Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 308.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Система работы школы по подготовке обучающихся
к сдаче ГИА по русскому языку
Маркова Н.Н., заместитель директора по УВР,
учитель высшей квалификационной категории.
Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качества образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами.
Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенций:
- лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Структура экзаменационной работы
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3-х частей:
Часть 1 – краткое изложение по тексту публицистического или научного стиля (С1).
Часть 2 – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом (А1-А7 и В1-В9).
Часть 3 – задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста (С2).
Части 2 и 3 экзаменационной работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.
Подготовка к ГИА по русскому языку требует от педагогов целенаправленной и продуманной работы по следующим направлениям:
- формирование умения решать задачи разного уровня;
- развитие мотивации и целеполагания;
- формирования положительного отношения;
- развитие самоконтроля;
- формирование уверенности и положительной самооценки.
Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен:
- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;
- проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;
- планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.
Выполнение задания С1.
Как научить школьников грамотно писать сжатое изложение?
Работая с обучающимися над сжатым изложением, мы выявили ряд проблем:
- проблема адекватности восприятия текста на слух;
- проблема организации и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства языка;
- проблема разделения текста на абзацы;
- проблема выделения главной и второстепенной информации;
- неумение видеть логику перехода от одной мысли к другой;
- многочисленные речевые и грамматические ошибки.
Задачи, стоящие перед учителем, при выполнении обучающимися задания С1:
- выявить у обучающихся уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста;
- определить эффективные методы и приёмы обучения сжатому изложению;
- разработать систему упражнений по обучению сжатому изложению.
Каким образом можно решить поставленные задачи?
Прежде всего педагогам необходимо изучить методическую литературу по данной теме. Например, универсальные материалы с методическими рекомендациями Д.А. Хаустовой. Русский язык. ГИА. Написание сжатого изложения. «Экзамен», 2012; учебное пособие Г.И. Канакиной, И.Г.Родионовой «Учимся работать с текстом». Подготовка к ГИА по русскому языку. Флинта-Наука. 2012; сборник по подготовке к ГИА-9 под редакцией Н.А. Сениной. Русский язык. 9 класс. Легион. 2012.
Задача учителя – научить школьников трём приемам сжатия текста:
- исключению подробностей и деталей;
- обобщению конкретных, единичных явлений;
- сочетанию исключения и обобщения.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят в методике работы над текстом. Значимая роль отводится сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой обучающиеся решают, какая часть текста или предложения особенно важны для выражения главной мысли, а какую можно исключить при сокращении текста. Эффективным приёмом при этом являются опорные слова.
Педагогу необходимо научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты и явления, события, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Подготовку к написанию сжатого изложения надо начинать как можно раньше
5-6 классы – выполнение логических операций с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы.
7-9 классы – тренировочные упражнения, цель которых восстановить связь между предложениями абзаца, исправлять нарушенную логику, подбирать вступление или заключение к тексту.
Виды тренировочных упражнений на сжатие текста:
- сократить сложное предложение за счет менее существенной части;
- заменить фрагмент предложения обобщающим понятием;
- исключить повторы и объединить предложения;
- заменить прямую речь косвенной, сохранить смысл высказывания;
- изложить указанную часть текста одним предложением;
- подчеркнуть в тексте предложения, смысловые части которых могут быть убраны без ущерба для содержания;
- сжато изложите содержание абзаца;
- напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.
Наиболее эффективные упражнения, связанные непосредственно с практикой сжатия:
Комплексный анализ текста - один из самых эффективных видов упражнений подготовки к сжатию текста. Он даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать, выходить на метапредметные связи.
Возможные вопросы:
- определите, что перед вами – слова, предложения или текст?
- озаглавьте текст;
- составьте план, выделите опорные слова;
- укажите особенности частей текста. Есть ли смысловые связи между ними? Есть ли языковая связь?
- определите тему текста;
- назовите главную мысль текста;
- укажите тип речи;
- восстановите содержание текста по опорным словам.
Перечисленные упражнения легко найти в пособиях, которые широко применяются в работе с обучающимися учителями нашей школы. Например, А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Сфера, 2012.; Н.А. Сенина. Комплексный анализ текста. Тренировочная тетрадь. 7 класс. Легион, 2012; УМК С.И. Львовой. 5-9 кл. Мнемозина, 2008-2012.
Выполнение заданий с выбором ответа (часть А)
В методическую копилку учителей русского языка входят КИМы (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам, разработанные самими учителями. Тем не менее каждый урок по подготовке к ГИА начинается, как правило, с актуализации опорных знаний: словарно-семантическая работа, орфографическая работа, языковая разминка, синтаксическая работа, орфоэпическая разминка.
Анализ средств языка на уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса, должен стать неотъемлемой частью анализа текста. При подготовке к государственному экзамену в 9 классе целесообразно провести некоторую систематизацию изученного материала по теме «Выразительные средства языка». Результатом такой работы может стать создание обобщающей таблицы «Выразительные средства русской речи».
В процессе обучения русскому языку в целом и особенно при работе с текстом на уроках необходимо акцентировать внимание на таких приёмах работы, которые позволяют актуализировать содержательную информацию (А1). Это могут быть беседы по содержанию текста, ответы на вопросы, касающиеся основных смысловых сегментов текста, анализ структуры текста с точки зрения раскрытия той или иной микротемы и т.п.
Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9-х классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.
Выполнение части В
Из анализа работ ГИА 2012 можно выделить типичные ошибки:
- определение грамматической основы предложения (В3);
- предложения с разными видами связи (В9);
- предложения с однородными членами (В4);
- количество грамматических основ (В6).
Как правило, ошибки при решении указанных заданий связаны либо с незнанием теоретического материала, либо с неумением применить полученные знания на практике.
Следовательно, для наиболее эффективной подготовки к выполнению заданий В3 и В7 при анализе структуры предложений следует подбирать такие примеры, которые позволят ученикам вспомнить и повторить все способы выражения главных членов предложения. В качестве методического материала можно использовать таблицу, в которой систематизированы способы выражения главных членов предложения – подлежащего и сказуемого – в русском языке и приведены примеры, иллюстрирующие каждый способ.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | СКАЗУЕМОЕ |
форма И.п. имени или инфинитив: Город строится. Семеро одного не ждут. Больные отдыхают. Курить очень вредно.; • именные сочетания: Отец с сыном уже ушли. Двадцать человек уехало. Несколько ребят отстало. Каждый из них поздоровался. Кто угодно звонит.; • предложно-падежными группами (В.п. и Р.п.): С неделю только прошло. До десяти школьников ещё могут записаться в кружок. | Простое глагольное сказуемое – выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом или фразеологизмом: Он читает книгу. Вокруг зеленеет лес. Курить – здоровью вредить. Я буду читать (гл. в пов. накл.). Съездил бы ты к брату, поговорил бы(гл. в усл. накл.). Он нам постоянно палки в колёса вставляет( фразеол.). Составное глагольное сказуемое – имеет две части: вспомогательную (глаголы, выражающие оттенки значения сказуемого) и основную (всегда инфинитив, выражающий речевое значение сказуемого). Мальчишки продолжали играть. Мы перестали верить его словам. Составное именное сказуемое – имеет две части: глагол-связку (вспомогательная часть) и именную часть. Довольно часто глагол-связка отсутствует: Стол уже был накрыт на веранде. Слово – одежда всех фактов. А когда-то он ей казался героем. |
Ошибки, допущенные при решении задания В9 (сложные предложения с разными видами связи, с несколькими придаточными), можно объяснить тем, что данные темы изучаются в конце учебного года, и можно предполагать, что навыки и умения недостаточно отработаны.
Что касается задания В7 (выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными подчинительной связью), то основной причиной ошибок, как показал анализ ответов обучающихся, является то, что они указывают только цифру начала придаточного предложения. Если же придаточная часть стоит внутри главной, то, соответственно, необходимо указать цифры, обозначающие границы всей придаточной части.
В помощь учителю для отработки задания А, В:
1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013 /Под ред. Н.А. Сениной. Лигион, 2012.
2. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Тематические тренировочные задания./ А.Ю. Бисеров, И.Б. Маслова. Эксмо, 2012.
3. ГИА-2013. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме./ И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. ФИПИ, 2012.
4. ГИА 2013. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс./С.И. Львова. Эксмо, 2012.
5. Русский язык. ГИА 2013. Типовые тестовые задания./Ю.Н. Гостева, И.Л. Васильевых. ФИПИ, 2012.
Электронные продукты для отработки практических навыков
- Онлайн ГИА по русскому языку. Интернет-репетитор.
- Мультимедиа-комплекс «1С. Репетитор. Русский язык».
- Контрольно-диагностическая система «1С. Репетитор. Тесты по орфографии».
- Программа «1С. Репетитор. Тесты по пунктуации».
- Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку».
- Орфографический тренажер «Грамотей» (разработан НПП «Эрикос»).
- Презентации-тренажеры.
- Интерактивные тренировочные задания.
Выполнение части С2.
Умения, проверяемые заданием С2.
- адекватно понимать информацию прочитанного текста;
- понимать основную мысль прочитанного текста;
- интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе
- умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
- умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и
- формировать свою позицию по данной теме.
Как научить обучающихся выполнять задание С2?
Требование соответствия сочинения ученика функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, его построение по определённым композиционным законам предполагает, в первую очередь, повторение, закрепление, обобщение темы «Текст. Рассуждение как тип речи». В этом ключе можно предложить ученикам совместную работу по «выработке» основных требований к структуре будущего сочинения.
Примерная схема сочинения-рассуждения (от тезиса – через аргументы – к выводам) может выглядеть следующим образом:
Композиция сочинения-рассуждения:
1. Вступление – найдите ключевое слово или словосочетания в предложенном фрагменте и попытайтесь «порассуждать» о смысле этого слова (сочетания).
2. Идея (основная мысль текста): раскройте смысл фразы (не повторяя и не переписывая саму фразу), попытавшись опереться на весь текст.
3. Аргументы (доказательства главной мысли): 1) Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы; 2) Дайте краткий комментарий основному событию, описанному в тесте, с учётом выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.
4. Вывод. Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль.
Возможная структура ответа
Формулировка задания: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Перед тем, как начать работу над сочинением, необходимо разобраться с обучающимися в теоретических понятиях, что такое «лексика», а что такое «грамматика».
Лексика – это словарный состав языка. Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Лексические понятия:
- лексическое значение слова,
- однозначные и многозначные слова,
- прямое и переносное значение слова,
- омонимы, синонимы, антонимы,
- слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении,
- историзмы, архаизмы, неологизмы,
- заимствованные слова,
- фразеологизмы.
Грамматические понятия:
- части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
- строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.).
Пример выполнения задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Выполните задания:
1. найдите ключевые слова,
2. определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании.
Выполните задания:
1. найдите ключевые слова,
2. определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании,
3. вспомним теорию: словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетания сочинительные и подчинительные.
Способы выражения связи между словами:
- в подчинительных: окончания и предлоги,
- в сочинительных: союзы и интонация.
4.Найдите примеры в тексте.
Некоторые речевые клише, которые уместно будет использовать в сочинении
Обучение написанию задания С2. с помощью образцов – один из самых важных моментов в обучении школьников написанию задания С2. (Образец).
Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически.
В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием зависимого прилагательного.
А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием – ях, но и предлогом «в».
Итак, в словосочетании, бесспорно, проявляется «способность слова связываться с другими словами».
При подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку перед учителями школы стоят следующие задачи:
- При обучении пониманию прослушанного и прочитанного текста необходимо опираться на приёмы и методы медленного чтения, а также содержательного и текстоведческого анализа.
- Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом нам необходимо уделить серьёзное внимание, используя методы внутрипредметной интеграции.
- Обучение конспектированию, реферированию, составлению планов, отзывов и др. станут для нас основными видами работы с обучающимися.
- Первостепенной задачей для нас является проблема повышения уровня орфографической и пунктуационной грамотности без отрыва от таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика.
В помощь учителю для отработки задания С2:
1. ГИА 2013. Русский язык. Выполнение задания части С./Г.Т. Егораева. Экзамен, 2013.
2.ГИА 2013. Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему./Г.Т. Егораева. Экзамен, 2013.
3. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013 /Под ред. Н.А. Сениной. Лигион, 2012.
Проводя эту работу в комплексе, активно опираясь на коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, мы сможем сделать процесс обучения активным и осознанным.
Полезные ссылки
- http://www.fipi.ru – официальный сайт Федерального института педагогических измерений. На сайте публикуются контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена в формате ГИА, а также демоверсии экзаменационных работ.
- http://statgrad.mioo.ru – сайт телекоммуникационной системы СтатГрад. На сайте предлагаются тренировочные работы в формате ГИА, предназначенные для дистанционной подготовки учащихся к ГИА.
- http://gia.edu.ru – официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации. На сайте опубликована информация, касающаяся содержания и проведения экзаменов в формате ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы школы по подготовки обучающихся к итоговой аттестации
В докладе рассматривается система работы школы по подготовке к ГИА...
Система работы учителя по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
Описана система работы по подготовке к итоговой аттестации...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»
Актуальность1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, зд...
Пути повышения качества подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку
На уроках русского языка особое внимание уделяю подготовке обучающихся к основному государственному экзамену по русскому языку....
Методика подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Статья о подготовке обучающихся 8-9 классов к успшной сдаче ОГЭ...
"Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике как профилактика школьной неуспешности при сдачи ГИА"
Отражена система работы учителя математики по подготовке обучающихся к ЕГЭ: методическая подготовка учителя к ЕГЭ , психологическая подготовка обучающихся,входная диангостика предметных знаний, органи...