опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним дебаты проведем.
Во-первых, исключим из квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
спонтанно нелоялен он,
А трансформировать Павлина
Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня консенсус с ним!
(Е. Бергер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
РИФМОВКИ И СТИХИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Работа со стихотворениями и рифмовками при изучении английского языка совершенствует произносительные навыкию В зависимости от поставленной задачи поэтические произведения можно использов...
Стихи- запоминалки по русскому языку
" Шпаргалки" облегчат запоминание орфограмм и сделают обучение веселее...
Сборник физкультминуток в стихах на уроках русского языка и развития речи для учащихся 5 – 6 классов
В режиме дня школьников предусмотрена организация и проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий. Для улучшения адаптации к учебной де...