Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Схема конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полухина Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №6 г.Алексеевки Белгородской области
Предмет: русский язык
Класс: 7 класс
Тема урока: «Причастный оборот»
Цели урока:
- содержательная:
с помощью практических заданий подвести учащихся к пониманию такого понятия, как «причастный оборот» и правила обособления причастного оборота;
- деятельностная (формирование умений новых способов действий):
создать условия для:
формирования у учащихся навыков работы в группах;
формирования у учащихся умения выдвигать гипотезу и обосновывать её, слушать собеседника, строить высказывание;
формирования у учащихся навыков получения новых знаний с опорой на ранее изученное;
формирования у учащихся практических умений устанавливать связи причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота.
- развивающая:
создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная техника, интерактивная доска, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.
Краткое описание: схема конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу». |
| ||
Организация вводного момента. Задаёт вопросы: 1. Что вам уже известно о причастии? 2. На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы? Записывает вопросы, сформулированные обучающимися, на доске. | Планируют действия и определяют цель. Ставят учебную задачу. Соотносят то, что уже известно и усвоено, и тем, что ещё неизвестно. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Целеполагание (Р). | |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
| ||
1.Даёт задание – ловушку (на новую тему): на экране отображены два предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены). Например: На столе лежало не отправленное мною письмо. Голубое южное небо помутневшее от пыли было мутным. 2.Учитель задаёт вопросы: «Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях? Почему это у вас не получилось? В чём заключается сложность?» | Анализ предложений. Учёт разных мнений. Выполнение пробного учебного действия.
| Умение анализировать языковой материал (П). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р). | |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения. |
| ||
1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 2.Учитель предлагает детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос: «Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами?» 3.Выслушивает несколько версий обучающихся. | Предлагают версии выхода из затруднения. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Выдвигать гипотезу и обосновывать её (П). Умение слушать собеседника, строить высказывание (К). | |
Учитель записывает на доске два предложения и предлагает обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга. Предложения: Над вздыхающим морем низко висело огромное солнце. - Над спокойно вздыхающим морем низко висело огромное солнце. | Предлагают варианты ответа, объясняют, приходят к выводу, что предложения отличаются наличием в одном из них зависимого от причастия слова. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Выдвигать гипотезу и обосновывать её (П). Умение слушать собеседника, строить высказывание (К). | |
Знакомит обучающихся с понятием «причастный оборот».Учитель предлагает электронное гипертекстовое определение, снабженное ссылками на толкование терминов и всплывающими подсказками. Учитель задаёт вопрос: «Ребята, вспомните, что такое причастие?» Предлагает сверить ответ с эталоном – всплывающей подсказкой.
| Знакомятся с понятием «причастный оборот», закрепляя знание термина «причастие", проговаривают определение. Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответы. Осуществляют: сверяют свой ответ с эталоном - всплывающей подсказкой. | Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона (Р). | |
1.Учитель организует работу в группах (по 4 человека). 2. Предлагает интерактивную гипермедийную трёхуровневую таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, содержащую примеры и графические схемы, подсветку, выделяющую различные фрагменты представленного в таблице материала. 3.Ставит перед обучающимися задачу: определить, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с причастными оборот амии. 4.Регулирует работу групп.
| В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи.
Работая в группах, анализируютинтерактивную гипермедийную трёхуровневую таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, с целью определения понятия «обособление», выявления случаев обособления причастных оборотов. Согласуют между собой действия. Делают обобщающий вывод.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.
| Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения (К). Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков (П).
Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р). | |
1.Организует обсуждение результатов работы групп. 2.Организует обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота. 3.Предлагает обучающимся сверить свои ответы с эталоном, содержащимся в интерактивной гипермедийной трёхуровневой таблице. 4.Оценивает результаты работы групп. | Участвуют в обсуждении результатов работы групп.
Представитель каждой группы озвучивает ответы, подготовленные группой, выводы о правилах обособления причастного оборота.
Прослушивают ответы представителей каждой группы. | Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (П).
Строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы одноклассников (К).
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона (Р). | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. |
| ||
1. Предлагает обучающимся закрепить полученные знания по теме «Причастный оборот», выполняя электронные задания, проговаривая вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота. Электронные задания:Вариант 1. Подобрать примеры к правилу обособления причастного оборота. Вариант 2. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот. Вариант 3. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот. Вариант 4. Расставить в тексте запятые 2.Формирует группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся. | Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
Формулирование и аргументация своего мнения.
Контролируют правильность ответов обучающихся. | Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (П). Умение осознанно строить речевое высказывание (П). Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К). | |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | |||
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний: 1.Диктует несколько (3-4) предложений с причастными оборотами и предлагает выполнить грамматическое задание: выделить графически причастные обороты, составить схемы предложений. 2.Для самопроверки на доске записывает эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы «Обособление причастного оборота» и примеры (образцы). | Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот» путём самопроверки по эталону и образцу и анализа правила обособления причастного оборота. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном и образцом. Осознание качества и уровня освоения нового материала. | Умение анализировать и делать выводы (П).
Осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца (Р). | |
VI. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения | |||
Учитель для закрепления знаний предлагает интерактивный текст с заданием: "Какие из причастных оборотов нужно выделить запятыми? Почему?".
Ребята, обратите внимание на предложение текста. -Чем оно необычно? -Как автор характеризует мост? С кем сравнивает? Учитель поясняет, что в предложении используются такие средства выразительности, как олицетворение и сравнительный оборот. Предлагает учащимся построить предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты. | Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
Формулирование и аргументация своего мнения.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
Анализируют предпоследнее предложение текста интерактивного задание. Строят предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты. | Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (Р). Анализ предложения с целью выявления средств выразительности речи (П). Умение конструировать предложения с олицетворениями и сравнительными оборотами (П). | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
| ||
Организует рефлексию, задаёт вопросы: - Чего достигли на уроке? - Что ещё нужно узнать? - Мы на все вопросы ответили? - Ребята, все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? | Осуществляют рефлексию – контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Строят монологическую речь.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
| Умение анализировать свои действия, делать выводы, подводить итог, выявлять, чего достигли (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия (Р). | |
VIII. Домашнее задание |
|
| |
Объясняет суть домашнего задания |
|
| |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота
Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Урок русского языка 8 класс (II вид) “Деепричастный оборот”.
Урок для коррекционной школы II вида...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Презентация к уроку русского языка 7 класс Причастный оборот. Выделение причастного оборота.
Презентация в себе содержит теоретический материал, алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и как его выделять графически на письме....