"Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Теоретические и практические материалы"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Работа содержит в себе как теоретический материал, рассматиривающий этапы подготовкаи к итоговой аттестации по русскому языку, так и практические материалы (задания отдельные и в комплексе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (теория и практика) | 52.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа
« Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Теоретические и практические материалы»
Цели: познакомить с конкретными комплексными мерами по проведению работ, связанных с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку; познакомить с упражнениями и заданиями части 1 (А), помогающими качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации по предмету
Содержание
I. Введение с. 3
- О перестройке процесса обучения русскому языку и адаптации программ по русскому языку и культуре речи к требованиям по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
II. Общие этапы подготовки к ЕГЭ с.4
- Информационный с.5
- Содержательный
- Аналитический с.8
III. Содержательная подготовка с.11
- Ознакомительное тестирование с.11
- Знакомство с планом и содержанием работы с.11
- Поэтапная работа над содержанием и выполнением заданий
частей А,В с.11
- Работа по выполнению части С1 с.18
- Плановое промежуточное и предварительное тестирование с.19
IV. Работа по анализу промежуточного и предварительного
тестирования с.21
- Анализ выполнения тестовых заданий
- Повторная отработка заданий с наименьшим коэффициентом результативности
V. Практическая часть. (Приложения 1,2,3,4,5)
Примеры заданий, предлагаемых для работы в классе
VI. Список литературы. Список электронных адресов с.22
I. Введение
С 2006-2007 учебного года экзамен по итоговой аттестации по русскому языку стал обязательным выпускным в школе. Во многих вузах результаты ЕГЭ по русскому языку зачитывают в качестве вступительного испытания. Эти же вузы, в качестве альтернативы, предлагают пройти вступительное испытание по русскому языку в виде работы по типу ЕГЭ.
К таким вузам уже сейчас относятся многие московские высшие музыкальные учебные заведения.
В связи с этим, в I Московском областном музыкальном училище назрела необходимость проведения курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для учащихся всех курсов . Данный блок программ предполагает комплексный целевой курс теоретических и практических занятий, направленных на подготовку учащихся экзаменационной работе по типу ЕГЭ.
Цель блока программ – дать возможность учащимся восстановить и сохранить в памяти основные знания по русскому языку и потренироваться в выполнении таких видов заданий, которые традиционно включаются в ЕГЭ.
Блок программ разбит на отдельные курсы , составляющие основу курса русского языка и культуры речи. Они предусматривают в том числе богатый практический тренировочный, закрепляющий и контрольный материал в виде тестов и творческих работ по типу заданий ЕГЭ. Это даст возможность учащимся получить твердые знания в теоретическом и практическом плане, познакомиться с характером и особенностями заданий единого государственного экзамена, научиться выполнять подобного вида работы. Этот блок программ разбит на 3 основных курса: «Русский язык» , «Культура речи» и «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» возобновляются занятия
По курсу «Культура речи» занятия возобновились С 2012-2013 учебного года Они были прерваны два года назад в связи с введением новой программы обучения по русскому языку и культуре речи и новым распределением часов на эти предметы: русский язык на 1-2 курсе по 18 часов в семестр, культура речи на 3 курсе – по 18 часов в семестр
Работа над культурой речи учащихся средней общеобразовательной школе безусловно, ведётся, но упражнения по овладению литературными нормами рассредоточены по разным классам неравномерно. Систематизировать её необходимо и делать это нужно в том числе и в системе профессионального образования, куда приходят учащиеся из 9-11 класса средних общеобразовательных школ
И перед студентом , и перед преподавателем стоит важнейшая задача - успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, одной из составляющей (8,3 %) которого являются задания по культуре речи (часть А задания № 2,3,4,5,6,28). Поэтому считаю, что работу по культуре речи в необходимо выстраивать через систему упражнений, позволяющих студенту увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить
В целом оба курса «Русский язык» и «Культура речи» сейчас мной адаптированы так, чтобы максимально полно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Непрерывная подготовка к ЕГЭ по русскому языку завершается на 4 курсе, где предусмотрен специальный факультативный курс по подготовке к ЕГЭ. Здесь мы еще раз кратко повторяем сведения, полученные на занятиях прежних курсов и отрабатываем алгоритмы выполнения заданий частей А, В и С.
II. Общие этапы подготовки к ЕГЭ
Если исследовать методические рекомендации по общей подготовке студентов к ЕГЭ, то можно выяснить, что подготовка к ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям:
-информационный
- содержательный
- аналитический
1. Информационный этап
Информационный этап включает в себя работу по изучению нормативно-правовых документов по итоговой аттестации.
На наших занятиях эта работа включает в себя ознакомление с Порядком проведения ЕГЭ, особенностями проведения государственной ( итоговой) аттестации, с Инструкцией для участников ЕГЭ в день сдачи экзамена, с графиком занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В течение учебного года мы неоднократно возвращаемся к ознакомлению с бланками ответов и порядку их заполнения. В кабинете русского языка висит специальный информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы по ЕГЭ по русскому языку: демонстрационный вариант КИМ 2012 , а теперь и 2013 года, инструкцию по выполнению работы и т.д.
2. Содержательный этап
Содержательный этап связан с несколькими видами работы.
Прежде всего, это ознакомление со структурой заданий ЕГЭ и заданиями, вызывающими трудности. Обычно провожу на первом занятии у 4 курса.
Краткое содержание
А1–А30 – вопросы базового уровня сложности с четырьмя вариантами ответов, правильным из которых является только один;
A1 Постановка ударения
A2 Правильное употребление слова
A3 Образование форм слова
A4 Построение предложения с деепричастием
A5 Нормы согласования и управления в предложении
A6 Синтаксические нормы
A7 Смысловая и композиционная целостность текста
A8 Средства связи предложений в тексте
A9 Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10 Bиды сложных предложений
A11 Части речи
A12 Лексическое значение слова
А 13 Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14 Правописание корней
A15 Правописание приставок
A16 Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17 Правописание суффиксов
A18 Правописание НЕ и НИ
A19 Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20 Пунктуация в предложении с однородными членами
A21 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22 Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23 Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
А26 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27 Информационная обработка текста
A28 Смысловая и композиционная целостность текста
A29 Функционально-смысловые типы речи
A30 Лексическое значение слова
В1–В8 – вопросы среднего уровня сложности, ответы на которые надо самостоятельно сформулировать;
B1 Основные способы словообразования
B2 Части речи
B3 Типы подчинительной связи в словосочетании
B4 Bиды предложений по наличию главных членов
B5 Простое осложненное предложение
B6 Сложное предложение
B7 Средства связи предложений в тексте
B8 Языковые средства речевой выразительности
С1 – задание написать короткое сочинение по прочитанному тексту (оценивается по многим критериям: грамотность, содержание, раскрытие главной мысли, в случае правильного выполнения дает большое количество баллов).
Максимальные оценки
Часть 1. А - 30 баллов (30 заданий)
Часть 2. В – 11 баллов (8 заданий)
Часть 3. С 1- 23 балла
В 2013 году появились некоторые изменения в структуре заданий и порядке проведения ЕГЭ по русскому языку
1. Изменен формат Задания А1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (2012)
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (2013)
2. Уточнены критерии оценки с развернутым ответом( критерий К1)
К 1 Формулировка проблем исходного текста (2012)
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал
одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой
проблемы, нет 1 балл
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из
проблем исходного текста. 0 баллов
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей
сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой
проблемы, нет - 1балл
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста - 0 баллов
*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
3. На 30 минут (с 180 до 210) увеличено время выполнения работы
|
3. Аналитический этап
Проанализировав Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 года, я собрала сведения о заданиях части А и В , вызывающих особые трудности в выполнении.
Часть 1 А 1-30
Низкими по результативности оказались ответы на задания
А 4 (построение предложение с деепричастием)
А 5 (задание, связанное с определением грамматической ошибки в предложениях)
Низкий уровень языковой компетенции в области освоения морфологии и синтаксиса продемонстрировали учащиеся, плохо справившиеся с заданиями
А 9 (неспособность выделить в рамках предложения его коммуникативное ядро)
Например, нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим, выраженным местоимением не первый год вызывает затруднение
А 11 (морфологический анализ)
А 21 (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами)
Учитывая выполнение задания Части 2 (В 2), в отчете указано, что экзаменуемые
Плохо различают причастия и деепричастия ,с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени, например.
Очевидно , причины кроются в том, что экзаменуемые не обучены определять
частеречную принадлежность слова по точным признакам (наличие набора определенных морфологических признаков у каждой части речи), а также смешивают понятийный аппарат морфологии и синтаксиса (сказуемое далеко не всегда выражено формой глагола, а определение некоего слова как «союзного», то есть выполняющего в данном контексте союзные функции, не исключает возможности определить это слово как ту или иную часть речи, чаще всего, конечно, как относительное местоимение). По-прежнему наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц, предлогов . Только 17% экзаменуемых верно определили сочинительный союз «не только, но и». Показательно, что как в первой, так и во второй части работы задания на поиск наречий в превосходной степени оказались сложными .
А12 затруднения при толковании распространенных слов-терминов, многозначных слов
Наибольшие трудности с работой по орфографии вызвала работа, связанная с выполнением заданий А18 и А19
А 18 (правописание НЕ-НИ)
А 19 (слитное/раздельное написание различных частей речи)
Уровень практической пунктуационной грамотности экзаменуемых по-прежнему довольно низок. Это демонстрирует выполнение задания.
А 22 ( Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения)
То же подтвердил анализ письменных высказываний, созданных экзаменуемыми при выполнении третьей части работы ( критерий К8)
Наиболее частотные ошибки связаны с темами «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями», «Пунктуация в предложениях с обособленными членами», «Пунктуация в предложениях с однородными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей». Экзаменуемые нередко расставляют знаки препинания там, где их не должно быть, грубо нарушают правила пунктуационного оформления конца предложения.
Часть 2 В 1-8
Экзаменуемые традиционно хуже всего выполняют задания
В 2 (морфология)
В3 (типы связи в словосочетаниях)
Затруднения экзаменуемых возникают в тех случаях, когда в словосочетаниях со связью управление зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно-падежной форме, местоименное наречие.
В 4, В 5, В 6 (синтаксический анализ)
В4-В5
Задания В 4 оказались первыми по трудности в группе синтаксически ориентированных
Когда необходимо было найти простое безличное предложение (Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу), только 18% экзаменуемых справились с этим заданием. Наибольшие затруднения вызвал у экзаменуемых вариант задания, в котором требовалось найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Например: И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир?
Часть 3 С1
Результаты выполнения задания С1 позволяют говорить о снижении (по сравнению
с 2011 г.) уровня речевой подготовки
Анализируя работы экзаменуемых по критерию К10 с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные недостатки. Это речевые нарушения, связанные с бедностью словарного запаса: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
При выполнении третьей части экзаменационной работы типичными граммати-
ческими ошибками были ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся:
1) ошибки в образовании форм существительных: «два знамя», «он не боялся опасностей и рисков»;
2) ошибки при образовании множественного числа отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества:
«радости жизни», «животные жиры») («В движении защитников природы (НЕ в движениях!) участвовали самые различные слои населения.»);
3) ошибки в образовании форм прилагательных («Эта книга более интереснее.»);
4) неправильное употребление временных форм глаголов («Эта книга дает знания
об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.»); верно: «…даст... научит... или ...дает... учит...»
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
III. Содержательная подготовка ( Подготовка по содержанию тестовых заданий)
-ознакомительное тестирование
- знакомство с планом и содержанием работы
- поэтапная работа над содержанием и выполнением заданий частей А, В
-работа по выполнению части С1
-плановое промежуточное и предварительное тестирование
1.Ознакомительное тестирование предполагает выполнение заданий Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
( см. приложение 1)
2.Знакомство с планом и содержанием работы
Соответствует программе курса, включающего работу по всем темам, включенным в ЕГЭ, и отработку алгоритмов решения тестовых заданий Части 1 и Части 2
3. Поэтапная работа над содержанием и выполнением заданий части 1 и 2 включает в себя как работу с теоретическим материалом, так и отработку практических заданий.
Привожу примеры теоретического и практического характера , связанные с некоторыми заданиями части А и В, вызывающих особую трудность ( по итогам отчета ФИПИ)
Мой опыт работы показывает, что студенты в обычном учебном процессе (1-2 курс) и при подготовке к ЕГЭ на 4 курсе, как и экзаменуемые на итоговой аттестации, часто путают причастия и деепричастия, плохо помнят их морфологические признаки, испытывают трудности при написании суффиксов причастий и т. д. (задания А4, А11, А 13, А 21). Поэтому я в этой работе привожу пример целого блока задания на интересующую нас тему. Т. е. мы познакомимся сразу со всеми видами заданий, связанными с причастием и деепричастием. В этот блок автоматически включаются задания типа В-2 (Части речи)
Каждая отдельная тема начинается повторением теоретического материала, затем следуют задания тренировочного и закрепительного характера. В конце следуют примеры итоговых заданий.
Задания типа А,
связанные с морфологической характеристикой причастий и деепричастий; построением предложений с деепричастным оборотом; правописанием Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях; знаками препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениямиможно разделить на несколько групп.
Группы, связанные с выполнением заданий типа А 4, А 11, А 13, А21
- Тесты с заданиями по конструированию предложений с деепричастным оборотом (А 4)
- Тесты, связанные с правильной морфологической характеристикой слова ( А 11)
- Тесты, связанные с поиском причастий/деепричастий в предложении (А11)
- Тесты, связанные с поиском причастий и деепричастий в отрывках из текстов (А 11)
- Тесты, связанные с поиском правильного правописания суффиксов причастий (А13)
- Тесты, связанные с поиском неверного написания слов (А 13)
- Тесты, связанные, с поиском правильного варианта правописания суффиксов причастий в предложении (А13)
- Тесты с заданиями, связанными с пунктуацией в предложениях с обособленными членами (А 21)
Логика изучения материала требует начать с темы «Морфологический анализ»
«Морфологический анализ» ( А11)
Привожу краткий план-конспект теоретического блока.
1. Что изучает морфология
2. Составление таблицы «Основные характеристики частей речи
* Тема достаточно объемная, привожу ту часть таблицы, которая соответствует характеристике причастий и деепричастий
Часть речи | Вопрос к начальной форме | Морфологические признаки |
Причастие | Какой?- ая?- ое?- ие? Краткая форма: Каков?-а? –о? –ы? | Действительное |
Суффиксы наст. времени -Ущ – ющ – ащ – ящ Суффиксы прош. времени _вш -ш | ||
Страдательное (имеет полную и краткую форму) | ||
Суффиксы наст. времени -ем –ом –им Суффиксы прош. времени -нн – енн - т | ||
Время и вид – как у глагола | ||
Деепричастие | Что делая? – что сделав? | Суффиксы несов. вида -а –я Суффиксы сов. Вида -в - ши - вши |
Переходность, возвратность – как у глагола |
Затем следует разбор задания
Пример разбора тестового задания, связанного с указанием правильной морфологической характеристикой
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СТАВШАЯ из предложения:
Статуя, моментально ставшая известной по всей Древней Греции, была через полвека разрушена землетрясением – у статуи подломились колени, а в мире появилась поговорка «колосс не глиняных ногах»
1. прилагательное
2. действительное причастие
3. страдательное причастие
4. деепричастие совершенного вида
Рассуждение:
Статуя (какая?) СТАВШАЯ. На этот вопрос отвечают полные прилагательные и причастия. Слово СТАВШАЯ образовано от глагола СТАЛА. От глагола совершенного вида образуются ТОЛЬКО ПРИЧАСТИЯ. Определяем по суффиксу, действительное или страдательное причастие. –ВШ – суффикс ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ПРИЧАСТИЯ
Правильный ответ - 2
Примеры тестовых заданий на эту тему можно увидеть в Приложении 2
Привожу еще один пример
Теоретическая часть для задания типа А 13
Тема «Правописание суффиксов – Н и – НН в прилагательных и причастиях»
Теоретическая часть
Правописание суффиксов Н И НН в отглагольных прилагательных
1.Если прилагательное образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида:
Печь – печЕНый, косить – кошЕНый
ИСКЛЮЧЕНИЯ: желаННый, жемаННый, свящеННый, чваННый, чекаННый, медлеННый.
В составе сложных слов правописание не меняется: златоткаНый, малохожеНый
Если в прилагательном появляется приставка, появляется вторая НН:
ВыкошеННый, ПЕРЕкрашеННый, ЗабелеННый.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: НАзваНый, ПОсажЕНый, СмышлЕНый
Приставка НЕ на правописание суффикса не влияет: кошеНый - НЕкошеНый, мазаНый - НемазаНый.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: неждаННый, негадаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННый.
2.В суффиксах ОВАНН, ЁВАНН полных и кратких форм отглагольных прилагательных пишется НН
ВзволнОВАННый, зачарОВАННый, рискОВАННо
ИСКЛЮЧЕНИЯ: кованый, жованый, клеваный
Правописание Н и НН в причастиях
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН, если:
Есть приставка: поломаННый, исправлеННый;
Есть зависимое (пояснительное) слово: ломаННый на кусочки, правлеННая редактором;
Если слово указывает не на постоянный признак, а на временное состояние:
И теперь он, ранеННый, остро чувствовал свою вину.
В кратких формах причастий пишется всегда одна Н. Они, как правило, требуют пояснительного слова:
Дети избаловаНы (кем?), дорога изъезжеНа (кем?)
Тесты, связанные с поиском правильного правописания суффиксов причастий
Разбор задания
В каком примере пишется НН?
1. Деревья аккуратно подреза…ы
2. некоше…ый луг
3. ране..ый солдат
4. плете..ая из веток корзина
ПОДРЕЗАНЫ – краткое страдательное причастие – Н
НЕКОШЕНЫЙ – отглагольное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида, приставка Не на количество Н не влияет – Н
РАНЕНЫЙ – полное страдательное причастие, нет зависимого слова – Н
ПЛЕТЕННАЯ – полное страдательное причастие, зависимое слово – ИЗ в ВЕТОК - НН
Остальные тестовые задания можно найти в Приложении 2
Задание типа В 2
Известно, что наибольшую трудность у студентов вызывает различение причастий и деепричастий, они с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени. Работа по определению морфологических признаков причастий и деепричастий традиционно начинаются с теоретического материала
Причастие (определение)
Признаки прилагательного
- изменение по родам, числам, падежам)
- согласование с существительным
- краткая форма некоторых причастий
Признаки глагола
- возвратность
- вид
- время (кроме будущего)
Действительные и страдательные причастия
Способы образования причастий.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Полная и краткая форма страдательных причастий
Переход причастий в прилагательные
Деепричастие (определение)
Вид: совершенный и несовершенный
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
Возвратность
Время
Далее на уроках мы приступаем к отработке практической части темы: выполняем тренировочные упражнения, затем закрепляем материал, выполняя задания по типу ЕГЭ
Если рассматривать задания тренировочного характера, то их можно распределить на несколько групп:
Группа, связанная с выполнением задания типа В 2
- Тесты с заданиями, направленными на поиск причастий или деепричастий
- Тесты, направленные на поиск действительных и страдательных причастий
- Тесты, направленные на поиск кратких причастий
- Тесты, направленные на поиск неверных форм причастий и деепричастий
Задание В 2
Известно, что наибольшую трудность у студентов вызывает различение причастий и деепричастий, они с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени. Задания на эти темы я и предлагаю Вам в качествен примера.
Причастие (определение)
Признаки прилагательного
- изменение по родам, числам, падежам)
- согласование с существительным
- краткая форма некоторых причастий
Признаки глагола
- возвратность
- вид
- время (кроме будущего)
Действительные и страдательные причастия
Способы образования причастий.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Полная и краткая форма страдательных причастий
Переход причастий в прилагательные
Деепричастие(определение)
Вид: совершенный и несовершенный
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
Возвратность
Время
Далее на уроках мы приступаем к отработке практической части темы: выполняем тренировочные упражнения, затем закрепляем материал, выполняя задания по типу ЕГЭ
Если рассматривать задания тренировочного характера, то их можно распределить на несколько групп:
Группа, связанная с выполнением задания типа В 2
- Тесты с заданиями, направленными на поиск причастий или деепричастий
- Тесты, направленные на поиск действительных и страдательных причастий
- Тесты, направленные на поиск кратких причастий
- Тесты, направленные на поиск деепричастий
- Тесты, направленные на поиск неверных форм причастий и деепричастий
Задания итогового характера представляют собой модели заданий А4, А11, А13 А21, а также работу с текстом (выполнение заданий В2)
Примеры заданий тренировочного и итогового характера приведены в Приложении 2
4. Работа по выполнению части С1
На занятиях по выполнению части С 1 в первую очередь необходимо познакомить, а затем и научить студентов основным этапам работы по написанию сочинения: формулировке проблемы, позиции автора, комментированию проблемы, подбору аргументов.
Для этого на первом занятии я провожу совместную работу «Учимся писать сочинение»
Примерный план мероприятия
1.Слово учителя
2. Беседа, связанная с основными этапами, готовящими к написанию работы
3. Поэтапная подготовка к написанию черновика текста
1 этап Совместное чтение текста
2 этап Формулировка проблемы
3 этап Формулировка позиции автора по одной из проблем
4 этап подбор аргументов (доказательств) и иллюстраций (примеров).
Особый этап : комментарий к проблеме
Составление черновика сочинения
Итог работы
Подробный конспект мероприятия можно найти в Приложении 3
Далее на занятиях использую пособие: Антонова С.В. Склискова Т.И. Русский язык С. Задания типа С ЕГЭ – М., 2006
Беру из него тексты для сочинений.
5. Плановое промежуточное тестирование проводится несколько раз в семестр и привязывается к окончанию изучения определенного количества тем
Предлагаю познакомится с одним из комплексов заданий промежуточного характера Приложение 4
Цели: повторить и систематизировать полученные на уроках знания.
Текст
1….. 2. Но это все ложь. 3. Всякий вид..т наскво(с,з)ь, что (ни)чего нет и царь - голый.
4. Но мудрецы, пр..роки?.. 5.Да, они нам кажут..ся полезнее других людей, но все(таки) они не только (не)велики, но ни на волос (не)больше других людей. 6. Вся их мудрость, святость, пророчество (ни)что в сравнении.. с соверше..ой мудростью, святостью. 7. И они не больше других. 8. В..личия для людей нет (1) есть только исполнение (2) большее или меньшее (3) исполнение (4) или (не)исполнение должного. 9. И это хорошо – так лучше. 10…
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и объяснить правописание слов
А 7 Какое из приведенных предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Вы не отыщете в истории человечества общества без владыки.
2)Даже первобытные люди выдвигали для управления лучших своих представителей.
3) Люди придумывают себе признаки величия: цари, полководцы, поэты.
4) В эпоху революционных потрясений царей свергают, их место занимают вожди.
А 7 Какое из предложений должно стоять на месте пропуска десятого предложения?
1) Величия нет.
2) Ищите не величия, а должного.
3) Величия ищут только порочные люди.
4) Все люди равно ничтожны перед господом.
А 8 Укажите средства связи между:
1. четвертым и пятым предложением
2. пятым и шестым предложением
А 9 Какие слова является грамматической основой в третьем предложении текста?
1) всякий видит; ничего нет
2) всякий видит насквозь; царь голый
3) видит насквозь; царь голый
4) всякий видит; ничего нет; царь голый
А 10 Укажите верную характеристику восьмого предложения
1) простое 2) сложносочиненное 3) сложное бессоюзное 4) сложноподчиненное
А 11 Укажите верную характеристику слова ДРУГИХ в предложении №7
1) прилагательное
2) притяжательное местоимение
3) существительное
4) определительное местоимение
А 12 Укажите верное значение слова СОВЕРШЕННЫЙ в шестом предложении
1) категория глагола, выражающая законченность действия во времени
2) превосходный
3) несомненный, полный
4) правильный
А 19-25 .
Найдите предложение по характеристике:
1) сложносочиненное
3) сложноподчиненное
2) простое с однородными членами
На месте каких цифр в восьмом предложении должны стоять знаки препинания
Величия для людей нет (1) есть только исполнение (2) большее или меньшее (3) исполнение (4) или неисполнение должного.
Тире в предложении номер 9 И это хорошо – так лучше.
стоит потому, что…
1) Это сложносочиненное сложное предложение, во второй части которого происходит быстрая смена событий
2) Это простое предложение, в котором тире разделяет подлежащее и сказуемое
3) Это бессоюзное сложное предложение, где второе предложении – вывод, обобщение того, о чем говорится в первом.
4) Это простое неполное предложение
В 1.
Каким способом образовано слова:
ПОЛЕЗНЕЕ (5), СРАВНЕНИИ (6), ДОЛЖНОГО (8)
В 3
В предложении №№ 3,5 найдите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
В предложении № 6 найдите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
В 4
Найдите в тексте НАЗЫВНЫЕ предложения
Последний этап Содержательной работы –
Плановое предварительное тестирование.
Здесь можно использовать любой из вариантов тестов, предлагаемых разнообразными пособиями по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
IV.Работа по анализу промежуточного тестирования включает в себя
- анализ выполнения тестовых заданий
- повторная отработка заданий с наименьшим коэффициентом результативности
Такая работа необходима не только для проведения промежуточного контроля, но и для выявления оставшихся пробелов в знаниях.
После проведения анализа тестирования выявляются задания и темы, которые следует еще раз отработать, а затем включить в текущее тестирование.
Таким образом достигается наибольший эффект при подготовке к итоговой аттестации
V.Практическая часть данной работы находится в Приложениях 1,2,3,4,5
VI. Список литературы
Баронова М.М. Русский язык Полный справочник для подготовки к ЕГЭ – М.,2009
Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Морфемика и словообразование» -М., 2010
Васильев И.П. Горностаев Ю.Н. Русский язык ЕГЭ 2013 Типовые тестовые задания. – М., 2013
Егораева Г.Т. Петрова В.И Русский язык. Выполнение заданий части А – М., 2010
Львов В.В. Русский язык ЕГЭ 2(В) Типовые тестовые задания 2013
Петрова В.В. ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий части 2(В) -М., 2007
Пучкова Русский язык ЕГЭ 2013. – М., 2013
Руженцева Н. Б. Готовимся к ЕГЭ Культура речи. Нормы русского языка. Материалы к урокам для 9-11 классов. – Ек., 2005
Цыбулько И.П. Капинос В. И. ЕГЭ 2010 Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. - М., Эксмо, 2010
Список электронных адресов
ege.yandex.ru /russian/ - Тесты ЕГЭ по русскому языку
www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений
gotovkege.ru – Пробное тестирование по русскому языку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку ...
Мастер-класс «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях индивидуально-ориентированного обучения»
мастер-класс...
План работы кружка "Подготовка к ГИА по русскому языку"
Данный кружок обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры....
Опыт работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Данный материал представляет собой краткое изложение опыта работы по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку...
Из опыта работы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку...
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
В данной презентации описывается система работы с обучающимися по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Теоретические материалы.
Представленные файлы - плод кропотливого труда по сбору и цифровой обработке теоретического материала для подготовки к ЕГЭ. В каждом файле собраны основные теоретические сведения для решения того или ...
Комментарии
Подготовка к ЕГЭ
Рекомендую специалистам