Календарно-тематическое планирование курса "Комплексный анализ текста" 10-11 кл. Рыбченкова Л.М.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для обучения учащихся 10-11 класса. Программа рассчитана на 17 часов. Создана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Разноаспектный анализ текста», составитель Л. М. Рыбченкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_kompleksnyy_analiz_teksta.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для обучения учащихся 10-11 класса. Программа рассчитана на 17 часов. Создана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Разноаспектный анализ текста», составитель Л. М. Рыбченкова.
В содержании курса «Комплексный анализ текста» рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Учащиеся в процессе работы будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Задачи элективного курса:
- формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Содержание курса:
Раздел 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологичес-кие, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Раздел 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
В итоге учащиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при создании собственного текста.
Знать основные термины и понятия:
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Программно-методическое сопровождение:
- Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
- Г. Т. Егораева. «Русский язык», части А,В,С.
- Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
- Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
- В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.
- Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов |
Стилистический и типологический анализ текста | 9 |
Лингвистический анализ текста | 8 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание | |
план | факт | |||
Стилистический и типологический анализ текста (9ч) | ||||
1 | 1 неделя | Тема и основная мысль текста | ||
2 | 2 неделя | Средства связи между частями текста способы связи в тексте | ||
3 | 3 неделя | Выделение микротем в тексте | ||
4 | 4 неделя | Лексические средства организации текста | ||
5 | 5 неделя | Морфологические средства организации текста | ||
6 | 6 неделя | Синтаксические средства организации текста | ||
7 | 7 неделя | Стили речи | ||
8 | 8 неделя | Типы речи | ||
9 | 9 неделя | Анализ текста | ||
Лингвистический анализ текста (8ч) | ||||
10 | 10 неделя | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | ||
11 | 11 неделя | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. | ||
12 | 12 неделя | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | ||
13 | 13 неделя | Тропы. Художественный символ, паронимы. | ||
14 | 14 неделя | Стилистические фигуры: | ||
15 | 15 неделя | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов | ||
16 | 16 неделя | Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | ||
17 | 17 неделя | Анализ текста. Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...