"Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Теоретические и практические материалы"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Работа содержит в себе как теоретический материал, рассматиривающий этапы подготовкаи к итоговой аттестации по русскому языку, так и практические материалы (задания отдельные и в комплексе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа

« Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Теоретические и практические материалы»

Цели:  познакомить с  конкретными  комплексными  мерами  по  проведению работ, связанных с   подготовкой  к ЕГЭ по русскому языку; познакомить с     упражнениями и заданиями части 1 (А), помогающими  качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации по предмету

  Содержание  

I. Введение                                                                                             с. 3

- О перестройке процесса обучения русскому языку и адаптации программ по русскому языку и культуре речи к требованиям по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

II. Общие этапы подготовки к ЕГЭ                                                    с.4

  1. Информационный                                                                          с.5
  2. Содержательный
  3. Аналитический                                                                               с.8

III.  Содержательная подготовка                                                        с.11

  1. Ознакомительное тестирование                                                    с.11
  2. Знакомство с планом и содержанием работы                               с.11 
  3. Поэтапная работа над содержанием  и выполнением заданий

частей А,В                                                                                       с.11

  1. Работа по выполнению части С1                                                    с.18
  2. Плановое промежуточное и предварительное  тестирование      с.19

IV. Работа по анализу промежуточного и предварительного

      тестирования                                                                                     с.21

  1. Анализ выполнения тестовых заданий                          
  2. Повторная отработка заданий с наименьшим коэффициентом результативности

V. Практическая часть.  (Приложения 1,2,3,4,5)    

     Примеры заданий, предлагаемых для работы в классе

VI. Список литературы.    Список электронных адресов                  с.22

       

I. Введение

 

С 2006-2007 учебного года экзамен по итоговой аттестации по русскому языку стал обязательным выпускным в школе. Во многих вузах результаты ЕГЭ по русскому языку зачитывают в качестве вступительного испытания. Эти же вузы, в качестве альтернативы, предлагают пройти вступительное испытание по русскому языку в виде работы по типу ЕГЭ.

К таким вузам уже сейчас относятся многие московские высшие музыкальные учебные заведения.

     В связи с этим, в I Московском областном музыкальном училище назрела необходимость проведения    курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для учащихся всех курсов . Данный блок программ предполагает комплексный целевой курс теоретических и практических занятий, направленных на подготовку учащихся   экзаменационной работе по типу ЕГЭ.

Цель блока программ – дать возможность учащимся восстановить и сохранить в памяти основные знания по русскому языку и потренироваться в выполнении таких видов заданий, которые традиционно включаются в ЕГЭ.

   Блок  программ разбит на отдельные курсы , составляющие основу курса русского языка и культуры речи. Они предусматривают в том числе  богатый практический тренировочный, закрепляющий и контрольный материал в виде тестов и творческих работ по типу заданий ЕГЭ. Это даст возможность учащимся получить твердые знания  в теоретическом и практическом плане, познакомиться с характером  и особенностями заданий единого государственного экзамена, научиться выполнять подобного вида работы. Этот блок программ разбит на 3 основных курса: «Русский язык» , «Культура речи» и «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» возобновляются занятия

   По  курсу «Культура речи» занятия возобновились С 2012-2013 учебного года  Они были прерваны два года назад в связи с введением новой программы  обучения по русскому языку и культуре речи и новым распределением часов на эти предметы:  русский язык на 1-2 курсе по 18 часов  в семестр, культура речи на 3 курсе – по 18 часов в семестр

   Работа над культурой речи учащихся  средней общеобразовательной школе безусловно, ведётся, но упражнения по овладению литературными нормами рассредоточены по разным классам неравномерно. Систематизировать её необходимо  и делать это нужно в том числе и в системе профессионального образования, куда приходят учащиеся из 9-11 класса средних общеобразовательных школ

   И перед студентом , и перед  преподавателем стоит важнейшая задача - успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, одной из составляющей (8,3 %) которого являются задания по культуре речи (часть А задания № 2,3,4,5,6,28).   Поэтому считаю, что работу по культуре речи в   необходимо выстраивать через систему упражнений, позволяющих студенту увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить

   В целом оба курса «Русский язык» и «Культура речи» сейчас мной адаптированы так, чтобы максимально полно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Непрерывная подготовка к ЕГЭ по русскому языку завершается на 4 курсе, где предусмотрен специальный факультативный курс по подготовке к ЕГЭ. Здесь мы еще раз кратко повторяем сведения, полученные на занятиях прежних курсов и отрабатываем алгоритмы выполнения заданий частей А, В и С.

II. Общие этапы подготовки к ЕГЭ

Если исследовать методические рекомендации по общей подготовке студентов к ЕГЭ, то можно выяснить, что подготовка  к ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям:

-информационный

- содержательный

-  аналитический

1. Информационный этап

Информационный этап включает  в себя работу по изучению нормативно-правовых документов по итоговой аттестации.

   На наших занятиях эта работа включает в себя ознакомление  с Порядком проведения ЕГЭ, особенностями проведения  государственной ( итоговой) аттестации, с   Инструкцией для  участников ЕГЭ в день сдачи экзамена,  с  графиком занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В течение учебного года мы неоднократно возвращаемся к ознакомлению с бланками ответов и порядку их заполнения. В кабинете русского языка висит специальный информационный стенд,  отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также  материалы по ЕГЭ по  русскому языку:  демонстрационный вариант КИМ 2012 , а теперь и 2013 года,  инструкцию по выполнению работы и т.д.

2. Содержательный этап

 Содержательный этап связан с несколькими видами работы.

Прежде всего, это ознакомление со структурой заданий ЕГЭ и заданиями, вызывающими трудности. Обычно провожу  на первом занятии у 4 курса.

Краткое содержание

А1–А30 – вопросы базового уровня сложности с четырьмя вариантами ответов, правильным из которых является только один;

A1 Постановка ударения

A2 Правильное употребление слова

A3 Образование форм слова

A4 Построение предложения с деепричастием

A5 Нормы согласования и управления в предложении

A6 Синтаксические нормы

A7 Смысловая и композиционная целостность текста

A8 Средства связи предложений в тексте

A9 Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

A10 Bиды сложных предложений

A11 Части речи

A12 Лексическое значение слова

А 13 Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

A14 Правописание корней

A15 Правописание приставок

A16 Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий

A17 Правописание суффиксов

A18 Правописание НЕ и НИ

A19 Слитное, дефисное и раздельное написание слов

A20 Пунктуация в предложении с однородными членами

A21 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

A22 Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения

A23 Знаки препинания в простом осложненном предложении

A24 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

A25 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

А26 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

A27 Информационная обработка текста

A28 Смысловая и композиционная целостность текста

A29 Функционально-смысловые типы речи

A30 Лексическое значение слова

В1–В8 – вопросы среднего уровня сложности, ответы на которые надо самостоятельно сформулировать;

 B1 Основные способы словообразования

B2 Части речи

B3 Типы подчинительной связи в словосочетании

B4 Bиды предложений по наличию главных членов

B5 Простое осложненное предложение

B6 Сложное предложение

B7 Средства связи предложений в тексте

B8 Языковые средства речевой выразительности

 С1 – задание написать короткое сочинение по прочитанному тексту (оценивается по многим критериям: грамотность, содержание, раскрытие главной мысли, в случае правильного выполнения дает большое количество баллов).

Максимальные оценки

Часть 1.  А  - 30 баллов (30 заданий)

Часть 2.  В – 11 баллов (8 заданий)

Часть 3.  С 1- 23 балла

В 2013 году появились некоторые изменения в структуре заданий и порядке проведения ЕГЭ по русскому языку

1. Изменен формат  Задания А1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (2012)

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (2013)

2. Уточнены критерии оценки с развернутым ответом( критерий К1)

К 1  Формулировка проблем исходного текста  (2012)

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал

одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой

проблемы, нет               1 балл

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из

проблем исходного текста.   0 баллов

К  1 Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой

проблемы, нет   -        1балл

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста    -   0 баллов

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

3. На 30 минут (с 180 до 210) увеличено время выполнения работы

 

3. Аналитический этап

Проанализировав Аналитический отчет  о результатах ЕГЭ 2012 года,  я собрала сведения о заданиях части А и В , вызывающих особые трудности в выполнении.

Часть 1 А 1-30

Низкими по результативности оказались  ответы на задания

А 4  (построение предложение с деепричастием)

А 5 (задание, связанное с определением грамматической ошибки в предложениях)

Низкий уровень языковой компетенции в области освоения морфологии и синтаксиса продемонстрировали учащиеся, плохо справившиеся с заданиями

А 9 (неспособность выделить в рамках предложения его коммуникативное ядро)

Например, нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим, выраженным местоимением   не первый год вызывает затруднение

 А 11 (морфологический анализ)

А 21 (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами)

Учитывая выполнение задания Части 2  (В 2), в отчете указано, что экзаменуемые

Плохо различают причастия и деепричастия ,с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени, например.

 Очевидно , причины кроются в том, что экзаменуемые не обучены определять

частеречную принадлежность слова по точным признакам (наличие набора определенных морфологических признаков у каждой части речи), а также смешивают понятийный аппарат морфологии и синтаксиса (сказуемое далеко не всегда выражено формой глагола, а определение некоего слова как «союзного», то есть выполняющего в данном контексте союзные функции, не исключает возможности определить это слово как ту или иную часть речи, чаще всего, конечно, как относительное местоимение). По-прежнему наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц,  предлогов . Только 17% экзаменуемых верно определили сочинительный союз «не только, но и». Показательно, что как в первой, так и во второй части работы задания на поиск наречий в превосходной степени оказались сложными .

 

А12    затруднения при толковании распространенных слов-терминов, многозначных слов

Наибольшие трудности с работой по орфографии вызвала  работа, связанная с выполнением заданий   А18 и А19 

А 18 (правописание НЕ-НИ)

А 19 (слитное/раздельное написание различных частей речи)

Уровень практической пунктуационной грамотности экзаменуемых по-прежнему довольно низок. Это демонстрирует выполнение задания.

А 22 ( Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения)

То же подтвердил анализ письменных высказываний, созданных экзаменуемыми при выполнении третьей части работы ( критерий  К8)

Наиболее частотные ошибки связаны с темами «Пунктуация в предложениях с вводными  конструкциями», «Пунктуация в предложениях с обособленными членами», «Пунктуация в предложениях с однородными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей». Экзаменуемые  нередко расставляют знаки препинания там, где их не должно быть, грубо нарушают правила пунктуационного оформления конца предложения.

 

Часть 2   В 1-8

Экзаменуемые   традиционно хуже всего выполняют задания

В 2 (морфология)

В3  (типы связи в словосочетаниях)

Затруднения экзаменуемых возникают в тех случаях, когда  в  словосочетаниях со связью управление  зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно-падежной форме, местоименное наречие.  

В 4, В 5, В 6 (синтаксический анализ)

В4-В5

Задания В 4 оказались первыми по трудности в группе синтаксически ориентированных

 Когда необходимо было найти простое безличное предложение (Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу), только 18% экзаменуемых справились с этим заданием. Наибольшие затруднения вызвал у экзаменуемых вариант задания, в котором требовалось найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Например: И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир?  

Часть 3   С1

   

Результаты выполнения задания С1 позволяют говорить о снижении (по сравнению

с 2011 г.) уровня речевой подготовки  

Анализируя работы экзаменуемых по критерию К10 с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные недостатки. Это речевые нарушения, связанные с бедностью словарного запаса: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом   многозначность.

         

 При выполнении третьей части экзаменационной работы типичными граммати-

ческими ошибками были ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся:

1) ошибки в образовании форм существительных: «два знамя», «он не боялся опасностей и рисков»;

2) ошибки при образовании множественного числа отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества:

«радости жизни», «животные жиры») («В движении защитников природы (НЕ в движениях!) участвовали самые различные слои населения.»);

3) ошибки в образовании форм прилагательных («Эта книга более интереснее.»);

4) неправильное употребление временных форм глаголов («Эта книга дает знания

об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.»); верно: «…даст... научит... или ...дает... учит...»

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

 

III.  Содержательная подготовка ( Подготовка по  содержанию тестовых заданий)

-ознакомительное тестирование

- знакомство с планом и содержанием работы

- поэтапная работа над содержанием  и выполнением заданий частей А, В

-работа по выполнению части С1

-плановое промежуточное и предварительное  тестирование

1.Ознакомительное тестирование предполагает выполнение заданий Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

( см. приложение 1)

2.Знакомство с планом и содержанием работы

Соответствует программе курса, включающего работу по всем темам, включенным в ЕГЭ, и отработку алгоритмов решения тестовых заданий Части 1 и Части 2

 

3. Поэтапная работа над содержанием и выполнением заданий части 1 и 2 включает в себя как работу с теоретическим материалом, так и отработку практических  заданий.

Привожу примеры теоретического и практического характера  , связанные с некоторыми заданиями части А и В, вызывающих особую трудность ( по итогам отчета ФИПИ)

Мой опыт работы показывает, что студенты в обычном учебном процессе (1-2 курс) и при подготовке к ЕГЭ на 4 курсе, как и экзаменуемые на итоговой аттестации, часто путают причастия и деепричастия, плохо помнят их морфологические признаки, испытывают трудности при написании суффиксов причастий и т. д. (задания А4, А11, А 13, А 21). Поэтому я в этой работе привожу пример   целого  блока  задания на интересующую нас тему. Т. е.  мы познакомимся  сразу со  всеми видами заданий, связанными с причастием и деепричастием.  В этот блок автоматически включаются задания типа В-2 (Части речи)

Каждая отдельная тема  начинается повторением теоретического материала, затем следуют задания тренировочного и закрепительного  характера. В конце   следуют примеры  итоговых  заданий.

Задания типа А,

связанные с морфологической характеристикой причастий и деепричастий; построением предложений с деепричастным оборотом; правописанием Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях; знаками препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениямиможно разделить на несколько групп.

Группы, связанные с выполнением заданий типа  А 4, А 11, А 13, А21

  • Тесты с заданиями по конструированию предложений с деепричастным оборотом (А 4)
  • Тесты, связанные с правильной морфологической характеристикой слова ( А 11)
  • Тесты, связанные с поиском причастий/деепричастий в предложении (А11)
  • Тесты, связанные с поиском причастий и деепричастий в отрывках из текстов (А 11)
  • Тесты, связанные с поиском правильного правописания суффиксов причастий (А13)
  • Тесты, связанные с поиском неверного написания слов (А 13)
  • Тесты, связанные, с поиском правильного варианта правописания суффиксов причастий в предложении (А13)
  • Тесты с заданиями, связанными с пунктуацией в предложениях с обособленными членами (А 21)

Логика изучения материала требует начать с темы «Морфологический  анализ»

«Морфологический анализ» ( А11)

Привожу краткий план-конспект теоретического блока.

1. Что изучает морфология

2. Составление таблицы «Основные характеристики частей речи

* Тема достаточно объемная, привожу ту часть таблицы, которая соответствует характеристике причастий и деепричастий

Часть речи

Вопрос к начальной форме

Морфологические признаки

Причастие

Какой?- ая?- ое?- ие?

Краткая форма: Каков?-а? –о? –ы?

Действительное

Суффиксы наст. времени

-Ущ – ющ – ащ – ящ

Суффиксы прош. времени

_вш -ш

Страдательное (имеет полную и краткую форму)

Суффиксы наст. времени

-ем –ом –им

Суффиксы прош. времени

-нн – енн - т

Время и вид – как у глагола

Деепричастие

Что делая? – что сделав?

Суффиксы несов. вида

-а –я

Суффиксы сов. Вида

-в - ши - вши

Переходность, возвратность – как у глагола

Затем следует разбор задания

Пример разбора тестового задания, связанного с указанием правильной морфологической характеристикой

Укажите правильную морфологическую характеристику слова СТАВШАЯ из предложения:

Статуя,  моментально ставшая известной по всей Древней Греции, была через полвека разрушена землетрясением – у статуи подломились колени, а в мире появилась поговорка «колосс не глиняных ногах»

1. прилагательное

2. действительное причастие

3. страдательное причастие

4. деепричастие совершенного вида

Рассуждение:

Статуя (какая?) СТАВШАЯ. На этот вопрос отвечают полные прилагательные и причастия. Слово СТАВШАЯ образовано от глагола СТАЛА. От глагола совершенного вида образуются ТОЛЬКО ПРИЧАСТИЯ. Определяем по суффиксу, действительное или страдательное причастие. –ВШ – суффикс ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ПРИЧАСТИЯ

Правильный ответ - 2

Примеры тестовых заданий на эту тему  можно увидеть в Приложении 2

Привожу еще один  пример

 Теоретическая часть для задания типа А 13

Тема «Правописание суффиксов – Н и – НН в прилагательных и причастиях»

Теоретическая часть

 Правописание суффиксов Н И НН в отглагольных прилагательных

1.Если прилагательное образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида:

Печь – печЕНый,   косить – кошЕНый

ИСКЛЮЧЕНИЯ: желаННый, жемаННый, свящеННый, чваННый, чекаННый, медлеННый.

В составе сложных слов правописание не меняется:  златоткаНый, малохожеНый

Если в прилагательном появляется приставка, появляется вторая НН:

ВыкошеННый, ПЕРЕкрашеННый, ЗабелеННый.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:   НАзваНый, ПОсажЕНый, СмышлЕНый

Приставка НЕ на правописание суффикса не влияет: кошеНый - НЕкошеНый, мазаНый - НемазаНый.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: неждаННый, негадаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННый.

2.В суффиксах ОВАНН, ЁВАНН полных и кратких форм отглагольных прилагательных пишется НН

ВзволнОВАННый,  зачарОВАННый, рискОВАННо

ИСКЛЮЧЕНИЯ: кованый, жованый, клеваный

Правописание Н и НН в причастиях

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН, если:

Есть приставка: поломаННый, исправлеННый;

Есть зависимое (пояснительное) слово: ломаННый на кусочки, правлеННая редактором;

Если слово указывает не на постоянный признак, а на временное состояние:

 И теперь он, ранеННый, остро чувствовал свою вину.

В кратких формах причастий пишется всегда одна Н. Они, как правило, требуют пояснительного слова:

Дети избаловаНы (кем?), дорога изъезжеНа (кем?)

Тесты, связанные с поиском правильного правописания суффиксов причастий

Разбор задания

В каком примере пишется  НН?

1. Деревья аккуратно подреза…ы

2. некоше…ый луг

3. ране..ый солдат

4. плете..ая из веток корзина

ПОДРЕЗАНЫ – краткое страдательное причастие – Н

НЕКОШЕНЫЙ – отглагольное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида, приставка Не на количество Н не влияет – Н

РАНЕНЫЙ – полное страдательное причастие, нет зависимого слова – Н

ПЛЕТЕННАЯ – полное страдательное причастие, зависимое слово – ИЗ в ВЕТОК - НН

Остальные тестовые задания можно найти в Приложении  2

Задание типа В 2

 Известно, что наибольшую трудность у студентов  вызывает  различение причастий и деепричастий, они с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени.  Работа по определению морфологических признаков причастий и деепричастий традиционно начинаются с теоретического материала

Причастие (определение)

Признаки прилагательного

  • изменение по родам, числам, падежам)
  • согласование с существительным
  • краткая форма некоторых причастий

Признаки  глагола

  • возвратность
  • вид
  • время (кроме будущего)

Действительные и страдательные причастия

Способы образования причастий.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Полная и краткая форма страдательных причастий

Переход причастий в прилагательные

Деепричастие (определение)

 

Вид: совершенный и несовершенный

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Возвратность

Время

Далее на уроках мы приступаем к  отработке практической части темы: выполняем тренировочные упражнения, затем закрепляем материал, выполняя задания по типу ЕГЭ

Если рассматривать задания тренировочного характера, то их можно распределить на несколько групп:

Группа, связанная с выполнением задания типа  В 2

  • Тесты с заданиями, направленными  на поиск причастий или деепричастий
  • Тесты, направленные на поиск действительных и страдательных причастий
  • Тесты, направленные на поиск кратких причастий
  • Тесты, направленные на поиск неверных форм причастий и деепричастий

Задание В 2

 Известно, что наибольшую трудность у студентов  вызывает  различение причастий и деепричастий, они с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени. Задания на эти темы я и предлагаю Вам в качествен примера.

Причастие (определение)

Признаки прилагательного

  • изменение по родам, числам, падежам)
  • согласование с существительным
  • краткая форма некоторых причастий

Признаки  глагола

  • возвратность
  • вид
  • время (кроме будущего)

Действительные и страдательные причастия

Способы образования причастий.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Полная и краткая форма страдательных причастий

Переход причастий в прилагательные

Деепричастие(определение)

 

Вид: совершенный и несовершенный

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Возвратность

Время

Далее на уроках мы приступаем к  отработке практической части темы: выполняем тренировочные упражнения, затем закрепляем материал, выполняя задания по типу ЕГЭ

Если рассматривать задания тренировочного характера, то их можно распределить на несколько групп:

Группа, связанная с выполнением задания типа  В 2

  • Тесты с заданиями, направленными  на поиск причастий или деепричастий
  • Тесты, направленные на поиск действительных и страдательных причастий
  • Тесты, направленные на поиск кратких причастий
  • Тесты, направленные на поиск деепричастий
  • Тесты, направленные на поиск неверных форм причастий и деепричастий

Задания итогового характера представляют собой модели заданий А4, А11, А13 А21, а также работу с текстом (выполнение заданий В2)

Примеры заданий тренировочного и итогового характера приведены в Приложении 2

4. Работа по выполнению части С1

 На занятиях по выполнению части С 1 в первую очередь необходимо познакомить, а затем и научить студентов основным этапам работы по написанию  сочинения: формулировке проблемы, позиции автора, комментированию проблемы, подбору аргументов.  

 Для этого на первом занятии я провожу совместную работу «Учимся писать сочинение»

 

Примерный план мероприятия

1.Слово учителя

2. Беседа, связанная с основными этапами, готовящими к написанию работы

3. Поэтапная подготовка к написанию черновика текста

1 этап  Совместное чтение текста

2 этап Формулировка проблемы

3 этап Формулировка позиции автора по одной из проблем

4 этап  подбор аргументов (доказательств) и иллюстраций (примеров).

Особый этап : комментарий к проблеме

Составление черновика сочинения

Итог работы

Подробный конспект мероприятия можно найти в Приложении 3

Далее на занятиях использую пособие: Антонова С.В. Склискова Т.И. Русский язык С. Задания типа С  ЕГЭ – М., 2006

Беру из него тексты для сочинений.

 5. Плановое промежуточное тестирование проводится  несколько раз в семестр и привязывается  к окончанию изучения определенного количества тем

Предлагаю познакомится с одним из комплексов заданий промежуточного характера  Приложение 4

Цели: повторить и систематизировать полученные на уроках знания.

Текст

1….. 2. Но это все ложь. 3. Всякий вид..т наскво(с,з)ь, что (ни)чего нет и царь -  голый.

4. Но мудрецы, пр..роки?.. 5.Да, они нам кажут..ся полезнее других людей, но все(таки) они не только (не)велики, но ни на волос (не)больше других людей. 6. Вся их мудрость, святость, пророчество (ни)что в сравнении.. с  соверше..ой мудростью, святостью. 7. И они не больше других. 8. В..личия для людей нет (1) есть только исполнение (2) большее или меньшее (3) исполнение (4) или (не)исполнение должного. 9. И это хорошо – так лучше. 10…

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и объяснить правописание слов

А 7  Какое из приведенных предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Вы не отыщете в истории человечества общества без владыки.

2)Даже первобытные люди выдвигали для управления лучших своих представителей.

3) Люди придумывают себе признаки величия: цари, полководцы, поэты.

4) В эпоху революционных потрясений царей свергают, их место занимают вожди.

А 7  Какое из предложений должно стоять на месте пропуска десятого предложения?

1) Величия нет.

2) Ищите не величия, а должного.

3) Величия ищут только порочные люди.

4) Все люди равно ничтожны перед господом.

А 8  Укажите средства связи между:

1. четвертым и пятым предложением

2. пятым и шестым предложением

А 9 Какие слова является грамматической основой в третьем предложении текста?

1) всякий видит; ничего нет

2) всякий видит насквозь; царь голый

3) видит насквозь; царь голый

4) всякий видит; ничего нет; царь голый

А 10  Укажите верную характеристику восьмого предложения

1) простое 2) сложносочиненное 3) сложное бессоюзное     4) сложноподчиненное

А 11 Укажите верную характеристику слова ДРУГИХ в предложении №7

1) прилагательное

2) притяжательное местоимение

3) существительное

4) определительное местоимение

А 12 Укажите верное значение слова СОВЕРШЕННЫЙ в шестом предложении

1) категория глагола, выражающая законченность действия во времени

2) превосходный

3) несомненный, полный

4) правильный

А 19-25 .  

Найдите предложение по характеристике:

1) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

2) простое с однородными членами

На месте каких цифр в восьмом предложении  должны стоять  знаки препинания

Величия для людей нет (1) есть только исполнение (2) большее или меньшее (3) исполнение (4) или неисполнение должного.

Тире в предложении номер 9               И это хорошо – так лучше.

стоит потому, что…

1) Это сложносочиненное сложное предложение, во второй части которого происходит быстрая смена событий

2) Это простое предложение, в котором тире разделяет подлежащее и сказуемое

3) Это бессоюзное сложное предложение, где второе предложении – вывод, обобщение того, о чем говорится в первом.

4) Это простое неполное предложение

 

В 1.

Каким способом образовано слова: 

ПОЛЕЗНЕЕ (5), СРАВНЕНИИ (6), ДОЛЖНОГО (8)

В 3  

В предложении №№ 3,5  найдите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

В предложении № 6  найдите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

 

В 4

Найдите в тексте   НАЗЫВНЫЕ предложения

Последний этап Содержательной работы –

Плановое предварительное тестирование.

Здесь можно использовать любой из вариантов тестов, предлагаемых разнообразными пособиями по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

IV.Работа по анализу промежуточного тестирования включает в себя

- анализ выполнения тестовых заданий

- повторная отработка заданий с наименьшим коэффициентом результативности

Такая работа необходима не только для проведения промежуточного контроля, но и для выявления оставшихся пробелов в знаниях.

После проведения анализа тестирования выявляются задания и темы, которые следует еще раз отработать, а затем включить в текущее тестирование.

Таким образом достигается наибольший эффект при подготовке к итоговой  аттестации

V.Практическая часть данной работы находится в Приложениях 1,2,3,4,5

VI. Список литературы

Баронова М.М.  Русский язык Полный справочник для подготовки к ЕГЭ – М.,2009

Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Морфемика и словообразование» -М., 2010

Васильев И.П. Горностаев Ю.Н.  Русский язык ЕГЭ  2013 Типовые тестовые задания. – М., 2013

Егораева Г.Т. Петрова В.И Русский язык. Выполнение заданий части А – М., 2010

Львов В.В.       Русский язык ЕГЭ   2(В) Типовые тестовые задания 2013

Петрова В.В. ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий части 2(В) -М., 2007

Пучкова      Русский язык ЕГЭ  2013. – М., 2013

Руженцева Н. Б. Готовимся к ЕГЭ Культура речи. Нормы русского языка. Материалы к урокам для 9-11 классов. – Ек., 2005

Цыбулько И.П. Капинос В. И.  ЕГЭ 2010 Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. - М., Эксмо, 2010

Список  электронных адресов

ege.yandex.ru /russian/ - Тесты ЕГЭ по русскому языку

www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений

gotovkege.ru – Пробное тестирование по русскому языку

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                     ...

План работы кружка "Подготовка к ГИА по русскому языку"

Данный кружок обеспечивает понимание  системы знаний  о языке, формирует  стабильные навыки владения языком и совершенствование  речевой культуры....

Опыт работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал представляет собой краткое изложение опыта работы по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку...

Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В данной презентации описывается система работы с обучающимися по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Теоретические материалы.

Представленные файлы - плод кропотливого труда по сбору и цифровой обработке теоретического материала для подготовки к ЕГЭ. В каждом файле собраны основные теоретические сведения для решения того или ...


 

Комментарии

Рекомендую специалистам