Система работы учителя по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
методическая разработка (11 класс) на тему
Описана система работы по подготовке к итоговой аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя по подготовке обучающихся 11 класса к сдаче ЕГЭ,
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена-обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
- орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
- синтаксические нормы русского языка;
- стилистические нормы русского языка.
- типы сложных предложений и их специфика;
- средства языковой выразительности.
Поэтому, я считаю, необходимо все правила разбить на блоки и заниматься повторением
Все тематические блоки - модули ученики фиксируют в специальной тетради. Дальше по каждой теме идёт вторая, практическая, часть - к каждому блоку знаний ребята легко находят и выписывают множество примеров из текстов дидактического материала, учебников, карточек и т.д., обозначая при этом орфограммы, пунктограммы, производя разборы…
На уроках текущего повторения, консультациях к экзаменам рекомендуется использовать принцип «мини - макси», когда материал изучается подробно, «с углублённым погружением в тему» старательно исследуется, изучается его практическая часть с максимальным пониманием темы. Из большого объёма материала ученики непременно вычленят главное, а оно как раз необходимо для выполнения тестовой работы.
Но учительского удовлетворения такая, пусть и кропотливая, работа всё равно не приносила.
В декабре составляю график … не консультаций, а кратковременных индивидуальных курсов: « Один ученик – одна неделя» (12 дополнительных часов каждому!) Кто-то скажет: « Где взять столько времени?» Да, временем придётся пожертвовать. Что делают остальные ребята? Решают тесты, работают на уроках, раз в неделю получают консультацию по пробелам. Самое главное - нужно всё фиксировать в «Тетради контроля».
В течение недельного «погружения» ученик обязан показать и рассказать обо всех учебных пособиях, которыми он пользуется при решении тестов, когда готовится к ЕГЭ самостоятельно, определяются его проблемы.
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части С?
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, ...
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…
4. Итак, …
Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:
1) пересказ текста;
2) выделение микротем по абзацам;
3) поиск ключевых слов;
4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;
5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.
Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.
Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.
Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.
Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.
В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.
1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)
2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)
З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)
4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»
5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"
Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...
Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку
Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
ШМО: "Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по географии в 9 классе"
Необходимо продумывать приемы, интенсифицирующие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей м...
Обобщение педагогического опыта" Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике"
Учитель делится системой работы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике...
Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по географии в 9 классе
Помощь при подготовке к Огэ по географии в 9 классе...
"Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике как профилактика школьной неуспешности при сдачи ГИА"
Отражена система работы учителя математики по подготовке обучающихся к ЕГЭ: методическая подготовка учителя к ЕГЭ , психологическая подготовка обучающихся,входная диангостика предметных знаний, органи...