Тема милосердия в произведении И. С.Тургенева « Памяти Ю.П.Вревской»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Гульдина Елена Алексеевна

Тема милосердия в произведении  И. С.Тургенева « Памяти Ю.П.Вревской»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_vrevskaya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема милосердия в произведении  И. С.Тургенева « Памяти Ю.П.Вревской»

Цели:

- привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;

-ввести понятие «милосердие»;

-развивать умение анализировать стихотворение в прозе;

-воспитывать чувство сострадания к ближним,  уважения к поступкам  других людей.

Оборудование:

-портрет И.С.Тургенева;

-мультимедийная презентация;

-текст стихотворения

Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что на уроке вы будете моими активными помощниками, и наш урок достигнет цели.

Итак, начнем.

2.Подготовка учащихся к восприятию темы

Ребята, я прошу вас обратить внимание на следующие факты :

За последние 5 т. лет на Земле произошло более 14 000 войн. В которых погибли 5 миллиардов человек.

Война – незаживающая рана, которую получил мир.

Василий Осипович Ключевский, замечательный русский историк. В своей книге «О добрых людях на Руси» писал: «Сострадание есть главная черта русского человека,…русский человек от рождения милосерден, но больше полны сердечного тепла русские женщины!»

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке»? (о милосердной женщине)

Вот о такой женщине написал одно из своих произведений И.С.Тургенев. Называется оно «Памяти Юлии Петровны Вревской»

А какую цель мы можем поставить перед собой, изучая это произведение?

3.Восприятие темы 

Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение «Памяти Ю.П. Вревской» позволяет почувствовать переживания автора.

В болгарском городишке Бяла, неподалеку от музея в память о Русско-турецкой войне 1877-78гг., есть небольшой надгробный камень-столбик с крестом и еще читаемой мемориальной надписью: «Сестры милосердия/ Неелова/ и /баронесса Вревская/ январь 1878г.

Ю.П.Вревская родилась в старинной дворянской семье. В 16 лет Юлию выдали замуж  за 44 –летнего вдовца – генерала Ипполита Александровича Вревского. Ю.П.была женой Вревского недолго; спустя 8 месяцев после свадьбы генерал был смертельно ранен в бою.

В 1860 г. вдова героя Кавказа была назначена фрейлиной императрицы Марии Александровны – супруги государя Александра 2. Молодая баронесса пришлась ко двору. Начался 10-летний период ее великосветской жизни. Императрица любила юную баронессу. Ю.П. сопровождала ее в путешествиях и поездках.

Воспоминания Владимира Сологуба(слайд)

В1877 г. началась русско-турецкая война, Продав свое орловское имение, Юлия Вревская снарядила санитарный отряд из 22 человек-сестер милосердия и врачей. При этом сама вошла в отряд не начальницей , а рядовой сестрой милосердия, пройдя специальный курс обучения.

Госпиталь(слайд)

Под пулями она помогала раненым, жила в крошечной комнатушке без стола и стульев. Умывалась снегом, потому что воды не хватало. Сутра до ночи перевязки и операции. 17 января 1878 года Юлия заболела тифом ( в то время неизлечимым) и 5 февраля умерла. Хоронили ее солдаты, за которыми она ухаживала. Спустя много лет в г. Бяла, неподалеку от башни с часами, где до 1907 г. находилась могила баронессы, был воздвигнут памятник сестре милосердия Ю.Вревской.

И.С.Тургенев был близко знаком с баронессой, состоял с ней в дружбе. Откликнулся на ее гибель своим произведением. В.Гюго, который в свое время назвал ее русской розой, написал на ее портрете, что русская роза сорвана на болгарской земле сыпным тифом.

А теперь давайте прослушаем это произведение.

 

4.Анализ стихотворения

-Какие чувства вызвало  у вас это произведение?

-Что вы узнали о героине из текста Тургенева?

-Почему она сделала именно такой жизненный выбор, ведь у нее было все?

-Кто еще является героем произведения? (Автор он же лирический герой, любой из нас мог испытать такое чувство)

-Где в тексте проявляется «я» лирического героя?

-Перечитайте заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»)

-Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.

На доске: какие чувства испытывал лирический герой, судя по фразе?

Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не        взглянул на      нее».

 Ирония «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…».

Восхищение – «и такая сила, такая      жажды жертвы!» 

Умиление – «Нежное кроткое сердце…» 

Сожаление «Всякое другое счастье прошло  мимо».

Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…»)

5. Релаксация  Сейчас, ребята, мы будем выполнять достаточно сложное мини-исследование. К нему нужно подготовиться.

6. Мини-исследование  Работа в группах (2 группы заполняют карту жанров. Задача:  заполнив таблицу, определить жанр нашего произведения)

2 ученика определяют по толковому словарю значения слов милосердие и сострадание

Проверка исследования:

Композиционно-организующие элементы стихотворения в прозе(слайд)

Стих-я в прозе – это один из видов лирического произведения в прозаической форме.

Особенности:

-небольшой объем;

-в основе мысли и чувства автора;

-эмоциональность;

-отсутствие рифмы (т.е. написано прозой);

-членение на малые абзацы.

Хорошо. А теперь давайте заслушаем ребят, которые определяли лексическое значение слов милосердие и сострадание.

Милосердие-это…(работа с понятиями на слайде, запись в тетрадь)

Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сестру милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других.

Ключевое понятие нашего урока - милосердие. Оно, как магнит, притягивает к себе положительные качества.

6.Обобщение и систематизация знаний  Давайте составим дерево темы нашего урока.(прикрепляют слова к стволу)

-А какие слова мы не взяли? Почему?

Итак, хотелось бы вам. Чтобы среди современников были люди, подобные Ю.Вревской? На эту тему вы  можете порассуждать дома.

7.Д\З.

Урок подошел к концу, и пришло время подводить итоги. Представьте себе, что где-то люди попали в беду. Они страдают от ран и болезней, но надеются, что по отношению к ним будут проявлены милосердие и сострадание. Кто из вас готов оставить любимый дом, привычные занятия, уют. Комфорт и отправиться на помощь к этим людям? Если согласны, возьмите сердечки и прикрепите к вагонам поезда «Под знаком красного креста»

8.Подведение итогов. Оценивание

Главный итог нашего урока я вижу в вашей готовности быть милосердными и сострадательными. Это очень трудный выбор даже для взрослых. Я ставлю вам сегодня отлично и надеюсь, что, когда представится такой случай, вы сделаете правильный выбор, как Ю. Вревская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие"

Сопроводительный материал к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие", также прелагается конспект урока....

Презентация "Стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Памяти Ю.П. Вревской".

Краткое содержание презентации: жанр стихотворения в прозе, стихотворения в прозе И.С. Тургенева, историческая основа и история создания стихотворения в прозе "Памяти Ю.П.Вревской", личность и судьба ...

Презентация к уроку русского языка "Изложение по произведению И.Тургенева "Воробей""

Презентация к уроку русского языка "Изложение по произведению И.Тургенева "Воробей"" для учащихся с нарушениями слуха...

"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")

Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся....

Урок литературы по произведению ИС Тургенева "Муму"

Урок литературы по произведению "Муму"...

Открытый урок по теме: «Тема милосердия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Данный урок способствует формированию представления у обучающихся о категориях добра и зла; о месте человека в мире и его ответственности за этот мир....