Урок литературы по произведению ИС Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Жамбалова Кристина Ивановна

Урок литературы по произведению "Муму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_po_proizvedeniyu_mumu.docx34.76 КБ
Файл mumu.pptx160.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества героя

Класс: 5

Предмет: Литература

Учитель: Жамбалова КИ

Цели урока: 

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы;

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  обогатить  представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий, развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания  и   эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им

Предметные:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведения с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое в виде кластера и синквейна

  • В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

  • В сфере физической деятельности: осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

Оборудование: 

 Презентация к уроку, распечатки с текстами для работы в группе.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, работа с таблицей, построение кластера, фронтальный опрос,  синквейн.

                                                           Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Откройте тетради и запишите тему урока

(Объявление темы урока Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)

- Дома вы дочитали рассказ «Муму». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3» Слайд 2

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

3.Герасим находит щенка.

4.Любовь Герасима к Татьяне.

5.Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

- Взаимопроверка работы по Слайду 3 (ответы:  9, 1, 5, 2, 4, 7, 3, 8, 6), выставление оценок

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус. Слайд 4

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

  r г  l  л  g  у  d  х  s  о  n  н  i  е  w  м  z  о  й

ГЛУХОНЕМОЙ (слайд  5)

        - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты)

- Как вы думаете,  кому  будет посвящен наш урок? (Герасиму). А какова будет цель нашего урока?

2. Поэтапное составление кластера по теме «Характеристика Герасима».

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

1.- РАБОТА В ГРУППАХ (заготовка кластера у каждого)

Задание: Какие эпизоды и детали помогут рассказать о главном герое рассказа? Ответить на этот вопрос вам помогут карточки-подсказки каждой группы. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно слушать другую группу и вписывать элементы кластера. Итак, за дело!

  1. Работа по карточкам-текстам №1 по группам

1 группа - Обязанности Герасима  в деревне.

Задание: Найти эпитеты, объяснить значение эпитетов

Почему Герасим так усердно и много работал?

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Одаренный необычайной  силой, он работал  за четверых -  дело спорилось  в  его руках,  и  весело было смотреть на  него,  когда  он  либо пахал  и, налегая огромными  ладонями  на  соху,  казалось,  один,  без  помощи   лошаденки, взрезывал  упругую  грудь  земли,  либо  о  Петров  день  так  сокрушительно действовал косой,  что  хоть бы молодой березовый лесок смахивать  с  корней долой, либо  проворно  и  безостановочно  молотил трехаршинным цепом, и  как рычаг опускались  и поднимались  продолговатые и твердые мышцы  его  плечей.

Словарная работа.

Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»

Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

Значение эпитетов (можно остановиться на нескольких)

- Как относится автор к своему герою?

- Автор пишет, что на работу Герасима «весело было смотреть». Скажите тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам удовольствие от работы?

(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. )

2 группа - Обязанности Герасима в городе.

Задание: Найти сравнение, объяснить значение

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

Дела у него было немного; вся обязанность  его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и  дома да чужих не  пускать и  по ночам караулить.  И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось,  ни  сору; застрянет ли  в  грязную  пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и  поленья;  а  что  насчет  чужих, так после того,  как  он однажды  ночью, поймав двух воров, стукнул их  друг о дружку лбами,  да  так стукнул, что хоть  в полицию  их потом не  води,  все в околотке очень стали уважать  его;  даже  днем проходившие,  вовсе  уже  не  мошенники,  а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника  отмахивались и кричали на него, как  будто  он мог  слышать  их крики.  

- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

 - Значение сравнения (сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)

3 группа - Интерьер, описание каморки Герасима.

Задание: подобрать ключевые слова – ассоциации.

Что можно сказать о характере Герасима, глядя на    обстановку в его каморке?

КАМОРКА ГЕРАСИМА

Ему отвели  над  кухней  каморку; он устроил ее  себе сам,  по своему вкусу: соорудил  в  ней  кровать  из дубовых  досок  на  четырех чурбанах,  истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий  сундук;  в уголку стоял столик такого  же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый,  что  сам Герасим,  бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок,  напоминавший своим видом калач, только черный; ключ  от этого замка Герасим  всегда носил с собой на пояске.  Он  не любил, чтобы к нему ходили.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

(Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Запишите эту новую для вас стилистическую фигуру в тетрадь. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».)

- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)

- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)

  1. Работа по карточкам-текстам №2 по группам

1 группа

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со  всей  остальной  челядью Герасим находился в отношениях  не  то  чтобы  приятельских, - они его  побаивались,- а коротких: он  считал  их за своих.  Они с ним объяснялись знаками,  и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал,  и уже никто  не смел садиться на  его  место в застолице.

- Как Герасим относится к другим героям? Почему?

Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

2 группа

ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при  нем  не смели драться, а то беда! увидит,  тотчас схватит за ноги, повертит  раз десять на воздухе колесом  и  бросит  врозь. На  дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь,  известно,  птица важная  и рассудительная;  Герасим чувствовал  к ним уважение, ходил за  ними и кормил  их; он сам смахивал на степенного гусака.

- Каково значение слова «степенный»?

Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.

3 группа

КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым  работам, к  деревенскому  быту.  Отчужденный  несчастьем  своим  от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в  город,  он  не понимал, что  с ним  такое  деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык,  которого только что взяли с нивы, где сочная  трава росла  ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги  - и вот, обдавая его тучное  тело то дымом с искрами, то  волнистым  паром, мчат его  теперь, мчат  со  стуком и  визгом,  а  куда мчат  - бог весть! Занятия  Герасима по новой его должности казались ему шуткой после  тяжких крестьянских работ; в полчаса все  у него  было  готово, и  он опять  то останавливался  посреди двора  и  глядел,  разинув  рот,  на  всех проходящих,  как  бы  желая  добиться  от  них  решения  загадочного  своего положения,  то вдруг уходил куда-нибудь в  уголок и,  далеко швырнув  метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на  груди неподвижно, как пойманный  зверь. Но ко всему привыкает человек,  и Герасим привык наконец к городскому  житью.

(Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.)

- Почему Герасим «швыряет метлу и лопату», а не ставит их или бросает?

- Почему не ложился, а  «бросался на землю»? Какое чувство хотел подчеркнуть писатель?

- Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?

(Герасим, которого взяли в город в качестве «представительной фигуры» и только, остался таким же собранным, аккуратным, трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство собственного достоинства)

Задание 4.Обсуждение созданного в группах кластера «Образ Герасима»

(Слайд 6)

Пример кластера:

                                                   

           

4. Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 7)

- Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  1. строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

5.Рефлексия

  • Мы познакомились с главным героем рассказа, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты.
  • Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?
  • Сумел ли автор доказать, что герой его славный?
  • А вы могли бы назвать Герасима славным?
  • Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

Задание 2 (самооценка)

  • Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?

6. Домашнее задание на выбор: (Слайд 8)

1. Написать синквейн о барыне или Татьяне

2.Нарисовать иллюстрацию к рассказу

3.Написать мини-сочинение на одну из тем: «Как изменила Герасима гибель Муму?», «Какие испытания выпали на долю Герасима?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С.Тургенев « Муму ».Духовные и нравственные качества героя

Слайд 2

Карточка Восстановите последовательность эпизодов в рассказе « Муму ». Поставьте номера 1-9 1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне. 5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни

Слайд 3

ответы: 9 1 5 2 4 7 3 8 6

Слайд 4

Ребус r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Слайд 5

Ответ: ГЛУХОНЕМОЙ

Слайд 6

Кластер ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ КАМОРКА ГЕРАСИМА ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА Образ Герасима

Слайд 7

Синквейн 1строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 8

Домашнее задание: 1. Написать синквейн о барыне или Татьяне 2.Нарисовать иллюстрацию к рассказу 3.Написать мини-сочинение на одну из тем: «Как изменила Герасима гибель Муму ?», «Какие испытания выпали на долю Герасима?»

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Урок литературы по произведению Э.Распе "Барон Мюнхаузен"

Урок  с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме  - в виде соревнования между т...

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Урок литературы по произведению Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь""

Проектная деятельность на уроках литературы-одна из продуктивных педагогических технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся....

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк" (2ч) для 7 класса

В разработке представлены два урока плитературы по творчеству И. С. Тургенева. Первый знакомит нас с биографией писателя, с его сборником "Записки охотника". Второй урок посвящён анализу рассказа "Бир...