Тема милосердия в произведении И. С.Тургенева « Памяти Ю.П.Вревской»
план-конспект урока по русскому языку по теме
Тема милосердия в произведении И. С.Тургенева « Памяти Ю.П.Вревской»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема милосердия в произведении И. С.Тургенева « Памяти Ю.П.Вревской»
Цели:
- привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;
-ввести понятие «милосердие»;
-развивать умение анализировать стихотворение в прозе;
-воспитывать чувство сострадания к ближним, уважения к поступкам других людей.
Оборудование:
-портрет И.С.Тургенева;
-мультимедийная презентация;
-текст стихотворения
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что на уроке вы будете моими активными помощниками, и наш урок достигнет цели.
Итак, начнем.
2.Подготовка учащихся к восприятию темы
Ребята, я прошу вас обратить внимание на следующие факты :
За последние 5 т. лет на Земле произошло более 14 000 войн. В которых погибли 5 миллиардов человек.
Война – незаживающая рана, которую получил мир.
Василий Осипович Ключевский, замечательный русский историк. В своей книге «О добрых людях на Руси» писал: «Сострадание есть главная черта русского человека,…русский человек от рождения милосерден, но больше полны сердечного тепла русские женщины!»
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке»? (о милосердной женщине)
Вот о такой женщине написал одно из своих произведений И.С.Тургенев. Называется оно «Памяти Юлии Петровны Вревской»
А какую цель мы можем поставить перед собой, изучая это произведение?
3.Восприятие темы
Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение «Памяти Ю.П. Вревской» позволяет почувствовать переживания автора.
В болгарском городишке Бяла, неподалеку от музея в память о Русско-турецкой войне 1877-78гг., есть небольшой надгробный камень-столбик с крестом и еще читаемой мемориальной надписью: «Сестры милосердия/ Неелова/ и /баронесса Вревская/ январь 1878г.
Ю.П.Вревская родилась в старинной дворянской семье. В 16 лет Юлию выдали замуж за 44 –летнего вдовца – генерала Ипполита Александровича Вревского. Ю.П.была женой Вревского недолго; спустя 8 месяцев после свадьбы генерал был смертельно ранен в бою.
В 1860 г. вдова героя Кавказа была назначена фрейлиной императрицы Марии Александровны – супруги государя Александра 2. Молодая баронесса пришлась ко двору. Начался 10-летний период ее великосветской жизни. Императрица любила юную баронессу. Ю.П. сопровождала ее в путешествиях и поездках.
Воспоминания Владимира Сологуба(слайд)
В1877 г. началась русско-турецкая война, Продав свое орловское имение, Юлия Вревская снарядила санитарный отряд из 22 человек-сестер милосердия и врачей. При этом сама вошла в отряд не начальницей , а рядовой сестрой милосердия, пройдя специальный курс обучения.
Госпиталь(слайд)
Под пулями она помогала раненым, жила в крошечной комнатушке без стола и стульев. Умывалась снегом, потому что воды не хватало. Сутра до ночи перевязки и операции. 17 января 1878 года Юлия заболела тифом ( в то время неизлечимым) и 5 февраля умерла. Хоронили ее солдаты, за которыми она ухаживала. Спустя много лет в г. Бяла, неподалеку от башни с часами, где до 1907 г. находилась могила баронессы, был воздвигнут памятник сестре милосердия Ю.Вревской.
И.С.Тургенев был близко знаком с баронессой, состоял с ней в дружбе. Откликнулся на ее гибель своим произведением. В.Гюго, который в свое время назвал ее русской розой, написал на ее портрете, что русская роза сорвана на болгарской земле сыпным тифом.
А теперь давайте прослушаем это произведение.
4.Анализ стихотворения
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
-Что вы узнали о героине из текста Тургенева?
-Почему она сделала именно такой жизненный выбор, ведь у нее было все?
-Кто еще является героем произведения? (Автор он же лирический герой, любой из нас мог испытать такое чувство)
-Где в тексте проявляется «я» лирического героя?
-Перечитайте заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»)
-Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.
На доске: какие чувства испытывал лирический герой, судя по фразе?
Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее».
Ирония – «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…».
Восхищение – «и такая сила, такая жажды жертвы!»
Умиление – «Нежное кроткое сердце…»
Сожаление – «Всякое другое счастье прошло мимо».
Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…»)
5. Релаксация Сейчас, ребята, мы будем выполнять достаточно сложное мини-исследование. К нему нужно подготовиться.
6. Мини-исследование Работа в группах (2 группы заполняют карту жанров. Задача: заполнив таблицу, определить жанр нашего произведения)
2 ученика определяют по толковому словарю значения слов милосердие и сострадание
Проверка исследования:
Композиционно-организующие элементы стихотворения в прозе(слайд)
Стих-я в прозе – это один из видов лирического произведения в прозаической форме.
Особенности:
-небольшой объем;
-в основе мысли и чувства автора;
-эмоциональность;
-отсутствие рифмы (т.е. написано прозой);
-членение на малые абзацы.
Хорошо. А теперь давайте заслушаем ребят, которые определяли лексическое значение слов милосердие и сострадание.
Милосердие-это…(работа с понятиями на слайде, запись в тетрадь)
Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сестру милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других.
Ключевое понятие нашего урока - милосердие. Оно, как магнит, притягивает к себе положительные качества.
6.Обобщение и систематизация знаний Давайте составим дерево темы нашего урока.(прикрепляют слова к стволу)
-А какие слова мы не взяли? Почему?
Итак, хотелось бы вам. Чтобы среди современников были люди, подобные Ю.Вревской? На эту тему вы можете порассуждать дома.
7.Д\З.
Урок подошел к концу, и пришло время подводить итоги. Представьте себе, что где-то люди попали в беду. Они страдают от ран и болезней, но надеются, что по отношению к ним будут проявлены милосердие и сострадание. Кто из вас готов оставить любимый дом, привычные занятия, уют. Комфорт и отправиться на помощь к этим людям? Если согласны, возьмите сердечки и прикрепите к вагонам поезда «Под знаком красного креста»
8.Подведение итогов. Оценивание
Главный итог нашего урока я вижу в вашей готовности быть милосердными и сострадательными. Это очень трудный выбор даже для взрослых. Я ставлю вам сегодня отлично и надеюсь, что, когда представится такой случай, вы сделаете правильный выбор, как Ю. Вревская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие"
Сопроводительный материал к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие", также прелагается конспект урока....

Презентация "Стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Памяти Ю.П. Вревской".
Краткое содержание презентации: жанр стихотворения в прозе, стихотворения в прозе И.С. Тургенева, историческая основа и история создания стихотворения в прозе "Памяти Ю.П.Вревской", личность и судьба ...

Презентация к уроку русского языка "Изложение по произведению И.Тургенева "Воробей""
Презентация к уроку русского языка "Изложение по произведению И.Тургенева "Воробей"" для учащихся с нарушениями слуха...

"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")
Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся....

Открытый урок по теме: «Тема милосердия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Данный урок способствует формированию представления у обучающихся о категориях добра и зла; о месте человека в мире и его ответственности за этот мир....