НЕ с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок-повторение, обобщение
Что является условием слитного написания НЕ с существительными? А раздельного?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК «НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: повторение теоретических сведений. Беседа по содержанию плаката-алгоритма.
«НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»
- Определи, употребляется ли существительное без не:
а) если не употребляется, то пиши слитно,
б)если употребляется, то
- проверь, есть противопоставление или его нет (с союзом а).
а) если есть, пиши раздельно,
б) если нет, то
- замени существительное синонимом:
а) если можно заменить, пиши слитно,
б) если нельзя заменить, пиши раздельно.
Дети должны не просто ответить на заданный вопрос, но и привести примеры.
Вопросы: что является условием слитного написания не с существительными? А раздельного?
Практическая проверочная работа
Карточка № 1
Задание: выписать номера тех предложений, в которых существительные с не:
- вариант - пишутся слитно,
- вариант - пишутся раздельно.
1. (Не)счастье состарило его за один год. 2. Ты мне больше (не) приятель. 3. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. 4. Рассказала бабушка много (не)былиц. 5. В решение задачи вкралась (не)точность. 6. Глупость (не)порок, а беда. 7. Маша скромница и (не)дотрога. 8. Голод - (не)тетка, пирожка (не)поднесет.
{Ответы: I вар. - 1, 4, 5, 7; П вар. - 2, 3,6, 8).
Синтаксическая пятиминутка
Карточка № 2
Задание: составить схемы предложений. Выписать существительные с не, объяснить их правописание.
1) И туман, и непогоды осень поздняя несет. 2) Нерешительность командира привела к проигрышу сражения, и неприятель перешел в наступление.
Карточка № 3
Составь предложение:
- из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
- из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн. ч.;
- из предложения Еще в полях белеет снег (Ф. Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед. ч. с предлогом в;
- из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед. ч., предл. пад. с предлогом на;
- из предложения Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род. пад. ед. ч.
(Должно получиться:
Незабудки цвели в поле и на опушке леса).
Дополнительное задание: объяснить правописание существительного незабудки (с опорой на таблицу-алгоритм).
Нестандартное задание на внимание
Предлагается трем-четырем ученикам по выбору учителя: выписать только имена существительные или распределить слова по частям речи.
Невежда он был круглый, ничего не читал.
Невежа (не употреб. без не); невежда (не употреб. без не).
Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой не-.
Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.
Слова для справок: неприятель, невнимательность, небылица, неправда, недруг.
Подведение итогов урока, заключительное слово учителя: Что мы сегодня повторили об имени числительном, его склонении, правописании и употреблении в речи? (Ответы ребят.)
Молодцы, ребята, все хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...