НЕ с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ошкулуг Мария Иргитовна

Урок-повторение, обобщение

Что является условием слитного написания НЕ с существительными? А раздельного?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК «НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: повторение теоретических сведений. Беседа по содержанию плаката-алгоритма.

ПЛАКАТ-АЛГОРИТМ

«НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»

  1. Определи, употребляется ли существительное без не:

а)        если не употребляется, то пиши слитно,

б)если        употребляется, то

  1. проверь, есть противопоставление или его нет (с союзом а).

а)        если есть, пиши раздельно,

б)        если нет, то

  1. замени существительное синонимом:

а)        если можно заменить, пиши слитно,

б)        если нельзя заменить, пиши раздельно.

Дети должны не просто ответить на заданный вопрос, но и привести примеры.

Вопросы: что является условием слитного написания не с существительными? А раздельного?

Практическая проверочная работа

Карточка № 1

Задание: выписать номера тех предложений, в которых существительные с не:

  1. вариант - пишутся слитно,
  2. вариант - пишутся раздельно.

1. (Не)счастье состарило его за один год. 2. Ты мне больше (не) приятель. 3. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. 4. Рассказала бабушка много (не)былиц. 5. В решение задачи вкралась (не)точность. 6. Глупость (не)порок, а беда. 7. Маша скромница и (не)дотрога. 8. Голод - (не)тетка, пирожка (не)поднесет.

{Ответы: I вар. - 1, 4, 5, 7; П вар. - 2, 3,6, 8).

Синтаксическая пятиминутка

Карточка № 2

Задание: составить схемы предложений. Выписать существительные с не, объяснить их правописание.

1) И туман, и непогоды осень поздняя несет. 2) Нерешительность командира привела к проигрышу сражения, и неприятель перешел в наступление.

Карточка № 3

Составь предложение:

  1. из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
  2. из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн. ч.;
  3. из предложения Еще в полях белеет снег (Ф. Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед. ч. с предлогом в;
  4. из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед. ч., предл. пад. с предлогом на;
  5. из предложения Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род. пад. ед. ч.

(Должно получиться:

Незабудки цвели в поле и на опушке леса).

Дополнительное задание: объяснить правописание существительного незабудки (с опорой на таблицу-алгоритм).

Нестандартное задание на внимание

Предлагается трем-четырем ученикам по выбору учителя: выписать только имена существительные или распределить слова по частям речи.

Невежда он был круглый, ничего не читал.

Невежа (не употреб. без не); невежда (не употреб. без не).

Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой не-.

Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.

Слова для справок: неприятель, невнимательность, небылица, неправда, недруг.

Подведение итогов урока, заключительное слово учителя: Что мы сегодня повторили об имени числительном, его склонении, правописании и употреблении в речи? (Ответы ребят.)

Молодцы, ребята, все хорошо работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...