Календарно-тематическое планирование курса "Комплексный анализ текста" 10-11 кл. Рыбченкова Л.М.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для обучения учащихся 10-11 класса. Программа рассчитана на 17 часов. Создана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Разноаспектный анализ текста», составитель Л. М. Рыбченкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_kompleksnyy_analiz_teksta.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для обучения учащихся 10-11 класса. Программа рассчитана на 17 часов. Создана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Разноаспектный анализ текста», составитель Л. М. Рыбченкова.

В содержании курса «Комплексный анализ текста» рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Учащиеся в процессе работы будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Задачи элективного курса:

-        формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

-        совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

-        совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Содержание курса:

Раздел 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологичес-кие, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Раздел 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

В итоге учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при создании собственного текста.

Знать основные термины и понятия:

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Программно-методическое сопровождение:

  1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», части А,В,С.
  3. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
  4. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
  5. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.
  6. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Стилистический и типологический анализ текста

9

Лингвистический анализ текста

8

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

Стилистический и типологический анализ текста (9ч)

1

1 неделя

Тема и основная мысль текста

2

2 неделя

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

3

3 неделя

Выделение микротем в тексте

4

4 неделя

Лексические средства организации текста

5

5 неделя

Морфологические средства организации текста

6

6 неделя

Синтаксические средства организации текста

7

7 неделя

Стили речи

8

8 неделя

Типы речи

9

9 неделя

Анализ текста

Лингвистический анализ текста (8ч)

10

10 неделя

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

11

11 неделя

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления.

12

12 неделя

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

13

13 неделя

Тропы. Художественный символ, паронимы.

14

14 неделя

Стилистические фигуры:

15

15 неделя

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов

16

16 неделя

Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

17

17 неделя

Анализ текста. Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...